Жизнь и деятельность святителя Саввы Сербского

Жизнь и деятельность святителя Саввы Сербского

Максимович Д.

В прекрасной столице Византии Савва нашел приют в одном из наиболее строгих монастырей Константинополя - в Эвергетидском. Рвение, ученость и большая строгость, которыми была проникнута жизнь иноков в этом монастыре, произвела на Савву очень большое впечатление. На аудиенции у императора Алексия III Ангела, который был родственником Саввы, (дочь императора была замужем за его братом - жупаном Сербским Стефаном) Византийский государь не только одобрил все начинания монахов Саввы и Симеона, но даже присвоил Хиландару достоинства императорской Лавры. Теперь Хиландар совершенно не зависел от Прота Святой Горы - ни в управлении, ни в избрании игумена. Император Алексей своим Хризовулом (императорским Указом) в 1198 году возвел Хиландар в статус самоуправляющегося монастыря "да будет сербам на вечный подарок". Одновременно император дал преподобному из своей руки жезл и велел поставить его в церкви, чтобы при поставлении игумена братия держала этот жезл посредине в знамение того, что игумен поставляется по воле царской и приемлет власть как бы из рук самого царя. Наделив Савву многими дарами и вручив ему игуменский посох, император отпустил инока обратно на Святую Гору. Обо всем что происходило, Савва сообщал своему брату, сербскому государю Стефану и просил его’’ чтобы заботился о новой обители, как о своей присной’’.
 
Будучи спокойны за судьбу своего монастыря, Симеон и Савва стали трудиться для его дальнейшего процветания и настолько в этом преуспели, что уже в те годы народные певцы в своих песнях стали воспевать "белый Хиландар посреди Святой Горы", как невиданное чудо. Души старца Симеона и его сына Саввы были полны радостной благодарности Господу за то, что их великое дело по утверждению на Афоне сербского монашества оказалось так успешно.
 
Богу было угодно еще больше привязать "белый Хиландар" к сербской земле и сербскому сердцу, освятив эту обитель могилой первого сербского господаря Стефана Немани, ставшего смиренным иноком Симеоном. Преподобный Симеон только 8 месяцев прожил в Хиландаре. Чувствуя скорую кончину, он спешил сделать последние распоряжения, просил сына усилить молитвы за него, а после смерти перенести прах в Сербию, просил не оставлять Сербские Церкви и народ, так нуждающиеся в попечении. И вот в ночь на 13 февраля 1199 года старец Симеон, несмотря на слабость, встал с одра, облачился в иноческие одежды и, причастившись Святых Таин, сказал:

"Слава Богу за все". Ранним утром старец призвал всех к себе и ясно произнес: "Всякое дыхание да хвалит Господа’’ (Пс. 150, 6). Хвала Господу была его последним словом. Вдруг воздух наполнился благоуханием - это была минута смерти преподобного. Вся братия рыдала по своему отцу, в особенности Савва, как говорит жизнеописатель его, иеромонах Доментиян: ''из его глаз течаху потоки слез’’ . Опечаленный Савва похоронил своего отца согласно завещанию в Хиландаре под правым клиросом Введенского храма в мраморном гробу.
 
Савва с великой скорбью и боязнью принял на себя управление Хиландаром, оставленным на его попечение заветом отца. Но заботами Саввы монастырь вскоре сравнялся по числу иноков с первыми монастырями Афона. Хиландар был перестроен до основания, в нем трудами Саввы появились в большом количестве книги, сосуды, иконы, ризы и прочая церковная утварь, внешнее содержание братии обеспечивалось вкладами.
 
Спустя некоторое время после смерти блаженного Симеона, преподобный Савва удалился из Хиландара в пустыню близ Кареи. В Кареи он нашел прекрасное место для молитвенных подвигов, которое оживлено было источником воды и плодоносными деревьями. Это место он купил у Прота, где и построил себе келию с малой церковью во имя святого Саввы Освященного. Эта келья была независима от игумена Хиландара. Написав Устав для Хиландара по началам общежития, Савва написал и для своей кельи Устав по началам отшельнической жизни. В своем Уставе он выразил горячую любовь к Господу и свой опытный взгляд на иноческую жизнь. Брат, поселенный в этой келье, помимо обычного богослужения должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и совершать особые поклоны в конце каждой службы. Пять дней положено вкушать пищу один раз в день, при том в понедельник, среду и пятницу без масла и вина. Жизнь его в келии протекала в безмолвии, в посте и бдении. Только Господь знает его подвиги, умиленные его слезы и тайные воздыхания.

Вскоре после того, как Савва окончил свой труд по составлению Устава монастыря, он был рукоположен в диакона и пресвитера епископом города Иерисса Николаем, имевшим право на Афоне поставлять во священство. Непрестанно молился он о душе усопшего отца и из описания монаха Феодосия, видно, что Савва всегда помнил о своем отце и всегда был с ним в молитвенном единении. И вот однажды ночью является ему преподобный Симеон в неизреченной славе, сияя, как светозарное солнце, и говорит ему: ''Не унывай и не скорби обо мне, сын возлюбленный, а скорее радуйся; вот, по твоему прошению Бог являет тебе твоего родителя, и ты видишь, как почтил Он меня славою и какими в вечном царстве Христовом обогатил меня благами. Восприняв ныне то, о чем ты говорил мне при жизни только в уповании, я радуюсь и наслаждаюсь созерцанием неизобразимой для вас красоты. Благословен от Бога ты, бывший мне вождем на пути к вечному блаженству и бесконечной жизни, ибо твои за меня труды и подвиги, молитвы и милостыни, взошли ко Господу, и за них ожидает тебя великое воздаяние. Но прежде ты сам обогатишься от Бога благодатью и властью апостольскою вязать и решить – прежде ты сам, в сане святительском просветишь своих соотечественников, научишь их вере и покаянию, и приведешь ко Христу; поклонишься ты и святым местам, где плотью странствовал наш Господь Иисус Христос и где совершились все Его страдания за нас; все это начертаешь ты на скрижалях сердца твоего, для многих будешь образом добродетели, и все заповеди Христовы утвердишь на незыблемом основании в своем отечестве. После этого придешь к нам и сподобишься еще больших даров, – как за меня, так и за многих – и  украсишься двойным венцом, сколько ради постничества твоего, столько же ради учительства твоего и, сподобившись бессмертного блаженства, будешь ликовать со всеми святыми в бесконечные веки, насладишься не гадательно, а существенно – лицезрением Пресвятыя Троицы’’. Со слезами радости, возблагодарив Бога и своего родителя за то, что получил такое утешительное известие, Савва с дерзновением стал молить Господа, чтобы он открыл святые мощи его отца. В уповании на милость Господа, он призвал Прота и других афонских игуменов, чтобы совершить поминовение своего отца в день его памяти. Собралось множество старцев, так, что храм переполнился иноками. После вечерни блаженный Савва попросил Прота совершить утреннее пение у гроба старца Симеона. И в то время, когда братия отдыхала, Савва взошел на столп, где провел всю ночь в молитве, усердно прося Господа, чтобы Он прославил его отца. Во время утрени, когда Прот совершал обычное пение и приносил молитвы о упокоении старца Симеона, храм вдруг наполнился благоуханием; было слышно, как будто тихий ветер исходил из гроба святого. Все предстоящие увидели, что мраморный гроб преподобного Симеона весь наполнился миром. Полные удивления и ужаса присутствовавшие в храме, оставив богослужение, со страхом восклицали: "Господи помилуй!" Тогда Прот призвал Савву, который со слезами умиления облобызал раку с мощами своего отца. Прославив Господа, предстоявшие помазались святым миром. Новоявленный святой совершил много чудес. Одержимые духами нечистыми и разными болезнями от прикосновения к его гробу и помазания истекавшим от него миром получали исцеление. И не только от мощей, но и от настенного изображения преподобного Симеона истекало чудотворное миро. Принимая во внимания все эти чудеса, Собор Афонских иноков причислил преподобного Симеона Мироточивого к лику святых, и положил праздновать его память вместе со святым Симеоном Богоприимцем. Савве Собор поручил составить стихиры и канон преподобному Симеону, и описать его чудеса. Желая преподать утешение своему Отечеству, Савва подробно сообщил обо всем, что совершилось на Афоне, своему державному брату великому жупану Стефану в Сербию. Он послал на Родину и миро от гроба прославленного родителя, и описание его чудес и службу преподобному.
 
Спустя некоторое время Савва отправился по делам монастыря в Солунь, где остановился в монастыре Филокалия. Митрополит Солунский Константин, много слышавший о Савве, пригласил его сослужить ему и еще двум архиереям в кафедральном соборе. За богослужением эти иерархи соборно наградили отца Савву набедренником и возвели его в сан архимандрита.

Перенесение мощей преподобного Симеона в  Сербию и деятельность Саввы в деле организации Сербской Православной Церкви.

К этому времени покой и тишину на Афоне стали нарушать страшные вести. Во время четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) крестоносцы 12 апреля 1204 года захватили Константинополь и образовали Латинскую империю. В Никее было основано греческое Никейское царство, просуществовавшее до 1261 года, когда была восстановлена Византийская империя (в Никее все это время пребывали Византийский император и Патриарх). Католическая угроза нависла и над Афоном. Все это до глубины души печалило Савву, но еще больше его печалили черные вести, приходившее из родных краев.
 
Когда великий князь Стефан Неманя в 1196 году ушел от мира, он передал свою державу не старшему сыну Вукану, а среднему его брату - Стефану. Вукан покорился воле своего отца, подчинился младшему брату, но переносил это с большим недовольством. Стремление к власти не оставляло его, и он искал случая освободиться от подчинения брату и самому взойти на престол. При помощи венгров Вукан отнял у брата Далмацию и Диоклию, объявив себя в 1202 году при поддержке Папы Иннокентия III королем. Стефан с трудом удерживал за собой только одну Сербию. Земля Сербская страдала, текла обильно братская кровь, опустошались поля, сжигались деревни. В таком тяжелом положении Стефан писал Савве на Афон, чтобы тот ради спасения Сербии перенес мощи их святого отца на Родину: "По отшествии вашем, земля наша осквернена беззакониями нашими, залита кровью, пленена иноплеменными; враги наши одолели нас; и по взаимной ненависти мы сделались позором для соседей наших. Может быть, вашими молитвами святыми, пришествием к нам, Всемилостивый Бог умилосердится над нами, соберет воедино рассеянных и посрамит противников".
 
Вести о вражде между его братьями, об угрозе, под которой оказалась православная вера, отзывались страшной болью в сердце святого Саввы. Торжество Вукана, подчинившемуся Папе Римскому, который располагал силами всей Западной Европы, угрожало Православию в Сербии. Следуя призыву брата, архимандрит Савва поднимает из раки тело своего отца, которое, несмотря на семилетнее пребывание в гробу, осталось нетленным, и с великими трудностями, через земли, где господствовали смуты и междоусобные войны, благополучно прибывает в сербские пределы. Весть о прибытии Саввы и мощей святого Симеона в Сербию глубоко утешила самодержца Стефана, и он возблагодарил Господа за такое милосердие. На границе Сербского государства в 1206 году тело своего святого отца с великими почестями встретили оба брата - Стефан и Вукан. С великим торжеством мощи были положены в монастыре Студеница, построенном самим Стефаном Неманей, сподобившимся стать святым Симеоном. В день памяти преподобного, Савва испросил у Господа такое же излияние святого мира, какое бывало на Святой Горе. По этому поводу Савва сказал народу слово, в котором убеждал всех подражать добродетелям преподобного своего отца, угрожая нераскаявшимся грешникам страшным судом Божиим. Это слово произвело глубокое воздействие на сербов.
 
Вскоре Савва захотел вернуться на Афон и об этом стал напоминать своему брату Стефану. Стефан коленопреклоненно упрашивал брата: ’’Не оставляй нас, отче святый, чтобы не исторгнуть души моей прежде времени. Приникни к мольбам святого отца нашего Симеона и останься в созданной им обители Пресвятой Богородицы; начальствуй над братией не славы ради, а ради блага братьев своих и всех людей отечества твоего, ибо для того и послал тебя Бог, чтобы довершить неоконченное отцом нашим; я буду раб твой во всем, и чего пожелаешь, тебе буду служить, но не оставляй нас, ибо за это воздашь ответ Господу’’ . Уступая этим просьбам, Савва остался в монастыре Студеница, который был назван Лаврой святого Симеона. Утешились король Стефан и его помощники словами  Преподобного, потому что знали, что Сербию мог спасти только Савва, который был самым ученым человеком этого времени, знавшим в совершенстве византийскую культуру и греческий язык.
   
Целый год провел Савва в Студеницком монастыре, пребывая в молитвах и размышлениях о судьбах своей страны. Он видел, какие страшные раны нанесли государству междоусобицы. Видя, что в стране мало храмов, он повсюду начинает воздвигать церкви в монастыри; на перекрестках дорог ставит изображения креста Господня, чтобы православные христиане, видя их, чаще обращали свои помыслы к небу. В это же время он вместе со своим братом Стефаном приступает к строительству знаменитого Жичского монастыря, который потом стал резиденцией Сербского Архиепископа.
 
Как видно, в Сербии Савва не оставил своего афонского образа жизни, а еще более усилил свои труды, изнуряя плоть постом и ночными стояниями. К подвигам иноческим он присоединил труды пастырские и апостольские. Он неоднократно обращается ко все еще враждовавшим братьям, требуя от них христианского примирения, которое принесет мир измученному войнами народу и вновь укрепит Православную Церковь в Сербии. И братья были вынуждены окончательно прекратить вражду, благодаря такому ангелу - примирителю, каким был святой Савва. На этом святой Савва не оставил свои труды на благо святого Православия в своем Отечестве. Он как апостол, ходил по всей стране, совершая Святые Таинства, насаждая добрые христианские обычаи, борясь против католического влияния и ложных верований, поучая народ истинам Православия. Своим подвигом и примером он указывал путь духовенству, особенно монахам, которых он направлял на Афон учиться настоящему служению Господу, чтобы они, вернувшись на Родину, стали истинными пастырями своего народа. "Одновременно с этим Савва трудится и на другом поприще: он улучшает устав Студеницкого монастыря, пишет для него новый типикон. Этим самым он вводит на Сербской земле правила и порядок в богослужения, какие он ввел в Хиландаре".
 
Но не только в чисто церковном отношении развивалась деятельность Саввы. Будучи добрым христианином, он всегда помнил, что стремление к миру - это одно из христианских достоинств. Когда на его Родину надвигался враг, он умел предупреждать кровопролития. Он не боялся идти в стан врага и силой своего красноречия, разумностью своих доводов умел предотвращать войны.
Уже при жизни святой Савва сподобился дара чудотворений. Однажды в Студеницком монастыре он увидел расслабленного, который в беспомощном состоянии просил милостыню, воспевая псалмы. Савва прослезился, перенес расслабленного в храм к иконе Спасителя, и вознес о болящем горячую молитву, помазал его миром от раки святого Симеона и разрешил от грехов. Расслабленный был исцелен. Весть об этом чудесном исцелении разнеслась по всей Сербии. Множество больных из разных мест устремились в Студеницкую Лавру к святому Савве за исцелением. Святой молился, мазал больных миром от раки своего родителя, и недужные получали исцеление. Все эти его заслуги уже при жизни святителя снискали ему великую любовь народа. Все дивились мудрости его ума, богатству его знаний, чистоте его жизни, благородству его сердца и величию его души.
 
Савва видел, однако, что его труды на ниве служения делу Православия в Сербии будут неполными, если Сербская Церковь не приобретет полной независимости и самостоятельности. Это было тем более необходимым, что католики, подчинившие себе Константинополь, направляли теперь свои силы против Православия в Сербии. Рим использовал все пути и все возможности, чтобы насадить среди православных христиан Балканского полуострова свое влияние.

Когда развелся со своей первой женой Евдокией любимый брат Саввы - Стефан, то ему стали сватать в жены внучку венецианского герцога Генриха Дондоле - Анну. Это означало, что в Православную Сербию снова открывается путь латинским интересам, от которых уже так много пострадал сербский народ. Стефан все же решил жениться на Анне в 1217 году, приняв на себя корону по благословению Папы Гонория III. ’’Приехал Папский легат в Сербию и венчал Стефана королем осенью 1217 года’’. Этот поступок брата вверг в великую печаль Савву, так как он понимал, какие от этого будут тяжелые последствия для Православия в Сербии. Видя, что одними словами он не может усовестить своего брата и заставить его отказаться от этого поступка, Савва пошел на решительный шаг. Он назначил вместо себя нового игумена в Студеницком монастыре и, помолившись на могиле своего отца, покинул Родину и вернулся на Афон, где его все встретили с большой радостью.

Отъезд Саввы на Афон вызвал возмущение сербского народа. В это же время прекратилось источение мира от святых Мощей Преподобного Симеона, и это было воспринято королем Стефаном как гнев Божий за его поступок. Мучимый совестью и раскаявшийся, Стефан вернулся на прежний путь, по которому шел руководимый Саввой сербский народ, и написал трогательно письмо своему брату, где молил его вернуться на Родину.
 
Но Савва понимал, что он добился только частичного успеха, что он сумел преодолеть только одну интригу, не создав преграды для других. По взаимному письменному согласию Стефан и Савва стараются приобрести самостоятельность от Царьградского Патриархата. По этому вопросу, жертвуя самыми дорогими для себя благами - своим смирением и своей скромностью, Савва решил отправиться к Вселенскому Патриарху и Византийскому императору, чтобы испросить у них разрешения для Сербской Церкви иметь независимого главу. Взяв с собой нескольких хиландарских иноков, Савва направился в Никею, где тогда находились Византийские Патриарх и император, поскольку в Константинополе все еще господствовали крестоносцы. Проведя в гостях несколько дней, посетив храмы и осмотрев город, Савва изложил перед императором и патриархом свой взгляд на духовные потребности сербского народа. Он рассказал им, как его отец и брат старались отразить жестокие атаки Рима, направленные прямо или косвенно против Сербии, а также о разрушительном влиянии богомильской ереси. Савва подчеркнул, что обе, враждебные Православию, силы будут действовать на Балканах до тех пор, пока сербский народ, как самая западная линия обороны Православия, будет пребывать без своей народной церковной иерархии. Именно поэтому нужно как можно быстрее поддержать и усилить Сербскую Церковь, дав ей собственного архиепископа.

Император Федор Ласкарис, родственник Саввы (сын жупана Стефана, родной племянник Саввы был женат на дочери императора), охотно поддержал все его частные просьбы, но когда он высказал свою заветную мысль об учреждении в Сербии самостоятельной Архиепископии, то император и Патриарх отнеслись к этому сначала отрицательно. Однако Савва силой красноречия и убедительностью приводимых доводов достиг своей цели. Приняв во внимание дальность расстояния Константинополя от Сербии, постоянную угрозу со стороны Запада и хорошее отношение к Савве императора, Патриарх, наконец, выдал грамоту, по которой в Сербии учреждалась независимая Архиепископия. Первым Архиепископом Патриарх поставил самого Савву, несмотря на то, что тот по скромности просил поставить Архиепископом кого-нибудь из своих спутников. Поставление святителя Саввы в Архиепископа Сербского Патриархом Мануилом I (1215-1222) состоялась в 1219 году. Когда совершалась архиерейская хиротония святителя Саввы, то на него сошел Небесный Свет, и озарил его так, что святитель сделался весь огненный и световидный.
 
Поставление святителя Саввы стало очень большим успехом, так как сербы получили в лице святителя Саввы Предстоятеля своей крови и своего родного языка. Но этот Архиепископ оставался в подчинении высшей церковной власти не своей национальности, его верховным главой по-прежнему был Византийский (Константинопольский) Патриарх. Кроме того, Савва по своему собственному опыту знал, как трудна связь с Константинопольским Патриархом, когда почти повсюду на Балканском полуострове было неспокойно. Поэтому, прежде чем вернуться на Родину, святитель Савва после горячей молитвы, снова обращается с просьбой к Патриарху и императору. Описав все невзгоды Сербской Церкви, приведя убедительные доводы, новый Архиепископ добился того, что Сербская Церковь получила в будущем право избирать своего Предстоятеля на Соборе местных епископов. Это явилось началом новой эпохи в истории Сербской Церкви, и прежней неустойчивости был положен конец. Сербская Церковь стала в ряд других автокефальных Церквей.

Полный благодарности Господу за успешное окончание столь великого дела, святитель Савва отправился на Афон. Вся братия встретила его торжественно и приходила к нему как к архиерею, который имел святительскую власть. Немало слез пролил он, разлучаясь со Святою Горой и, как свидетельствует его жизнеописатель - монах Феодосий, уходил преподобный с Афона, как из Божественного рая. Он вспоминал свое мирное, безмятежное житие на Афоне, свободное от всякого житейского попечения, посвященное одной только молитве и единомыслию. Простившись со святогорскими святынями и, отобрав из числа хиландарской братии несколько монахов для служения в Сербии, святитель отбыл на Родину. Всю дорогу святитель скорбел по оставленному им Афону. Однажды ему явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала: "Встань и иди усердно на дело, на которое ты избран, не колеблясь сомнениями; ибо все те будет споспешествовать во благо" . Восстав от сна, Савва, полный радости, славя Бога, продолжил свой путь на Родину, который пролегал через знаменитый греческий город Солунь. Савва остановился здесь в монастыре Филокал, для того, чтобы подготовить себя к ответственному послушанию управления самостоятельной Сербской Церковью. Для этого ему были нужны гражданские и церковные законы, и он занялся переводом с греческого языка, которым он владел в совершенстве, на славянский язык большого числа книг.
 
Вся Сербия радовалась возвращению отца ее Саввы в сане Архиепископа. На границе Сербии ему была устроена торжественная встреча, однако Стефан не смог лично принять участия в торжествах, так как был болен, но с приездом блаженного Саввы он выздоровел, и Господь изменил всеобщую печаль на радость.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру