Алфавитные главы. Часть вторая

Перевод с сербского Сергея Фонова

В


 Имеющий великое имеет и малое.
 
 Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.

 Всё от самого малого до самого великого так удивительно создано само по себе и с предельной гармонией и искусством сопряжено с другим.

+   +   +

 На земле нет нетленных венцов.
 Лишь звездное небо, как драгоценный венец, нависает над каждой человеческой головой.

+   +   +

 Веру мы храним не ради ее самой, а ради спасения наших душ. Никто не отправляется в путь ради самой дороги, но в конце своей поездки чает встретить кого-то или что-то. И если в реке кто-то тонет, то никто не бросает веревку просто так, но хочет спасти утопающего.

Знающий цену человеческой души и смысл ее спасения должен будет признать, что в мiре сем нет ничего насущнее и полезнее веры.

Полагающий, что его вера служит чему-то иному, а не спасению души, не имеет истинной веры и не ведает, сколь драгоценна его душа.

 Ежедневно люди живут и общаются больше верой, нежели чем-то другим. В гостинице человек обедает, веря, что в блюде нет яда; ложится в постель, веря, что под подушку не заползли скорпионы; принимает на рынке купюру, веря, что она не фальшивая; покупает в киоске спички, веря, что они не отсырели; нанимает кучера, веря, что тот отвезет его по адресу; путешествует по железной дороге, веря, что машинист в здравом уме и не замышляет самоубийства. Землепашец сеет хлеб, веря, что семена взойдут. Пастух гонит стадо на луг, веря, что трава на нем за ночь не высохла. Женщина спешит с кувшином к источнику, веря, что вода из него все еще течет. Основа образования — обоюдное доверие учителей и учеников. Государства утверждаются на доверии граждан к власти и друг к другу. Брак тоже существует на вере, на благих намерениях обеих сторон. Дружба живет верой во взаимную искренность.

 Хранимая нами христианская вера, в сравнении с прежними языческими суевериями — вера новая. Если же вы [не] хотите [расстаться] с верой в природу и в естественные стихии — значит, жаждете веры не новой, а старой, обветшавшей.

 Пусть за четыре тысячелетия человечество сделало четыре тысячи шагов вперед. Что это в сравнении с грандиозной вселенной, полной тайн, простирающейся дальше Сириуса и превосходящей все наши исчисления. Однако этого достаточно для возрастания авторитета веры, для ее углубления, возвышения, окрыления. Крылья веры похожи на крылья Икара. Как его крылья растаяли на солнце, так и крылья веры нередко тают от скептицизма. Впрочем, чего только не испепелило и не разъело сомнение как таковое?

 Вера лишь как теория, как система понятий и силлогизмов, всегда имеет крылья Икара, всегда дрожит и колеблется. Вера же, ставшая неразрывной частью бытия души и управляющая всеми желаниями и поступками человека, вера живая — такая вера лучше крыльев Икара: от нее убегает всякое сомнение.

 Не желающему верить в добро не помогают даже знамения с неба. Сердце, наполненное злобой, тверже гранита. Ум, помраченный грехом, недоступен для лучей небесного света, сила которого превосходит тысячи солнц. Но если человек изгонит злобу из сердца и освободит свой ум от греховной тьмы, то увидит бесчисленные знаки, подаваемые Богом тем, кто хочет верить, так что видят они — и верят.

 Наша вера испытывается чаще, чем колеблется ветром тростник. Ведь испытания сродни ураганам: слабую веру они вырывают с корнем, сильную — еще более укрепляют. Искушения суть огонь, в котором сгорает солома, но очищается золото.

 Боже, опустоши меня и вселись в меня! — В этих словах выражена практическая суть веры.
 
 Как молодое растение требует много влаги для роста и утверждения, так для веры в период ее юности надобно много крови, причем крови праведников.

 Вера — единственный [луч] света в [тяготах] терпения, ведь терпение без всякого упования — это невыносимая тьма. Вера же — сияющая звезда в этой тьме: вера смягчает остроту страданий, вознося на своих крыльях всё [непосильное] бремя терпения.

 Наша вера запрещает нам выведывать чужие грехи, повелевая в то же время быть неумолимыми судьями собственных падений.

 Вера нам нужна для надежды, надежда для жизни, а любовь — для исправления нравов всего нашего народа.

 Будем прилежными в стяжании истины и еще более старательными в очищении сердца, терпеливыми в надежде и непоколебимыми в вере в то, что Бог в свое время подаст нам так и столько, как и сколько нам нужно для нашего спасения.

 Храни веру во что бы то ни стало. И жди, пока из веры не взойдет любовь. Угасишь в себе любовь — потеряешь много, утратишь веру — лишишься всего.

 Чужак чужаку не верит, верит только сродник сроднику.
 Неусыпное бодрствование над самым дорогим стяжанием (над богатством своей веры), непрестанное изумление, обновление, преображение и воскресение — вот спасительная евангельская заповедь.

 Есть люди — и у нас, и за океаном, причем их число, к сожалению, никак не сокращается — неустанно твердящие, что христианская вера, мол, выжила только потому, что она учит самопожертвованию, т. е. чему-то такому, что противно природе и естественным законам. Но представьте себе, что будет с обществом, с культурой, со всем человечеством, если все люди деятельно усвоят это мнение! Тогда все выработанные доселе общечеловеческие нормы морали и мiроустройства просто утратят свое существование, наступит всеобщее разложение и человек ниспадет на ту ступень бытия, на которой он ничем не будет отличаться от диких птиц.

 Вера постоянно требует от нас обновления сердца и возрождения души, каждый вечер задавая нам один и тот же вопрос: стал ли ты сегодня лучше и совершеннее, чем был вчера?

 Вера неустанно шлифует нашу природу.
 Однако дети веры — не те, кто полагает, что достиг совершенства, а те, что ощущает в себе голод и жажду совершенства. Истины веры нужны только алчущим и жаждущим правды.

 Наша вера возлагает на нас две обязанности: смотреть вперед, пролагая дорогу к преуспеянию, и оборачиваться назад, чтобы помогать нашим более слабым, немощным и отстающим братьям.

 По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.

 Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.

 Боязливая вера — не вера. Боязливое слово — пустой звук.

 Сначала — учение о вере, а потом и все прочие науки.

 Зачем исследуешь высокие, небесные тайны, если даже Херувимы их до конца не постигают. Веруй только, что это и в самом деле так — и простота веры принесет тебе награду. Ибо вечные блага, бессмертное жительство и царствование, обещаны не знанию, а вере.

 При точных умозаключениях о той или иной вероучительной истине не остается места для религиозного воодушевления, в котором главную роль играет живое чувство веры. Поощрять и усиливать это чувство — цель всего Евангелия.

 Кто знаниями поддерживает веру, а верой дополняет свои знания, тот фактически решил проблему соотношения веры и знаний.

 В мiре нет ни одной такой веры, которая подвергалась бы более жестоким гонениям, более жутким мучениям и более бессовестной клевете, чем вера ваша и ваших отцов. Снаружи преследовали ее язычники, изнутри — еретики. Каждый шаг ее шествования через историю отмечен бесчисленными жертвами и залит невинной кровью. Впрочем, разве вы не знаете, что за добро всегда дорого платят и что у самого лучшего и цена [всегда] самая высокая?

 Православная вера — вся с неба и вся — небо.
 Всякая иная вера есть в той или иной мере смесь неба и земли, святости и греха.

 Язычники и атеисты лишены внутренней силы духа [букв. "не могут". — Ред.], потому что не верят. Протестанты ее лишены, потому что сомневаются.
 И только мы, православные, можем от всего сердца воскликнуть: "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!"

 Весь мой авторитет во мне, а не вне меня: не в моем происхождении, или звании, или служении, а в моей вере, которой живу, в моей любви, пылая которой, я предлагаю свою веру своим братьям. Я ее только предлагаю, но никому не навязываю. Примет ли кто-нибудь мою веру? Если никто из людей ею не проникнется, то я останусь один под горой, наедине со своей верой. Впрочем такое одиночество меня не тревожит: ведь в нем не будет только людей. Страшит меня другое, более пустое одиночество — боязнь без веры.

 В бытность мою подростком я верил в Бога, но теперь уже и не приходится верить, ибо знаю, что Бог существует.

 Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.

 О, как превратно человеческое сердце! Но из всех его перемен самая постыдная — когда верующий теряет свою веру, а самая славная — когда неверующий обращается к вере и утверждается в ней.

 Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

 Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.

 Вера Христова лучше всего освещает и просвещает человеческие души, когда проповедники этой веры своей жизнью излучают ее свет.

 Правая вера должна быть гонима в этом мiре. Об этом Сам Спаситель ясно и открыто возвестил Своим Апостолам. Ведь ереси, по обыкновению, ближе мiрскому и демоническому духу, поэтому мiр и демоны не преследуют своих присных.

+   +   +

Великий вопрос: что видимо и что невидимо? Видимое — то, что доступно человеческому глазу, или то, во что проникает человеческий дух?

 Видимый мiр относится к мiру невидимому, как тень к реальности, как символ к духу, как буква к смыслу.

+   +   +

 Видовдан* — самый выдающийся день в истории нашего народа, наиболее в ней отмеченный. Он подобен высочайшей горе, с которой можно обозреть всю нашу историю, минувшую и грядущую. Точно Страшный суд, тяготеет он над нашими головами.

 *День памяти битвы на Косовом поле в 1389 году, отмечается 15 июня по Юлианскому календарю. Подробнее о духовном смысле этой даты см. в книге "Тайна Косово", написанной известным сербским публицистом Марко Марковичем. Сборник его произведений в переводе на русский язык готовится к выходу в издательстве "Паломник". — Примеч. пер.

+   +   +

 Чем больше человек возвеличен властью и честью над прочими людьми, тем ближе подобает ему стоять к Богу, чем все его подчиненные.

 Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.

 Немало людей во многом злоупотребляет своей властью и над природой.

+   +   +

 Духовные вожди нашего поколения шествуют [как бы] сквозь снежную бурю. Надлежит им одновременно и смежать глаза, чтобы не забило их снегом, и напрягать взор — чтобы видеть, куда идти.

 Прошу народных вождей и лидеров непрестанно памятовать о своей ответственности перед Богом за вверенный им народ. Мир должны они вносить в народ, а не раздор. Их обязанность, святой долг — по совести распоряжаться народным достоянием.

+   +   +

 Телесное воздержание — начальная и средняя школа для нашего христианского характера; после нее нас ждет высшая школа, в которой мы учимся воздержанию ума, сердца, и воли. Если стянем ум, то в его тесноте не найдется места для блудных помыслов. Если обуздаем сердце — то и в нем не останется пространства для похотливых желаний. Если смирим волю, то и из нее уйдут все лукавые намерения, зверские и демонические.

+   +   +

 Пришла война... Мы, переживающие ее впервые, видим, что самая страшная проза ее будней — смерть героев. Война — это, безусловно, яд; но яд способен как умерщвлять, так и лечить, омолаживать.

 Тысячи людей, переживших длительные войны, ничему не научились, кроме дерзости и эгоизма.

 Главная причина войн — надменное превозношение человека над человеком и народа над народом. От кичащегося высокомерия омрачается ум, и люди не видят Бога. А как только они потеряют Бога из виду, тотчас утрачивают сознание того, что человек человеку брат.

 "Предотвратить войну" — такая цель не достигается внешними средствами в сжатые сроки, потому что сначала надо внутренне преобразить каждого человека. Дело это не легкое и не поспешное. Дабы исчезли внешние войны между людьми и нациями, каждому человеку надлежит развязать войну против самого себя. Именно такую войну заповедует Евангелие.

 Каждый воюет не столько из ненависти к другому, сколько из любви к самому себе.

+   +   +

 Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мiре всегда больше овец, чем волков.

+   +   +

Не спеши с ответами на всечеловеческие вопросы, ибо, в противном случае, твои ответы окажутся ложными, потому что большинство вопросов сформулировано неправильно.

+   +   +

Как воскрес Христос?
 Так же, как в самом начале сотворения мiра явился свет во всеобщей тьме.
Так воссиял и сей новый Свет, принесший разумным людям подлинное благовестие о мiре духовном.

 Летописи очень многих народов и племен свидетельствуют нам о том, что верой в воскресшего Христа они и сами воскресли из одичания к просвещению, из рабства к свободе, из трясины безнравственности и умопомрачения к свету детей Божиих.

 Христос воскресе! Воистину воскресе!
 Сей Праздник света и вечной жизни открывает нам врата небесного света, где ангельская песнь и благодарственное моление Богу никогда не смолкают.

 Прошу вас утвердиться в вере, что для нас жизнь и воскресение — весь Христос, а не только один день и одно событие из Его земного бытия.

 Христово Воскресение гораздо менее, чем какое-либо другое событие всемiрной истории, может быть предметом научных исследований. По большей части, оно требует от нас именно веры — и это вполне оправданно.
 
 Если какой-то день и можно посчитать днем всеобщей человеческой радости, то им окажется Христово Воскресение, день Святой Пасхи. Ему радуются не только клерикальные партии Рима и Фанара, но и язычники Парижа и Лондона, так что если бы о современном состоянии христианской веры судили лишь по числу пасхальных поздравлений, то ее перспективы казались бы самыми радужными.

 Христово Воскресение означает, прежде всего, победу над тем монстром, которого испокон веков люди боялись больше всего на свете, — победу над смертью.

 Христово Воскресение принесло человечеству фундаментальные изменения, равные по значению сотворению мiра [букв. "столь же важные…" — Ред.].

 Не легко постигнуть безмерную глубину и высоту значимости Христова Воскресения. Оно потрясло и небо, и землю, и бездны преисподней.

 Доселе мы были невольниками, а теперь мы дети Божии. Рабствовали мы злу — всему тому, что ниже и хуже человека, а теперь служим добру, верховному Благу неба и земли, Богу Всевышнему и Всемилостивому. Угнетал и подавлял нас мрак, а теперь мы ходим во свете. До сего времени дьявол, грех и смерть держали нас в постоянном страхе, а ныне — когда явился Господь во плоти на земле, когда преподал Он нам учение света, свободы и жизни, когда воскрес во славе и явил Себя в Своей прославленной плоти, исполнив тем самым все предвестия пророков и Свои обетования, — мы обитаем рядом с Богом, в свободе и радости.

 После самой темной ночи воссиял самый светлый день в истории человеческого рода.
 После Великой пятницы взошло Христово Воскресение.

+   +   +

 Все вы хотите иметь воспитанных детей, но мало среди вас тех, кто их, действительно, воспитывает, потому что очень немногие понимают, какой дух необходим для современности. Наша эпоха перенасыщена духом техники, амбициозных государственных переворотов, теплохладного гуманизма, полувер и полумер, а также тайного сговора со злом. И потому нужен совсем иной дух, дух поистине мужественного восстания [букв. "революции". — Ред.] против зла, вдохновленный Духом Божиим.

 Этот новый дух следует внести в воспитание, чтобы мiр вдохнул свежести и всякое зло было вытеснено. Этот новый дух должен вселиться в дома и школы и изгнать всех нечистых духов, которыми в наше время технического прогресса упивается молодежь.

 Обязанность родителей — не считать родных детей своей исключительной собственностью и лишь отчасти воспитывать их для себя, а по большей мере для общества. Природа-мать вдоволь научила каждого ребенка эгоизму, сербской матери нечего к этому добавить, но есть что отнять.

 Осторожность и крайнее внимание воспитателя к воспитанникам —   главное требование науки воспитания людей. Воспитанники следят на манерами своего воспитателя во много раз зорче, чем сей последний за их поведением. Если воспитатель может что-то и упустить, то от взора учеников не ускользнет решительно ничего. Они впитывают в себя малейшие детали жизни своих наставников, ревниво следя за тем, чтобы их дидактические выкладки ясно отражались в их делах. Малейший разрыв теории с практикой может свести на нет даже самые красноречивые увещания. Если же такое случится, то в глазах этих юных судий падет всякий авторитет.

+   +   +

 Знания на Востоке, где и находится их колыбель, всегда приводили людей к Богу, тогда как знания на Западе нередко уводили их от Бога.

 Если у христианского Востока, распятие которого продолжается с иерусалимской Голгофы и поныне, нет видения всеобщего единения людей [во Христе. — Пер.], то у кого оно будет? У кого пробудится сердце, если оно спит даже у страдальцев?

+   +   +

 Молись Богу о своих врагах!

 Если хотите, чтобы люди не были вам врагами, то не будьте и вы по отношению к ним недружелюбны.
 Посему сначала исторгните из своего сердца корень вражды и только после этого пересчитывайте своих врагов в мiре сем.

 Живущие с нами под одним кровом и чрезмерно хлопочущие о нашем телесном покое и удобствах нередко являются самыми лютыми врагами нашего спасения. Ведь вся их любовь и забота обращена не на душу, а на плоть.

 Часто, очень часто наши враги оказываются нашими настоящими друзьями. Их колкости служат нам на пользу, их обличения — к нашему спасению; и то, что стесняют они нашу телесную жизнь, помогает нам углубиться в себя и разыскать свою душу.

 Наши враги порой спасают нас от погибели, невольно уготованной нам сродниками, потакающими нашим капризам и лелеющими наше тело в ущерб душе.

 Мы всегда легче распознаём врага, нежели друга. Так и бесы легче узрели во Христе своего врага, чем люди увидели в Нем своего Друга.

+   +   +

Жизнь наша коротка и исчисляется годами и месяцами, а время — процесс длительный, продолжающийся сотни и тысячи лет. Кто из нас способен преодолеть узкие рамки времени, устремить себя к концу его течения и стать очевидцем последних событий?

 Время продлевается страданием и сокращается весельем.

+   +   +

Вся вкупе взятая вселенная представляет собой совершенство красоты и благолепия. Собственным умом мы не постигаем ни вселенную во всей ее полноте, ни этого присущего ей совершенства. В наших глазах даже ее отдельные участки [вполне] совершенны, потому что и малая ее область кажется нам чем-то целым и законченным. Мы не можем всему этому даже надивиться, а уж тем более — [адекватно] выразить [словами]. Макрокосмос не вмещается в микрокосмос. Целое не досягаемо не только для нашего логического разума, но и для самой богатой мечты. Ведь любые самые сложные и причудливые построения чисто человеческих грёз значительно уступают объективной действительности.

 

Г


 Подавляющее большинство газет стало заочной формой обучения порокам, страстям и преступлениям.

+   +   +

 Не следует опасаться, если тот или иной народ паче меры начнет прославлять героев своего прошлого: гораздо хуже, если он забудет об этих светлых личностях и всецело отдаст себя поискам ежедневного пропитания. Столь опустившихся людей быстро сотрет с лица земли и унаследует всё их достояние народ, постоянно имеющий перед глазами живую галерею своих богатырей; дивясь их подвигам, он и сам восходит к совершенству, а если постигают его страдания — он укрепляется их мужеством.

+   +   +

 Глаз видит один мiр, разум — три.

 Глаз — очевидец фактов; разум — свидетель фактов, закона и истины.

 Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
 Они говорят и его устами. — Прислушайся!

 Не влачись за тем, чем прельщаются твои глаза. Ибо им предстаёт внешний блеск, а не глубина, оболочка, а не ядро. Видят они актера, а не человека. Или, если и видят человека, то не видят Бога.

+   +   +

Вместо того чтобы хвалиться глупостью в ее различных проявлениях, давайте лучше оставим нашим потомкам наследие более разумное, чем мы приняли от наших предков.

+   +   +

 Гневающийся на брата своего напрасно повинен суду, синедриону, геенне огненной. Ведь гнев — предтеча убийства, собственно убийство в зачатке.

 Не следует гневаться на согрешающих, даже если их поступки и заслуживают порицания. Гневаться или сердиться на них неуместно, потому что источник гнева — страсть, а не суд и правда.

 Торжество над гневом — одна из величайших побед воина Христова. Мы обычно гневаемся либо на тех, кого хотим отвратить от греха, либо на своих клеветников, забывая при этом, что гнев — смертный грех, потому, желая спасти других, мы губим самих себя.

 Гневайтесь перво-наперво на себя и больше не грешите!
 Гневайтесь на свои грехи в помыслах и делах и больше не грешите!

+   +   +

 Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.

+   +   +

 Первый голод человека — алкание истины.
 Второй голод нашей души — алкание правды.
 Третий ее голод — алкание чистоты.

+   +   +

 В голосе — сила, но сила и в молчании, причем наполняет она то и другое не равномерно: это зависит от того, кто и о чем говорит и кто и почему молчит.

+   +   +

 Гордость — первородное семя сатаны, которым сей отец лжи от начала заражал людей, надувая их злым ветром, как пузыри, чтобы потом мгновенно их низвергать и попирать.

 Горделивый человек, ползая по земле, думает, что летает. В присущем ему самодовольстве он презирает и людей, и Бога.

 Гордые и надменные люди, ученики сатаны, дерзко отнимают чужое, грабят и приумножают свое имущество, распространяют свою власть, расширяют пределы государства, но, в конце концов, теряют всё и уходят [из сего мiра] нищими.

 Не гордитесь же, не гневайтесь, не малодушествуйте, ибо всё это недостойно христианского звания. Ведь это звание так высоко и дивно, что трудно человеку уберечься от гордости, как нелегко ему и одержать верх над малодушием в опасностях и при потерях.

 Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.

 Случается, что добрый и набожный человек делается слишком самоуверенным; от этой самоуверенности рождается гордость, а от гордости — всё прочее зло. Посему надобно непрестанно бодрствовать над самим собой.

 Никто, даже Сам Господь Бог, не поучает охотно горделивого, и никто не находит никакого удовольствия в том, чтобы давать наставления тому, кто кричит, что знает всё.

 Горделивый — тот, кто хочет учить всякого, но сам ни от кого не желает слушать советов; кроткий же — тот, кто не хочет учить никого, непрестанно нося в себе желание быть наставляемым. Пустой колос всегда возносит главу над всей нивой, полный же — склоняет ее вниз!

 О, горделивый человек, если бы твой Ангел-хранитель как-нибудь снял пелену с твоих глаз и показал тебе безбрежную пучину всего того, о чем ты не имеешь никакого понятия, то пал бы ты на колени при виде всякого человека, перед которым ранее кичился своей мудростью, уничижая его, — и с плачем бы воскликнул: "Прости, прости! Я ничего не знаю!"

 Ничто так не ломает людскую гордость, как навык послушания старшим.

 Если твое сердце смягчилось либо от покаяния пред Богом, либо от познания бесконечной к тебе Божией любви, то не гордись и не превозносись над теми, у кого сердца еще черствые и грубые. Вспомни, что и твое сердце долгое время было таким же.

 Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.

 Человек слишком немощен: он всегда готов уступить самолюбию и гордости. А ведь сия последняя погубила даже многих ангелов. Что уж тогда говорить о людях?

 Гордость — широкое окно, через которое быстро выветриваются все наши заслуги и добрые дела. Ничто не делает нас столь пустыми перед людьми и столь окаянными перед Богом, как надмение и тщеславие.

 Гордость — поистине дочь глупости, исчадие помраченного ума, рожденное от лукавой связи с демонами.

 Унижение и разорение насылает Бог на гордого человека, думающего, что его крепость и благосостояние навсегда обеспечены.

+   +   +

 Многие из состоящих в браке твердят о горечи семейной жизни, причем развод эту горечь нисколько не услаждает. Многие жалуются на горечь бедности, но, даже получив земельный надел, не становятся от этого веселее. Многие прямо-таки плачут, что из-за недостатка образования вынуждены пить горькую чашу низших и последних слоев общества; а образованные еще больше ропщут на жизнь и еще чаще ее насильно обрывают. Для одних горькое питие — их личная жизнь, для других — жизнь национальная, для третьих — жизнь всего человечества.

+   +   +

 Настоящий господин — тот, кто носит в себе благородную душу и обладает твердым характером.

 Господин души господствует и над плотью.

+   +   +

 Господи, помилуй тех, кто во власти, трегубо молю Тебя, ибо они в опасности стать насильниками.

Господи, помилуй тех, кто пресыщен богатством, трегубо молю Тебя, ибо они в опасности предаться распутству.

 Господи, помилуй нищих и сирых, трегубо молю Тебя, ибо они в опасности впасть в отчаяние.

 Господи, помилуй тех, кто избыточествует светскими знаниями, трегубо молю Тебя, ибо они в опасности себя обожествить, а Тебя забыть.

 Своими страданиями Господь облегчил наши скорби. Он, претерпев величайшие мучения, вышел из них победителем, поэтому может и нас укреплять в наших мелких невзгодах. Он страдал и терпел за правду, а мы несем наказание за свои грехи. И потому как Он, безгрешный, пострадал, то сугубо может и нас поощрять к тому, чтобы выстояли мы до конца. Никто из нас ему не помогал и не облегчал мук и истязаний, а Он, когда мы страдаем, стоит за каждым из нас, беря на Себя часть нашей боли и горечи.

+   +   +

 Государство и культура — для человека, а не человек для государства и культуры. Люди создают государства и культуры не как конечные цели свершения жизни, а как вспомогательные средства для достижения духовных и моральных целей.

 Язычники-римляне ценили государство и культуру больше живых человеческих существ, а христианство ставило и ставит людскую душу выше государства и культуры — и вообще выше всего мiра.

 Не обкрадывай государство, потому что дорого оно нам досталось. Ведь защищая его, твои братья погибали в бесконечных войнах — как же ты теперь осмеливаешься расхищать столь драгоценное для нас достояние? Это государство больше принадлежит им, чем тебе, потому что заплатили они за него больше, чем ты, и гораздо больше тебя в него вложили.

 Закупая для государства материалы за границей, не соглашайся на личный процент комиссионных, предлагаемый тебе иностранными фабрикантами и торговцами. Ведь то, что они якобы дают тебе даром, на самом деле снимают со счета твоего государства.

 Обворовываешь государство — всё равно, что крадешь кровь и слезы.

 Сделай для государства больше, чем оно тебе выплачивает. Ведь только этим излишком и измеряется патриотизм. И только с помощью всех подобных избытков государство может выстоять и развиться к лучшему.

 Национальное государство не простирается до тех пределов, до которых способен дойти меч; наоборот — меч должен простираться лишь до границ того или иного государства... Если же позволить государству безудержно расширять свою территорию, руководствуясь лишь принципом меча, то такое государство перестанет быть национальным: это уже не отечество, а тирания.

 Покорять или быть покоряемым — в равной степени катастрофично для национального государства. Приобретая новые территории, государство нередко расшатывает и утрачивает собственные моральные устои.

+   +   +

 Самые близорукие наиболее упрямы в утверждении о том, что границы мiроздания совпадает с границами их воззрений. Ведь даже солнце, свет которого простирается дальше самых проницательных взоров, обладай оно разумом, воздержалось бы от подобного суждения.

+   +   +

 Прежде чем сказать или сделать что-то греховное, человек согрешает помышлением. В помысле — первопричина греха, все прочие нравственные падения суть лишь его следствия. Посему пусть никто не оправдывается, что я, дескать, не грешен, потому что никого не убил, не ограбил, не обесчестил и не оговорил. Ведь все мы преисполнены убийственных, грабительских, насильнических и клеветнических помыслов. Змея ядовита не только когда кусает, потому что носит свой яд в себе.

 Итак, помысел — не только грех, но и источник греха, начало греха, семя и корень греха. Вот почему Всевидящий и Всеведущий Господь укорил тех, кто помышлял в сердце своем злое.

 Никто не глуп, кроме тех, кто не может видеть собственные грехи и чужие добродетели, и, наоборот — никто не просвещен, кроме тех, кто способен видеть и признавать как свои грехопадения, так и чужие добрые поступки.

 Христиане по немощи неоднократно впадают в грехи язычников. Сюда относится и грех разжигания войны.

 Извергните из своего ума даже воспоминания о грехах. Ведь грех подобен неприхотливому растению, выживающему даже в самых безводных местах. Одна капля воды — и оно зазеленело, хотя казалось засохшим. И одно воспоминание о якобы давно умершем грехе оживляет его и делает сильным.

 Между светом и грехом находится мост, а не пропасть. У самых святых и самых грешных имеется общая основа для братства. Ваши грехи — мои грехи, мои грехи — и ваши грехи. Это — исходный пункт для практического и подлинного христианства.

 Желание — семя греха.

 Не пожелай ничего того, что принадлежит твоему ближнему. Ведь стоит тебе только об этом помыслить, как ты уже посеял злое семя в своем сердце; и это семя упадет на добрую почву, взойдет, начнет расти, укрепляться, ветвиться, понуждая ко греху и твои руки, и твои ноги, и глаза, и язык, и всё твое тело. Ведь тело — это исполнительный орган души. То, чего хочет душа, тело должно [исполнить], а то, чего она не хочет, тело [делать] не обязано.

 Прикидываться ничего не понимающим в чуждой добродетели — это всегда грех, а относиться так к чужому греху — не всегда грех.

 Грех столь же стар, как и дьявол. Как может простой смертный, время жизни которого измеряется пядями, избежать греха, который, подобно заразной болезни и тлетворному смраду, передается от поколения к поколению и от человека к человеку, с тех пор как сей последний существует на этой и таковой земле? — Никак, если не будет он знать, что ходил по ней некий Человек, один-единственный, Который не согрешил ни в рождении, ни по рождении, а именно: Богочеловек, Иисус Христос, смирением Своего человечества и огнем Своего Божества сокрушивший грех на кресте. Никак, если человек не ухватится всеми силами за Христа, Который старше греха и сильнее всех его сеятелей и переносчиков.

 От греха рождается страх, и смущение, и немощь, и расслабление, и помрачение ума. Грехом человек настраивает против себя людей, будоражит собственную совесть, собирает вокруг себя бесов и вручает им оружие против себя. Грехом человек обособляется от Бога, удаляется от своего Ангела-хранителя, ограждает себя от источника всякого добра. Сделанный грех означает объявление войны Богу и всем добрым силам.

 Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.

 Не согрешать тогда, когда человек наиболее подвержен греху — драгоценно пред Богом.

 Где грех, там может быть и покаяние. А где люди, там и грех. Те же грехи сегодня, как и две тысячи лет назад, и те же средства от всех грехов. Принципиальное же лекарство от всех грехов — раскаяние в них. Это первое духовное врачевание, подаваемое заболевшему греховным недугом.

 Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.

 Есть два вида осознания грехов, но оба они, в конечном счете, ведут к отвращению: человек начинает гнушаться либо самим собой, либо жизнью как таковой. Первое не лишено упования, второе — абсолютно безнадежно. Первое подобно сумеркам, когда на помраченном небосводе светится одна звездочка, второе — сплошная беспросветная ночь.

 Пока человек скитается по склизким лабиринтам греха, он не ощущает его удушающего смрада, но когда, оставив все эти беспутья, выйдет на чистую стезю, возводящую к праведности, тогда ясно осознает все невыразимое различие между чистотой и нечистотой, между путем добродетели и путем порока.

 Грех языка — самый частый и скоропалительный.

 Грех отнимает у человека разум — будто лишает его головы. Человек, погрязший в грехе, похож на курицу с отрубленной головой, которая, умирая, лихорадочно бьется и скачет во все стороны.

 Освободим себя от греха и немощи — и тогда нам легко будет избавиться и от гнета людей, и от тирании природы.

 Тирания греха — самая жестокая в мiре.

 О, если бы повсюду принялись исповедовать греховность, а не непогрешимость!

 И грех, и добродетели растут и множатся, и причем стремительно.

 Нередко в один и тот же день, сделав один грех, не избежишь и другого, равно как и, явив одну добродетель, не упустишь и ей подобной.

 Грех без свидетелей всегда имеет тенденцию к повторению.

 Заметив, что грешник раскаивается в своих грехах, не поминай его падений, о которых он сожалеет, иначе его преступления обрушатся на тебя, и будешь судим так, как если бы их совершил ты, а не он.

 Если нет в тебе добра, человек, значит, живет в тебе грех, ибо не может добро сосуществовать в одном доме с грехом, как свет и тьма никогда не могут одновременно пребывать в одном и том же месте. Если удаляется свет — наступает тьма, а если последняя рассеивается, то это знак прихода света. Так грех и добро способны сменять друг друга, но совместно обитать не могут.

 Лжепророки льстят преступлениям соотечественников, тем самым еще дальше отгоняя от них всякое благо. А истинные пророки идут наперекор всякому беззаконию в народе. Принося добро, они публично обличают любой грех, стремясь вместить в душу народа благо, подаваемое Богом.

 Безмерная печаль — греховна.

 Первым грехом, проявившемся в мiре духов, была зависть. Грех боится укоризны, бежит от посрамления, стыдится своего уродства и не любит присутствия света.

 В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.

 Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.

 Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.

 Человек не имеет власти прощать сам себе грехи, оставляя это Богу. Не смеет он оставить себя не осужденным — иначе примет осуждение от Бога; ибо кто сам себе прощает, тому Бог не простит. И кто сам для себя не будет страшным судией, тот встретит страшного Судию в лице Бога.

 Нет такого греха, который может быть прощен без осуждения либо со стороны человека, либо со стороны Бога. Таково устройство вселенной. Иначе грех ничем не отличался бы от безгрешности. Если бы даже один-единственный грех мог быть полностью прощен без страдания и осуждения, то законы природы оказались бы попранными — и мiр низвергся бы в хаос...

 Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
 Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.

 Есть три рода греха: грех словом (когда много говорим или употребляем неприличные выражения), грех делом (когда своими действиями попираем христианский закон) и грех помышлением (когда в голове у нас гнездятся худые мысли).

 Семь смертных грехов суть гордость, сребролюбие, чревоугодие (сластолюбие), зависть, злопамятство, гнев, отчаяние.

 Четыре греха, вопиющих на небо об отмщении — это преднамеренное убийство (мужчины, женщины или ребенка), содомия (противоестественный блуд), нанесение обиды вдове или сироте, удержание платы бедному.

+   +   +

 Грешник — это человек, который, как и всякий другой, хочет себе жизни, однако не перестает вносить в себя смерть.

 Если ты завидуешь грешнику, гоняющемуся за эфемерными тенями мiра сего, то ты товарищ ему по безумию. Он и вправду безумствует, потому что хватается за всё, чего не может удержать, а ты — потому что завистью отравляешь собственное сердце.


 Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.

 Грешнику нужно желать не смерти, а покаяния. Ничто так не огорчает Господа, пострадавшего на кресте за грешников, чем когда мы просим Его послать смерть тому или иному нечестивцу и тем самым убрать его с нашего пути.
 
 Семьдесят семь раз и более прощает Господь грешникам их проступки, но если и после этого грешники останутся грешниками, то будет ли Господь спасать их, вопреки их собственной воле? Нет, потому что это противно самому принципу спасения людей.

  Вы, стыдящиеся войти в дом грешного человека, губите две души: свою собственную и душу своего ближнего.
  И вы, стесняющиеся принять грешника в свой дом, тоже губите две души: свою — отвергая Христов пример, и душу своего ближнего, перед которым затворяете двери, утверждая его тем самым на пути греха.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру