Литургика. Богородичные праздники

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(25 марта/7 апреля)

Тропарь, глас 4
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует, Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, посвященный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38).

У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии; и только в VII веке на Востоке и Западе ему было усвоено наименование Благовещения Пресвятой Богородицы.

Установление праздника принадлежит самой глубокой древности. Празднование Благовещения известно уже в III веке (См.: "Слово святого Григория Чудотворца на Благовещение"). В своих беседах святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин называют Благовещение древним и обычным церковным праздником. В течение V-VIII вв., вследствие появления ересей, уничижавших Лицо Богоматери, праздник особенно был возвеличен в Церкви. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью.

Когда "оскуде князь от Иуды, время наста прочее (уже) в немже явится языков (народов) надежда — Христос" . Тогда послан бысть (Архангел) Гавриил к Деве Марии и возвести Ей неизглаголанную радость, яко безсеменно зачнет и не истлеет. Родит бо Сына, Превечнаго Бога, да спасет люди Своя от грех их" . Благовещением открывается "еже от века таинство" , "Совет Превечный"  Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их . Через Благовещение Ангела становится известным "Совет Вышняго", изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы — "во утробу вселися Девичу предочищенную Духом".

Это великое таинство Боговоплощения в начале не было известно даже Ангелам и, будучи соблюдаемым прежде всех веков, было доверено одному Архангелу Гавриилу, служителю чуда воплощения, "великому воеводе Невещественных", и он, пришедши в Назарет, поведал об этом Чистой Деве Марии.

Песнопения службы Благовещения указывают на непостижимость для человеческого разума образа воплощения и рождения во плоти Сына Божия.

Но когда угодно Богу, то и необычное и "преславное" удобно совершается  и побеждается порядок природы ("естества чин") . Бог воплощается неизреченным и непостижимым образом "паче слова и смысла", как Сам знает . Ограниченному человеческому разуму и даже уму Ангельскому непостижимо то, что "Бог в человецех, Невместимый в ложеснах. Безлетный в лето, и еже преславнее, яко и зачатие безсеменное, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается, и воплощается и зиждется Ангелу к Чистой зачатие глаголавшу".

"О, таинства! Образ истощания неведом, богатство благости несказанно, Ангел служит чудеси: Девича утроба Сына приемлет; Дух Святый низпосылается: Отец благоволит, и изменение общим творится советом"
.
Воплощенное домостроительство (слав. "смотрение") о спасении мира есть действие во всей полноте Единотройческого Божества: Отец благоволит, Дух Святой низпосылается и Сын воплощается, спасение ("изменение" — воссоздание) "общим творится советом". И в Богородицу вся полнота Божества "вселися телесно благоволением Отца Присносущного и содействием Всесвятаго Духа".

Как непостижимо было само воплощение Бога Слова и сверхъестественно (превыше законов природы) зачатие от Святого Духа, так неизреченно, непостижимо для человеческого ума и то, что по Рождестве Родившая осталась Девой, ибо Она "в рождестве матерскаго избежала тленнаго естества и, превышши сущи" , "неискусомужно" и "без истления" родив Сына, по рождестве пребыла Чистая Приснодева.

В Боговоплощении была явлена высшая степень любви Божией к падшему человеку. Сын Божий воплотился, вочеловечился, чтобы воссоздать человека, исполнить его "всяческия славы", возвратить утерянное Богообщение.

Сын Божий "Отцу соприсносущный и собезначальный и сопрестольный, щедротство прием и человеколюбную милость, Себе постави во истощание".

Ради этого милосердия и человеколюбивой милости к людям Сын Божий уничижил Себя (слав. "постави во истощание"), ради человека истощил внешние, свойственные Богу величие и славу, смирил Себя, чтобы приблизиться в вочеловечении к Своим падшим сынам: "Соприсносущное Слово пребезначальнаго Отца, не разлучився горних, ныне предста дольним, ради крайняго благоутробия: милость прием, еже на ны поползновения и Адамову нищету восприим, вообразися в чуждее".

Своим воплощением Бог показал, что любовь есть сущность Его Божественного Бытия, что Он есть любовь (1 Ин. 4, 8,16). Только безграничная любовь могла побудить Бога сойти к человеку, облечься в "перстность" человеческого тела, воплощением соединиться с человеком, взять на себя грехи всего мира, спасти человека от смерти и соделать сыном Света, способным к бессмертной, вечной жизни в Богообщении (Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9-10; 2 Кор 5,19; Рим. 5, 8).

"Се воззвание ныне явися нам: паче слова Бог человеком соединяется; Архангеловым гласом прелесть отгоняется; Дева принимает радость, земная быша небо, мир разрешися первыя клятвы" . "Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу" . "Да веселятся небеса и радуется земля", — восклицает Церковь устами святого песнотворца Иоанна Дамаскина . Поистине, это радость и небесных и земных, ибо с пришествием Христа на землю "нижняя с вышними соединяются, обновляется Адам" и весь человеческий род, "сень нашего естества становится храмом Божиим, обожаясь Божеством".

"Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий Сын человечь бывает, да худшее восприим (т.е. человеческое естество), подаст ми лучшее (т. е. спасение, обожение). Солгася (обманулся) древле Адам, и Бог возжелев быти не бысть; человек бывает Бог (Бог становится человеком), да бога Адама соделает (да обожит Адама). Да веселится тварь, да ликовствует естество (природа), яко Архангел Деве со страхом предстоит и еже "радуйся" приносит печали сопротивное (в противоположность бывшей печали). За милосердие милости (по сострадательной милости), вочеловечившийся Боже наш, слава Тебе".

Вместе с радостью об избавлении, обновлении, воссоздании  нашего тленного естества через Боговоплощение, в богослужебных песнопениях Благовещения много места уделяется и восхвалению Той, Которая послужила этой великой тайне — Приснодеве Марии. "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою", — приветствует Церковь Богоматерь Архангельским приветствием. "Всяк земнородный, все люди да воспрянут в радости, просвещаемые Духом Божиим, а с ними да торжествуют и бесплотные Ангелы, преклоняясь перед священным торжеством Богоматери и восклицая: Радуйся, Всеблаженная Богородица, Чистая Приснодева" .

"Все (о, Богородице) изумилось Божественной славе Твоей; ибо Ты, не познавшая брака, имела во чреве Всевышнего Бога и родила Превечного Сына, даруя мир всем, прославляющим Тебя" .

Через Боговоплощение совершается спасение, обожение человеческого естества. Послужила же сему таинству Пречистая Дева Мария, которая как совершеннейший и святейший человек обрела благодать перед Богом — "еяже никтоже обрете другая"  — и сподобилась быть Материю воплотившегося Бога Слова, "благоволившего Ею избавити человеческое тленное существо".

Спасение человека Бог содевает не без человека, не без его соучастия в спасении, как богочеловеческом деле. И в лице Богоматери, Которая показала величайшую святость, глубочайшее смирение перед Богом, перед тайной воплощения, как бы сама тварь добровольно принимает участие в богочеловеческом деле спасения.

Поэтому в богослужении Благовещения вместе с Архангельским "Радуйся", Церковь, обращаясь к Богоматери, послужившей тайне Боговоплощения, взывает: "Радуйся, Еюже радость возсияет; Радуйся, Еюже клятва исчезнет; Радуйся, падшаго Адама воззвание; Радуйся, слез Евиных избавление; Радуйся, утробо Божественнаго воплощения; Радуйся, Еюже обновляется тварь; Радуйся, Невесто Неневестная".

В песнопениях службы Благовещению мы находим объяснение многих истин, касающихся тайны спасения людей через Боговоплощение. Но полного понимания христианских истин о Воплощении, Кресте и Воскресении Господа Иисуса Христа мы можем достичь, изучая другие двунадесятые праздники: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение Креста Господня, службы Пасхи и Страстной седмицы.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но поскольку часто попадает на дни Вели¬кого Поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства, совпадающий с отданием праздника.

Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно).

Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в Неделю Ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.
Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а для попразднства — под 26 марта.

СЛУЖБА ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ

(см. Типикон под 25 марта)

Всенощное Бдение может начинаться великим повечерием (как праздник Рождества Христова), вечерней или утреней.
Великим повечерием всенощное бдение праздника Благовещения начинается тогда, когда накануне днем (т.е. 24 марта) была совершена вечерня (со входом и паремиями), отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных даров (если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу Четыредесятницы, вторник, среду или четверг Страстной Седмицы).

Великой вечерней всенощное бдение начинается в том случае, если Благовещение случится в Недели и в понедельники Великого Поста, а также во все дни Светлой седмицы.

Утреней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Великий Пяток (накануне, в четверг днем перед Литургией святого Василия Великого служится вечерня) и в Великую Субботу (накануне, в пятницу, вечерня совершается особо). Если Благовещение случится на Пасху (такое совпадение называется Кириопасха), то Пасхальная утреня имеет особенность: вместе с пасхальным каноном поется канон Благовещения, и после 6 песни полагается чтение Евангелия праздника Благовещения.

На благословении хлебов (на литии), на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): "Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил бла¬годать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".

На утрене Благовещения всегда читается Евангелие, поются полиелей и величание. Исключением здесь являются:
• Кириопасха — когда Благовещение случится в самый день Пасхи. На Светлой заутрене, перед великой ектенией на "Слава" и затем на "и ныне" поется тропарь Благовещения (2 раза). Полиелея и величания не бывает. Евангелие Благовещения читается на утрене после 6 песни канона (перед этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном.
• Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то после полиелея поется величание Благовещения, но прокимен — Недели Ваий, и Евангелие — Недели Ваий, а не Благовещения.
• Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрене читаются 12 дневных ("страстных") Евангелий. После седьмого дневного Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны: первый антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка .
Канон праздника, по обычаю, читается двумя чтецами (до 9-й песни): один читает тропари "Ангела", другой — "Богородицы". Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор.

По 8-й песни канона "Честнейшую Херувим", как правило, не поем, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого Поста, когда по 8-й песни поется "Честнейшую Херувим".

Великое славословие Великим Постом чаще всего читается, а не поется — вне зависимости от праздника Благовещения (кроме суббот и воскресений). В Пасхальную седмицу и на Благовещение Великого славословия не положено. Если великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения "Помилуй нас, Боже" и совершаются три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого Поста).

Часы служатся вседневные (если Благовещение случится в одну из суббот или Недель Четыредесятницы, в Великий Четверг или Великую Субботу) или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы). Поклоны на великопостных часах бывают только на Первом часе и Изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице — на всех часах (также по 3 великих поклона).
Если Благовещение случится в Великий Пяток или Пасхальную седмицу, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т. е. соответственно Великие часы и пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня, которая соединяется с Литургией в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверг, пятницу и субботу Страстной Седмицы.

Если праздник Благовещения приходится на субботу или воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого Поста или на Пасхальную седмицу, то вечерня совершается после Литургии, в свое время (вечером).

Литургия в праздник Благовещения всегда совершается или святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. Литургия Преждеосвященных даров в день праздника Благовещения не совершается.

Литургия святого Василия Великого совершается в том случае, если праздник случится в дни, когда ее положено совершать, то есть в Недели Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия святого Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На Литургии в праздник Благовещения вместо "Достойно" поется задостойник праздника (припев и ирмос 9 песни, которые заменяют "Честнейшую Херувим"). Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на Литургии святого Василия Великого поется задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг — "Странствия Владычня"; в Великую Субботу — "Не рыдай Мене, Мати"). Задостойник праздника ("Яко одушевленному Божию кивоту") с припевом поется только в случае, если служба совершается в хра¬ме Благовещения.

Задостойник: припев — "Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию Славу!" и ирмос 9-й песни: "Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богоро¬дице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".

Более подробные сведения о богослужении этого праздника в соединении с другими празднованиями определяются в специальном разделе Типикона, который называется "Марковы главы".

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

(2/15 февраля)

Тропарь, глас 1
Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 5
Пречистый Храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище Славы Божией днесь вводится в Дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественнем, Юже воспевают Ангели Божии, Сия есть Селение Небесное.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV века, а на Западе он начал праздноваться с V века, при папе Римском Геласии I (494 г.).

В 543 году, при императоре Юстиниане I, по откровению одному угоднику Божию, в память об избавлении жителей Константинополя и его окресностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии, было постановлено совершать богослужения на Сретение с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами. В память об этих событиях и ныне в некоторых обителях в праздник Сретения совершается перед Литургией крестный ход и лития с пением стихир праздника и канона.

Празднование Сретения Господня совершается 2 февраля, потому что это сороковой день после Рождества Христова (25 декабря).

Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа в сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери. Здесь Младенец был встречен старцем Симеоном, пришедшим в храм по внушению Духа Божия, и пророчицей Анной. Праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрет, до тех пор пока не увидит Христа Спасителя, прозревая в Младенце Спасителя мира , произнес пророческие слова о себе, Младенце и Богоматери: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля". Пресвятой Деве Марии он предсказал те страдания, которые Ей суждено претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в Его спасительном подвиге земной жизни и Крестной смерти . Анна пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его (Лк. 2, 22–39).

Событие праздника, его глубокий смысл и значение подробно раскрываются в песнопениях службы праздника, особенно в стихирах вечерни.

"Претружденный" старостью и ожиданием Избавителя, праведный Симеон Богоприимец явился тайным священнопроповедником благодати . "Скажи, Симеоне, — вопрошает Новозаветная Церковь устами песнотворца, — кому ты радуешься и кому говоришь и восклицаешь: ныне я освободился, видел Спасителя моего" . И духом прозрев в Младенце Воплощенного Бога, Симеон в радости восклицает: "Это — Бог, Соприсносущный Отцу, это — Предвечный Свет и Спаситель Господь!"  "Владыко, — говорит старец Симеон, — ныне отпусти мя возвестити (умершему) Адаму, яко видех Отроча (воплощена) непреложна Бога превечнаго и Спаса миру" . Во плоти является миру Тот, Кого провидел Моисей, Кого проповедали Давид и другие пророки и Кого прообразовали многие события Ветхого Завета. "Симеоне, приими (на свои руки) Того, Кого провидел (еще) Моисей под мраком на Синае дающего закон, — теперь Он, воплотившись ради нас, повинуется закону, будучи Сам Законоположником" . "Придем и мы (все верующие), встретим песнями Божественными Христа, приимем Того, Кого провозвестил Давид, говорившего о пророках и вещавшего (к ним) законом" .

В стихирах вечерни праздника Церковь раскрывает в краткой, сжатой форме глубокую догматическую истину Божественного истощания. "Безначальное Слово Отчее, начало приим под леты (во времени), не отступль Своего Божества, от Девы, яко Младенец четыредесятодневен Материю вольне (добровольно) приносится в Церковь законную" .

Праведному Симеону одному из первых было дано видеть "еже от века таинство сокровенное, напоследок дней явльшееся", увидеть Свет, разоряющий омрачение языческих народов . Старец Симеон проповедует всем Бога, "соединившегося с человеками и держит здесь, на земле, руками носимого на Херувимах и воспеваемого Серафимами, — Того, Кому вышние небесные служители с трепетом молятся " .

Празднованием Сретения Господня Церковь, исповедуя истиннность того, что "Христос явился миру не мнением, не привидением, но Истиною" , обличает, тем самым, тех древних лжеучителей (докетов, монофизитов и иных), которые отвергали в Господе Иисусе Христе человеческое естество, считая его недостойным Бога и неистинным. Сын Божий воплощается, является во плоти Младенцем и, будучи Чистейшим, исполняет закон очищения, "да плоть уверит мне, юже (прият) от Девы" . Исполнение закона Богомладенцем Иисусом означало конец Ветхозаветного закона и начало Новозаветного закона, начало благодатного Царства Христова.

"Ветхий денми" (Дан. 7, 9), Который дал в древности на Синае закон Моисею, Сам Закона Творец  — от Бога Бог Слово , безначальное Слово Отчее , ради нас по бесконечному Своему милосердию воплотившись , будучи осмодневен, не возгнушался плотского обрезания  и теперь приносится как сорокадневный Младенец в храм Материю, исполняя закон и "законныя клятвы свобождая" . Сам будучи Законоположником, Он явился и Исполнителем закона, "начало изъявляя новыя благодати" .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Праздник Сретения Господня по своему богослужению принадлежит к числу двунадесятых праздников, но не Господских, а Богородичных, потому что если этот праздник случится в Неделю, то служба воскресенья не отменяется, а поется вместе со службой праздника — как и в Богородичные праздники (Типикон — 2 февраля, "аще в Неделю"). Праздник Сретения называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется "Очищением" Пресвятой Девы.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, на Литургии на малом входе произносится входный стих, после которого поются тропарь и кондак праздника. В конце всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник; этот отпуст праздника отменяется и заменяется воскресным, если праздник попадает на воскресенье).

На всенощном бдении читаются три паремии. Первая паремия (Исх. 12, 51; 13, 1–3, 10–16; Лев., 12 гл.) — об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения. Вторая паремия (Ис., 6 гл.) — о видении пророка Исаии, в котором прикосновение горящего угля к его устам прообразовало духовное очищение от грехов. Третья паремия (Ис. 19, 1–21) — о созерцании пророком Исаией Египта, куда "приидет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь египтяном", что вскоре после Сретения Господня действительно исполнилось, когда Господь с Марией, Материю Своей, и Иосифом бежал от Ирода в Египет.

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника.
На полиелее — величание праздника.

Канон праздника "Сушу глубородительную землю" — творение святого Космы Майумского (776 г.). На 9-й песни "Честнейшую Херувим" не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: "В законе сени и писаний"; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9-й песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания).
Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.
Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) — (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Богослужение Сретения Господня, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь и некоторые другие особенности — в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого Поста. Это обусловлено тем, что начало Постной Триоди (Неделя о Мытаре и фарисее) зависит от дня празднования Пасхи и попадает между числами 11/24 января и 15/28 февраля, и праздник Сретения (2/15 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди.
Во все седмичные дни целиком поется служба праздника по Минее, и только в субботу сыропустную она соединяется с песнопениями Триоди. В среду и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах совершается по 3 великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина, а на 6 часе и на вечерне читается паремия.

Если праздник Сретения случится в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни, а если малая вечерня не совершается, то стихира самогласная Триоди поется на великой вечерне праздника, на сти¬ховне на "Слава" и на утрене на "Слава" на хвалитех.

Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то заупокойная служба переносится или на предыдущую субботу, или на четверг мясопустной седмицы.

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания.
Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную .

Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования — 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколь¬ко остается до начала Великого Поста).

Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.

Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные — оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, — попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу.

Если праздник Сретения случится:
• в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, — отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5, 4, 3 дня);
• в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, — отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду;
• в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, — отдание празднуется в сырный четверг;
• во вторник или среду на сырной седмице, — отдание празднуется в сырную субботу;
• в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, — отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет.
Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру