Занятие 16-20
Занятие 16
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений Педагог предлагает детям вообразить, что они поднимаются с санками на горку.
— Подниматься вам трудно. Но вот вы на горке. Помахали рукой: вот куда мы забрались! А теперь покатились с горки. Вот как весело! Улыбнулись друг другу!
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Иголочка».
3. Развитие речевого дыхания
— Подарили Славе самокат. Он часто катался на самокате во дворе с друзьями. Но однажды колесо самоката начало сдуваться: «с-с-с». Достал Слава насос, начал накачивать колесо: «с-с-с». Починил Слава самокат. Рады его друзья, рад и Слава.
Детям предлагается найти на рисунке самокат, мысленно (в воздухе) поставить на него указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков с, сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до верхнего рисунка (насос).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки по «звуковой дорожке» до нижнего рисунка (самокат).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: сом, соль, собака, коса, бусы, шапка, шуба, рука, самолет, роса, автобус, цветок, дом, нос, сумка, ананас и др.
Услышав слово со звуком «с», дети должны поставить руки на пояс.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «с», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Снова к нам придет весна,
Лес очнется ото сна.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук «с».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове весна.
— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь — тихо, чтобы услышать капель.
— Прочитайте стишок громко.
— А теперь ласково, как говорит бабушка.
— А теперь медленно — как идет маленький ребенок.
— И побыстрее — как бежит заяц.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением елочек 2 видов и большого треугольника, составленного из 2 маленьких.
— Сколько у вас треугольников? (Три треугольника.)
— Составьте елочку из трех треугольников.
— Сравните с плакатом. У вас получилась такая же елочка?
— Как вы ее составляли? (Один треугольник положили широкой стороной вниз; второй треугольник положили широкой стороной вниз под первым треугольником; третий треугольник положили под вторым так же — широкой стороной вниз.)
— Хорошие елочки у вас получились! Сейчас мы попробуем сделать елочку по-другому. Посмотрите: я беру два треугольника и присоединяю одну короткую сторону к другой. Посмотрите, треугольники как будто поссорились, они отвернулись друг от друга.
— Какая геометрическая фигура получилась? (Большой треугольник.)
— Выложите большой треугольник.
— Положите маленький треугольник широкой стороной вниз над большим треугольником.
— Что у вас получилось? (Елочка.)
Педагог просит детей рассказать, как они составляли елочку. После этого педагог предлагает детям составить из трех треугольников любую фигуру — кто какую хочет.
Занятие 17
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках пушистый маленький котенок, погладить его, послушать, как он мурлычет.
— Теперь поиграем с котенком. На ниточке у нас бантик, котенок бежит за бантиком, тянется за ним, подпрыгивает, а мы ниточку то поднимаем, то опускаем. Весело играть с котенком! Улыбнитесь друг другу!
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Конфетка».
3. Развитие речевого дыхания
— В одном улье жили пчелы. Каждое утро они вылетали искать сладкий нектар. И вот однажды одна пчелка нашла такой красивый цветок, что сразу громко позвала подруг-пчелок: «з-з-з». Услышала ее подруга-пчелка, громко ей ответила: «з-з-з» — и полетела к цветку.
Детям предлагается найти на рисунке цветок с пчелкой (низ рисунка), мысленно (в воздухе) поставить на него указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «з», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до пчелки (верх рисунка).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от пчелки (верх рисунка) до цветка с пчелкой (низ рисунка).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Зоя, заяц, зонт, гнездо, завод, замок, коза, очки, дождик, гроза, карандаш, знак, бумага, книга, роза, слеза, зубы, мороз и др.
Услышав слово со звуком «з», дети должны вытянуть руки перед собой.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произношения и артикуляции звука «з», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте скороговорку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Зоя у березы
Посадила розы.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук «з».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове Зоя.
— Повторите скороговорку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Произнесите ее шепотом, как будто листья шелестят перед грозой.
— А теперь громко, будто гремит гром.
— Произнесите ее низким голосом, как сказал бы дедушка.
— А теперь высоким голосом, как поет маленькая птичка.
— Произнесите ласково: какая красивая роза!
— И сердито: вас уколола роза.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением лодки, составленной из 3 треугольников.
— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Лодка.)
— Сколько треугольников потребовалось, чтобы сделать такую лодку? (Три треугольника.)
— Как расположен первый треугольник? (Широкой стороной вверх.)
— Как расположен второй треугольник? (Широкой стороной вниз.)
— А третий треугольник? (Широкой стороной вверх.)
— На что похожа эта фигура? (На лодку.)
— Рассмотрите внимательно лодку.
Педагог убирает плакат.
— Вспомните, как был расположен первый треугольник.
Педагог предлагает детям за 1 минуту составить такую же лодку из треугольников (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.
Педагог просит рассказать детей, как они выполняли задание. Дети должны попытаться самостоятельно рассказать о своей работе.
1-й ребенок. Для того чтобы составить лодку, мне потребовалось три треугольника.
2-й ребенок. Первый треугольник я положил широкой стороной вверх.
3-й ребенок. Второй треугольник я положил широкой стороной вниз.
4-й ребенок. Третий треугольник я положил широкой стороной вверх.
Педагог. Кто хочет рассказать о своей работе от начала до конца?
Затем педагог дает детям еще по одному треугольнику и предлагает составить из четырех треугольников любую фигуру. Дети рассказывают, что у них получилось и как они это сделали.
Занятие 18
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что выпал пушистый снег.
— Мы вышли на улицу поиграть в снежки. Слепили снежок, бросили его подальше, потом еще снежок, еще. Теперь погреем руки, подышим на них. У нас и ноги замерзли — постучим одной ногой о другую. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу!
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Маятник».
3. Развитие речевого дыхания
— Стояла на горе старая ветряная мельница. Когда дул ветер, у нее крутились крылья: «ц-ц-ц». Со всей округи привозили зерно на мельницу, чтобы смолоть его на муку, а обратно увозили на телегах мешки с мукой. А колеса нагруженной телеги пели: «ц-ц-ц».
Детям предлагается найти на рисунке мельницу (верх рисунка), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ц», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до телеги с мешками (низ рисунка).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от телеги с мешками (низ рисунка) до мельницы (верх рисунка).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: цапля, кольцо, царь, воробей, синица, гусеница, колодец, певец, цыпленок, умница, машина, дерево, мельница и др.
Услышав слово со звуком «ц», дети должны присесть.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «ц», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Как у нашего крыльца
Целый день стоит овца.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук «ц».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове крыльцо.
— Повторите потешку, отхлопывая ритм.
— Расскажите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Повторите ее тихо — так, как листья шелестят на деревьях.
— А теперь — громче, как будто у деревьев колышутся ветви.
— И очень громко: налетел сильный ветер, и деревья раскачиваются на ветру.
— Повторите потешку сердито, овца хотела листья с дерева ощипать.
— А теперь ласково: вы любуетесь деревьями.
— И низким голосом, как сказал бы папа.
— Расскажите ее высоким голосом, как поет маленькая птичка.
— А теперь — умеренным голосом, как вы беседуете между собой.
— Повторите потешку медленно: дети идут не спеша.
— А теперь быстро: дети побежали.
Далее работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением домика, составленного из 4 треугольников.
— Положите перед собой два треугольника и соедините широкую сторону одного треугольника с широкой стороной другого.
— Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Квадрат.)
— Расскажите, как вы составляли фигуру.
— Теперь положите перед собой оставшиеся два треугольника и соедините их короткими сторонами.
— Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Большой треугольник.)
— Расскажите, как вы составляли эту фигуру?
— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Домик.)
— Мы уже составляли домик. Вспомните, сколько треугольников потребовалось тогда, чтобы составить домик? (Три треугольника.)
— Посмотрите на плакат. Сколько треугольников потребовалось, чтобы сделать такой домик? (Четыре треугольника.)
— Из каких частей состоит домик? (Из крыши и главной части.)
— Сколько треугольников потребуется, чтобы сложить главную часть дома? (Два треугольника.)
— Какая геометрическая фигура из них получилась? (Квадрат.)
— Сколько треугольников потребуется, чтобы составить крышу дома? (Два треугольника.)
— Какая геометрическая фигура из них получилась? (Большой треугольник.)
— Составьте домик из тех частей, которые вы уже сложили.
— Все справились с заданием?
Далее педагог просит 1-2 детей рассказать, как они строили дом, от начала до конца.
— Слушайте внимательно своих друзей, дополняйте рассказ, исправляйте.
Затем педагог предлагает детям составить из четырех треугольников любой домик — такой, какой им нравится.
Занятие 19
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и стали хитрыми лисами.
— Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается, любуется собой. Но вот она задумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой. Когда пришел петушок — испугалась. Но вы же знаете, что сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Конфета».
3. Развитие речевого дыхания
Девочке Ксюше подарили большой красивый воздушный шарик. Играла Ксюша с шариком, выпустила веревочку, и шарик улетел. Летел шарик долго-долго, высоко-высоко и однажды почувствовал, что стал шипеть: «ш-ш-ш». Понял шарик, что из него стал выходить воздух. Стал шарик спускаться все ниже и ниже. И увидел он, что летит над морем. Волны обрадовались шарику, зашумели: «ш-ш-ш», подхватили его и унесли далеко-далеко. А девочке Ксюше подарили еще один шарик, но она его уже не отпускала.
Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (шарик), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ш», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки (конец веревочки).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки до верхнего рисунка (шарик).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: шапка, шляпа, башня, каша, жук, санки, елка, шкаф, шишка, зонт, ландыш, малыш, ранец, платье, карандаш и др.
Услышав слово со звуком «ш», дети должны спрятать руки за спину.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «ш», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук «ш».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове петушок.
— Расскажите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Повторите ее тихо.
— А теперь громко, как поет петушок.
— А теперь умеренным голосом, как мы беседуем друг с другом.
— Расскажите ее весело: петушок радуется горошку.
— А теперь ласково, как пела петушку лиса.
— И низким голосом, как бы сказал медведь.
— А теперь — высоким голосом, как мышка.
— Повторяем потешку в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.
Далее работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; плакат с изображением бабочки, составленной из 4 треугольников; песочные часы (1 мин).
— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Бабочка.)
— Сколько треугольников потребовалось, чтобы составить такую бабочку? (Четыре треугольника.)
— Какая геометрическая фигура получилась из двух треугольников слева? (Большой треугольник.)
— А какая геометрическая фигура получилась справа? (Тоже большой треугольник.)
— Куда «смотрят» широкие стороны больших треугольников? (Широкая сторона одного треугольника «смотрит» влево, другого — вправо.)
— Все запомнили, как выглядит бабочка?
Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить бабочку из своих треугольников (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении отведенного времени педагог вывешивает таблицу и предлагает детям сравнить свою работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.
Далее педагог просит рассказать детей о том, как они выполняли задание. При этом он обращает внимание детей на то, что рассказ должен быть развернутым, последовательным высказыванием.
— Сколько треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?
— С чего ты начал составлять бабочку?
— Сколько потребовалось треугольников, чтобы сделать одну ее часть? Вторую?
— Какие получились геометрические фигуры слева и справа?
Занятие 20
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что у него в руках волшебная палочка. Взмахнет палочкой — дети начнут плясать и играть; взмахнет еще раз — дети застывают на месте. Педагог предлагает детям следить за палочкой, быть внимательными. После игры дети должны улыбнуться друг другу.
2. Артикуляционные упражнения с одновременным движением кистей рук
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Качели».
3. Развитие речевого дыхания
Жил в лесу большой жук. Жужжал он низким голосом: «ж-ж-ж». И все его боялись. А этот жук был добрый, никого не обижал. В этом же лесу жил маленький жук, и жужжал он тоненьким голоском: «ж-ж-ж». И вот большой жук пригласил в гости маленького жука. Маленький жук сначала испугался, а потом полетел к большому жуку домой, и они стали друзьями.
Детям предлагается найти верхнюю точку рисунка (большой жук), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ж», сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки (листок с маленьким жуком).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (листок с маленьким жуком) до верхней точки рисунка (большой жук).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: жук, жаба, пижама, забор, сук, гора, лыжи, пожар, этажи, кожа, Жора, самокат, пирожок, гаражи, ножи, жвачка и др.
Услышав слово со звуком ж, дети должны хлопнуть ладошками по коленкам.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука ж, развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Жарко жуку
Лежать на боку.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук ж.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове жарко.
— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.
— А теперь без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь тихо, словно по секрету.
— Повторите потешку громко, чтобы все слышали.
— А теперь сердито: мама вас ругает за то, что вы испачкались.
— И ласково: бабушка вас пожалела.
— Расскажите ее низким голосом, как большой медведь.
— А теперь — высоким голосом, как мышка.
Далее работа продолжается в подгруппах.
Часть II
Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин);
3 плаката с изображением елочек, составленных из 4 треугольников.
— Рассмотрите первый плакат. Что на нем изображено? (Елочка.)
— Как на нем расположены треугольники? (Широкой стороной вниз, друг под другом.)
Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить такую же елочку (время определяется по песочным часам).
— Рассмотрите второй плакат.
— Сколько потребовалось треугольников, чтобы составить такую елочку? (Четыре треугольника.)
— Какая геометрическая фигура получилась из двух треугольников в нижней части второй елочки? (Большой треугольник.)
— Чем отличается вторая елочка от первой? (У первой елочки треугольники лежат друг под другом, а у второй — два треугольника, как у первой, а из двух других треугольников составлен большой треугольник.)
Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить вторую елочку.
— Из каких геометрических фигур составлена вторая елочка? (Из двух маленьких треугольников и одного большого.)
— Рассмотрите третью елочку.
— Сколько треугольников потребовалось, чтобы составить такую елочку? (Четыре треугольника.)
— Из каких частей состоит эта елочка? (Из двух больших треугольников.)
— Как быстрее составить такую же елочку?
— Нужно ли разбирать большой треугольник? (Нет.)
— А что нужно сделать? (Из двух верхних треугольников составить один большой.)
Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить третью елочку.
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении 1 минуты педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.
Далее педагог просит 2-3 детей рассказать о том, как они выполняли задание (о первых двух елочках — по памяти, третью дети видят перед собой). Каждый ребенок рассказывает о составлении любой из этих елочек — по выбору.
Далее детям предлагается составить любые фигуры из четырех треугольников.