Бог во плоти. Глава вторая

Человек после грехопадения

Благо истинной жизни — жизни с Богом, было утеряно нашими прародителями. Добровольно преступив заповедь Божию в раю (Быт. 2, 17), они сразу же вкусили духовную смерть — богооставленность. Внешние обстоятельства грехопадения не послужили оправданием для них, ибо их свобода воли оставалась неприкосновенной. "Очевидно, — писал святитель Игнатий (Брянчанинов), — что праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола". Они познали зло опытно, осознали величие утерянной ими райской жизни и уведали коварство диавола, ибо богами они так и не стали.

После грехопадения "Дух Святой, обитавший в них, отступил от них" (свт.Игнатий Брянчанинов), и это сразу дало возможность проявиться тлению и смерти в их естестве. Прародители стали испытывать голод, жажду, холод, усталость и другие нужды, которые в раю их не отягощали. Диавол, имеющий "державу смерти" (Евр. 2, 14), посредством смерти и тления стал господствовать над человеком, подчиняя его душу и дух телесным потребностям, душевным страстям и плотским похотям. Тем самым человек приводился в полное расстройство, а жизнь его становилась сплошным страданием. Однако, как учит пр. Макарий Египетский, "человек не всецело утратился, уничтожился и умер", после грехопадения "он умер для Бога, живет же собственным своим естеством" — естеством, которое постепенно умирает от разрушительного действия страстей и греха.
 
Первозданные люди, отвергнув волю Божию, стали рабами и исполнителями другой воли — сатаны. Он стал господствовать над людьми. "Адам, преступив Божию заповедь и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу, — эту прекрасную тварь, которую уготовал Бог по образу Своему, — облекся лукавый". Чтобы упрочить свою власть диавол приобщил человека к греховной скверне, как некоему яду."Этот яд сообщил человеческому естеству диавол из своего растленного естества, преисполненного греха и смерти". Преподобный Макарий Великий учил, что в сущности этот греховный яд "есть какая-то сокровенная скверна и какая-то преизбыточествующая тьма страстей, через преступление Адамово привзошедшая во все человечество вопреки чистой природе человека и сие-то потемняет и оскверняет вместе и тело и душу". Таким образом, после грехопадения человек не только лишился благодати Духа Святого, что уже само по себе вынуждало человека жить по законам тленного и смертного естества, но через грех преслушания человек "заразил" свое естество скверной греха и тем самым обрек себя на нижеестественное существование в борьбе с греховными страстями и смертью. Адам со скорбью и в поте лица своего должен был добывать хлеб, а Ева обречена была на болезненное скорбное рождение детей и зависимость от мужа. Грехопадение прародителей в неведомой для нас степени исказило весь мир ("проклята земля за тебя" (Быт. 3, 16-19)).

Для первозданных Адама и Евы преслушание заповеди Божией было их личным грехом, грехом их свободной воли, но у их потомков он стал проявляться как неизбежное греховное состояние. Все потомки Адама и Евы, в силу природного единства всего человеческого рода, стали наследниками этих горьких плодов прародительского преслушания. Апостол Павел говорит, что "смерть перешла во всех человеков" (Рим. 5, 12). Страх смерти стал неизменным спутником человеческой жизни, с одной стороны, он понуждал людей к неуемному удовлетворению похотей и страстей, а с другой, "ожидая постоянно, что они умрут, и, боясь смерти, они не могли чувствовать никакого удовольствия, потому что этот страх постоянно был в них" (св.Иоанн Златоуст). Никакая добродетель не избавляла человека от грядущего ада за порогом смерти. Святитель Иоанн Златоуст о человечестве, жившем до Христа, говорит: "Тогда еще не были сокрушены врата ада, не были расторгнуты узы смерти, и смерть еще не почиталась успением. Смерть была чем-то ужасным для людей дохристианской эпохи..., поэтому они боялись смерти". Стремясь жить, люди умирали, и, желая познать жизнь, познавали смерть. Чувственность вела к гибели, а ум только подтверждал этот всеобщий мировой закон.
 
Люди рождались духовно мертвыми, осужденными на смерть, удобопреклонными ко греху, в рабстве у диавола. Как это выражалось в их жизни? До падения человек имел ясный и светлый ум, так что он мог проникать в природу вещей (Быт 2, 19-20), после падения разум человека глубоко помрачился, и он с большим трудом и множеством ошибок стал приобретать познание об окружающих его предметах видимого мира. До падения человек находился в ближайшем общении с Богом и потому имел о Нем ясное и правильное познание (ср.: Быт 1, 27- 30; 2, 19. 22; 3, 8), после падения человек естественным путем стал приобретать только самое общее представление о Боге (ср.: Рим. 1, 19-20; Пс. 18, 2), а сообщаемые ему путем Божественного Откровения истины оказывались для него непонятными и непостижимыми (ср.: Ис. 6, 9-10; Иер. 5, 21; Мф. 13, 13-15; Мк. 4, 12; Лк. 8, 10; Ин. 12, 39-40; Деян. 28, 26-27; Рим. 11, 8). Наклонность воли ко греху сделалась уделом человека (Быт. 6, 5; Рим. 7, 18-19; 21-23), и он должен употреблять большие усилия, чтобы побороть в себе эту наклонность и идти по пути добра (Мф. 11, 12; Лк. 16, 16). До падения сердце Адама и Евы отличалось чистотой и непорочностью, было исполнено высоких чувств; после падения в сердце прародителей и их потомков появились нечистые, чувственные желания и стремления к благам мира сего как к источнику счастья. До падения тело человека отличалось крепостью и силой и не испытывало болезней, но после падения болезненность стала его постоянным состоянием. Этот "древний приговор, — как отмечает святитель Иоанн Златоуст, — пребывает в силе доныне".

Поскольку все люди ведут свое происхождения от Адама, то и все это ужасное греховное наследство становится достояние каждого человека. "Наследуемое через физическое рождение греховное состояние человеческой природы, проявляющее себя как всеобщая склонность людей к греховным поступкам" (протоиерей Ливерий Воронов), в богословской литературе получило наименование первородного греха. Это понятие является ключевым при рассмотрении многих богословских вопросов, поэтому рассмотрим его подробнее.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру