Жизнь и деятельность святителя Саввы Сербского

Жизнь и деятельность святителя Саввы Сербского

Максимович Д.

Рождение и воспитание Святого Саввы.

Характерно, что во времена великих перемен в истории, или перед переломными моментами, в каждом народе не случайно рождаются великие люди, которые из недр духа своего народа высвобождают живые силы и полагают их в положительном направлении, ведь один народ не может сам этого сделать. Не случайное явление, что почти всегда в широком плане истории одновременно рождаются  великие люди, которые, каждый на своей родине, сделает то же самое или нечто другое, делая это, как исполнители Божьего промысла, всегда присутствующего в жизни людей, и в ходе исторических событий. Ни один человек не пришел в мир, потому что он этого хотел, или когда хотел. Еще со дня сотворения первого человека действует творческая воля Божья на события в жизни, в которые Дух Святой, Животворящий, вносит и подает дарования и таланты, необходимые для человеческой жизни. Святой Савва выступает на сцену в исторической жизни своего народа в тот момент, когда все, кем он был и представлял, мог и хотел, было необходимо одному маленькому народу на распутье путей между Востока  и Запада, Севера и Юга.

Святой Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в своем политическом и духовном состоянии, начала возвышаться и укрепляться под твердым и мудрым правлением его отца – великого и благоверного князя Стефана Немани. Став в 1149 году великим князем Рашским, а с 1165 года взойдя на престол своего отца Теши, сверженного Византийским императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре расширил свои владения, покорив всю Сербию, включая Боснию. После смерти императора Мануила (около 1180 года) Стефан совсем освободил Сербию от греческой зависимости, присоединив к ней и некоторые территории Византии. Утверждая свое политическое и военное могущество, Стефан заботился, вместе с тем, и о распространении и утверждении в своем Отечестве Православной веры. Kак все славянские племена на всем Балканском полуострове с начала крещения приняли христианство достаточно поверхностно, а церковная организация  была достаточно слабой и из-за династических споров и внешних войн ненадежной, поэтому в духовной жизни народа легко смогли задержаться остатки язычества, и плодотворную почву нашли остатки на Востоке давно уже умерших или новых неправославных учений или ересей. Эти учения могли в Сербию принести монахи с Востока, которые впали в заблуждение, которых изгнали арабы и сельждуки. Он уничтожал остававшиеся языческие капища, воздвигал новые храмы и монастыри, с особой ревностью противодействовал распространению ложных учений новых манихеев, известных под именем павликиан, катаров, патаренов, появившихся в то время в большом количестве в Болгарии и Боснии.

Стефан был справедливым правителем своего Отечества и ревностным христианином, его жена Анна, дочь бана Боснийского Стефана Борича, не уступала мужу в добродетелях. У царственных супругов появились дети. Прошли годы, Анна перестала рождать, как некогда Лия Иаковлева (ср. Исх. 30, 9-21) и они много скорбели об этом. Они хотели иметь еще одного ребенка и в ночной  молитве обращались к Господу: ’’Владыко, Боже, Вседержителю, послушавший древле Авраама и Сарру и прочих праведников, молившихся Тебе о чадах, услыши и нас, грешных рабов Твоих: даруй нам, по Твоей благости, еще чадо мужеского пола, которое будет утешением нашим и жезлом старости нашей; возложив на него руки, мы почием в мире, и ныне даем Тебе обет: после зачатия детища сего отлучиться от общения брачного и до конца жизни сохраняться в чистоте телесной’’ . И Преблагий Господь, близкий ко всем, призывающим имя Его, услышал молитву этих праведников, которые любили, и творили Его волю. И не было конца радости Стефана и Анны, ибо то рождение было произведением не одного лишь закона человеческой природы, но и плодом молитвы. Родилось дитя мужского пола, и при крещении мальчика нарекли Растиславом, или, коротко, Растко . Чем старше становился Растко, тем больше любили его не только престарелые родители, но и все родные, и придворные, и весь народ. Кто бы ни посещал царский двор Неманичей, все они в один голос утверждали и говорили: ’’это дитя будет новым знамением’’.

Пятнадцать лет Растко воспитывался под родительским покровом, и хотя ему дали доброе христианское воспитание, его вовсе не готовили для духовного пути. По мере того, как мальчик рос и мужал, все больше и больше проявлялись сокрытые в нем душевные и умственные дарования. Видя это, Стефан Неманя решил, что передаст в будущем управление Сербским государством в руки Растко, полагая, что он станет лучшим правителем, чем его старшие братья. Стефан готовил своего младшего сына для роли мирского владыки, не подозревая, что тот станет владыкой духовным. Когда юному князю исполнилось пятнадцать лет, он получил от своего отца в удел Захолмскую область (современная Герцеговина), чтобы научиться всем премудростям управления, необходимым для наследника Престола. Но богатство и роскошь княжеского двора, с его великосветскими забавами, были чужды душе и уму молодого Растко. Он стал жить своей, обособленной от всякого мирского попечения жизнью, часто посещал храмы, постился, подавал милостыню бедным и много времени уделял молитве. Он был очень сдержан, никогда не смеялся громко, но всегда доброжелательно улыбался. ’’Когда ему исполнилось семнадцать лет, родители пожелали его женить, но благодатный юноша решил посвятить себя Единому Богу, уклоняясь от всяких уз мира’’ . При царском дворе своего отца он много слышал о Святой Горе Афонской, о постниках и молитвенниках, населявших ее, ’’ибо к отцу его приходили отовсюду за милостынею’’. Однажды, когда Растко приехал из своего удела навестить отца, он познакомился с русскими иноками, прибывшими с Афона. Среди них был один, который с особым пламенным чувством рассказывал об обителях и монашеской жизни. Взволнованный княжич пригласил этого инока к себе и тайно расспросил его об образе жизни монахов на Святой Горе. Картина безмятежной, душеспасительной жизни, свободной от всяких мирских забот, посвященной одной только молитве и благочестивому созерцанию, картина подвигов добродетелей афонских иноков восхитила благочестивого юношу, у которого от избытка сердца заговорили уста: "Вижу, что Бог, зная болезнь сердца моего, послал твою святость утешить меня. Теперь я понял, чего я так сильно желал. Блаженны те, которые сподобились проводить такую безмятежную жизнь! Что мне делать? Как избавиться от этой суетной жизни? Я не хотел бы оставаться ни одного дня, убежал бы на Святую гору, если бы не боялся препятствий со стороны своих родителей?" . С такими словами обратился Растко к монаху. Видя в юноше искреннее желание иноческой жизни, старец, дивясь его теплой любви к Богу, пламеневшей в душе его, сказал юноше: ’’Вижу, чадо, что в глубину души твоей  проникла уже любовь Божия; но поспеши совершить доброе свое желание, пока злой сеятель не успел посеять плевел в сердце твое и заглушить добрую пшеницу, а иначе благая мысль твоя изменится в любосластие. Удержанный здесь, ты ничего не достигнешь и подвергнешься укоризне евангельской подобно тем, которые предпочли села и упряжь волов, и новобрачную жену – бессмертной вечере Господней и явили себя недостойными призвания небесного Царя. Я сам готов быть споспешником благому делу, и проведу тебя до Святой Горы, куда стремишься ты духом – лишь бы только мы имели коней для погони’’ . Растко, как только услышал это от старца, сразу покорился его воле, и  восхвалил Бога, говоря: "Благодарю Тебя, Господи, что Ты дал уверение сердцу моему через этого странника". А старцу он сказал: "Отче, будь благословен Богом, что укрепил ты душу мою".

Преисполнившись радости по этой причине, Растко немедленно направился к родителям, чтобы попросить у них благословения ехать на охоту. "Недалеко отсюда, на горе", - сказал он родителям, - "много дичи; благословите нас ехать на охоту, и если мы задержимся, то не сердитесь, ибо я знаю, что там много оленей. Отец сделал по воле его и сказал: "Господь с тобою, чадо, благословляю тебя на добрый путь". А мать по-матерински обняла его и с любовью облобызала и отпустила с миром, наказав ему быстрее возвращаться. Не знали они, что их сын едет не на охоту за оленем, но сам как жаждущий олень устремился к источнику жизни - Христу, чтобы напоить жаждущую душу свою, горящую милым огнем любви Его.
                         
Отъезд Растка на Афон, пострижение и иноческие подвиги.

Под предлогом охоты на оленей, княжич покинул дом отца и, отделившись, вместе со старцем от свиты, устремился на Афон. Слуги князя искали своего юного господина, но не могли его найти. Весть об исчезновении царевича опечалило двор и весь народ, а скорбящие родители едва не лишились жизни. Стефан послал одного из главных своих сановников отыскать и вернуть сына, если понадобиться, то и силой. Если понадобится, пусть скачут до Святой Горы, найдут Растко и вернут его домой. Государь Сербии дал воеводе личное письмо к губернатору Солуни, умоляя его помочь найти и вернуть назад сына. В противном случае он грозил войной. Письмо государя Сербии, сильно обеспокоило губернатора, и тот приказал прочесать весь город и окрестности, но все было напрасно. Тогда губернатор пишет грозное письмо к Проту (настоятелю) Афонской Горы и ко всем инокам, призывая уступить требованиям государя Немани и вернуть юного княжича домой.

Наконец, после утомительного перехода через лесистый полуостров Халкидики, военный отряд сербских всадников  приехал на Святую Гору и нашел беглеца в русском Пантелеимоновом монастыре. Растко был еще в княжеской одежде, что обрадовало искавших его послов. Они почтительно, со слезами радости на глазах приветствовали его, забыв обо всех трудностях в пути, целовали его, припадая к ногам его. Главный воевода отозвал его в сторону и долго разговаривал с ним, описывая ему, боль и отчаяние стариков - родителей  и, убеждал его вернуться к отцу, пригрозив при этом, что если он не сделает этого по доброй воле, то его заставят покинуть Афон силой. Видя настойчивость послов, подкрепленную наличием в их распоряжении военной силы, Растко ответил: "Да будет воля Господня!"  Обрадованные послы устроились отдыхать после долгого пути и обильной трапезы. В это время Растко вымолил у игумена благословение на пострижение в малый ангельский образ. После полуночи игумен монастыря велел иеромонаху отвести Растко в церквушку надвратной башни и там совершить обряд пострижения. Иеромонах совершил все, как ему было велено: принял от Растко полагающиеся монашеские обеты, постриг его, одел в черную монашескую ризу, прочитал молитвы и нарек ему новое имя. Теперь его звали Савва в честь святого Саввы Освященного (Иерусалимского), который жил в шестом веке.

Наутро воевода проснулся и, не найдя принца, разозлился на монахов. Ни он, ни сопровождавшие его воины не смогли сдержать своей ярости и стали кричать на монахов, а потом и бить их. Услышав крики и плач избиваемой братии, на башне появился Савва. Он подозвал воеводу, бросил ему под ноги сверток со своими царскими одеждами и отстриженными волосами и велел: ’’Ты в седой голове носишь ум юноши и, имея с собою в чужой стране полк людей, высоко думаешь о себе. Бога вы не боитесь, ни ангельского не стыдитесь образа. Возьмите с собой знакомую вам княжескую одежду мою и волосы с моей головы; отнесите этот залог родителям и братьям моим, чтобы они поверили вам, что вы нашли меня в живых, но по благости Божией уже иноком: Савва - имя мое’’ . Послы уже ничего не могли сделать. Они забрали с собой мирскую одежду, остриженные волосы и письмо юного инока к отцу. В письме он просил своих родителей не скорбеть о нем, не считать его погибшим, а лучше молить Бога, чтобы Он даровал ему благополучно совершить путь, на который он вступил.

Так, молодой инок поселился в русском Пантелеимоновом монастыре, где снискал у братии большую любовь и уважение. В летописях этого монастыря пребывание Растко Неманича, младшего сына Великого Сербского князя записано как одно из самых больших событий, имевших место в его истории. Вскоре по всей  Святой Горе разнеслась весть о том, что сын Сербского самодержца, оставив своего отца и царство, больше полюбил безмолвие, чем мир и поселился на Афоне. Многие желали видеть этого смиренного юного инока.

В Пантелеимоновом монастыре Савва оставался не долго, всего несколько месяцев, и на праздник Пресвятой Богородицы (престольный праздник святой Ватопедской обители) он по благословению игумена поселился в Ватопедский монастырь. Юного монаха сильно влекло к отшельничеству, но по настоянию игумена монастыря Савва остался в общежитии, где образцово нес послушание. Днем он служил братии, ночью молился, часто ходил к отшельникам и раздавал им милостыню из богатых приношений, которые ему присылал отец из Сербии. Ревнивый инок пешком, босой, питаясь только хлебом и водой, обошел весь Афон, увидев все его святыни, и, полный умиления, возвратился в Ватопед. Во время своих путешествий Савва дважды попадал в руки разбойников, но сумел не только обрести свободу, но и склонить некоторых из них к покаянию.

Сильно ранили душу монаха Саввы письма родителей, которые молили его вернуться домой или хотя бы навестить их на время. Они посылали ему много золота и особые дары в Ватопедскую обитель – ’’золотых сосудов, честных икон и тканных золотых завес так, что Ватопеду все остальные Афонские монастыри завидовали, даже сам Прот’’. В ограде святой обители Савва начал строить одну церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другую во имя Иоанна Златоуста, третью на великом пирге – в честь Преображения Господня и покрыл ее оловом, как видно это и доныне’’ . Еще многое было сделано Преподобным в святой Ватопедской обители, за что братия нарекли его и его отца ктиторами монастыря.

Не хотел будущий святитель оставлять Афон даже на самый короткий период. Его сердце возгорелось благочестивым желанием того, чтобы все то, что он нашел на Святой Горе Афон, сделалось достоянием его народа, он хотел, чтобы та же высота веры, христианской жизни и духовного просвещения была перенесена к нему на Родину, в Сербию. И вот после трехлетнего пребывания в монастыре, Савва понял, что своим примером, своим подвижничеством, он уже подготовил необходимую почву, на которой, другие сербы, следуя его опыту, смогут подвизаться в пламенном служении Господу. И тогда он берется за перо, пишет своему престарелому отцу письмо, предлагая ему отказаться от царской власти, всецело обратив свои помыслы к Господу, приглашая его к себе в монастырь для совместной иноческой жизни: "Молю тебя, в земном царстве, движимый апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы, и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе довершить слова Сына Божия, глаголющего в Евангелии: ’’аще кто хочет Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет’’(Мф. 16, 24). Приими мой добрый совет, и, оставив земное царство и богатство, иди путем смирения и вселись со мною в пустыни. Здесь, упразднившись от всего молитвою и постом, ясно уразумеешь Бога. А если не примешь моего совета, то не надейся более видеть меня в своей жизни".

Отец выполняет волю сына. Пришествие на Афон преподобного Симеона.

Получив от сына такое письмо, Стефан, решил оставить свое государство и, собрав вельмож и выборных из всего своего народа, объявил письмо сына и свое желание отречься от мира и царства. Несмотря на все моления и слезы подданных, 25 марта 1195 года Неманя сложил с себя достоинство великого жупана, передав правление сыну Стефану, и вступил в основанный им монастырь Студеница. Здесь он и принял постриг с именем Симеона. Супруга его Анна также приняла иноческий образ с именем Анастасии. Пробыв некоторое время в Студенице , монах Симеон, взяв много золота для раздачи Афонским монастырям, отправился на Афон, к своему любезнейшему сыну-иноку Савве. За ним последовали многие из знатных сербов. День 2 ноября 1197 года стал днем неописуемой радости. В Ватопед прибыл Симеон. Встреча двух царственных иноков - отца и сына после многолетней разлуки произвела на всех глубокое впечатление. Отец уже был бессильным старцем, а Савва – красивым молодым монахом . После десяти лет разлуки они пали друг другу в объятия. Давным-давно они расстались на родине как государь великой державы и принц-наследник, а теперь встретились на чужбине как монах Симеон и монах Савва. Отец и сын - оба опустились на колени и вознесли Господу радостную благодарственную молитву и с тех пор они не расставались до земной кончины преподобного Симеона.

Узнав о прибытии великого государя, Прот спустился из Кареи, чтобы приветствовать такого гостя. Это было великое событие, ибо до тех пор ни один властелин православного народа не становился членом неимущей монашеской братии на Земле Пресвятой Богородицы.

Вскоре монахи Симеон и Савва пожелали обойти Святую Гору, на что они получили благословение от игумена Ватопедской обители. Савва, как и обычно, хотел идти босыми ногами, но этого ему не позволил отец, говоря: ’’Пощади меня, дитя мое, ибо этими острыми камнями, по которым ты ходишь, бос, ты ранишь мое сердце’’. Повсюду, во всех монастырях, скитах и келиях их встречали почтительно и радостно. Посетили они много монастырей, поклонились мощам многих святителей и вернулись обратно в Ватопед.  

Начало Хиландарской обители и смерть преподобного Симеона.
 
По прошествии некоторого времени Савва обнаружил древние развалины монастыря Хиландар. Земли эти принадлежали Ватопеду, и Савва предложил игумену восстановить разрушенный монастырь, но для этого нужно было разрешение императора Византии. По благословению игумена, Савва отправился в Царьград и сумел получить грамоту с печатью, в которой император одобрял идею обновления Хиландара в пределах Ватопеда.                 

Через некоторое время пришел к блаженному Савве один мудрый старец, который приехал из Сербии, и сказал: ’’Страннолюбие ваше, питание нищих и любовь ко святым монастырям, а особенно к Ватопеду, достойны хвалы и приятны Богу, но благоразумно было бы подумать и о самих себе во дни вашей жизни; - примите мой добрый совет, как совет человека, желающего вам добра. Ныне все вам возможно о Господе: в своей земле вы самодержцы и сродники по плоти царствующему кесарю, поэтому всякое ваше прошение исполнится. Итак, испросите себе запустевший монастырь и обновите его, утвердите за своим отечеством, и пусть называется он Сербским, дабы и среди вашего народа любящие Бога и убегающие от суеты мирской после вас могли обрести там пристанище спасения, и, сами вы многих ради спасенных сподобились больших почестей от Бога’’.    

Савва принял это, как внушение от Самого Бога и, поблагодарив соплеменного ему старца, с любовью и дарами отпустил его на родину, обещав, что все сказанное ему исполнит. Когда преподобный Симеон услышал обо всем, что старец сказал Савве, он поднял свои ослабевшие руки к небу и со слезами поблагодарил Господа, а своему сыну сказал: ’’Веруй мне, Божие чадо, - Господь для нашего спасения восхотел, чтобы мы сначала сами временно пожили под властью пришельцев, руководствуясь не своею волею, и через то стяжали бы себе смирение; оттого доныне и скрывал Он от нас этот совет. Теперь же послал Он к нам старца или ангела Своего, и мы должны неукоснительно следовать этому совету, данному нам Богом’’.

Между тем, насельники монастыря Ватопед изо всех сил противились этому, но, однако при настойчивых просьбах Симеона и Саввы и под давлением Прота им пришлось отпустить их. Когда, наконец, Прот и игумен Ватопеда подписали разрешение, Симеон и Савва тотчас начали работы. На средства, присланные новым великим князем Сербии Стефаном, Церковь, братский корпус с кельями для монахов и дом для приезжих были быстро построены и в 1198 году в Хиландар переселились Савва, Симеон и первые иноки из сербов . Но необходимо было еще получить одобрение Византийского императора, на земле которого находился Афон, надо было юридически закрепить право сербов на Хиландар. Поэтому, испросив себе благословение отца, и, наставленный его горячими молитвами, Савва отправился в Константинополь.

бóльшим

В прекрасной столице Византии Савва нашел приют в одном из наиболее строгих монастырей Константинополя - в Эвергетидском. Рвение, ученость и большая строгость, которыми была проникнута жизнь иноков в этом монастыре, произвела на Савву очень большое впечатление. На аудиенции у императора Алексия III Ангела, который был родственником Саввы, (дочь императора была замужем за его братом - жупаном Сербским Стефаном) Византийский государь не только одобрил все начинания монахов Саввы и Симеона, но даже присвоил Хиландару достоинства императорской Лавры. Теперь Хиландар совершенно не зависел от Прота Святой Горы - ни в управлении, ни в избрании игумена. Император Алексей своим Хризовулом (императорским Указом) в 1198 году возвел Хиландар в статус самоуправляющегося монастыря "да будет сербам на вечный подарок". Одновременно император дал преподобному из своей руки жезл и велел поставить его в церкви, чтобы при поставлении игумена братия держала этот жезл посредине в знамение того, что игумен поставляется по воле царской и приемлет власть как бы из рук самого царя. Наделив Савву многими дарами и вручив ему игуменский посох, император отпустил инока обратно на Святую Гору. Обо всем что происходило, Савва сообщал своему брату, сербскому государю Стефану и просил его’’ чтобы заботился о новой обители, как о своей присной’’.
 
Будучи спокойны за судьбу своего монастыря, Симеон и Савва стали трудиться для его дальнейшего процветания и настолько в этом преуспели, что уже в те годы народные певцы в своих песнях стали воспевать "белый Хиландар посреди Святой Горы", как невиданное чудо. Души старца Симеона и его сына Саввы были полны радостной благодарности Господу за то, что их великое дело по утверждению на Афоне сербского монашества оказалось так успешно.
 
Богу было угодно еще больше привязать "белый Хиландар" к сербской земле и сербскому сердцу, освятив эту обитель могилой первого сербского господаря Стефана Немани, ставшего смиренным иноком Симеоном. Преподобный Симеон только 8 месяцев прожил в Хиландаре. Чувствуя скорую кончину, он спешил сделать последние распоряжения, просил сына усилить молитвы за него, а после смерти перенести прах в Сербию, просил не оставлять Сербские Церкви и народ, так нуждающиеся в попечении. И вот в ночь на 13 февраля 1199 года старец Симеон, несмотря на слабость, встал с одра, облачился в иноческие одежды и, причастившись Святых Таин, сказал:

"Слава Богу за все". Ранним утром старец призвал всех к себе и ясно произнес: "Всякое дыхание да хвалит Господа’’ (Пс. 150, 6). Хвала Господу была его последним словом. Вдруг воздух наполнился благоуханием - это была минута смерти преподобного. Вся братия рыдала по своему отцу, в особенности Савва, как говорит жизнеописатель его, иеромонах Доментиян: ''из его глаз течаху потоки слез’’ . Опечаленный Савва похоронил своего отца согласно завещанию в Хиландаре под правым клиросом Введенского храма в мраморном гробу.
 
Савва с великой скорбью и боязнью принял на себя управление Хиландаром, оставленным на его попечение заветом отца. Но заботами Саввы монастырь вскоре сравнялся по числу иноков с первыми монастырями Афона. Хиландар был перестроен до основания, в нем трудами Саввы появились в большом количестве книги, сосуды, иконы, ризы и прочая церковная утварь, внешнее содержание братии обеспечивалось вкладами.
 
Спустя некоторое время после смерти блаженного Симеона, преподобный Савва удалился из Хиландара в пустыню близ Кареи. В Кареи он нашел прекрасное место для молитвенных подвигов, которое оживлено было источником воды и плодоносными деревьями. Это место он купил у Прота, где и построил себе келию с малой церковью во имя святого Саввы Освященного. Эта келья была независима от игумена Хиландара. Написав Устав для Хиландара по началам общежития, Савва написал и для своей кельи Устав по началам отшельнической жизни. В своем Уставе он выразил горячую любовь к Господу и свой опытный взгляд на иноческую жизнь. Брат, поселенный в этой келье, помимо обычного богослужения должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и совершать особые поклоны в конце каждой службы. Пять дней положено вкушать пищу один раз в день, при том в понедельник, среду и пятницу без масла и вина. Жизнь его в келии протекала в безмолвии, в посте и бдении. Только Господь знает его подвиги, умиленные его слезы и тайные воздыхания.

Вскоре после того, как Савва окончил свой труд по составлению Устава монастыря, он был рукоположен в диакона и пресвитера епископом города Иерисса Николаем, имевшим право на Афоне поставлять во священство. Непрестанно молился он о душе усопшего отца и из описания монаха Феодосия, видно, что Савва всегда помнил о своем отце и всегда был с ним в молитвенном единении. И вот однажды ночью является ему преподобный Симеон в неизреченной славе, сияя, как светозарное солнце, и говорит ему: ''Не унывай и не скорби обо мне, сын возлюбленный, а скорее радуйся; вот, по твоему прошению Бог являет тебе твоего родителя, и ты видишь, как почтил Он меня славою и какими в вечном царстве Христовом обогатил меня благами. Восприняв ныне то, о чем ты говорил мне при жизни только в уповании, я радуюсь и наслаждаюсь созерцанием неизобразимой для вас красоты. Благословен от Бога ты, бывший мне вождем на пути к вечному блаженству и бесконечной жизни, ибо твои за меня труды и подвиги, молитвы и милостыни, взошли ко Господу, и за них ожидает тебя великое воздаяние. Но прежде ты сам обогатишься от Бога благодатью и властью апостольскою вязать и решить – прежде ты сам, в сане святительском просветишь своих соотечественников, научишь их вере и покаянию, и приведешь ко Христу; поклонишься ты и святым местам, где плотью странствовал наш Господь Иисус Христос и где совершились все Его страдания за нас; все это начертаешь ты на скрижалях сердца твоего, для многих будешь образом добродетели, и все заповеди Христовы утвердишь на незыблемом основании в своем отечестве. После этого придешь к нам и сподобишься еще больших даров, – как за меня, так и за многих – и  украсишься двойным венцом, сколько ради постничества твоего, столько же ради учительства твоего и, сподобившись бессмертного блаженства, будешь ликовать со всеми святыми в бесконечные веки, насладишься не гадательно, а существенно – лицезрением Пресвятыя Троицы’’. Со слезами радости, возблагодарив Бога и своего родителя за то, что получил такое утешительное известие, Савва с дерзновением стал молить Господа, чтобы он открыл святые мощи его отца. В уповании на милость Господа, он призвал Прота и других афонских игуменов, чтобы совершить поминовение своего отца в день его памяти. Собралось множество старцев, так, что храм переполнился иноками. После вечерни блаженный Савва попросил Прота совершить утреннее пение у гроба старца Симеона. И в то время, когда братия отдыхала, Савва взошел на столп, где провел всю ночь в молитве, усердно прося Господа, чтобы Он прославил его отца. Во время утрени, когда Прот совершал обычное пение и приносил молитвы о упокоении старца Симеона, храм вдруг наполнился благоуханием; было слышно, как будто тихий ветер исходил из гроба святого. Все предстоящие увидели, что мраморный гроб преподобного Симеона весь наполнился миром. Полные удивления и ужаса присутствовавшие в храме, оставив богослужение, со страхом восклицали: "Господи помилуй!" Тогда Прот призвал Савву, который со слезами умиления облобызал раку с мощами своего отца. Прославив Господа, предстоявшие помазались святым миром. Новоявленный святой совершил много чудес. Одержимые духами нечистыми и разными болезнями от прикосновения к его гробу и помазания истекавшим от него миром получали исцеление. И не только от мощей, но и от настенного изображения преподобного Симеона истекало чудотворное миро. Принимая во внимания все эти чудеса, Собор Афонских иноков причислил преподобного Симеона Мироточивого к лику святых, и положил праздновать его память вместе со святым Симеоном Богоприимцем. Савве Собор поручил составить стихиры и канон преподобному Симеону, и описать его чудеса. Желая преподать утешение своему Отечеству, Савва подробно сообщил обо всем, что совершилось на Афоне, своему державному брату великому жупану Стефану в Сербию. Он послал на Родину и миро от гроба прославленного родителя, и описание его чудес и службу преподобному.
 
Спустя некоторое время Савва отправился по делам монастыря в Солунь, где остановился в монастыре Филокалия. Митрополит Солунский Константин, много слышавший о Савве, пригласил его сослужить ему и еще двум архиереям в кафедральном соборе. За богослужением эти иерархи соборно наградили отца Савву набедренником и возвели его в сан архимандрита.

Перенесение мощей преподобного Симеона в  Сербию и деятельность Саввы в деле организации Сербской Православной Церкви.

К этому времени покой и тишину на Афоне стали нарушать страшные вести. Во время четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) крестоносцы 12 апреля 1204 года захватили Константинополь и образовали Латинскую империю. В Никее было основано греческое Никейское царство, просуществовавшее до 1261 года, когда была восстановлена Византийская империя (в Никее все это время пребывали Византийский император и Патриарх). Католическая угроза нависла и над Афоном. Все это до глубины души печалило Савву, но еще больше его печалили черные вести, приходившее из родных краев.
 
Когда великий князь Стефан Неманя в 1196 году ушел от мира, он передал свою державу не старшему сыну Вукану, а среднему его брату - Стефану. Вукан покорился воле своего отца, подчинился младшему брату, но переносил это с большим недовольством. Стремление к власти не оставляло его, и он искал случая освободиться от подчинения брату и самому взойти на престол. При помощи венгров Вукан отнял у брата Далмацию и Диоклию, объявив себя в 1202 году при поддержке Папы Иннокентия III королем. Стефан с трудом удерживал за собой только одну Сербию. Земля Сербская страдала, текла обильно братская кровь, опустошались поля, сжигались деревни. В таком тяжелом положении Стефан писал Савве на Афон, чтобы тот ради спасения Сербии перенес мощи их святого отца на Родину: "По отшествии вашем, земля наша осквернена беззакониями нашими, залита кровью, пленена иноплеменными; враги наши одолели нас; и по взаимной ненависти мы сделались позором для соседей наших. Может быть, вашими молитвами святыми, пришествием к нам, Всемилостивый Бог умилосердится над нами, соберет воедино рассеянных и посрамит противников".
 
Вести о вражде между его братьями, об угрозе, под которой оказалась православная вера, отзывались страшной болью в сердце святого Саввы. Торжество Вукана, подчинившемуся Папе Римскому, который располагал силами всей Западной Европы, угрожало Православию в Сербии. Следуя призыву брата, архимандрит Савва поднимает из раки тело своего отца, которое, несмотря на семилетнее пребывание в гробу, осталось нетленным, и с великими трудностями, через земли, где господствовали смуты и междоусобные войны, благополучно прибывает в сербские пределы. Весть о прибытии Саввы и мощей святого Симеона в Сербию глубоко утешила самодержца Стефана, и он возблагодарил Господа за такое милосердие. На границе Сербского государства в 1206 году тело своего святого отца с великими почестями встретили оба брата - Стефан и Вукан. С великим торжеством мощи были положены в монастыре Студеница, построенном самим Стефаном Неманей, сподобившимся стать святым Симеоном. В день памяти преподобного, Савва испросил у Господа такое же излияние святого мира, какое бывало на Святой Горе. По этому поводу Савва сказал народу слово, в котором убеждал всех подражать добродетелям преподобного своего отца, угрожая нераскаявшимся грешникам страшным судом Божиим. Это слово произвело глубокое воздействие на сербов.
 
Вскоре Савва захотел вернуться на Афон и об этом стал напоминать своему брату Стефану. Стефан коленопреклоненно упрашивал брата: ’’Не оставляй нас, отче святый, чтобы не исторгнуть души моей прежде времени. Приникни к мольбам святого отца нашего Симеона и останься в созданной им обители Пресвятой Богородицы; начальствуй над братией не славы ради, а ради блага братьев своих и всех людей отечества твоего, ибо для того и послал тебя Бог, чтобы довершить неоконченное отцом нашим; я буду раб твой во всем, и чего пожелаешь, тебе буду служить, но не оставляй нас, ибо за это воздашь ответ Господу’’ . Уступая этим просьбам, Савва остался в монастыре Студеница, который был назван Лаврой святого Симеона. Утешились король Стефан и его помощники словами  Преподобного, потому что знали, что Сербию мог спасти только Савва, который был самым ученым человеком этого времени, знавшим в совершенстве византийскую культуру и греческий язык.
   
Целый год провел Савва в Студеницком монастыре, пребывая в молитвах и размышлениях о судьбах своей страны. Он видел, какие страшные раны нанесли государству междоусобицы. Видя, что в стране мало храмов, он повсюду начинает воздвигать церкви в монастыри; на перекрестках дорог ставит изображения креста Господня, чтобы православные христиане, видя их, чаще обращали свои помыслы к небу. В это же время он вместе со своим братом Стефаном приступает к строительству знаменитого Жичского монастыря, который потом стал резиденцией Сербского Архиепископа.
 
Как видно, в Сербии Савва не оставил своего афонского образа жизни, а еще более усилил свои труды, изнуряя плоть постом и ночными стояниями. К подвигам иноческим он присоединил труды пастырские и апостольские. Он неоднократно обращается ко все еще враждовавшим братьям, требуя от них христианского примирения, которое принесет мир измученному войнами народу и вновь укрепит Православную Церковь в Сербии. И братья были вынуждены окончательно прекратить вражду, благодаря такому ангелу - примирителю, каким был святой Савва. На этом святой Савва не оставил свои труды на благо святого Православия в своем Отечестве. Он как апостол, ходил по всей стране, совершая Святые Таинства, насаждая добрые христианские обычаи, борясь против католического влияния и ложных верований, поучая народ истинам Православия. Своим подвигом и примером он указывал путь духовенству, особенно монахам, которых он направлял на Афон учиться настоящему служению Господу, чтобы они, вернувшись на Родину, стали истинными пастырями своего народа. "Одновременно с этим Савва трудится и на другом поприще: он улучшает устав Студеницкого монастыря, пишет для него новый типикон. Этим самым он вводит на Сербской земле правила и порядок в богослужения, какие он ввел в Хиландаре".
 
Но не только в чисто церковном отношении развивалась деятельность Саввы. Будучи добрым христианином, он всегда помнил, что стремление к миру - это одно из христианских достоинств. Когда на его Родину надвигался враг, он умел предупреждать кровопролития. Он не боялся идти в стан врага и силой своего красноречия, разумностью своих доводов умел предотвращать войны.
Уже при жизни святой Савва сподобился дара чудотворений. Однажды в Студеницком монастыре он увидел расслабленного, который в беспомощном состоянии просил милостыню, воспевая псалмы. Савва прослезился, перенес расслабленного в храм к иконе Спасителя, и вознес о болящем горячую молитву, помазал его миром от раки святого Симеона и разрешил от грехов. Расслабленный был исцелен. Весть об этом чудесном исцелении разнеслась по всей Сербии. Множество больных из разных мест устремились в Студеницкую Лавру к святому Савве за исцелением. Святой молился, мазал больных миром от раки своего родителя, и недужные получали исцеление. Все эти его заслуги уже при жизни святителя снискали ему великую любовь народа. Все дивились мудрости его ума, богатству его знаний, чистоте его жизни, благородству его сердца и величию его души.
 
Савва видел, однако, что его труды на ниве служения делу Православия в Сербии будут неполными, если Сербская Церковь не приобретет полной независимости и самостоятельности. Это было тем более необходимым, что католики, подчинившие себе Константинополь, направляли теперь свои силы против Православия в Сербии. Рим использовал все пути и все возможности, чтобы насадить среди православных христиан Балканского полуострова свое влияние.

Когда развелся со своей первой женой Евдокией любимый брат Саввы - Стефан, то ему стали сватать в жены внучку венецианского герцога Генриха Дондоле - Анну. Это означало, что в Православную Сербию снова открывается путь латинским интересам, от которых уже так много пострадал сербский народ. Стефан все же решил жениться на Анне в 1217 году, приняв на себя корону по благословению Папы Гонория III. ’’Приехал Папский легат в Сербию и венчал Стефана королем осенью 1217 года’’. Этот поступок брата вверг в великую печаль Савву, так как он понимал, какие от этого будут тяжелые последствия для Православия в Сербии. Видя, что одними словами он не может усовестить своего брата и заставить его отказаться от этого поступка, Савва пошел на решительный шаг. Он назначил вместо себя нового игумена в Студеницком монастыре и, помолившись на могиле своего отца, покинул Родину и вернулся на Афон, где его все встретили с большой радостью.

Отъезд Саввы на Афон вызвал возмущение сербского народа. В это же время прекратилось источение мира от святых Мощей Преподобного Симеона, и это было воспринято королем Стефаном как гнев Божий за его поступок. Мучимый совестью и раскаявшийся, Стефан вернулся на прежний путь, по которому шел руководимый Саввой сербский народ, и написал трогательно письмо своему брату, где молил его вернуться на Родину.
 
Но Савва понимал, что он добился только частичного успеха, что он сумел преодолеть только одну интригу, не создав преграды для других. По взаимному письменному согласию Стефан и Савва стараются приобрести самостоятельность от Царьградского Патриархата. По этому вопросу, жертвуя самыми дорогими для себя благами - своим смирением и своей скромностью, Савва решил отправиться к Вселенскому Патриарху и Византийскому императору, чтобы испросить у них разрешения для Сербской Церкви иметь независимого главу. Взяв с собой нескольких хиландарских иноков, Савва направился в Никею, где тогда находились Византийские Патриарх и император, поскольку в Константинополе все еще господствовали крестоносцы. Проведя в гостях несколько дней, посетив храмы и осмотрев город, Савва изложил перед императором и патриархом свой взгляд на духовные потребности сербского народа. Он рассказал им, как его отец и брат старались отразить жестокие атаки Рима, направленные прямо или косвенно против Сербии, а также о разрушительном влиянии богомильской ереси. Савва подчеркнул, что обе, враждебные Православию, силы будут действовать на Балканах до тех пор, пока сербский народ, как самая западная линия обороны Православия, будет пребывать без своей народной церковной иерархии. Именно поэтому нужно как можно быстрее поддержать и усилить Сербскую Церковь, дав ей собственного архиепископа.

Император Федор Ласкарис, родственник Саввы (сын жупана Стефана, родной племянник Саввы был женат на дочери императора), охотно поддержал все его частные просьбы, но когда он высказал свою заветную мысль об учреждении в Сербии самостоятельной Архиепископии, то император и Патриарх отнеслись к этому сначала отрицательно. Однако Савва силой красноречия и убедительностью приводимых доводов достиг своей цели. Приняв во внимание дальность расстояния Константинополя от Сербии, постоянную угрозу со стороны Запада и хорошее отношение к Савве императора, Патриарх, наконец, выдал грамоту, по которой в Сербии учреждалась независимая Архиепископия. Первым Архиепископом Патриарх поставил самого Савву, несмотря на то, что тот по скромности просил поставить Архиепископом кого-нибудь из своих спутников. Поставление святителя Саввы в Архиепископа Сербского Патриархом Мануилом I (1215-1222) состоялась в 1219 году. Когда совершалась архиерейская хиротония святителя Саввы, то на него сошел Небесный Свет, и озарил его так, что святитель сделался весь огненный и световидный.
 
Поставление святителя Саввы стало очень большим успехом, так как сербы получили в лице святителя Саввы Предстоятеля своей крови и своего родного языка. Но этот Архиепископ оставался в подчинении высшей церковной власти не своей национальности, его верховным главой по-прежнему был Византийский (Константинопольский) Патриарх. Кроме того, Савва по своему собственному опыту знал, как трудна связь с Константинопольским Патриархом, когда почти повсюду на Балканском полуострове было неспокойно. Поэтому, прежде чем вернуться на Родину, святитель Савва после горячей молитвы, снова обращается с просьбой к Патриарху и императору. Описав все невзгоды Сербской Церкви, приведя убедительные доводы, новый Архиепископ добился того, что Сербская Церковь получила в будущем право избирать своего Предстоятеля на Соборе местных епископов. Это явилось началом новой эпохи в истории Сербской Церкви, и прежней неустойчивости был положен конец. Сербская Церковь стала в ряд других автокефальных Церквей.

Полный благодарности Господу за успешное окончание столь великого дела, святитель Савва отправился на Афон. Вся братия встретила его торжественно и приходила к нему как к архиерею, который имел святительскую власть. Немало слез пролил он, разлучаясь со Святою Горой и, как свидетельствует его жизнеописатель - монах Феодосий, уходил преподобный с Афона, как из Божественного рая. Он вспоминал свое мирное, безмятежное житие на Афоне, свободное от всякого житейского попечения, посвященное одной только молитве и единомыслию. Простившись со святогорскими святынями и, отобрав из числа хиландарской братии несколько монахов для служения в Сербии, святитель отбыл на Родину. Всю дорогу святитель скорбел по оставленному им Афону. Однажды ему явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала: "Встань и иди усердно на дело, на которое ты избран, не колеблясь сомнениями; ибо все те будет споспешествовать во благо" . Восстав от сна, Савва, полный радости, славя Бога, продолжил свой путь на Родину, который пролегал через знаменитый греческий город Солунь. Савва остановился здесь в монастыре Филокал, для того, чтобы подготовить себя к ответственному послушанию управления самостоятельной Сербской Церковью. Для этого ему были нужны гражданские и церковные законы, и он занялся переводом с греческого языка, которым он владел в совершенстве, на славянский язык большого числа книг.
 
Вся Сербия радовалась возвращению отца ее Саввы в сане Архиепископа. На границе Сербии ему была устроена торжественная встреча, однако Стефан не смог лично принять участия в торжествах, так как был болен, но с приездом блаженного Саввы он выздоровел, и Господь изменил всеобщую печаль на радость.

По возвращении на Родину архиепископ Савва занялся устроением Церкви, и в первую очередь – подбором достойных пастырей. Каждое воскресенье и на каждый праздник он рукополагал избранных кандидатов в священники и диаконы. Утверждая святое Православие и приводя в порядок церковные дела, он учредил восемь новых епархий: Жичскую, Топличскую, Моравичскую, Дабарскую, Будимлянскую, Хвостанскую (Студеницкую), Зетскую и Захолмскую. Ранее были известны лишь две епархии в Сербии - Рашская и Призренская . В новооснованные епархии архиепископ Савва поставил епископами своих учеников - подвижников Хиландара и Студеницы, обязав их строго соблюдать церковные каноны, ревностно проповедовать Слово Божие и благоговейно совершать богослужение на славянском языке. В помощь епископам Первосвятитель возвел в  архиерейские наместники опытнейших клириков, которых направил в разные места Сербии с поручением учить народ православной вере и совершать таинства. В жизнь сербского монашества архиепископ Савва ввел афонский Устав, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения. Современник писал, что святитель "сам прошел по земле своего народа, всех, утверждая в учении веры, вводя в своих монастырях уставы и обычаи иноческой жизни - да их держатся, как это видел на Святой Горе, в Палестине и в Азии".
 
Одновременно с этим он прилагал много трудов для ускорения строительства и украшения Жичского монастыря. Когда строительство этой обители было завершено, святитель Савва постоянно созывал в монастыре, ставшим его резиденцией, Поместные Соборы, в работе которых принимали участие епископы, протопопы и священники Сербской Православной Церкви. На первом Соборе, архиепископ Савва выступил с торжественной речью, выразившейся в исповедании Православной Веры. Предстоятель осудил все ереси, и призвал всех участников собора строго соблюдать правила Православной Церкви, доказывая это словом и делом.

В Жиче на Вознесение Господне 1221 года он торжественно возложил на правителя Сербии Стефана королевский венец. По этому случаю состоялся Церковно-народный Собор, к участникам которого Сербский Архиепископ Савва обратился с такими словами: "Как я принял первосвятительскую власть и был поставлен во главе Сербской Церкви, так и он (Король Стефан), который по милости Божией управляет вами, должен быть коронован королевским венцом в честь и похвалу вашу". ’’Призвал блаженный Савва брата своего великого государя к святому жертвеннику и молитвенно облек его в царскую одежду, препоясал драгоценным поясом, возложил на главу его царский венец и, помазав освященным миром, провозгласил его милостью Божией самодержавным королем Сербским’’ . Коронация Стефана имела большое церковно-государственное значение: она укрепила династию Неманичей, показала огромную роль Сербской Православной Церкви и лично архиепископа Саввы в деле подъема и укрепления национального и религиозного духа сербского народа.
 
Так любящие братья достойно служили каждый на своем месте Господу и своему родному сербскому народу. Когда же пришло время умирать престарелому королю Стефану Первовенчанному, святитель Савва перед смертью постриг его в монахи с именем Симеона. Прах короля Сербии был положен в Студенецкой Лавре рядом с ракой его отца преподобного Симеона Немани . Новым сербским королем стал сын Стефана Первовенчанного Радослав.

Вскоре после смерти Первовенчанного короля против первосвятительства архиепископа Саввы восстал Охридский архиепископ  Димитрий Хоматиян. Он был против возвышения Сербской Православной Церкви на степень архиепископства, т. е. автокефалии, и написал архиепископу Савве обличительное письмо, в котором называет его простым монахом, несмотря на то, что Савва принял хиротонию по всем каноническим правилам . Протест архиепископа Димитрия не смутил Преосвященного Савву, и он не придал ему никакого значения, зная, что он посвящен в архиепископа  Константинопольским Патриархом и был признан всеми Православными Церквами, кроме архиепископа Димитрия Хоматияна. Савва даже не ответил на это письмо, ибо известно, что авторитет Патриарха Константинопольского, несомненно, выше и что он получил сан архиепископа по праву, в согласии с церковными канонами.

Первое паломничество в Святую Землю.
 
После десятилетнего пребывания на Родине в качестве Архиепископа Сербского, святитель Савва в 1229 году передал управление Сербской Церковью своему испытанному ученику - наместнику Жичского монастыря архимандриту Арсению, и отправился в паломничество по святым местам . ’’Тяжело было королю расставаться с дядей, который мог быть его мудрым советником и руководителем, но он не смел, отказать ему в просьбе, и отпустил, снабдив его большой суммой золота’’.
 
После опасного пути по морю, святой паломник прибыл в Палестину. В Иерусалиме он был принят Патриархом Иерусалимским Афанасием, который дал ему своих людей, чтобы они провели Савву по святым местам, начиная от Вифлеема, где родился Спаситель, и далее по всем местам, связанным с земной жизнью Господа Иисуса Христа. Савва не раз совершал Божественную литургию в храме Воскресения Христова вместе с Патриархом, а иногда и один. Побывал Преподобный на Сионе, в Вифлееме, Гефсимании, на Елеонской горе, в Галилее, в Вифании, в великой пустыне Четыредесятницы и везде раздавал обильную  милостыню. Потом  пошел он на святой Иордан, поклонился месту крещения Господня, побывал в обители святого Герасима и оттуда пошел в великую Лавру святого Саввы Освященного, в честь которого был наречен этот монастырь. В том монастыре Савву приняли самым достойным образом, уважая его как архиерея и из-за пророчества, которое все еще таилось в памяти насельников этой обители. Предание гласило: когда Савва Освященный, основатель монастыря, почувствовал, что приближается конец его земной жизни, он предсказал братии, что в отдаленном будущем их монастырь посетит Божий человек по имени Савва, из далекой страны на Западе, и завещал передать ему пастырский жезл и две иконы Пресвятой Богородицы. Теперь монахи признали в личности сербского архиепископа Саввы того человека, о котором предрекал Савва Освященный, и, выполнили его волю. Две иконы Богоматери "Троеручица" и "Млекопитательница" сейчас находятся в сербском монастыре Хиландар на Святой Горе. Щедро одарив монастырь, Савва тронулся в обратный путь. По пути он посетил Аккру и Никею, и из Никеи отплыл он на Афонскую Гору. После остановки на Афоне, где он передал богатые дары милому его сердцу Хиландарскому монастырю, через Солунь он вернулся на Родину, принеся с собой Сербии не только многие дары из Палестины, но и новые мысли, новый опыт и новые знания. На свою родину Преподобный приезжает в 1230 году.

На Родине святитель продолжал с прежним рвением управлять своей Церковью. И милость Божия не оставляла Сербию. Созвав Собор в Студенецкой Лавре в день памяти кончины Стефана Первовенчанного, после богослужения и молебного пения, святитель Савва открыл гроб усопшего брата, в котором были обретены его нетленные мощи, наполнившие храм благоуханием. Велика была общая радость от увиденного и испытанного. Тогда святые мощи короля Стефана, брата святителя Саввы были торжественно перенесены в кафедральный Жичский монастырь.

Архиепископ Савва ревностно продолжал свое архипастырское служение, постоянно объезжал епархии, неустанно поучая всех и каждого, без различия звания и положения, как надо жить по заповедям Господним. Между тем народ стал бунтовать против короля Радослава, многие вельможи восстали против него. Радослав был низложен с Престола и отправлен в изгнание. Прибежище и защиту он нашел у своего дяди, Архиепископа Саввы, который убедил его после буйной мирской жизни искать успокоения в жизни иноческой. Так, Радослав был пострижен архиепископом Саввой в монашество с именем Иоанна, и, подвизавшись в иночестве, через недолгое время скончался. На место Радослава святитель Савва венчал на Царство младшего сына Стефана Первовенчанного Владислава, и избрал ему в супруги дочь болгарского царя Иоанна II Асана Белославу.  Новый король Владислав жил со своим дядей-Архиепископом в мире, и все совместные их труды сопровождал неизменный успех. С благословения Саввы, король Владислав построил прекрасный храм Вознесения Господня в монастыре Милешеве.

Отказ от Сербской первосвятительской кафедры. Второе паломничество в Святую землю и кончина архиепископа Саввы.

Четырнадцать лет (1219-1233) управлял архиепископ Савва Сербской Церковью. За это время он настолько укрепил в своей стране Православие, что понял - уже никакая сила не сможет его поколебать. В своем ученике - иноке Арсении он видел человека, наделенного большими достоинствами, впитавшего знания и поучения, преподанные ему. Чтобы избавить Церковь от всяких случайностей, Савва установил определенный порядок избрания и назначения нового Архиепископа и положил начало его осуществлению, передав свою власть Арсению. Для этого Савва созвал в Жиче Собор епископов, которому сообщил о своем решении. На этом же Соборе он увещевал всех, особенно епископов, чтобы они твердо держались преданий Апостольских, перед всеми свидетельствовали истину и служили стаду, которое вручил им Господь. Собор одобрил это решение, и иеромонах Арсений, насельник монастыря Жича в 1233 году был посвящен в Архиепископа Сербского.

Найдя себе достойного преемника, архиепископ Савва, стремясь к уединенному молитвенному подвигу, вновь отправился в паломничество по святым местам. Ему было уже более шестидесяти лет, когда он снова подверг себя всем тяготам пути, неизбежным в условиях того времени. В пути он заболел, но, переборов болезнь, продолжил поездку и достиг Палестины в приморский город Аккру. В Аккре Савва остановился в подворье монастыря святого Саввы Освященного. Отсюда он поехал через Кесарию и Яффу в святой город Иерусалим, где поклонился святой Голгофе и всем святым местам этого города. В Иерусалиме его сердечно встретил Патриарх Афанасий. В этом городе его уже знали, и много людей приходило к нему испросить молитв и благословения. На этот раз Савва жил в монастыре святого Иоанна Богослова. Из Иерусалима он направился в Александрию, где был принят тамошним Патриархом. Посетил Преподобный и Египетскую пустыню и встретился с ее подвижниками. Обошел и Фиваиду, некоторые знаменитые своими подвижниками места Сирии и Персии, и потом снова возвратился в Иерусалим. Из Иерусалима он проследовал в Вавилон и на Синайскую гору. Поклонившись месту ’’Неопалимая купина’’, вернулся  в Иерусалим и оттуда направился в Антиохию. Здесь Савва посетил обитель Симеона Столпника и, богато одарив эту святую обитель, отправился через Армению и прибыл в Царьград. Завершив свое путешествие по странам Востока, он направился на Родину. По пути он посетил своего друга и родственника болгарского царя Иоанна Асана в его столице Тырнове, где был принят с большими почестями.

Тяжелое путешествие сильно подорвало телесные силы святого подвижника. В Тырнове на праздник Крещения Господня святитель Савва служил Божественную литургию, это была его последняя литургия. Сильную стужу этого дня не выдержало его ослабленное тело. Савва слег в постель, и ему уже больше не было суждено подняться. Чувствуя приближение смерти, написал письма королю Владиславу и архиепископу Арсению, переслал на Родину дары, которые  вез с собой, и стал готовиться к христианской кончине.  Однажды, в один субботний вечер он призвал своих учеников и велел им отдохнуть некоторое время, чтобы быть готовыми к предстоящему бодрствованию. ’’В полночь святой Савва исполнился особенной духовной радости и с горячей молитвой ко Господу ожидал своей кончины, которая вскоре и последовала в присутствии его учеников’’ . В ночь с 13 на 14 января 1235 года, причастившись, со словами "Слава Богу за все" испустил дух первый сербский Архиепископ Савва.
 
Смерть одного члена семьи - это потеря для всей семьи. Смерть короля или народного героя – утрата для всего народа. Однако потеря Святителя - это потеря для множества народов и даже для всего мира, ибо истинный Святитель подобен свежему ветру небес для нежных душ людских. Кроме того, на Востоке верят, что смерть святого человека есть наказание для его народа или знак грядущего наказания. Смерть Саввы оплакивали повсюду, где люди знали его или только слышали о нем, было ли это на Востоке или на Западе, от Синая до Венгрии, но нигде так не горевали, как в Сербии и в Болгарии.
 
Немедленно было послано извещение Болгарскому царю, который повелел Болгарскому Патриарху Иоакиму торжественно похоронить святого Савву в храме Сорока Мучеников в Тырнове, что, и было исполнено. Гробницу украшала золотая лампада и два подсвечника по обе стороны. Царь приказал по случаю погребения святителя раздать из казны большую сумму золота нищим и убогим. Сам Савва перед смертью также завещал вещами и казной на свое погребение и поминовение в храм Сорока Мучеников.

Прошел год после кончины святителя. Тело его продолжало лежать в городе Тырново. Преемник святителя Саввы Архиепископ Сербский Арсений стал говорить королю Владиславу: "Стыдно нам перед Богом и людьми оставить святого отца нашего, равноапостольного учителя дарованного нам от Христа, который подъял многие подвиги и бесчисленные труды Сербской земли, устроил Церковь и возвеличил ее, оставить в чужой земле; нужно позаботиться о перенесении останков его в свое отечество".

Вскоре король Владислав отправил в Болгарию посольство к тестю с просьбой перенести останки почившего архипастыря в родное Отечество. Но царь Иоанн, Патриарх и народ не хотели отпустить от себя останки святителя Саввы. Болгары ответили посланникам, что если бы гроб святителя оставался в небрежении, сербы могли бы требовать перенесения его праха, между тем гробница находилась в главном храме страны, богато украшенная и окруженная достойным поклонением. Владислав отправил второе посольство, но и оно не имело успеха. Тогда он явился к тестю лично в сопровождении епископов и сановников. Но Болгарский царь не желал расставаться со столь дорогим для болгар гробом, сказав Владиславу: "Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь... сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и Патриарх, и вельможи, и весь город противятся мне в этом" . Тогда Владислав у гроба святителя стал молить Господа преклонить сердце царя к исполнению его просьбы. Молитва была услышана. Ночью сам святитель явился во сне царю, повелевая ему отпустить мощи в Сербию. Испугавшись такого видения, царь призвал Болгарского Патриарха и советников, поведав им о явлении святителя. Опасаясь навлечь на Болгарское царство гнев Божий, Иоанн согласился отдать мощи святого Саввы в Сербию.
 
Обрадованный король Владислав приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из земли. При совершении службы святителю, Владислав с епископами открыл могилу святого и увидел, что его тела не коснулось тление, так, что даже волосы на голове и бороде были светлыми и целыми, и казалось, что святитель лежит и спит. Нетленное тело источало чудесное благоухание, прекрасный аромат которого почувствовали все, собравшиеся у могилы. Неожиданно в храме начались твориться чудеса: болящие один за другим стали исцеляться, одержимые бесами приходили в себя, лишь дотронувшись до его тела или одеяния.

Вскоре после того, как мощи святителя унесли из Тырново, один расслабленный чудесно исцелился от досок, из которых был сделан гроб святителя. Это чудо принесло радость болгарам - чудотворная сила святого Саввы сохранилась на месте его погребения, даже после переноса его мощей в Сербию. Множество чудес затем совершилось на том месте, где стоял гроб святителя Саввы в храме Сорока Мучеников. Во всех городах и селах, через которые шествовала процессия крестного хода с мощами святого Саввы, болгары спешили отдать дань уважения  святителю, прикоснуться к ковчегу и приложиться к мощам. То же самое происходило и на сербской земле.

Когда шествие со святыми мощами приблизилось к границам Сербии, Архиепископ Арсений с епископами и духовенством, с боярами и народом вышли встречать дорогого святителя и отца, воспевая песнопения и хваля Господа. Во всей истории Сербской Церкви не было такого торжественного и огромного крестного хода . С чувством глубокой радости мощи святителя были торжественно перенесены в монастырь Милешево.

Поистине это был праздник всей Сербии, день благодарения Господа. Прошло более пятидесяти лет с тех пор, когда царевич Растко оставил родные края и отправился на Афон. Теперь он вернулся домой как Святитель. Отец вернулся к сынам своим. Его гробница в Милешеве стала источником милости, здоровья и утешения для последующих сербов. Никто никогда не верил, что Савва мертв.

Спустя немного времени случилось явление святого Саввы одному из его учеников. Святитель поведал, что с того времени, как Господь взял его от мира земного, ему не надлежит пребывать во гробе, а необходимо лежать в храме открыто для всех. Тогда вновь вынули мощи из земли и положили их в деревянном ковчеге, поставив в середине храма Вознесения Господня.

Несмотря на то, что официальная канонизация святителя Саввы состоялась только в 1775 году, благочестивый народ почитал его как святого с самого дня его кончины. С тех пор и поныне православные сербы дважды в год 14 января и 6 мая (старый стиль) торжественно празднуют память своего великого Первосвятителя и основателя Автокефальной Церкви. День 14 января считается днем сербского Просвещения. Русская Православная Церковь молитвенно чтит память святителя Саввы 12 января и 30 августа (старый стиль).

Мощи святителя находились в Милешево до 1594 года, пока их оттуда не взяли нечестивые турки и 27 апреля того же года, желая истребить память о святителе, сожгли на Врачаровой горе в Белграде. Когда пламя коснулось святого тела, от костра до неба простерся столп в виде радуги, сияя разными цветами. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор во имя святителя Саввы. Приказавший совершить кощунственное поругание мощей святого визирь Оттоманской империи Синан вскоре был убит в одном из сражений, а его доселе непобедимое войско постыдно бежало с поля боя.

Турки ошиблись. Память о первом Сербском Архиепископе осталась в славных делах его, в народных песнях и народных обычаях. И в наши дни каждый православный серб знает наизусть гимн святителю Савве. Нет, пожалуй, ни одного храма, где не было бы его иконы, множество географических названий связано, так или иначе, с его именем,  его именем называются образовательные учреждения. Имя св. Саввы живет уже много сотен лет в народном предании. Сила воздействия этого святого на свой народ настолько велика, что даже явственно чувствуется его врагами. Святость св. Саввы воистину вызывает благоговейный трепет и умиление в суровых сердцах неизбалованных балканской действительностью сербов.

Заключить обозрение жизни первого Архиепископа Сербской Церкви хочется словами древних сербских песнопений, посвященных святому архипастырю:

"Пути, вводящаго в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель бысть. Первее бо пришед, Святителю Савво, отечество си просвети, породив Духом Святым, яко древа маслична, всеосвященная ти чада. Тем яко и Апостолом и Святителем сопрестольна чтущи тя, молим, даровати нам велию милость" (Тропарь).

"Избраннаго от пелен Христовою благодатию и возлюбленнаго от юности Божиим Духом, девственное процветение Саввы блаженнаго, похвальные венцы вернии, ныне исплетше и божественную главу ныне венчавше зовем: радуйся отче, Божие обиталище" (Кондак).


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру