Лазарева суббота

Шестая суббота Великого поста, предваряющая день праздника Входа Господня в Иерусалим, именуется Лазаревой субботой.

Рассказ о чуде воскрешения Лазарева содержится в Евангелии от Иоанна (11:1-44).

Неподалеку от Иерусалима в селении Вифания жил, вместе со своими сестрами Марфой и Марией, друг Христа — Лазарь. Он тяжело заболел и сестры послали сообщить об этом Иисусу. В это время Господь находился достаточно далеко от столицы — за Иорданом. Однако, получив известие о болезни друга, Иисус не торопился к нему идти. И лишь когда Лазарь умер, Христос с учениками отправился наконец в путь. При этом Он сказал апостолам: “Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали”. Здесь Христос имел в виду то, что, благодаря смерти Лазаря, апостолы скоро увидят отнюдь не какое-либо “простое”, ставшее уже почти “привычным” для них чудо исцеления больного, но удивительное чудо воскрешения из мертвых.

Когда Господь пришел в Вифанию, Лазарь уже четыре дня находился во гробе: по обычаю он был похоронен в пещере. Христос сначала встретился с Марфой, которая горячо исповедовала свою веру в Его всемогущество и в то, что Он — воистину есть Сын Божий. Затем она призвала свою сестру Марию, которая, в ответ на зов, пришла ко гробу брата и нашла здесь Христа. После этого обе они выразили уверенность в том, что если бы Христос был в Вифании во время болезни Лазаря, то не дал бы ему умереть.

Вместе с Марией к могиле пришли и многие из иудеев. Все плакали над гробом, и Христос — из жалости к умершему другу — заплакал вместе с ними. Затем, как повествует Евангелие, Он подошел ко гробу и сказал: “отнимите камень (вход в пещеру загораживал большой валун). Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет”.

С одной стороны, это событие зримо явило всем подлинное могущество Христа, Его власть над тлением и смертью; для христиан оно стало залогом того, что Бог способен воскресить не только Лазаря, но — после Своего Второго Пришествия — и всех иных умерших людей. С другой стороны, это чудо прямо связано также и с последующими затем страданиями и смертью Самого Иисуса, ибо именно оно, по свидетельству Евангелия от Иоанна, послужило еще к большему озлоблению иудейских первосвященников и старейшин против Христа, их решимости казнить Его (см. Евангелие от Иоанна 11:46-57).

Время возникновения и распространения в Православной Церкви обычая празднования Лазаревой субботы — IV-V вв. Первоначально торжественней всего этот праздник отмечался в Иерусалиме.

Песнопения Лазаревой субботы были составлены в VII-X веках святыми Андреем Критским (канон на повечерии), Косьмой Маюмским (“четверопеснец” — особый канон, состоящий из четырех песен — на утрени), Иоанном Дамаскиным (второй канон на утрени), Феофаном Начертанным (первый канон на утрени) и Императором Львом Мудрым (стихиры на “Господи воззвах”).

Вся предшествующая празднику седмица соотносится — по смыслу исполняемых в это время в храмах песнопений — с событием воскрешения Лазаря. Этот период именуется в богослужебных текстах “преддверием Лазарева животворения”. Вместе с тем, содержание этих песнопений неразрывно связано также и с явным предощущением события ближайшего воскресенья — Входа Господня в Иерусалим. Поэтому она именуется также седмицей “Ваий” (то есть пальм), “Цветною”, “Цветоносною”.

Такая неразрывная взаимозависимость двух этих торжеств — Лазаревой субботы и Входа в Иерусалим — лишний раз подтверждается хотя бы тем, что оба они имеют один общий праздничный тропарь (см. раздел, посвященный празднику Вербного Воскресенья).

По своему облику богослужение праздника Лазаревой субботы очень близко к воскресному. Это единственный день церковного года, когда воскресная по форме служба совершается в “будничный” день.

По сути, Святая Четыредесятница уже завершается перед наступлением дня Лазаревой субботы, и последующая седмица служит уже переходной к празднику Пасхи.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру