О наследовании первородного греха

Казалось бы, какое отношение к современным людям имеет история праотцев Адама и Евы, восходящая к истоку человеческой цивилизации? А между тем то, что произошло с ними, напрямую касается каждого из ныне живущих.

Церковь, основываясь на Священном Писании, учит нас, что грех, вошедший в природу первых людей, не исчез с их физической смертью, но преемственно передавался в последующие поколения. Каждый человек, рождающийся в этом мире, наследует Адаму и Еве, в силу чего имеет природу испорченную и подверженную греху. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), “естество наше заражено грехом”. А преподобный Макарий Египетский говорит о “греховной закваске”, которая присутствует в человеческом естестве с момента грехопадения.

Всматриваясь в сложное, противоречивое и трагическое развитие человеческой цивилизации, следует, с одной стороны, отметить успехи в области науки и техники, но с другой стороны — свидетельствовать об отсутствии того, что можно было бы считать духовным прогрессом. Сошлюсь на один мой разговор с отцом, который родился до революции и хорошо помнил те времена. Вот что он сказал: “Видимо, люди уже больше никогда не будут жить в материальном отношении так скромно, как они жили тогда. Но, наверное, и никогда больше люди не будут жить так мирно и покойно, как они жили раньше”.

Любой внимательный и склонный к анализу человек, наблюдая за развитием исторического процесса, без труда убедится в том, что духовный, нравственный прогресс в развитии рода человеческого отсутствует. Подобный прогресс может существовать на уровне отдельной личности, но нравственного прогресса общества в целом обнаружить практически невозможно, ибо такового просто нет. Тот факт, что научно-техническое развитие общества не соответствует его духовному развитию, есть указание на некую онтологическую, мистическую, внутреннюю причину, препятствующую духовному совершенствованию рода человеческого.

Почему же грех Адамов перешел на последующие поколения?

Ученые утверждают: “Человек — существо социальное”. И это верно, ибо он развивается и становится личностью в тесном взаимодействии с другими людьми, обществом, окружающим миром. Почти все, что мы знаем, что умеем и чем пользуемся в нашей жизни, пришло к нам от других людей. Мы объединены с другими людьми в систему взаимозависимости, находимся под их влиянием и сами оказываем влияние на них.

Известно, что войны замышляют, провоцируют и ведут не народы, а горстка политиков. Но вовлекаются в эту трагедию миллионы людей. Так воля одних оказывает влияние на жизнь, поступки и судьбу других. Ошибка механика, который готовит самолет к полету, может обернуться страшной трагедией для пассажиров. Люди связаны друг с другом множеством незримых нитей; ибо все, что мы делаем, отражается на других, а то, что делают другие, отражается на нас. Человечество объединено законом солидарности. И потому грех, совершенный Адамом, разделил с ним весь род человеческий.

Существует и другой закон, действие которого определяет распространение первородного греха. Это закон наследственности. Мы наследуем не только внешность, нрав, жесты своих родителей, но и самую природу, которая со времен Адама поколеблена и искажена грехом. Таким образом, через действие законов солидарности и наследственности поврежденная природа Адама становится нашей собственной. Это напоминает восхождение альпинистов в одной связке, когда один сорвавшийся в пропасть может увлечь за собой всех остальных. Так и падение Адама увлекло всех нас в пропасть греха.

У кого-то может возникнуть вопрос: а почему потомки должны нести ответственность за ветхого Адама, за прежде жившие поколения, за дедов и отцов своих — разве это справедливо? Но возникает встречный вопрос: а разве мы сами не совершаем Адамова греха? Ежедневно и ежечасно мы совершаем поступки весьма сомнительные с точки зрения Абсолютной Божией правды. Но если сами мы не без греха, то справедливо ли ставить себя выше праотца нашего Адама? Применительно к нашей повседневной жизни можно без колебаний утверждать, что человечество постоянно повторяет грех Адама, отказываясь от Бога и от Богом определенного порядка жизни.

Но вот что очень важно. Господь наказал первых людей изгнанием из рая. Он лишил их Своей благодатной помощи и энергии, но одновременно дал им удивительное обетование. Бог сказал, обращаясь к змию:

“И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3. 15).

Итак, семя жены, то есть потомство Евы, поразит диавола в голову. Что это означает?

Святые отцы называют этот стих Священного Писания “Первоевангелием”, ибо в нем заключено самое раннее обетование о пришествии на землю Спасителя, Мессии, Который должен родиться от женщины и поразить змия, вернуть людям утраченный рай, восстановив их связь с Творцом, оживотворяющим благодатью Свое творение.

Таким образом, драма грехопадения, имевшая столь опасные для людей последствия, включает в себя также и обетование о пришествии Спасителя мира и о грядущем всеобщем искуплении. Это библейское повествование является зримым свидетельством Божией любви к человеку.

Бог сотворил человека свободным, дав ему возможность избирать между добром и злом. Первые люди выбирают путь греха. Однако Отец Небесный по неизреченной Своей любви и милости тогда же предусматривает спасение всех отпавших от Него через пришествие в мир Спасителя, призванного восстановить отношения рода человеческого с Богом.


Источник:
http://www.mospat.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру