О западных вероисповеданиях. Римско-католическая церковь. Часть вторая

§ 3. Искаженные римско-католические понятия о правосудии Божием и спасении людей, о сверхдолжных делах, таинстве покаяния, об епитимиях, чистилище, индульгенциях, о почитании святых и Богородицы Девы Марии

В учении об отношении человека к Богу — об условиях оправдания людей пред Богом и спасении их — западное схоластическое богословие способствовало искажению здравого христианского смысла тем, что в нем слишком затемнена идея Божественной любви представлением о бесконечном правосудии, — слишком много придано значения в деле спасения людей собственным заслугам — добрым делам их, наконец, слишком непомерно преувеличено значение церковно-иерархической власти в устроении спасения вверенных ей душ христианских. Отсюда получают свое начало грубые и искаженные понятия римских католиков о таинстве покаяния, как о каком-то инквизиционном суде над человеком грешником, об епитимии, как наказании за грех, о так называемой сокровищнице сверхдолжных добрых дел, о чистилище, индульгенциях.

Римско-католическое учение о спасении людей имеет свое основание в той правильной христианской мысли, что каждому человеку в будущей жизни воздастся награда по делам его. Только эта правильная мысль истолкована в средневековом католицизме слишком грубо и односторонне. Мало обращено внимания на то, что дела человека, за которые ему обещается награда, имеют значение не сами по себе, а только в силу благодати Божией, в силу веры в искупительную жертву Христову, слишком грубо и механически понято соответствие между количеством добрых дел и мерою награды, ожидаемой за них. И притом, вопреки ясному свидетельству Слова Божия и здравому нравственному понятию, измышлена ложная мысль, будто иные люди могут сделать добрых дел больше, чем им нужно для того, чтобы спастись. Чем больше кто сделал добрых дел, тем большую меру блаженства получит в будущей жизни: чем меньше у кого добрых дел, тем меньше права на блаженство. Праведные, святые люди, особенно святая Дева Мария, сделали так много добрых дел в своей жизни, что не только заслужили себе высокую степень блаженства, но и кроме того от них остается еще известное количество, как бы излишних, преизбыточествующих, сверхдолжных добрых дел. Правосудие Божие не может оставить и эти добрые дела без награды; оно может остающийся от святых людей излишек добрых дел зачислять — вменять в собственность, в заслугу другим грешным людям, у которых своих добрых дел недостает для того, чтобы получить им спасение  блаженство.

Каким образом это может совершаться? В Церкви Христовой есть целая сокровищница (thesaurus, scrinium, скарб, ящик) преизбыточествующих или сверхдолжных добрых дел (super — rogatoria opera), высочайших заслуг Христа Спасителя, Божией Матери и других святых. Сокровищница эта, как и вся Церковь, находится в распоряжении у папы, которому Господь чрез апостола Петра вручил ключи от Царства Небесного, который есть глава Церкви, Божий наместник на земле. Папа может силою своей власти вменять добрые дела святых в заслугу грешным людям и в известной степени сообщать эту власть другим низшим чинам церковной иерархии, так как все церковные права и власти имеют один общий источник — полноту папской власти.

В связи с учением о сверхдолжных добрых делах Божьей Матери и святых людей развилось у католиков в Средние века превосходящее меру суеверное почитание святых. Правильное почитание святых имеет свое основание в той доброй христианской мысли, что, почитая Бога, нужно почитать и людей близких к Богу, угодников Божиих. Но у народов, недавно перешедших от язычества к христианству, нередко переносятся на христианских святых представления о древних языческих божествах, и святых людей начинают почитать не только как угодников Божиих, но как какие-то отдельные божества, самостоятельно управляющие тою или другою областью жизни и могущие нам помогать своей собственной силой, помимо благодати Божией, даруемой им. Католическое духовенство в Средние века не только не заботилось об искоренении таких суеверных понятий, но по корыстным расчетам намеренно содействовало распространению их в народе;  отсюда вымышленные рассказы о небывалых чудотворениях, о сохранившихся в иных местах целых тысячах мощей святых, и крайне суеверное отношение к ним со стороны народа. Особенно развилось у католиков преувеличенное представление о Святой Деве Марии. Православная Церковь заповедует чтить ее, как Матерь Бога, честнейшую херувимов и славнейшую серафимов.

Но у католиков в Средние века нередко почитание Ее превосходило почитание Самого Христа. В связи с этим развилось на Западе особенное учение о непорочном зачатии и рождении Святой Девы (immaculata conceptio). Вопреки общему христианскому учению, что все люди, кроме Богочеловека Христа, естественно происходят от праотца Адама и потому являются причастными первородному греху, католики стали учить, что Святая Дева Мария зачата и рождена сверхъестественным образом и в самом зачатии и рождении была непричастна первородному греху. Это учение начал развиваться на Западе между некоторыми богословами с XIII века, но тогда был сильно оспариваемо; потом стало распространяться более и более и, наконец, утверждено и провозглашено, как общеобязательный догмат, папой Пием IX на римском соборе 1854 года.

Вменение добрых дел святых людей людям грешным силою церковной власти прежде всего производится в таинстве покаяния. Что такое таинство покаяния? По нашему православному пониманию — это есть врачевание грешной души — внутренний акт духовной жизни, облегчение совести чрез искреннее исповедание грехов и затем примирение души с Богом силою креста Христова, знамение которого полагается пред кающимися. А, по искаженному схоластическому понятию римских богословов, таинство покаяния представляется как внешний процесс следствия и суда над человеком грешником[3]. Духовник подробнейшим образом расследует вины кающегося, какие им сделаны грехи, когда, по каким побуждениям, при каких обстоятельствах, с такою тщательностью, что исповедь в католической Церкви иногда превращается в самую мелкую казуистику, в шпионство, в инквизиторский допрос. И затем властью, полученной от папы чрез епископа, духовник вменяет кающемуся заслуги Иисуса Христа, Божьей Матери и святых, сколько нужно ему для заглаждения исповеданных грехов (как это выражается у католиков в самой разрешительной молитве, читаемой по исповедании грехов).

Усвоение заслуг святых людей человеку грешному, отпущение грехов в таинстве покаяния дается в католической Церкви не даром. Чтобы получить отпущение грехов, для этого мало принести искреннее раскаяние в грехах, исповедать грехи пред духовником, требуется дать еще соответствующее удовлетворение за грехи правосудию Божественному. Без соответствующего удовлетворения правосудие Божие, по учению католическому, как бы не может простить человеку грехов. Отсюда в таинстве покаяния по учению схоластического богословия, три существенные условия: contritio (сокрушение о грехах), confessio (исповедь) и satisfactio  (удовлетворение). По нашему же православному пониманию никакого удовлетворения за сделанные грехи человек со своей стороны принести Богу не может: по необходимым условиям таинства покаяния, кроме внутреннего сокрушения о грехах и устной исповеди их, в православном учении полагается вера во Христа и надежда на Его милосердие — на искупительную жертву, принесенную Им за все человеческие грехи правосудию Божию.

Удовлетворение за грехи, требуемое в католической Церкви от кающегося, состоит в том, что духовник, исповедав его, назначает ему за известный грех известную епитимию. И у нас в православной Церкви употребляется епитимия: но она имеет значение у нас как нравственное врачевство, полезное для самого кающегося, чтобы его возмущенная совесть была покойнее, и чтобы ему легче было на будущее время преодолеть греховные привычки; иногда публичная епитимия назначается для успокоения не только личной совести кающегося, но и общественного нравственного чувства, возмущаемого известным открытым преступлением: но все это не то, что удовлетворение за грехи. В католической же Церкви епитимия имеет значение именно удовлетворения за грехи, как будто необходимого для Самого Бога, как будто Бог не может простить человеку грехи, не получив от него удовлетворения. По понятию католиков, епитимия есть не столько мера нравственная, помогающая исправлению грешника, сколько мера карательная за грехи, уже сделанные человеком. Отсюда, по смыслу католического учения, епитимия, как необходимое удовлетворение за грех, непременно должна быть назначаема каждому кающемуся, и ее тяжесть должна в точной мере соответствовать тяжести исповеданных грехов.

Как же быть, если человек в продолжение своей жизни не успел принести удовлетворения, исполнить епитимии за каждый, сделанный им грех? Есть для человека средство принести удовлетворение правосудию Божию за гробом. Для этого существует, по учению католическому, в загробной жизни так называемое чистилище (purgatorium), особенное место или состояние, среднее между раем и адом, в котором помещаются души умерших с раскаянием во грехах, но не успевших на земле принести Богу удовлетворения за грехи, а также по неведению, забвению или каким-нибудь внешним препятствиям совсем не успевших раскаяться в каких-нибудь маловажных грехах, за которые в ад посылать навеки не следует, но и в рай нельзя прямо допустить. Здесь-то в продолжение известных дней, месяцев, годов и целых тысячелетий (смотря по важности и количеству грехов) души умерших терпят разнообразные мучения и этими мучениями очищаются от некоторых неважных грехов, почему-либо не сказанных на исповеди духовнику, и приносят Богу удовлетворение за те важные грехи, в которых они раскаялись, но не успели выполнить епитимии при жизни. Когда срок этих предназначенных каждой душе мучений оканчивается, душа переходит из чистилища в рай. Без этого, не истязав надлежащим образом душу за каждый сделанный грех, за каждую невыполненную епитимию, правосудие Божие, как будто, не может простить ее и прямо допустить в рай, хотя бы она и раскаялась самым искренним образом. Нет надобности говорить о том, сколько в этих понятиях грубого и несоответствующего духу христианства. В Священном Писании никаких упоминаний о чистилище нет[4]. Представление о чистилище скорее перешло в католическое богословие из старых языческих суеверий, и в Средние века особенно ревностно распространяемо было католическим духовенством для устрашения совести народной в целях властолюбия и корыстолюбия.

Нет ли, однако же, средства человеку облегчить для себя тяжесть епитимии при жизни и сократить срок мучений в чистилище по смерти, словом, войти в Царство Небесное, не принесши Богу должного удовлетворения за все грехи? Все зависит от того, у кого в руках ключи от Царства Небесного, — от папы. По милосердию Божию к людям, Бог дал главе Церкви — папе неограниченную власть и помимо таинства покаяния зачислять сверхдолжные заслуги святых людям грешным, и не только живым, но и умершим. Имея в своем распоряжении неисчерпаемую сокровищницу сверхдолжных святых дел, папа может пользоваться ею для облегчения грешных людей — давать так называемые индульгенции (indulgentia). Эти индульгенции даются на живых людей, которые ими освобождаются от обязанности приносить удовлетворения, исполнять за известные грехи епитимии, и на умерших, которым сокращается срок мучений в чистилище. Индульгенции эти, по великому милосердию Божию и по снисхождению папы, могут быть раздаваемы даром, или за какие-нибудь благочестивые подвиги: путешествия ко святым местам (преимущественно в Рим), за полезные общественные предприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы. Индульгенции бывают полные, простирающиеся на всю жизнь и на все грехи, и неполные — на несколько дней или лет. Есть еще индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме, — в каких-нибудь особенных случаях: например, во время торжественного празднования юбилеев в Римской Церкви, при избрании нового папы, по случаю каких-либо важных предприятий церковных, или особенных опасностей, угрожающих Церкви, во время крестовых походов, Вселенских соборов, канонизации святых и т. д. Индульгенции эти даются лично самим папою, или чрез великого кардинала пенитенциария, чрез епископов и других членов церковной иерархии, чрез прикосновение к освященному папскому жезлу. Есть в католических странах привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, пред которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенций может быть приобретаема в известного рода медалях, четках, крестиках, освященных в Риме и тому подобных предметах.

Вот общий смысл тех фальшивых понятий, которыми в римско-католической Церкви искажено истинное учение о правосудии Божием и спасении людей. Насколько такие понятия противоречат самой идее Божественной любви, учению Священного Писания, требованиям здравого нравственного чувства, какое гибельное влияние они могут иметь на нравственность людей, располагая одних к суеверному ханжеству и самообольщению, других к унынию и отчаянию, какую необычайную власть дает это учение церковной иерархии и к каким страшным злоупотреблениям может привести пользование такой властью, — все это очевидно само собою и известно из истории.

Примечания

[3] Разница между православным и католическим понятием о таинстве покаяния выражается в самых названиях этого таинства по-гречески и по латыни. Греческое название metanioa — выражает собственно внутреннюю духовную перемену; латинское же poenitentia обозначает внешний процесс штрафования, суда, наказания.

[4] Неясные слова апостола Павла в Первом Послании Коринфянам (3, 13–15) об огне испытывающем достоинство дел человеческих, очевидно, не могут давать основания для католического учения о чистилище; древнехристианские верования, что Бог по молитвам Церкви дарует мир и милость душам умерших людей, совсем не походят на католические представления о чистилище; православные предания о видениях некоторыми святыми воздушных мытарств также исходят из других начал, чем католические представления об удовлетворении правосудия Божия мучениями чистилищными.

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру