Занятие 11-15

Занятие 11

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они стали волшебниками и могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате.

— Посмотрим, куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им, улыбнемся им. Пойдем в другую сказку. Вот Красная Шапочка встретилась с Волком. Испугались за нее, погрозили Волку пальчиком. Но мы знаем, что все кончится хорошо. Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба Яга в ступе пролетела - мы испугались, замахали руками. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу.

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка »;

• «Маятник.

3. Развитие речевого дыхания

— Росла на поляне березка. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели, а затем подул холодный ветер: «в-в-в». и все листья опали. Только один листочек остался на березке, он не хотел падать на землю. Еще сильней подул ветер: «в-в-в» — сорвал последний листочек с веточки и закружил в воздухе.


Детям предлагается найти на рисунке глазами верхнюю точку (листок на макушке дерева), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков «в» на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки в заданном темпе до нижней точки (трава).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (трава) до верхней точки (листочек).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Валя. Вова, ваза, волк, сова, квас. слово, дрова, кошка, бумага, карандаш, вата, волосы, совок. Ваня и т.д.

Услышав слово со звуком «в» дети должны подпрыгнуть на месте.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «в», развитие элементов интонационной выразительности.

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Ваня водит хоровод,

Вова пляшет и поет.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «в».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят «в» хором, парами, по одному.

— Выделите ударный слог в слове «хоровод».

— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Повторите его тихо.

— А теперь — громко.

— Прочитайте стишок низким голосом.

— А теперь — высоким голосом.

— И умеренным голосом, как вы обычно говорите.

— Повторите стишок быстро, как пляшет Вова.

— А теперь медленно, как водит хоровод Ваня.

Работа продолжается в подгруппах (по рядам).

Часть II

Оборудование и материалы: по 2 равнобедренных треугольника (основание — 10 см) из двустороннего картона или плотной бумаги, в конвертах для каждого ребенка; плакат с изображением песочных часов.


— Возьмите в руки один треугольник.

— Сосчитайте сколько углов у треугольника? (Три.)

— Поверните треугольник широкой стороной вверх.

— Куда направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена вверх.)

На вопрос отвечают 3-4 ребенка.

— Поверните треугольник широкой стороной вниз.

— Куда направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена вниз.)

На вопрос отвечают 3-4 ребенка.

— Положите треугольник.

— Посмотрите на плакат. Что на нем изображено?

— Похожа эта фигура на песочные часы? (Похожа.)

— Сколько нужно треугольников, чтобы составить фигуру, похожую на песочные часы? (Два треугольника.)

— Куда направлена широкая сторона верхнего треугольника? (Широкая сторона верхнего треугольника направлена вверх.)

— А широкая сторона нижнего треугольника? (Широкая сторона нижнего треугольника направлена вниз.)

— Еще раз рассмотрите фигуру — песочные часы.

Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение минуты выложить такие же песочные часы из имеющихся у них треугольников.

Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.

Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.

Затем педагог просит детей рассказать, как они выкладывали песочные часы.

В целях обучения детей развернутому, последовательному высказыванию предлагается следующий алгоритм (педагог помогает строить фразы; на первых занятиях фразы проговариваются хором):

—Сколько треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?

— Куда направлена верхняя (нижняя) сторона треугольника?

Педагог просит 3-4 детей рассказать о их работе.

В конце занятия дети составляют из 2 треугольников любую фигуру (по желанию).

Занятие 12

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они стали музыкантами. Музыканты играют на пианино, скрипке, барабане, трубе.

- Представьте себе, что звучит грустная мелодия. Как мы пойдем под эту мелодию? А сейчас заиграла веселая музыка — мы улыбаемся друг другу и шагаем совсем по-другому.

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• « Улыбка-дудочка»;

• «Маятник».

3. Развитие речевого дыхания

— Жили в лесу два ежа. Жили дружно, гуляли на одной поляне и никогда не расставались. Но вот однажды разбежались ежи в разные стороны и потерялись. Стали друг друга звать. Один зовет: «ф-ф-ф», а другой ему отвечает: «ф-ф-ф». Так и нашли друг друга. И больше далеко друг от друга не уходили.


Детям предлагается найти на рисунке глазами верхнюю точку (еж), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков «ф» на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе до середины рисунка (поляна).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (еж) до середины рисунка (поляна).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов.

Педагог произносит слова: фрукты, флаг, форма, фонтан, луна, море, кафтан, кефир, фартук, фонарь, труба, фабрика, фазан и т. д.

Услышав слово со звуком «ф», дети должны спрятать руки за спину.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «ф», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Фая сшила сарафан,

А Фома купил кафтан.

— Обратите внимание, как правильно следует произносить звук «ф».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

Дети произносят «ф» хором, парами, по одному.

— Выделите ударный слог в слове кафтан.

— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь громко, чтобы слышали все.

— Повторите его тихо, чтобы слышал только сосед.

— Прочитайте стишок умеренным голосом — так, как мы разговариваем с мамой.

— А теперь низким голосом, как «сказал» бы медведь.

— И высоким голосом, как сказала бы маленькая девочка.

Работа продолжается в подгруппах (мальчики — девочки).

Часть II

Оборудование и материалы: по 2 равнобедренных треугольника о конверте (см. занятие 11, часть II) для каждого ребенка; песочные часы (1 мин) плакат с изображением бантика, составленного из треугольников.


— Возьмите в руки один треугольник.

— Поверните этот треугольник широкой стороной вверх.

— Куда направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена вверх.)

— Поверните другой треугольник широкой стороной вниз.

— Куда направлена широкая сторона треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена вниз.)

— Поверните левый треугольник широкой стороной налево.

— Куда направлена широкая сторона треугольника? (Широкая сторона треугольника направлена влево.)

— Поверните другой треугольник широкой стороной вправо.

— Куда направлена широкая сторона этого треугольника? (Широкая сторона этого треугольника направлена вправо.)

— Положите треугольники на стол.

— Посмотрите на плакат. Что на нем изображено? (Бантик.)

— Сколько нужно треугольников, чтобы составить такой же бантик? (Два треугольника.)

— Куда направлены широкие стороны треугольников? (Одна — вправо, другая — влево.)

— Посмотрите внимательно на плакат.

Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение минуты выложить такой же бантик из треугольников (время определяется по песочным часам).

Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении минуты педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.

Те, кто не справился с заданием, исправляют ошибки.

Далее педагог просит рассказать детей, как они выкладывали бантик:

— Сколько треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?

— Куда направлена ... сторона треугольника?

Педагог просит 3-4 детей рассказать о последовательности работы.

Затем предлагает детям составить из двух треугольников любую фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы.

Занятие 13

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где спит мама.

— Дети идут по комнате тихо-тихо — мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком — не лай, собачка, мама спит. Ходим тихо по комнате, не шумим. Мама проснулась — улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка»;

• «Маятник».

3. Развитие речевого дыхания

— Однажды девочка возвращалась от бабушки. Вдруг туча закрыла солнце и начался сильный дождь. Но девочка не растерялась. Она раскрыла свой зонтик и пошла домой. Капли дождя сильно стучали по зонту: «к-к-к». А девочка улыбалась и отвечала дождинкам: «к-к-к».


Детям предлагается мысленно (в воздухе) поставить в верхней части листа (туча) указательные пальцы обеих рук и произнести сначала тихо, затем громче серию звуков «к» на одном дыхании, сопровождая это движением указательных пальцев (по «звуковой дорожке») до нижней точки (зонтик).

Упражнение повторяется 2-3 раза (громко — сильный дождь; тихо — дождь начинается.)

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Коля, квас, костер, кукушка, каблук, окно, акула, ворона, арбуз, лес, лук, минутка, капуста, коза и др.

Услышав слово со звуком «к», дети должны спрятать руки за спину.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «к», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Котя, котенька, коток.

Котя острый коготок.

— Обратите внимание, как правильно следует произносить звук «к».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят «к» хором, парами, по одному.

— Выделите ударный слог в слове «котенька».

— Повторите потешку без голоса (звук «к» выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь тихо-тихо — не разбудим кота.

— А теперь громко, позовем кота гулять.

— Расскажите потешку умеренно.

— И низким голосом.

— И высоким голосом.

— Повторите ее быстро — мы убегаем от кота.

— А теперь медленно — мы гладим котика.

Работа продолжается в подгруппах (по рядам).

Часть II

Оборудование и материалы: по 2 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; плакаты с изображениями елочки и квадрата, составленными из 2 треугольников.


— Выложите из двух треугольников елочку.

— Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола.

После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат с изображением елочки.

Дети, которые не справились с заданием, исправляют свои ошибки.

Далее педагог просит детей рассказать, как они выкладывали из треугольников елочку.

— Сколько треугольников вам потребовалось, чтобы выполнить задание?

— Куда направлена широкая сторона верхнего треугольника? (Вниз.)

— Куда направлена широкая сторона нижнего треугольника? (Вниз.)

— Поверните нижний треугольник так, чтобы его широкая сторона соприкоснулась с широкой стороной верхнего треугольника.

Педагог показывает, как надо выполнить это задание, если не у всех детей получилось.

— Какая геометрическая у вас фигура получилась? (Квадрат.)

Педагог показывает плакат с квадратом.

— Расскажите, как у вас получился квадрат. (Широкую сторону одного треугольника совместили с широкой стороной другого треугольника.)

Дети повторяют этот ответ вместе с педагогом.

Далее педагог предлагает детям сложить из двух треугольников произвольную фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы.

Занятие 14

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что их пригласили на день рождения. Все становятся в круг, водят хоровод, показывают, какой они испекли пирог: высокий, большой, вкусный. Все улыбаются друг другу, всем детям весело.

2. Артикуляционные упражнения

«Окошечко в домике открылось»;

«Улыбка-дудочка»;

«Иголочка».

3. Развитие речевого дыхания

— Жили у бабушки три гуся. Однажды гуляли они у речки и поссорились. Один гусь ушел — он очень обиделся. Гуси решили помириться и стали звать обидевшегося гуся: «г-г-г», а он им отвечал: «г-г-г». Вот так и помирились.


Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку (два гуся), мысленно (в воздухе) поставить около нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков «г» на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе до нижней точки (один гусь).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (один гусь) указательным пальцем левой руки до верхней (два гуся).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: гамак, галка, голубь, гроза, трамвай, мост, шляпа, гуси, углы, горы, луга, иголка, рыба, каша, гости, тигры, виноград и др.

Услышав слово со звуком «г», дети поднимают одну ногу.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «г», развитие элементов интонационной выразительности.

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Ах ты, радуга-дуга.

Перекинься на луга.

— Обратите внимание, как следует правильно произносить звук «г».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове радуга.

— Повторите стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь произнесите тихо.

— А теперь — умеренным голосом, так, как мы разговариваем с мамой.

— Прочитайте стишок громко, чтобы всем было слышно.

— А теперь медленно — так, как идет гусь.

— Расскажите стишок побыстрее — так, как летит голубь.

— А теперь низким голосом, как сказал бы большой гусь.

— А теперь высоким голосом, как сказал бы маленький голубь.

Работа продолжается в подгруппах (по рядам).

Часть II

Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением домика.


— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Домик.)

— Сколько нужно треугольников, чтобы построить такой домик? (Три треугольника.)

— Сколько потребуется треугольников, чтобы сделать крышу домика? (Один.)

— Какая геометрическая фигура получится из двух треугольников, если широкую сторону одного треугольника соединить с широкой стороной другого треугольника? (Квадрат.)

— Рассмотрите внимательно домик.

Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение 1 минуты по песочным выложить из треугольников такой же домик (время определяется по песочным часам).

Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.

Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки.

Далее педагог просит рассказать детей, как они строили домик:

— Сколько треугольников вам потребовалось, чтобы выполнить задание?

— Сколько треугольников вам потребовалось, чтобы сделать крышу?

— Сколько треугольников вам потребовалось, чтобы построить домик без крыши? Какая геометрическая фигура получилась? (Квадрат.)

— Как из двух треугольников получился квадрат?

Далее педагог предлагает детям построить из 3 треугольников любую фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы.

Занятие 15

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами.

— Космонавтам предстоит полет на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться в них по земле тяжело. Космонавты прощаются с Землей — машут всем рукой. Полетели — немного страшно. Прилетели на Луну. Как интересно! Мы удивляемся. На Луне легко прыгаем с камня на камень. Все рассмотрели, изучили, захотели домой. Вернулись на Землю. Улыбнулись друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка»;

• «Маятник».

3. Развитие речевого дыхания

— Жила-была девочка Маша. Она была хорошая, послушная, но все теряла. Так и звали ее дети: Маша-растеряша. Вышла Маша на прогулку, все дети в снежки играют, снеговиков лепят, а у Маши руки замерзли — опять варежки потеряла. Стала греть Маша ладони дыханием: «х-х-х». А мальчики Машины варежки нашли. Согрелись у Маши руки, стала она с остальными детьми снеговика лепить.


Детям предлагается мысленно (в воздухе) поставить указательные пальцы правой и левой рук в верхней точке рисунка (Маша) и двигать их одновременно по «звуковой дорожке» сверху вниз до варежек, сопровождая это движение серией звуков «х» на одном дыхании, и затем — в обратном направлении.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: хлеб, холод, халва, мох, лиса, кошка, хлопушка, хризантема, пух. хвост, пароход, эхо и др.

Услышав слово со звуком «х», дети должны хлопнуть в ладоши.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «х», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Муха-горюха

Села на ухо.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук х.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове муха.

— Повторите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.

— Повторите потешку тихо, чтобы муха не улетела.

— А теперь умеренным голосом, как вы разговариваете с друзьями.

— А теперь громко: пусть муха улетит.

— И ласково, как говорит бабушка.

— Расскажите потешку медленно — так, как ползет черепаха.

— А теперь побыстрее — так, как идут дети, торопясь в детский сад.

— Повторите ее низким голосом, как сказал бы большой слон.

— И высоким голосом, как сказал бы маленький слоненок.

Работа продолжается в подгруппах (по рядам).

Часть II

Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением рыбки.

 

— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Рыбка.)

— Сколько нужно треугольников, чтобы составить такую же рыбку? (Три треугольника.)

— Какая геометрическая фигура получится из двух треугольников, если широкую сторону одного треугольника соединить с широкой стороной другого треугольника? (Квадрат.)

— Сколько нужно треугольников, чтобы составить квадрат? (Два треугольника.)

— Сколько нужно треугольников, чтобы составить хвост рыбки? (Один треугольник.)

— Рассмотрите внимательно рыбку.

Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение 1 минуты составить такую же рыбку из треугольников (время определяется по песочным часам).

Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола- После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить свою работу с образцом.

Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.

Далее педагог просит 3-4 детей рассказать, как они составляли рыбку.

После этого педагог предлагает детям поиграть с рыбкой.

— Кто скажет, в какую сторону плывет рыбка? (В левую.)

— Теперь сделаем так, чтобы рыбка поплыла вниз.

— Как вы это сделали? (Треугольник, из которого сделан хвост, повернули широкой стороной вверх.)

— Теперь рыбка доплывет вверх. Как вы это сделаете?

— Рыбка поплывет вправо. Как вы это сделаете?

Затем педагог предлагает детям составить из 3 треугольников произвольную фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы. 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру