Двунадесятые господские праздники

НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Канун праздника (24 декабря/6 января) называется также навечерием праздника.

Обычай совершать навечерие перед праздником Рождества Христова, безусловно, древний. Уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие, если оно случится в воскресный день (Феофил, архиепископ Александрийский. Правило 1).

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА

Если навечерие случится в любой из седмичных дней (кроме субботы и воскресенья), то в такой день утром совершаются великие (или царские) часы, а днем — вечерня с Литургией святого Василия Великого. Если навечерие Рождества Христова случится в субботу или Неделю (самый праздник — в воскресенье или понедельник), то великие часы переносятся на пятницу, и Литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером, в обычное время. В самый день навечерия, то есть в субботу или воскресенье, бывает Литургия святого Иоанна Златоуста — в свое время, и затем особо служится великая вечерня, относящаяся к празднику. Литургия святого Василия Великого переносится на самый день праздника.

ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ

Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Великие часы включают в себя прокимен, апостольское и евангельское чтения с паремией перед ними, а также особые тропари и по два псалма, приуроченных специально к празднику.

Основное содержание великих часов — тропари и чтения — было известно уже в IV веке. В IV веке были составлены чин последования и нынешние тропари, автором которых считают святого Софрония, патриарха Иерусалимского. В IХ-Х вв. это последование включалось в 3 час, а впоследствии было распределено между всеми часами.

Название "царских" великие часы получили только на Руси — в древних Типиконах они такого наименования не имеют. Это название "царские" часы получили потому, что по существовавшей традиции во время их совершения обя¬зательно присутствовали: в древней Византии — императоры, а на Руси — цари. Более правильным и согласным с древними Типиконами является именование часов великими.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕЛИКИХ ЧАСОВ

В 1 часе из обычных псалмов остается только 5-й. В особом 44 псалме изображается красота и величие Мессии, в 45 псалме — спасительное заступление Богом Его града. Стихиры изображают приготовление Вифлеема к великому собы¬тию, которое должно произойти в нем, и смущение праведного Иосифа при виде Пресвятой Девы непраздной. Прокимен 1 часа говорит о превечном усыновлении и облечении властью Мессии (Пс. 2, 7-8). Апостол повествует о величии и превосходстве Сына Божия перед Ангелами (Евр. 1, 1-10), Евангелие — об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших Рождеству Христову, и о самом событии Рождества (Мф. 1, 18-25).

В 3 часе к 50 псалму присоединяется псалом 66, изображающий грядущее спасение всех познавших Бога, и псалом 86 — о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии. Первые две стихиры изображают уничижение, которое принял на Себя Сын Божий через Свое рождение на земле; в последней стихире, как продолжении стихир 1 часа, говорится о том, как праведный Иосиф верою преодолел свое недоумение относительно непразднства своей святой Обручницы. Прокимен говорит о самом рождении Мессии (Пс. 9, 6). Паремия возвещает пророчество о явлении Бога на земле (Вар. 3, 36-39). Апостол повествует о пришествии веры, о усыновлении верою Богу и о соединении со Христом (Гал. 3, 23-29). Евангелие содержит более подробное, чем на первом часе повествование о самом событии Рождества (Лк. 2, 1-9).

В 6-м часе оставляется 90-й псалом, к которому присоединяются следующие псалмы: 71-й — изображающий Мессию как Превечного царя, Его царственное достоинство найдет признание со стороны языческих народов (пророчество о поклонении волхвов), и псалом 131, изображающий благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки Престола и в избрании Сиона для пребывания Божия. Стихиры призывают всю вселенную к достойному принятию грядущего Господа. Прокимен — о предвечном рождении Мессии и Его седении одесную Бога (Пс. 109, 3). Паремия — пророчество Исаии о рождении Мессии от Девы (Ис. 7, 10–16; 8, 1–5; 8–10); Апостол — о предвечности бытия Сына Божия (Евр.1, 10–2,3). Евангелие продолжает описание обстоятельств рождения Спасителя, повествуя о поклонении волхвов (Мф. 2, 1-12).

В 9-м часе к 85-му псалму присоединяются псалмы 109-й и 110-й. В первом из них изображается предвечное рождение Мессии, Его седение одесную Бога и священническое достоинство, в другом — избавление Богом верующих в Него людей Его и заключение Завета с ними.

В первой стихире описывается горе матерей после убиения Иродом младенцев; во второй — содержится ответ Пресвятой Девы Марии на недоумение Иосифа о Ее непраздности. В третьей заключительной стихире освещается событие Рождества в свете явленного в нем истощания Христова. Стихира заканчивается призывом к поклонению Рождеству и молитвой о грядущем Богоявлении. Прокимен указывает на духовное многочадие Сиона (Пс. 86, 5). Паремия представляет всестороннюю картину служения Мессии, ибо оно определялось Его Богосыновством (Ис. 9, 6–7). Апостол повествует о главной цели вочеловечения Сына Божия — Его первосвященническом служении (Евр. 2, 11–18). Евангелие, как и Апостол, говорит об избиении младенцев, которое было предвозвещением крестного страдания и смерти "Младенца Мариина" (Мф. 2, 13–23).

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ ЧАСОВ

Священник облачается в епитрахиль и поручи для изнесения святого Евангелия, затем — в фелонь; диакон облачается в стихарь. Заранее поставляется аналой посреди храма, напротив царских врат.

Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, держа в руках святое Евангелие, диакон — кадило и свечу. Священник полагает святое Евангелие на аналой и творит начало по обычаю. Перед аналоем, на котором лежит Евангелие, ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой.

Чтец на середине храма после возгласа священника начинает Первый час: "Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". После возгласа "Яко Твое есть Царство" священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение: он кадит святое Евангелие, алтарь, иконостас, весь храм и народ.

На 3-м и 6-м часах диакон до чтения Евангелия совершает каждение вокруг аналоя, кадит иконостас, предстоятеля, духовенство и всех молящихся.

На 9-м часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе (по уставу указано совершать каждение всего храма одному диакону).

По прочтении святого Евангелия на 9-м часе священник в предшествии диакона со свечой уносит Евангелие в алтарь; диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала последования изобразительных. В конце изобразительных, при пении "Достойно есть" царские врата открываются, и священник творит отпуст (после отпуста царские врата снова закрываются).

ЧИН РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ВЕЧЕРНИ,
СОВЕРШАЕМОЙ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА

Накануне (в навечерие) праздника Рождества Христова рождественская вечерня совершается днем и отдельно от утрени праздника, для того чтобы совершить ее наиболее торжественно. Для этой же цели рождественская вечеря обычно соединяется с продолжительной Литургией святого Василия Великого.

Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресенье, то рождественская вечерня не соединяется с Литургией, а совершается днем самостоятельно. В этом случае Литургия святого Василия Великого переносится на самый день праздника, а великие часы переносятся на пятницу. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, бывает Литургия святого Иоанна Златоуста — в свое время, и затем особо служится рождественская вечерня.

Начало вечерни бывает различным. Если вечерня служится без соединения с Литургией святого Василия Великого, то священник творит обычное начало вечерни: "Благословен Бог наш". Чтец: "Аминь. Царю Небесный" по "Отче наш", "Господи, помилуй (12) "Слава, и ныне", "Приидите, поклонимся" и 103-й псалом "Благослови, душе моя, Господа".

Если же вечерня соединяется с Литургией, то диакон на амвоне возглашает "Благослови, Владыко"; священник: "Благословено Царство"; хор: "Аминь"; чтец: "Царю Небесный" и проч.

После прочтения предначинательного псалма следует великая ектения. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, поется "Блажен муж" (в субботу — вся кафизма, в воскресенье — первый антифон); в остальные дни, сразу после великой ектении, поются стихиры на "Господи, воззвах" (глас 2). Диакон совершает каждение. "Иерей же творит проскомидию", если служится Литургия. Вход с Евангелием. Прокимен дня. И только в навечерие, случившееся в пятницу, вместо дневного поется великий прокимен "Кто Бог велий, яко Бог наш" (прокимен переносится на день праздника с вечерни, относящейся к 26 декабря/7 января).

Читается восемь паремий. После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь "Тайно родился еси в вертепе" до конца. Хор: "С ними же помилуй нас". Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет то же окончание тропаря. И в заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его. Так же возглашается второй тропарь после следующих трех паремий. Конец тропаря поется "Жизнодавче, слава Тебе". После окончания чтения паремии — малая ектения и возглас "Яко свят еси, Боже наш". Затем:

Если нет Литургии:

Хор: "Аминь".
"Святый Боже" не поется, диакон: "Вонмем. Прокимен: Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты".
После этого – чтение апостола (Гал., зач. 207) и Евангелия (Мф., зач. 53).
Затем ектения "Рцем вси", "Сподоби, Господи".
Ектения: "Исполним вечернюю молитву", после возгласа: "Премудрость" и проч. по обычаю и отпуст. Если есть Литургия:

Хор: "Аминь".
"Святый Боже" — и по ряду Литургия святого Василия Великого.
На Литургии читаются Апостол (Евр., зач. 303) и Евангелие (Лк., зач. 5), отличные от Апостола и Евангелия, читаемых на вечерне, совершаемой отдельно, без Литургии.

ЧИН СЛАВЛЕНИЯ ХРИСТА
В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

После отпуста вечерни или Литургии на середину храма выносится свеча. Перед ней священнослужители и певцы ("клирицы") "велегласно" — громко и торжественно — поют тропарь и кондак праздника. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. На этом заканчивается богослужение навечерия праздника.

В Киево-Печерской Лавре чин "славления" совершается следующим образом: из алтаря выносится на середину храма икона праздника, совершается ее каждение и затем поклонение при пении тропаря и кондака.
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
Всенощное бдение праздника Рождества Христова состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.

ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ

Великое повечерие состоит из трех частей. Каждая часть его заключается молитвой, в которой кратко излагаются моления данной части великого повечерия. Части повечерия разделяются между собой молитвой "Приидите, поклонимся".
Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, поются "Бог Господь", тропари и славословится Псалтирь с седальнами и ектениями.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, по своему содержанию покаянная. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.

Великое повечерие начинается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, возглашает "Благослови, Владыко" и возвращается в алтарь. Священник возглашает "Благословен Бог наш", после чего совершается полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Чтец читает великое повечерие: "Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный" и прочее по обычаю.

КРАТКАЯ СХЕМА ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ

1 часть. После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3) и 24-й, 30-й и 90-й. Затем — "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3), "Слава, и ныне".
Хор: "С нами Бог".
Чтец читает прочие стихи до 20-го стиха: "Отец будущаго века".
Хор припевает к каждому стиху "Яко с нами Бог", и конечный стих завершается пением "С нами Бог".
Чтец: "День прешед", "Верую". Стихи: "Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных". Трисвятое по "Отче наш". Хор: тропарь праздника (царские врата на время пения открываются). Чтец: „Господи, помилуй" (40 р.). "Честнейшую Херувим". И заключительная молитва святого Василия Великого "Господи, Господи, избавлей нас".
2 часть. Чтец: "Придите, поклонимся", псалмы 50, 101 и молитва Манассии. Трисвятое по "Отче наш" (вместо тропарей "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" поется кондак). Хор: кондак праздника (царские врата на время пения открываются). Чтец: "Господи, помилуй" (40 р.). "Честнейшую Херувим". Заключительная молитва "Владыко Боже, Отче Вседержителю".
3 часть. Чтец: "Приидите, поклонимся", псалмы 69-й и 142-й. Великое славословие (читается): "Слава в вышних Богу". После этого бывает выход на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии — утреня, как на обычном праздничном всенощном бдении.

УТРЕНЯ

По полиелее — величание. Степенны — первый антифон 4 гласа "От юности моея". По 50-м псалме вместо "Молитвами" поется: "Слава": "Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы". "И ныне": то же. Стих "Помилуй мя, Боже" и стихира "Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем". Канонов — два: святого Космы Майумского и святого Иоанна Дамаскина. Вместо "Честнейшую Херувим" — припев "Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречи¬стую Богородицу". И ирмос "Таинство странное вижу и преславное". К тропарям канона припеваются свои припевы.
Катавасия на 9-й песни — ирмос второго канона "Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь".
В русском переводе (М. Скабаллановича): "Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предпочесть молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно, но и Ты, Матерь, дай силу (к песням) поскольку есть (у нас) усердие".
Этот ирмос второго канона "Любити убо нам" вместе с первым припевом 9 песни является задостойником на Литургии.
В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): "Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш", и прочее до конца.

ЛИТУРГИЯ

Если праздник случится в воскресенье или в понедельник, то совершается Литургия святого Василия Великого (то же — и в праздник Богоявления); в прочие дни седмицы — Литургия святого Иоанна Златоуста. На Литургии поются антифоны праздника: "Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем". Входный стих: "Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову". После "входного" поются тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого: "Елицы во Христа крестистеся" (то же и на Богоявление). Задостойник — ирмос "Любити убо нам" с припевом (поется на Литургии до отдания праздника). Причастен праздника. Антифоны, входное, "Елицы" поются только в день праздника.

ВЕЧЕРНЯ В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА

На следующий день после праздника Рождества Христова, 26 декабря/8 января, празднуется Собор Пресвятой Богородицы.
На вечерне в день праздника (под 26 декабря) кафизмы не бывает (кроме воскресенья).Вход с кадилом. Великий прокимен "Кто Бог велий, яко Бог наш".

Если Рождество Христово случится в субботу, то вечером поется обычный воскресный великий прокимен "Господь воцарися", а великий прокимен праздника переносится на пятницу — поется в навечерии праздника.

ПОПРАЗДНСТВО И ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА

Попразднство продолжается 6 дней. Отдание совершается 31 декабря/13 января. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, первым читается канон праздника, а на Литургии после входа поется "Приидите, поклонимся" с окончанием "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа".
На отдание Рождества Христова (31 декабря/13 января), как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (исключая Введение Пресвятой Богородицы во храм), поется вся служба праздника (служба рядового святого переносится на предыдущий день), но на вечерне не бывает входа и паремий, на утрене нет полиелея и антифонов. Служба совершается при будничном строе вечерни и праздничном — утрени (утреня "с великим славословием"). Канон поется с тропарями и катавасией только из первого канона праздника. Особенность праздника Рождества Христова в сравнении с Крещением и другими праздниками состоит в том, что при совпадении отдания праздни¬ка Рождества с воскресеньем на воскресной великой вечерне не поется догматик — вместо него поется стихира праздника: "Августу единоначальствующу". "Честнейшую Херувим" не поетсяна утрене 26 декабря/8 января и 31 декабря/13 января (на отдание праздника), а поются припевы и ирмос 9 песни канона праздника. Если эти дни приходятся на воскресенье, то поется "Честнейшую Херувим".

СУББОТА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

В субботу по Рождестве Христовом на Литургии полагаются особые Апостол (зач. 288, 1 Тим. 6, 11–16) и Евангелие (зач. 46, Мф. 12, 15–21). Неделя по Рождестве Христовом называется еще Неделей Богоотец. В эту Неделю совершается память род¬ственников Христовых по плоти различных времен: праотца Христова царя и пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти. "Со Иаковом, славным Богобратом, воспоим Давида Богоотца, Иосифа же божественнаго, Богородицы обручника" (светилен утрени).

Неделя имеет полную службу. Если эта Неделя случится в период между 26-31 декабря (по старому стилю), то служба Богоотец совершается в эти числа (см. Типикон, последование под 26 декабря). Но если Неделя случится по отдании праздника — 1/14 января (когда праздник Рождества Христова попадает на воскресенье), то служба Богоотец совершается 26 декабря/8 января.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ И ЕГО СПАСИТЕЛЬНЫЕ ПЛОДЫ

"Жаждет Благосердый нашего спасения и простирается дати прощение ищущим Его усердно и любовию работающим" . "Переливается чаша благоутробия Твоего, Христе, во творения вся, и обильно сия (их) милости исполни, плотию явльшуся и рождшуся Тебе" . "Великая сияют нам, Владыко, Твоего паче ума Божественнаго воплощения благодеяния, дарове и благодати, и Божественныя светлости, благодатно изливающияся" .

Господь "высотою царствуяй небес", милосердием Своим совершает все, касающееся нас, нашего спасения через воплощение от Отроковицы Девы" . Воплощение Единородного Сына Божия представляет вершину человеколюбивого Промысла Божия о мире и человеке. В Своем промышлении о мире Бог употреблял "бесчисленные и неудобоисповедимые виды Божественного домостроительства", "изобрете всяк путь художества (дабы спасти человека), человеком соединився" .

Воплощение Бога Слова есть наиглавнейшее дело Божия промышления о нас. Оно есть "совершение", главная цель Божия Промысла о мире и составляет, по выражению святого Иоанна Златоуста, "сущность спасения", ибо, став человеком, Бог Слово восприятием нашей плоти, всей Своей жизнью во плоти, страданиями, крестной смертью и Воскресением совершил спасение людей. Поэтому воплощение и стало для всех "живоначальным и спасительным" . "Немоществовавшее наше естество, — говорит святой Григорий Нисский, — возымело нужду во врачующем; человек, подвергшийся падению, возымел нужду в подъемлющем; уклонившийся от жизни возымел нужду в оживотворяющем; удалившийся от причастия блага возымел нужду в возводящем ко благу; заключенному во тьме стало нужно пришествие света; пленник ощутил потребность в искупителе; узник — в защитнике; содержимый под игом рабства (греха) — в освободителе" . В воплощении Сына Божия мы видим явление тайны домостроительства Божия о мире, как ответ человеку на его мучение в грехе, отчаяние во зле и беспомощность в смерти. Господь сходит на землю спасти мир "вольною нищетою по милосердию многому" . "Видел нашу болезнь и озлобление Господь", не презрел нас, но истощил Себя Самого, не отступив Родителя, воплотился от Неискусобрачныя Девы , дабы "понести и спасти человеческое естество озлобленное" .

Своим воплощением Бог показал, что любовь есть содержание Божественного бытия, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8, 16). В многочисленных песнопениях говорится, что Бог Слово воплотился нас ради по Своей любви и "благоутробию", "яко милосерд", "щедротство прием и человеколюбную милость" . Он на Себя воспринял меру человечества, Своим соделал наше ничтожество, не возгнушался нашей греховности. "Ты врага суща зело возлюбил еси; Ты истощанием странным (чудным) сошел еси на землю, Благоутробне Спасе, последняго досаждения не отвергся, и пребыв на высоте Пречистыя Твоея славы, прежде (грехом) безчествованнаго прославил еси" . Глубоким чувством смиренной благодарности, любви и духовного ликования исполнены многочисленные песнопения, воспевающие неизреченное Божие снисхождение и истощание как явление Любви Божией к нам в Богово¬площении.

"Возведи Твои очи, о, душе моя, и на Божие воззри смотрение и благоутробие, како небеса преклонив, на землю сниде, да вознесет тебе от окаянства твоих страстей, и поставит тя на камени веры. О, дивство страшного чудесе . О, таинство! Образ истощания неведом, богатство благости несказанно . Слава истощанию Твоему, Человеколюбче" .

Какие же спасительные плоды Боговоплощения? Жизнь Господа нашего Иисуса Христа от Его зачатия во Святой Деве до крестной смерти, Воскресения и Вознесения составляет единое Его Богочеловеческое домостроительство спасения. В Спасителе — все сотериологично, все спасительно, все, что входит в личность и дело Богочеловека, составляет Евангелие спасения. Господь спасает человека всем Своим Богочеловеческим бытием. Крест, крестные страдания и смерть есть вершина всего дела спасения, основанием же служит воплощение, на котором Господь Иисус Христос создал богочеловеческий дом спасения, утвердив на его верху Крест и Воскресение. Человеколюбивым воплощением Бог Слово объял в Своем подвиге спасения всю человеческую природу: душу и тело человека. Человеческое естество отныне освобождается от власти греха.

"Плотию пеленами повиваемь, повиваяй мглою землю, песком же море, соуз зол моих расторгл еси, и правдою вся связал еси, расслабленныя прилогами борца" .

Воплощением в человеческую природу вошла Божественная сила Света и бессмертия, оно положило начало совершенному освобождению человека от греха и всех его следствий.

В своем существе грех как свободное нарушение воли Божией является виной грешника перед Богом. Грех возводит преграду (слав. "средостение") между человеком и Богом, однако любящий Господь всегда близ человека и постоянно "жаждет, Благосердый, нашего спасения, и простирается дати прощение ищущим Его усердно и любовию работающим" .
"И поистине, — говорит святой Симеон Новый Богослов, — Христос алчет, жаждет, то есть крайним и неудержимым желанием желает единого спасения всех человеков" . Движимый этой любовью, Бог Слово нисходит к человеку и воплощается. Его воплощение принесло людям мир (песнь Ангелов при рождении Спасителя) , послужило началом нашего примирения с Богом (ср. Рим. 5, 10) и обновления , ибо Им "укрощена древних человек брань (греч.: "вражда") ко Отцу и Богу" через благодатную веру и исповедание Христа людьми . В Боговоплощении примиряются и соединяются "небесная и земная", восхваляя чистыми устами Чистого. "Небо и земля днесь совокупишася (соединились, стали едины) рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде (для помощи) и человек на небеса взыде: днесь видимь есть плотию естеством Невидимый человека ради .

Бог Слово явлением во плоти "притупил жало греховное" , сокрушил демонскую силу греха, господствовавшую через плоть над человеком, освободил нас от власти, от рабства диаволу. Таким образом, человек, творивший по своему греховному существу волю диавола, получает во Христе силы освободиться от этого рабства, ибо Бог сотворил человека не рабом греха, а свободным сыном Света и ждет свободного служения Ему. "Владыка пришествием Своим во плоти, навсегда пресекая жестокую вражду к Нему, разрушил силу властителя душегубца (диавола), соединяя мир с невещественными существами, делая доступным Родителя творению" .

Следствием греха было искажение, потемнение образа Божия в человеке, его смерть и тление. "Христос Господь, видев человека, созданного по образу и подобию, истлевша преступлением, преклонив небеса сниде и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит (греч. воссоздаст)" .

Через единение со своим Первообразом, через тесное общение с Сыном Божиим, Его "сообразной нам" духовной стороной ("существом") духовная сущность человека должна укрепиться, восстановиться в своей первоначальной красоте и чистоте. Это и осуществляется через "второе общение" Богочеловека с человечеством, и нас — с Ним. "Бог Слово, который был изначала у Бога, имея в виду сохранить (в Себе) сообразное нам существо, ныне (своим воплощением) укрепляет его, немощное издревле, вторым общением с Ним, сразу показывая его свободным от страстей" .

Бог, создавший "рукою Своею Адама", создал его в "неистление". Но грех привнес "общее тление и смерть в природу человека" . Теперь, через второе общение с ним, Христос полагает границу между бессмертием и смертностью, освобождая через жизнь благодати от тления "и к первой безгрешной прелагая жизни" . Через воплощение Бог Слово человеколюбиво остановил "древнее течение", разрушение "нашего постыдно павшего и склонившегося к гибели естества" , возвел к "Божественному неистлению" и мы, таким образом, Им освобождены от всех мучений греха . Ибо "очищается человеческое существо от древней тли, соединившееся с нестерпимым Божественным огнем" .

Избавление от следствий греха распространяется не только на человека, но и на все творение: в воплощении Господа "земная быша небо, мир разрешися первыя клятвы" . И в песнопениях часто встречается вместо слов "человек" или "люди" слово мир (слав. — мiр).

Воплощение и Рождение Христа — это "день Господень", "всемирная радость" о спасении . Ибо рождается Христос — Жизнь, обновление Адама, воззвание Евы, источник нетления и прекращение тления . Им мы "обожены и избавлены от смерти" . Христос рождается и первозданный человек восстанавливается в прежнее состояние Богообщения и блаженной жизни . Радуется и ликует тварь, ибо она "ныне новосотворися" и "обветшание все отверже" . "Горы же и холми и удолия возвеселитеся, Господь бо плотию раждается, обновляяй тварь, истлевшую лукавыми преступлениями" .

"Зряше Тя тварь вся в Вифлееме плотию раждаема, Создателя и Зиждителя всех, новотворится паки и обновляется, ибо пришел еси, Христе, ради мирскаго спасения и обновления" . Христос Спаситель обновляет человека и "спасает восприятием, крепостию Божества срастворився человеком, единением неслитным, плоти в подобии" . Он принимает все существо человека, его природу — и оделяет, одаривает его существованием новым, обоженным, воссозданным .

Такое воссоздание человеческого естества есть как бы второе, новое творение человека. Всемилостивый Господь Божественными благословениями венчает человеческое естество, обновляет, воссоздает, "новотворит то обветшавшее прежде" , "обессмертствует"  и возвращает к первой красоте.
Итак, Христос Господь спасает мир потому и тем, что Он есть Богочеловек. Все спасение от греха и его следствий, воссоздание, обновление человеческой природы совершаются в Нем и через Него. В Его Лице Бог воплотился, а человек обожился.э

Богочеловеческая личность Христа представляет двоякое чудо: Воплощение Бога и обожение человека. Это есть основная благая весть всего Нового Завета и ею живет Богочеловеческое Тело Христово — Церковь. Все Христово Богочеловеческое домостроительство спасения имеет целью спасти человека и весь мир (космос) через обожение. Христос принес нам "богатство обожения, в надежде на которое мы с высоты пришли в преисподний мрак" .

Обожение падшего человека или — что то же — спасение его, уготовляется Боговоплощением, понимаемым в широком смысле, то есть Христом Господом через Его зачатие от Святого Духа и рождение Его от Пречистой Девы, Его спасительным подвигом земной жизни и научением Царствию Божию, Его страданиями, смертию, Воскресением и прославлением человеческого естества и одесную Бога Отца седением. Такое понимание Боговоплощения (в широком смысле) отражено в многочисленных песнопениях: "Да обожиши нас, воплотился еси за милость и человек был еси, Преблагий Христе, и распялся еси" . "На Кресте пригвождаемь, Христе Боже, яко человек, — человеческое естество обожил еси" .

В Боговоплощении, в спасительном подвиге воплотившегося Сына Божия от Рождения Его до Вознесения Бог-Любовь излил великие и богатые Свои милости на падшее человечество и на весь мир. "Великая сияют нам, Владыко, Твоего паче ума Божественнаго воплощения благодеяния, дарове и благодати, и Божественныя светлости, благодатно изливающияся" . "Переливается чаша благоутробия Твоего, Христе, на творения вся, и обильно сия (их) милости исполни, плотию явльшуся рождшуся Тебе" .

Высоко превознесено человечество, спасенное Христом от власти греха и рабства греху, соединяемое воедино в обновленном, воссозданном, обоженном Им человеческом естестве.

И до конца времен, из глубины благодарных сердец, спасаемых во Христе, постоянно будет воссылаться общая с небожителями хвалебная песнь о спасительном Боговоплощении: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" .

СВЯТКИ

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 26 декабря/8 января по 6/19 января включительно) обычно называют святками, то есть святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.

Эти дни называются также "святыми вечерами", потому что христиане, по древнему обычаю, оставляли вечером мирские дела в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, произошедших в ночное или вечернее время (ср.: святой Иоанн Златоуст, 37 беседа на Крещение, 2).

Церковь с древних времен начала освящать двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом уже есть в беседах святого Ефрема Сирина, святого Амвросия Медиоланского, святого Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается уставом преподобного Саввы Освященного (530 г.), изложенным по древнему чиноположению. Согласно этому уставу, в дни святок: "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях", и возбранено совершать священнодействие брака (см. Типикон, последование под 26 декабря).

Таким образом, в дни святок до навечерия Крещения, то есть до 4/17 января включительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу, — это "сплошные седмицы" мясоеда.


Страница 2 - 2 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

Материалы в этой же группе:
Рождественская фольклорная традиция, Вертепная традиция, Таинство рождественской звезды

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру