Занятие 11-15
Занятие 11
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали волшебниками и могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате.
— Посмотрим, куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им, улыбнемся им. Пойдем в другую сказку. Вот Красная Шапочка встретилась с Волком. Испугались за нее, погрозили Волку пальчиком. Но мы знаем, что все кончится хорошо. Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба Яга в ступе пролетела - мы испугались, замахали руками. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка »;
• «Маятник.
3. Развитие речевого дыхания
— Росла на поляне березка. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели, а затем подул холодный ветер: «в-в-в». и все листья опали. Только один листочек остался на березке, он не хотел падать на землю. Еще сильней подул ветер: «в-в-в» — сорвал последний листочек с веточки и закружил в воздухе.
Детям предлагается найти на рисунке глазами верхнюю точку (листок на макушке дерева), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков «в» на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки в заданном темпе до нижней точки (трава).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (трава) до верхней точки (листочек).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Валя. Вова, ваза, волк, сова, квас. слово, дрова, кошка, бумага, карандаш, вата, волосы, совок. Ваня и т.д.
Услышав слово со звуком «в» дети должны подпрыгнуть на месте.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «в», развитие элементов интонационной выразительности.
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Ваня водит хоровод,
Вова пляшет и поет.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук «в».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят «в» хором, парами, по одному.
— Выделите ударный слог в слове «хоровод».
— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Повторите его тихо.
— А теперь — громко.
— Прочитайте стишок низким голосом.
— А теперь — высоким голосом.
— И умеренным голосом, как вы обычно говорите.
— Повторите стишок быстро, как пляшет Вова.
— А теперь медленно, как водит хоровод Ваня.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и материалы: по 2 равнобедренных треугольника (основание — 10 см) из двустороннего картона или плотной бумаги, в конвертах для каждого ребенка; плакат с изображением песочных часов.
— Возьмите в руки один треугольник.
— Сосчитайте сколько углов у треугольника? (Три.)
— Поверните треугольник широкой стороной вверх.
— Куда направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена вверх.)
На вопрос отвечают 3-4 ребенка.
— Поверните треугольник широкой стороной вниз.
— Куда направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена вниз.)
На вопрос отвечают 3-4 ребенка.
— Положите треугольник.
— Посмотрите на плакат. Что на нем изображено?
— Похожа эта фигура на песочные часы? (Похожа.)
— Сколько нужно треугольников, чтобы составить фигуру, похожую на песочные часы? (Два треугольника.)
— Куда направлена широкая сторона верхнего треугольника? (Широкая сторона верхнего треугольника направлена вверх.)
— А широкая сторона нижнего треугольника? (Широкая сторона нижнего треугольника направлена вниз.)
— Еще раз рассмотрите фигуру — песочные часы.
Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение минуты выложить такие же песочные часы из имеющихся у них треугольников.
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.
Затем педагог просит детей рассказать, как они выкладывали песочные часы.
В целях обучения детей развернутому, последовательному высказыванию предлагается следующий алгоритм (педагог помогает строить фразы; на первых занятиях фразы проговариваются хором):
—Сколько треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?
— Куда направлена верхняя (нижняя) сторона треугольника?
Педагог просит 3-4 детей рассказать о их работе.
В конце занятия дети составляют из 2 треугольников любую фигуру (по желанию).
Занятие 12
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали музыкантами. Музыканты играют на пианино, скрипке, барабане, трубе.
- Представьте себе, что звучит грустная мелодия. Как мы пойдем под эту мелодию? А сейчас заиграла веселая музыка — мы улыбаемся друг другу и шагаем совсем по-другому.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка»;
• «Маятник».
3. Развитие речевого дыхания
— Жили в лесу два ежа. Жили дружно, гуляли на одной поляне и никогда не расставались. Но вот однажды разбежались ежи в разные стороны и потерялись. Стали друг друга звать. Один зовет: «ф-ф-ф», а другой ему отвечает: «ф-ф-ф». Так и нашли друг друга. И больше далеко друг от друга не уходили.
Детям предлагается найти на рисунке глазами верхнюю точку (еж), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков «ф» на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе до середины рисунка (поляна).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (еж) до середины рисунка (поляна).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов.
Педагог произносит слова: фрукты, флаг, форма, фонтан, луна, море, кафтан, кефир, фартук, фонарь, труба, фабрика, фазан и т. д.
Услышав слово со звуком «ф», дети должны спрятать руки за спину.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «ф», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Фая сшила сарафан,
А Фома купил кафтан.
— Обратите внимание, как правильно следует произносить звук «ф».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
Дети произносят «ф» хором, парами, по одному.
— Выделите ударный слог в слове кафтан.
— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь громко, чтобы слышали все.
— Повторите его тихо, чтобы слышал только сосед.
— Прочитайте стишок умеренным голосом — так, как мы разговариваем с мамой.
— А теперь низким голосом, как «сказал» бы медведь.
— И высоким голосом, как сказала бы маленькая девочка.
Работа продолжается в подгруппах (мальчики — девочки).
Часть II
Оборудование и материалы: по 2 равнобедренных треугольника о конверте (см. занятие 11, часть II) для каждого ребенка; песочные часы (1 мин) плакат с изображением бантика, составленного из треугольников.
— Возьмите в руки один треугольник.
— Поверните этот треугольник широкой стороной вверх.
— Куда направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена вверх.)
— Поверните другой треугольник широкой стороной вниз.
— Куда направлена широкая сторона треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена вниз.)
— Поверните левый треугольник широкой стороной налево.
— Куда направлена широкая сторона треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена влево.)
— Поверните другой треугольник широкой стороной вправо.
— Куда направлена широкая сторона этого треугольника? (Широкая сторона этого треугольника направлена вправо.)
— Положите треугольники на стол.
— Посмотрите на плакат. Что на нем изображено? (Бантик.)
— Сколько нужно треугольников, чтобы составить такой же бантик? (Два треугольника.)
— Куда направлены широкие стороны треугольников? (Одна — вправо, другая — влево.)
— Посмотрите внимательно на плакат.
Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение минуты выложить такой же бантик из треугольников (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении минуты педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.
Те, кто не справился с заданием, исправляют ошибки.
Далее педагог просит рассказать детей, как они выкладывали бантик:
— Сколько треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?
— Куда направлена ... сторона треугольника?
Педагог просит 3-4 детей рассказать о последовательности работы.
Затем предлагает детям составить из двух треугольников любую фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы.
Занятие 13
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где спит мама.
— Дети идут по комнате тихо-тихо — мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком — не лай, собачка, мама спит. Ходим тихо по комнате, не шумим. Мама проснулась — улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Маятник».
3. Развитие речевого дыхания
— Однажды девочка возвращалась от бабушки. Вдруг туча закрыла солнце и начался сильный дождь. Но девочка не растерялась. Она раскрыла свой зонтик и пошла домой. Капли дождя сильно стучали по зонту: «к-к-к». А девочка улыбалась и отвечала дождинкам: «к-к-к».
Детям предлагается мысленно (в воздухе) поставить в верхней части листа (туча) указательные пальцы обеих рук и произнести сначала тихо, затем громче серию звуков «к» на одном дыхании, сопровождая это движением указательных пальцев (по «звуковой дорожке») до нижней точки (зонтик).
Упражнение повторяется 2-3 раза (громко — сильный дождь; тихо — дождь начинается.)
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Коля, квас, костер, кукушка, каблук, окно, акула, ворона, арбуз, лес, лук, минутка, капуста, коза и др.
Услышав слово со звуком «к», дети должны спрятать руки за спину.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «к», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Котя, котенька, коток.
Котя острый коготок.
— Обратите внимание, как правильно следует произносить звук «к».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят «к» хором, парами, по одному.
— Выделите ударный слог в слове «котенька».
— Повторите потешку без голоса (звук «к» выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь тихо-тихо — не разбудим кота.
— А теперь громко, позовем кота гулять.
— Расскажите потешку умеренно.
— И низким голосом.
— И высоким голосом.
— Повторите ее быстро — мы убегаем от кота.
— А теперь медленно — мы гладим котика.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и материалы: по 2 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; плакаты с изображениями елочки и квадрата, составленными из 2 треугольников.
— Выложите из двух треугольников елочку.
— Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола.
После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат с изображением елочки.
Дети, которые не справились с заданием, исправляют свои ошибки.
Далее педагог просит детей рассказать, как они выкладывали из треугольников елочку.
— Сколько треугольников вам потребовалось, чтобы выполнить задание?
— Куда направлена широкая сторона верхнего треугольника? (Вниз.)
— Куда направлена широкая сторона нижнего треугольника? (Вниз.)
— Поверните нижний треугольник так, чтобы его широкая сторона соприкоснулась с широкой стороной верхнего треугольника.
Педагог показывает, как надо выполнить это задание, если не у всех детей получилось.
— Какая геометрическая у вас фигура получилась? (Квадрат.)
Педагог показывает плакат с квадратом.
— Расскажите, как у вас получился квадрат. (Широкую сторону одного треугольника совместили с широкой стороной другого треугольника.)
Дети повторяют этот ответ вместе с педагогом.
Далее педагог предлагает детям сложить из двух треугольников произвольную фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы.
Занятие 14
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что их пригласили на день рождения. Все становятся в круг, водят хоровод, показывают, какой они испекли пирог: высокий, большой, вкусный. Все улыбаются друг другу, всем детям весело.
2. Артикуляционные упражнения
«Окошечко в домике открылось»;
«Улыбка-дудочка»;
«Иголочка».
3. Развитие речевого дыхания
— Жили у бабушки три гуся. Однажды гуляли они у речки и поссорились. Один гусь ушел — он очень обиделся. Гуси решили помириться и стали звать обидевшегося гуся: «г-г-г», а он им отвечал: «г-г-г». Вот так и помирились.
Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку (два гуся), мысленно (в воздухе) поставить около нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков «г» на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе до нижней точки (один гусь).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (один гусь) указательным пальцем левой руки до верхней (два гуся).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: гамак, галка, голубь, гроза, трамвай, мост, шляпа, гуси, углы, горы, луга, иголка, рыба, каша, гости, тигры, виноград и др.
Услышав слово со звуком «г», дети поднимают одну ногу.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «г», развитие элементов интонационной выразительности.
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Ах ты, радуга-дуга.
Перекинься на луга.
— Обратите внимание, как следует правильно произносить звук «г».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове радуга.
— Повторите стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь произнесите тихо.
— А теперь — умеренным голосом, так, как мы разговариваем с мамой.
— Прочитайте стишок громко, чтобы всем было слышно.
— А теперь медленно — так, как идет гусь.
— Расскажите стишок побыстрее — так, как летит голубь.
— А теперь низким голосом, как сказал бы большой гусь.
— А теперь высоким голосом, как сказал бы маленький голубь.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением домика.
— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Домик.)
— Сколько нужно треугольников, чтобы построить такой домик? (Три треугольника.)
— Сколько потребуется треугольников, чтобы сделать крышу домика? (Один.)
— Какая геометрическая фигура получится из двух треугольников, если широкую сторону одного треугольника соединить с широкой стороной другого треугольника? (Квадрат.)
— Рассмотрите внимательно домик.
Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение 1 минуты по песочным выложить из треугольников такой же домик (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки.
Далее педагог просит рассказать детей, как они строили домик:
— Сколько треугольников вам потребовалось, чтобы выполнить задание?
— Сколько треугольников вам потребовалось, чтобы сделать крышу?
— Сколько треугольников вам потребовалось, чтобы построить домик без крыши? Какая геометрическая фигура получилась? (Квадрат.)
— Как из двух треугольников получился квадрат?
Далее педагог предлагает детям построить из 3 треугольников любую фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы.
Занятие 15
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами.
— Космонавтам предстоит полет на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться в них по земле тяжело. Космонавты прощаются с Землей — машут всем рукой. Полетели — немного страшно. Прилетели на Луну. Как интересно! Мы удивляемся. На Луне легко прыгаем с камня на камень. Все рассмотрели, изучили, захотели домой. Вернулись на Землю. Улыбнулись друг другу!
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Маятник».
3. Развитие речевого дыхания
— Жила-была девочка Маша. Она была хорошая, послушная, но все теряла. Так и звали ее дети: Маша-растеряша. Вышла Маша на прогулку, все дети в снежки играют, снеговиков лепят, а у Маши руки замерзли — опять варежки потеряла. Стала греть Маша ладони дыханием: «х-х-х». А мальчики Машины варежки нашли. Согрелись у Маши руки, стала она с остальными детьми снеговика лепить.
Детям предлагается мысленно (в воздухе) поставить указательные пальцы правой и левой рук в верхней точке рисунка (Маша) и двигать их одновременно по «звуковой дорожке» сверху вниз до варежек, сопровождая это движение серией звуков «х» на одном дыхании, и затем — в обратном направлении.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: хлеб, холод, халва, мох, лиса, кошка, хлопушка, хризантема, пух. хвост, пароход, эхо и др.
Услышав слово со звуком «х», дети должны хлопнуть в ладоши.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «х», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Муха-горюха
Села на ухо.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук х.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове муха.
— Повторите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.
— Повторите потешку тихо, чтобы муха не улетела.
— А теперь умеренным голосом, как вы разговариваете с друзьями.
— А теперь громко: пусть муха улетит.
— И ласково, как говорит бабушка.
— Расскажите потешку медленно — так, как ползет черепаха.
— А теперь побыстрее — так, как идут дети, торопясь в детский сад.
— Повторите ее низким голосом, как сказал бы большой слон.
— И высоким голосом, как сказал бы маленький слоненок.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением рыбки.
— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Рыбка.)
— Сколько нужно треугольников, чтобы составить такую же рыбку? (Три треугольника.)
— Какая геометрическая фигура получится из двух треугольников, если широкую сторону одного треугольника соединить с широкой стороной другого треугольника? (Квадрат.)
— Сколько нужно треугольников, чтобы составить квадрат? (Два треугольника.)
— Сколько нужно треугольников, чтобы составить хвост рыбки? (Один треугольник.)
— Рассмотрите внимательно рыбку.
Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение 1 минуты составить такую же рыбку из треугольников (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола- После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить свою работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.
Далее педагог просит 3-4 детей рассказать, как они составляли рыбку.
После этого педагог предлагает детям поиграть с рыбкой.
— Кто скажет, в какую сторону плывет рыбка? (В левую.)
— Теперь сделаем так, чтобы рыбка поплыла вниз.
— Как вы это сделали? (Треугольник, из которого сделан хвост, повернули широкой стороной вверх.)
— Теперь рыбка доплывет вверх. Как вы это сделаете?
— Рыбка поплывет вправо. Как вы это сделаете?
Затем педагог предлагает детям составить из 3 треугольников произвольную фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы.