Двунадесятые господские праздники

ЧИН ВЕЧЕРНИ БОГОЯВЛЕНИЯ,
СОВЕРШАЕМОЙ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА

Вечерня в навечерие праздника Богоявления совершается подобно той, какая бывает и в навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паремий, Апостола, Евангелия и прочее (см. Чин рождественской вечерни). Но только паремий на вечерне Богоявления читается не 8, а 13 . Возглашение же тропаря с пением окончательных слов его бывает, как и в навечерие Рождества Христова: после трех первых и трех следующих за ними паремий. После первых трех паремий певцы припевают к тропарю на 5-й глас "Да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе" (на время пения царские врата открываются). После 6 паремии припев на 6-й глас "Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе".

Если в навечерие Богоявления вечерня соединяется с Литургией Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом "Яко свят еси, Боже наш", затем поется Трисвятое и обычным порядком совершается Литургия. На вечерне же, отдельно совершаемой от Литургии (в субботу и воскресенье), после паремии и малой ектении произносится прокимен, читаются Апос¬тол и Евангелие (те, которые положены в Субботу и Неделю пред Просвещением). Затем — ектения "Рцем вси" и прочее последование вечерни.

ПОСЛЕДОВАНИЕ "ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ
СВЯТЫХ БОГОЯВЛЕНИЙ"

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы. Если вечерня совершалась особо, без соединения с Литургией, то освящение воды бывает в конце вечерни, после ектении: "Исполним вечернюю молитву" и возгласа священника. Освящение воды совершается и в самый праздник, после Литургии (после заам¬вонной молитвы).

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды, как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же — и в навечерие, и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество воды, а также и крещения оглашенных, которое в древности происходило в навечерие Богоявления ("Постановления Апостольские", кн. 5, гл. 13. Свидетельства историков: блаженного Феодорита Киррского, святителя Никифора Каллиста); в самый же день праздника освящение воды совершается в воспоминание Крещения Христа Спасителя.
Водоосвящение в праздник Богоявления получило начало в Иерусалимской Церкви, и в IV–V веках совершалось только в этой Церкви: выходили на реку Иордан для водоосвящения, которое являлось воспоминанием Крещения Спасителя. Поэтому в праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах ("хождение на Иордань"), ибо Христос крестился вне храма. В навечерие же водоосвящение совершается в храмах (см. об этом определение Московского Собора 1667 г.).

Великое освящение воды получило начало в первые времена христианства. Об освящении воды в праздник упоминают Тертуллиан и святой Киприан Карфагенский. В "Постановлениях Апостольских" содер¬жатся и молитвы, произносившееся при освящении. Так, в кн. 8 говорится: "Священник призовет Господа и скажет: "И ныне освяти воду сию и даждь ей благодать и силу". Святой Василий Великий пишет: "По какому писанию бла¬гословляем мы и воду Крещения? — от Апостольского предания, по преемству в тайне" (91 правило). Святой Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: от продолжительного времени она не портится ("Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в сущест¬ве своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года, остается свежей и неповрежденной, и после столького времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников" — Беседа 37; См. также: Типикон, 5 января).

Последование Великого освящения воды, как в навечерие, так и в самый праздник — одно и то же, и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит из воспоминания пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его знаменования в ектении и молитвах, из призывания благословения Божия на воды и в троекратного погружения в них животворящего Креста Господня.

Чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (на Литургии) или ектении "Исполним вечернюю молитву" (на вечерне) все священнослужители в полном облачении выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источники. Впереди — певцы с пением тропарей "Глас Господень" и прочих, в которых воспоминаются обстоятельства крещения Спасителя. За певцами следуют свещеносцы со свечами, диакон с кадилом и священник, несущий честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздýх). На месте водоосвящения Крест полагается на столик, на котором должна стоять водосвятная чаша с тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершают каждение воды, приготовленной к освящению, а если водоосвящение происходит в храме, то и алтаря, священнослужителей, певцов и народа.

По окончании пения трех тропарей диакон возглашает: "Премудрость" и читаются три паремии из Книги пророка Исаии, в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от Живоносных источников спасения.

Затем поется прокимен, читаются Апостол и Евангелие. В Апостоле говорится о таинственном Крещении иудеев среди облака и моря, о духовной их пище и питии, дарованных Богом по молитвам пророка Моисея. В Евангелии повествуется о Крещении Господа. После этого диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: "Господи Иисусе Христе" (без возгласа). В ектении содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и о даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, к отгнанию всякого наве¬та видимых и невидимых врагов, ко освящению домов и на всякую пользу. Затем священник читает во всеуслышание молитву: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя" (трижды). Затем — продолжение этой молитвы: "Ты бо хотением от несущих" (и прочее).

В освятительной молитве Церковь молится Господу, всеми чудесами всемогущества и славы Его, всем величием Божества, всем беспредельным Естеством Его, прийти и освятить воду, чтобы она получила благодать избав¬ления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и "ко всякой пользе изрядна". Священник трижды возглашает: "Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию". И при каждом возглашении благословляет воду (рукой).

По окончании чтения молитв настоятель, благословляет воду Честным Крестом, погружая его трижды, и при каждом погружении поет со священнослужителями тропарь: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи".
После этого певцы многократно поют тропарь, а священник с Крестом в левой руке кропит молящихся крестообразно, а затем окропляет святой водой храм. При входе в храм положено петь стихиру: "Воспоим, вернии". За¬тем, если была Литургия: "Буди Имя Господне благословено"; или, если была только вечерня: "Премудрость", "Сый благословен" и прочее, и после 33 псалма — отпуст праздника: "Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш".

ЧИН СЛАВЛЕНИЯ ПРАЗДНИКА

После отпуста вечерни или Литургии на амвоне (или посреди церкви вместо аналоя с иконой) поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь, а на "Слава, и ныне" — кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения — Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого священник дает молящимся крест и окропляет их святой водой.

ВЕЛИКАЯ АГИАСМА

Богоявленская вода — вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой и является великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ек¬тении великого освящения воды Церковь молится — "о еже освятитися водам сим ... и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа", "о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению: во исцеление души и тела ... черплющим и емлющим во освящение домов, ... и на всяку пользу изрядну (сильную)", "о еже быти (воде) сей во очищение душ и телес всем верою черплющим же и причащающимся от нея, ... приводящей в жизнь вечную", "о еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа".

В прошениях на ектении и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою "черплющим и причащающимся" этой святыни. Так, в молитве на освящение воды священник молится: "Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления (спасения); благословение Иорданово, сотвори ю (ее): нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление; демонов всегубительство; сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиеся, имеют ю ко очищению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну", "Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение".

Крещенскую воду Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, для врачевания, благословляет ее пить тем, кто не может быть допущен к Святому Причастию. Священнослужители в праздник Богоявления, взяв сосуд с водой и Крест, с пением тропаря праздника посещают жилища своих прихожан, окропляя дома и живущих в них. Окропление начинается с храма Божия, в котором после Литургии в навечерие священнослужители славят Христа, крестившегося в день Богоявления.

В крещенский Сочельник установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном уставе (см. Минею и Типикон под 5 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъясняет: те, кто отлучают себя от святой воды из-за того, что вкушали до этого пищу — "не добре творят". "Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищение же (для очищения) от сих, пием без сомнения сию святую воду" (Типикон, 6 января "зри").

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы оно ни случилось, начинается, как и в праздник Рождества Христова, великим повечерием, потому что вечерня праздника совершается прежде, особо. Схема великого повечерия та же, что и на Рождество Христово. Великое повечерие завершается литией. Затем служится утреня.

На утрене, по полиелее, поется величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских", затем степенны — первый антифон 4-го гласа, 50-й псалом, "Слава": "Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане"; "И ныне": то же, стих: "Помилуй мя, Боже", и стихира: "Бог Слово плотию роду человеческому". Канонов — два: святого Космы Майумского "Глубины открыл есть дно" и святого Иоанна Дамаскина "Шествует морскую волнящуюся бурю".
"Честнейшую Херувим" не поется. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: "Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу". Хор (иногда повторяя и припев) поет ирмос: "Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем". В русском переводе: "Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица: но Ты, как Благая, приими веру, а любовь нашу божественную (пламенную) Ты знаешь; ибо Ты Предстательница христиан; Тебя мы величаем". Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на Литургии (до отдания праздника включительно). К тропарям канона на 9-й песни припеваются свои припевы.
В конце утрени — отпуст праздника (см. Служебник).

ЛИТУРГИЯ ПРАЗДНИКА

Литургия в день Богоявления, как и в день Рождества Христова, бывает святого Иоанна Златоуста, если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, или Литургия святого Василия Великого, если праздник случится в воскресенье или понедельник, так как накануне этих дней (в субботу и воскресенье) в навечерие праздника совершалась Литургия святого Иоанна Златоуста, а положенная в навечерие Литургия Василия Великого перенесена на самый день праздника. На Литургии поются антифоны праздника. Вхóдное: "Благословен грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам".
Вместо Трисвятого — "Елицы во Христа крестистеся" — в напоминание новопросвещенным, крестившимся в древности в навечерие праздника, во Христа "облекшимся". Задостойник. Причастен праздника: "Явися благодать Божия спасительная всем человеком".

ВЕЧЕРНЯ В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА

На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи. На вечерне в день празд¬ника (под 7 января — ст.ст.) вход с кадилом и великий прокимен: "Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, — сотвори". Если праздник случится в субботу, то великий прокимен поется в навечерие праздника (в пятницу).

ПОПРАЗДНСТВО И ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА

Попразднство продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14/27 января. Во все дни попразднства наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника.
На Литургии во все дни попразднства, до отдания включительно, после входа поется окончание: "Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа".

В день отдания праздника служба вся Просвещения кроме входа, паремий, полиелея — на вечерне и утрене, и кроме антифонов и входного стиха — на Литургии. "Честнейшую Херувим" не поется 7/20 и 14/27 января, за исключе¬нием совпадения с воскресеньем, когда "Честнейшую Херувим" поется. Утреня на отдание — с "великим славословием".

Устав указывает особенности богослужения дней попразднства Богоявления, когда, начиная с 11/24 января, бывает их совпадение с Неделей о Мытаре и фарисее (см. Типикон, последование 11 января и 14 января).

СУББОТА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ПО ПРОСВЕЩЕНИИ

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику (см. Типикон, после¬дование 7 января).


Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

Материалы в этой же группе:
Рождественская фольклорная традиция, Вертепная традиция, Таинство рождественской звезды

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру