Алфавитные главы. Часть вторая

Перевод с сербского Сергея Фонова

В


 Имеющий великое имеет и малое.
 
 Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.

 Всё от самого малого до самого великого так удивительно создано само по себе и с предельной гармонией и искусством сопряжено с другим.

+   +   +

 На земле нет нетленных венцов.
 Лишь звездное небо, как драгоценный венец, нависает над каждой человеческой головой.

+   +   +

 Веру мы храним не ради ее самой, а ради спасения наших душ. Никто не отправляется в путь ради самой дороги, но в конце своей поездки чает встретить кого-то или что-то. И если в реке кто-то тонет, то никто не бросает веревку просто так, но хочет спасти утопающего.

Знающий цену человеческой души и смысл ее спасения должен будет признать, что в мiре сем нет ничего насущнее и полезнее веры.

Полагающий, что его вера служит чему-то иному, а не спасению души, не имеет истинной веры и не ведает, сколь драгоценна его душа.

 Ежедневно люди живут и общаются больше верой, нежели чем-то другим. В гостинице человек обедает, веря, что в блюде нет яда; ложится в постель, веря, что под подушку не заползли скорпионы; принимает на рынке купюру, веря, что она не фальшивая; покупает в киоске спички, веря, что они не отсырели; нанимает кучера, веря, что тот отвезет его по адресу; путешествует по железной дороге, веря, что машинист в здравом уме и не замышляет самоубийства. Землепашец сеет хлеб, веря, что семена взойдут. Пастух гонит стадо на луг, веря, что трава на нем за ночь не высохла. Женщина спешит с кувшином к источнику, веря, что вода из него все еще течет. Основа образования — обоюдное доверие учителей и учеников. Государства утверждаются на доверии граждан к власти и друг к другу. Брак тоже существует на вере, на благих намерениях обеих сторон. Дружба живет верой во взаимную искренность.

 Хранимая нами христианская вера, в сравнении с прежними языческими суевериями — вера новая. Если же вы [не] хотите [расстаться] с верой в природу и в естественные стихии — значит, жаждете веры не новой, а старой, обветшавшей.

 Пусть за четыре тысячелетия человечество сделало четыре тысячи шагов вперед. Что это в сравнении с грандиозной вселенной, полной тайн, простирающейся дальше Сириуса и превосходящей все наши исчисления. Однако этого достаточно для возрастания авторитета веры, для ее углубления, возвышения, окрыления. Крылья веры похожи на крылья Икара. Как его крылья растаяли на солнце, так и крылья веры нередко тают от скептицизма. Впрочем, чего только не испепелило и не разъело сомнение как таковое?

 Вера лишь как теория, как система понятий и силлогизмов, всегда имеет крылья Икара, всегда дрожит и колеблется. Вера же, ставшая неразрывной частью бытия души и управляющая всеми желаниями и поступками человека, вера живая — такая вера лучше крыльев Икара: от нее убегает всякое сомнение.

 Не желающему верить в добро не помогают даже знамения с неба. Сердце, наполненное злобой, тверже гранита. Ум, помраченный грехом, недоступен для лучей небесного света, сила которого превосходит тысячи солнц. Но если человек изгонит злобу из сердца и освободит свой ум от греховной тьмы, то увидит бесчисленные знаки, подаваемые Богом тем, кто хочет верить, так что видят они — и верят.

 Наша вера испытывается чаще, чем колеблется ветром тростник. Ведь испытания сродни ураганам: слабую веру они вырывают с корнем, сильную — еще более укрепляют. Искушения суть огонь, в котором сгорает солома, но очищается золото.

 Боже, опустоши меня и вселись в меня! — В этих словах выражена практическая суть веры.
 
 Как молодое растение требует много влаги для роста и утверждения, так для веры в период ее юности надобно много крови, причем крови праведников.

 Вера — единственный [луч] света в [тяготах] терпения, ведь терпение без всякого упования — это невыносимая тьма. Вера же — сияющая звезда в этой тьме: вера смягчает остроту страданий, вознося на своих крыльях всё [непосильное] бремя терпения.

 Наша вера запрещает нам выведывать чужие грехи, повелевая в то же время быть неумолимыми судьями собственных падений.

 Вера нам нужна для надежды, надежда для жизни, а любовь — для исправления нравов всего нашего народа.

 Будем прилежными в стяжании истины и еще более старательными в очищении сердца, терпеливыми в надежде и непоколебимыми в вере в то, что Бог в свое время подаст нам так и столько, как и сколько нам нужно для нашего спасения.

 Храни веру во что бы то ни стало. И жди, пока из веры не взойдет любовь. Угасишь в себе любовь — потеряешь много, утратишь веру — лишишься всего.

 Чужак чужаку не верит, верит только сродник сроднику.
 Неусыпное бодрствование над самым дорогим стяжанием (над богатством своей веры), непрестанное изумление, обновление, преображение и воскресение — вот спасительная евангельская заповедь.

 Есть люди — и у нас, и за океаном, причем их число, к сожалению, никак не сокращается — неустанно твердящие, что христианская вера, мол, выжила только потому, что она учит самопожертвованию, т. е. чему-то такому, что противно природе и естественным законам. Но представьте себе, что будет с обществом, с культурой, со всем человечеством, если все люди деятельно усвоят это мнение! Тогда все выработанные доселе общечеловеческие нормы морали и мiроустройства просто утратят свое существование, наступит всеобщее разложение и человек ниспадет на ту ступень бытия, на которой он ничем не будет отличаться от диких птиц.

 Вера постоянно требует от нас обновления сердца и возрождения души, каждый вечер задавая нам один и тот же вопрос: стал ли ты сегодня лучше и совершеннее, чем был вчера?

 Вера неустанно шлифует нашу природу.
 Однако дети веры — не те, кто полагает, что достиг совершенства, а те, что ощущает в себе голод и жажду совершенства. Истины веры нужны только алчущим и жаждущим правды.

 Наша вера возлагает на нас две обязанности: смотреть вперед, пролагая дорогу к преуспеянию, и оборачиваться назад, чтобы помогать нашим более слабым, немощным и отстающим братьям.

 По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.

 Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.

 Боязливая вера — не вера. Боязливое слово — пустой звук.

 Сначала — учение о вере, а потом и все прочие науки.

 Зачем исследуешь высокие, небесные тайны, если даже Херувимы их до конца не постигают. Веруй только, что это и в самом деле так — и простота веры принесет тебе награду. Ибо вечные блага, бессмертное жительство и царствование, обещаны не знанию, а вере.

 При точных умозаключениях о той или иной вероучительной истине не остается места для религиозного воодушевления, в котором главную роль играет живое чувство веры. Поощрять и усиливать это чувство — цель всего Евангелия.

 Кто знаниями поддерживает веру, а верой дополняет свои знания, тот фактически решил проблему соотношения веры и знаний.

 В мiре нет ни одной такой веры, которая подвергалась бы более жестоким гонениям, более жутким мучениям и более бессовестной клевете, чем вера ваша и ваших отцов. Снаружи преследовали ее язычники, изнутри — еретики. Каждый шаг ее шествования через историю отмечен бесчисленными жертвами и залит невинной кровью. Впрочем, разве вы не знаете, что за добро всегда дорого платят и что у самого лучшего и цена [всегда] самая высокая?

 Православная вера — вся с неба и вся — небо.
 Всякая иная вера есть в той или иной мере смесь неба и земли, святости и греха.

 Язычники и атеисты лишены внутренней силы духа [букв. "не могут". — Ред.], потому что не верят. Протестанты ее лишены, потому что сомневаются.
 И только мы, православные, можем от всего сердца воскликнуть: "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!"

 Весь мой авторитет во мне, а не вне меня: не в моем происхождении, или звании, или служении, а в моей вере, которой живу, в моей любви, пылая которой, я предлагаю свою веру своим братьям. Я ее только предлагаю, но никому не навязываю. Примет ли кто-нибудь мою веру? Если никто из людей ею не проникнется, то я останусь один под горой, наедине со своей верой. Впрочем такое одиночество меня не тревожит: ведь в нем не будет только людей. Страшит меня другое, более пустое одиночество — боязнь без веры.

 В бытность мою подростком я верил в Бога, но теперь уже и не приходится верить, ибо знаю, что Бог существует.

 Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.

 О, как превратно человеческое сердце! Но из всех его перемен самая постыдная — когда верующий теряет свою веру, а самая славная — когда неверующий обращается к вере и утверждается в ней.

 Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

 Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.

 Вера Христова лучше всего освещает и просвещает человеческие души, когда проповедники этой веры своей жизнью излучают ее свет.

 Правая вера должна быть гонима в этом мiре. Об этом Сам Спаситель ясно и открыто возвестил Своим Апостолам. Ведь ереси, по обыкновению, ближе мiрскому и демоническому духу, поэтому мiр и демоны не преследуют своих присных.

+   +   +

Великий вопрос: что видимо и что невидимо? Видимое — то, что доступно человеческому глазу, или то, во что проникает человеческий дух?

 Видимый мiр относится к мiру невидимому, как тень к реальности, как символ к духу, как буква к смыслу.

+   +   +

 Видовдан* — самый выдающийся день в истории нашего народа, наиболее в ней отмеченный. Он подобен высочайшей горе, с которой можно обозреть всю нашу историю, минувшую и грядущую. Точно Страшный суд, тяготеет он над нашими головами.

 *День памяти битвы на Косовом поле в 1389 году, отмечается 15 июня по Юлианскому календарю. Подробнее о духовном смысле этой даты см. в книге "Тайна Косово", написанной известным сербским публицистом Марко Марковичем. Сборник его произведений в переводе на русский язык готовится к выходу в издательстве "Паломник". — Примеч. пер.

+   +   +

 Чем больше человек возвеличен властью и честью над прочими людьми, тем ближе подобает ему стоять к Богу, чем все его подчиненные.

 Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.

 Немало людей во многом злоупотребляет своей властью и над природой.

+   +   +

 Духовные вожди нашего поколения шествуют [как бы] сквозь снежную бурю. Надлежит им одновременно и смежать глаза, чтобы не забило их снегом, и напрягать взор — чтобы видеть, куда идти.

 Прошу народных вождей и лидеров непрестанно памятовать о своей ответственности перед Богом за вверенный им народ. Мир должны они вносить в народ, а не раздор. Их обязанность, святой долг — по совести распоряжаться народным достоянием.

+   +   +

 Телесное воздержание — начальная и средняя школа для нашего христианского характера; после нее нас ждет высшая школа, в которой мы учимся воздержанию ума, сердца, и воли. Если стянем ум, то в его тесноте не найдется места для блудных помыслов. Если обуздаем сердце — то и в нем не останется пространства для похотливых желаний. Если смирим волю, то и из нее уйдут все лукавые намерения, зверские и демонические.

+   +   +

 Пришла война... Мы, переживающие ее впервые, видим, что самая страшная проза ее будней — смерть героев. Война — это, безусловно, яд; но яд способен как умерщвлять, так и лечить, омолаживать.

 Тысячи людей, переживших длительные войны, ничему не научились, кроме дерзости и эгоизма.

 Главная причина войн — надменное превозношение человека над человеком и народа над народом. От кичащегося высокомерия омрачается ум, и люди не видят Бога. А как только они потеряют Бога из виду, тотчас утрачивают сознание того, что человек человеку брат.

 "Предотвратить войну" — такая цель не достигается внешними средствами в сжатые сроки, потому что сначала надо внутренне преобразить каждого человека. Дело это не легкое и не поспешное. Дабы исчезли внешние войны между людьми и нациями, каждому человеку надлежит развязать войну против самого себя. Именно такую войну заповедует Евангелие.

 Каждый воюет не столько из ненависти к другому, сколько из любви к самому себе.

+   +   +

 Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мiре всегда больше овец, чем волков.

+   +   +

Не спеши с ответами на всечеловеческие вопросы, ибо, в противном случае, твои ответы окажутся ложными, потому что большинство вопросов сформулировано неправильно.

+   +   +

Как воскрес Христос?
 Так же, как в самом начале сотворения мiра явился свет во всеобщей тьме.
Так воссиял и сей новый Свет, принесший разумным людям подлинное благовестие о мiре духовном.

 Летописи очень многих народов и племен свидетельствуют нам о том, что верой в воскресшего Христа они и сами воскресли из одичания к просвещению, из рабства к свободе, из трясины безнравственности и умопомрачения к свету детей Божиих.

 Христос воскресе! Воистину воскресе!
 Сей Праздник света и вечной жизни открывает нам врата небесного света, где ангельская песнь и благодарственное моление Богу никогда не смолкают.

 Прошу вас утвердиться в вере, что для нас жизнь и воскресение — весь Христос, а не только один день и одно событие из Его земного бытия.

 Христово Воскресение гораздо менее, чем какое-либо другое событие всемiрной истории, может быть предметом научных исследований. По большей части, оно требует от нас именно веры — и это вполне оправданно.
 
 Если какой-то день и можно посчитать днем всеобщей человеческой радости, то им окажется Христово Воскресение, день Святой Пасхи. Ему радуются не только клерикальные партии Рима и Фанара, но и язычники Парижа и Лондона, так что если бы о современном состоянии христианской веры судили лишь по числу пасхальных поздравлений, то ее перспективы казались бы самыми радужными.

 Христово Воскресение означает, прежде всего, победу над тем монстром, которого испокон веков люди боялись больше всего на свете, — победу над смертью.

 Христово Воскресение принесло человечеству фундаментальные изменения, равные по значению сотворению мiра [букв. "столь же важные…" — Ред.].

 Не легко постигнуть безмерную глубину и высоту значимости Христова Воскресения. Оно потрясло и небо, и землю, и бездны преисподней.

 Доселе мы были невольниками, а теперь мы дети Божии. Рабствовали мы злу — всему тому, что ниже и хуже человека, а теперь служим добру, верховному Благу неба и земли, Богу Всевышнему и Всемилостивому. Угнетал и подавлял нас мрак, а теперь мы ходим во свете. До сего времени дьявол, грех и смерть держали нас в постоянном страхе, а ныне — когда явился Господь во плоти на земле, когда преподал Он нам учение света, свободы и жизни, когда воскрес во славе и явил Себя в Своей прославленной плоти, исполнив тем самым все предвестия пророков и Свои обетования, — мы обитаем рядом с Богом, в свободе и радости.

 После самой темной ночи воссиял самый светлый день в истории человеческого рода.
 После Великой пятницы взошло Христово Воскресение.

+   +   +

 Все вы хотите иметь воспитанных детей, но мало среди вас тех, кто их, действительно, воспитывает, потому что очень немногие понимают, какой дух необходим для современности. Наша эпоха перенасыщена духом техники, амбициозных государственных переворотов, теплохладного гуманизма, полувер и полумер, а также тайного сговора со злом. И потому нужен совсем иной дух, дух поистине мужественного восстания [букв. "революции". — Ред.] против зла, вдохновленный Духом Божиим.

 Этот новый дух следует внести в воспитание, чтобы мiр вдохнул свежести и всякое зло было вытеснено. Этот новый дух должен вселиться в дома и школы и изгнать всех нечистых духов, которыми в наше время технического прогресса упивается молодежь.

 Обязанность родителей — не считать родных детей своей исключительной собственностью и лишь отчасти воспитывать их для себя, а по большей мере для общества. Природа-мать вдоволь научила каждого ребенка эгоизму, сербской матери нечего к этому добавить, но есть что отнять.

 Осторожность и крайнее внимание воспитателя к воспитанникам —   главное требование науки воспитания людей. Воспитанники следят на манерами своего воспитателя во много раз зорче, чем сей последний за их поведением. Если воспитатель может что-то и упустить, то от взора учеников не ускользнет решительно ничего. Они впитывают в себя малейшие детали жизни своих наставников, ревниво следя за тем, чтобы их дидактические выкладки ясно отражались в их делах. Малейший разрыв теории с практикой может свести на нет даже самые красноречивые увещания. Если же такое случится, то в глазах этих юных судий падет всякий авторитет.

+   +   +

 Знания на Востоке, где и находится их колыбель, всегда приводили людей к Богу, тогда как знания на Западе нередко уводили их от Бога.

 Если у христианского Востока, распятие которого продолжается с иерусалимской Голгофы и поныне, нет видения всеобщего единения людей [во Христе. — Пер.], то у кого оно будет? У кого пробудится сердце, если оно спит даже у страдальцев?

+   +   +

 Молись Богу о своих врагах!

 Если хотите, чтобы люди не были вам врагами, то не будьте и вы по отношению к ним недружелюбны.
 Посему сначала исторгните из своего сердца корень вражды и только после этого пересчитывайте своих врагов в мiре сем.

 Живущие с нами под одним кровом и чрезмерно хлопочущие о нашем телесном покое и удобствах нередко являются самыми лютыми врагами нашего спасения. Ведь вся их любовь и забота обращена не на душу, а на плоть.

 Часто, очень часто наши враги оказываются нашими настоящими друзьями. Их колкости служат нам на пользу, их обличения — к нашему спасению; и то, что стесняют они нашу телесную жизнь, помогает нам углубиться в себя и разыскать свою душу.

 Наши враги порой спасают нас от погибели, невольно уготованной нам сродниками, потакающими нашим капризам и лелеющими наше тело в ущерб душе.

 Мы всегда легче распознаём врага, нежели друга. Так и бесы легче узрели во Христе своего врага, чем люди увидели в Нем своего Друга.

+   +   +

Жизнь наша коротка и исчисляется годами и месяцами, а время — процесс длительный, продолжающийся сотни и тысячи лет. Кто из нас способен преодолеть узкие рамки времени, устремить себя к концу его течения и стать очевидцем последних событий?

 Время продлевается страданием и сокращается весельем.

+   +   +

Вся вкупе взятая вселенная представляет собой совершенство красоты и благолепия. Собственным умом мы не постигаем ни вселенную во всей ее полноте, ни этого присущего ей совершенства. В наших глазах даже ее отдельные участки [вполне] совершенны, потому что и малая ее область кажется нам чем-то целым и законченным. Мы не можем всему этому даже надивиться, а уж тем более — [адекватно] выразить [словами]. Макрокосмос не вмещается в микрокосмос. Целое не досягаемо не только для нашего логического разума, но и для самой богатой мечты. Ведь любые самые сложные и причудливые построения чисто человеческих грёз значительно уступают объективной действительности.

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру