Занятиия № 1-5

Занятие 1

Часть I

1. Упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог, используя только мимические средства, выражает мимикой различные эмоциональные состояния (можно использовать также графические изображения, фотографии, репродукции и т. д.).

В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей к развернутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека:

— Вот так вы радуетесь.

— Вы грустите, сердитесь.

— Сейчас вы удивились?

— Давайте вместе попробуем задуматься (погрустить, обрадоваться).

— Молодцы! Хорошо!

2. Артикуляционное упражнение «Окошечко в домике открылось»

Упражнение повторяется 4-5 раз.

3. Развитие речевого дыхания

Педагог доступно объясняет детям, какую роль играет дыхание в речи. В процессе занятий необходимо следить, чтобы дети производили вдох без напряжения, плавно, не поднимая плеч при вдохе и не втягивая живот при выдохе.

Следует также учить детей рационально расходовать воздух при выполнении любых речевых упражнений. Все упражнения по дыханию начинаются с выдоха.

— Жил-был смелый мальчик. Однажды у него заболело горло.

Повела мама мальчика к врачу. Доктор попросил мальчика открыть рот и сказать: а-а-а... Мальчик не испугался, открыл широко рот и сказал: а-а-а...

Педагог предлагает детям найти на рисунке фигуру доктора, мысленно (в воздухе) поставить около нее указательный палец любой руки (педагог на первых занятиях не уточняет, правой или левой) и произнести, не прерываясь, звук а на одном дыхании, сопровождая это движением в воздухе указательного пальца по «звуковой дорожке» в заданном (умеренном) темпе до фигуры мальчика на рисунке.

Затем упражнение повторяется с движением указательного пальца другой руки от фигуры мальчика до верхней точки (фигуры доктора).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: аист, астра, Аня, палка, мама, рак, мак, фара, каша. Маша и т. д.

Услышав слово со звуком а, дети должны хлопнуть в ладоши.

На всех занятиях в этом виде упражнений используются рисунки цветной вклейки в конце пособия, нумерация которых соответствует нумерации занятий.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука а, развитие элементов интонационной выразительности

— Послушайте потешку. Слушайте внимательно. Какой звук я выделяю голосом?

На первом и последующих занятиях педагог максимально утрирует артикуляцию и звукопроизношение.

Наша Маша маленькая

На ней шубка аленькая.

— Какой это звук?

Педагог подходит к каждому ребенку, малыш тихо воспроизводит услышанный им звук. Это дает педагогу возможность определить уровень развития слухового внимания, фонематического восприятия каждого ребенка.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук а.

— Произнесите этот звук хором, четко артикулируя.

— Повторите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук в словах.

— Повторите потешку тихо (громко).

Часть II

Оборудование и материалы: ковер или другое покрытие (размер не менее 2x3 м).

Все дети стоят у кромки ковра (у обозначенной линии).

Давайте договоримся. Там, где мы стоим, — это низ ковра.

Противоположная сторона — это верх ковра. А это — центр ковра.

Педагог встает в центр ковра.

— По моей команде вы должны встать там, где я скажу.

— Внимание! Встаньте вверх ковра.

— Где вы стоите? (Вверху ковра.)

— Встаньте в центр ковра.

— Где вы стоите? (В центре ковра.)

— Встаньте вниз ковра.

— Где вы стоите? (Внизу ковра.)

— Девочки, встаньте вверх ковра.

— Где стоят девочки? (Вверху ковра.)

— Где стоят мальчики? (Внизу ковра.)

— теперь мальчики встанут в центр ковра, а девочки — в низ ковра.

— Где стоят мальчики? (В центре.)

— Где стоят девочки? (Внизу.)

Задания можно давать как отдельным детям, так и парам или всей группе — одновременно.

Если дети быстро усвоят понятия верх, низ, центр, можно переходить на следующем занятии к более сложным заданиям. Если для детей данной группы эти понятия сложны, то с ними можно поиграть в свободное от занятий время или повторить эти задания на следующем занятии.

Занятие 2

Часть I

1. Упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений

Дети стоят на ковре. Педагог предлагает им изобразить, как ходит по двору красивый петушок: он остановился, огляделся, нахмурился — цыплята далеко ушли; испугался — собака зашла во двор; успокоился и опять важно прогуливается по двору.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          «Улыбка-дудочка».

3. Развитие речевого дыхания

— Жили-были Маша и Петя. Была у них бабушка, которую они очень любили. Но бабушка жила в другом городе. Бабушка решила приехать к ним в гости. Пошли дети с мамой на вокзал встречать бабушку. Дети очень хотели, чтобы бабушка поскорее приехала. И вот все услышали, как гудит поезд: у-у-у. Поезд подъехал к вокзалу, дети увидели свою бабушку и очень обрадовались.

Детям предлагается найти глазами нижнюю точку на рисунке (поезд), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец н произнести, не прерываясь, звук у на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца в воздухе в умеренном темпе по «звуковой дорожке» до верхней точки (вокзал).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца другой руки от верхней точки (вокзал) до нижней (поезд).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: утро. Уля, утка, фрукты, кубик, ухо, сказка, скамейка, фартук, поезд. Мурзик, зубы, дуб, муха и т. д.

Услышав слово со звуком у, дети должны спрятать руки за спину.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука у, развитие элементов интонационной выразительности

— Послушайте потешку. Слушайте внимательно. Какой звук я выделяю голосом?

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

— Назовите этот звук.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук у.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

Дети выполняют задание — сначала хором, потом по отдельности. Педагог объясняет, что значит ударный слог, выделяет ударный слог хлопком и голосом, затем произносит вместе с детьми.

— Выделите ударный слог в слове ворон.

— Повторите потешку, отхлопывая ритм.

— Повторите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Расскажите потешку тихо-тихо, как будто по секрету.

— А теперь громче — так, как вы говорите в группе.

— Повторите ее громко — так, как вы читаете стихи в зале.

— Произнесите низким голосом, как сказал бы старый ворон.

— А теперь — высоким голосом, как сказал бы маленький вороненок.

Часть II

Оборудование и материалы: ковер или другое покрытие (размер не менее 2 к 3 м).

Все дети стоят у кромки ковра. Педагог напоминает им:

— Там, где ми стоим, — это низ ковра; противоположная сторона — это верх ковра.

— Поднимите, пожалуйста, правую руку.

— Какую руку вы подняли? (Правую.)

— Посмотрите направо, опустите руну.

— Что находится справа? (Дверь.)

— Поднимите левую руку, посмотрите налево.

— Какую вы руку подняли? (Левую.)

— Что находится слева? (Окно.)

— По моей команде вы должны встать, куда я скажу.

— Встаньте в центр ковра. Где вы стоите? (В центре ковра.)

— Встаньте внизу ковра. Где вы стоите? (Внизу ковра.)

— Встаньте справа. Где стоят дети? (Справа.)

— Кто стоит справа? (Дети.)

— Встаньте вверх ковра. Где вы стоите? (Вверху ковра.)

— Встаньте в низ ковра.

— Встаньте слева. Где вы стоите? (Слева.)

— Девочки встанут слева, а мальчики — справа.

— Где стоят девочки? (Слева.)

— Где стоят мальчики? (Справа.)

Задания можно повторить несколько раз.

Если дети путают понятия «право — лево», особенно на первых занятиях, педагог должен помочь им — незаметно исправлять их ошибки, позаниматься индивидуально вне занятий.

Занятие 3

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям изобразить, как ходит большой слои:

— Слон остановился. Посмотрел кругом, увидел, что на ветках висят бананы, обрадовался. Увидел: обезьяны прыгают с ветки на ветку — улыбнулся им. Вдруг он увидел на воде крокодила — посмотрел строго на крокодила. Пошел слон домой, а дома его ждет слоненок. Слон ласково улыбнулся слоненку.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          «Улыбка-дудочка».

3. Развитие речевого дыхания

— Наступила зима. Дети на санках катались с горки. Горка была такая высокая и крутая, что, когда они съезжали на санках, некоторым детям становилось страшно и они тихонько говорили; о-о-о!

Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (начало горки), мысленно (в воздуха) поставить указательный палец правой руки возле нее и произнести, не прерываясь, звук о на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до нижней точки рисунка (конца горки).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки рисунка (конец горки) до верхней (вершина горки).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Оля, дом. Толя, осень, суп, кофе, дым, сон, сом, мак, пух. остров, косы, рот. море и т. д.

Услышав слово со звуком о, дети вытягивают руки перед собой.

5. Формирование речевою голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука о, развитие элементов интонационной выразительности

— Послушайте стишок. Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Оля около окна

Сосчитать ворон смогла.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

Дети произносят О сначала хором, затем по отдельности.

— Выделите ударный слог в слове Оля.

— Повторите стишок, отхлопывая ритм.

— Повторите стишок, четко артикулируя каждый звук (звук «выключен»).

— А теперь громко, как грохочет гром.

— Повторите стишок низким голосом, как говорит Олин дедушка.

— А теперь высоким голосом — так, как поет маленькая птичка.

— И умеренным голосом, как говорит девочка Оля.

Часть II

Оборудование и материалы: ковер или другое покрытие (размер не менее 2x3 м), мягкие игрушки.

Дети стоят у кромки ковра, у них в руках игрушки.

— Сережа, положи собачку в центр ковра. Где лежит собачка? (В центре ковра.)

— Ира, положи бегемота вверх ковра. Куда Ира положила бегемота? (Вверх ковра.)

— Петя, положи мишку на ковер слева. Где лежит мишка? (Слева.)

— Катя, положи зайку на ковер справа. С какой стороны ковра лежит зайка? (Справа.)

— Маша, положи куклу вниз ковра. Где у нас находится кукла? (Внизу ковра.)

— Итак, где находится мишка? (Слева.)

— Где находится зайка? (Справа.)

— Какая игрушка находится вверху ковра? (Вверху лежит бегемот.)

— А какая игрушка справа? (Справа зайка.)

— Подбежали к зайке! Где вы стоите? (Справа.)

— Подбежали к мишке! Где вы стоите? (Слева.)

— Встаньте, пожалуйста, спиной к ковру.

— Скажите, где находится мишка? Подглядывать нельзя! (Мишка находится слева.)

— Какая игрушка лежит внизу ковра? (Внизу ковра лежит кукла.)

Если останется время, можно поменять игрушки местами и повторить игру.

Занятие 4

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям представить, что они гуляют по осеннему парку.

— Посмотрите, какие красивые разноцветные листья! Полюбуйтесь ими. Давайте соберем красивый букет из листьев. Какой красивый букет! Вдруг тучка набежала, нахмурилась погода, и мы нахмурились. Мы не хотим дождя. Опять солнышко показалось. Мы подарим букет маме. Она улыбнется — и мы улыбнемся.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          « Улыбка-дудочка ».

3. Развитие речевого дыхания

— Плыл большой пароход по реке, а навстречу плыл маленький кораблик. Большой пароход громко гудел низким голосом маленькому кораблику: ы-ы-ы.

Детям предлагается найти глазами на рисунке маленький пароходик, мысленно поставить в воздухе около него указательный палец руки и произнести звук ы высоким голосом на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца в воздухе по «звуковой дорожке» до большого парохода на рисунке.

Упражнение повторяется с движением указательного пальца другой руки от большого парохода до маленького пароходика, звук ы дети произносят низким голосом.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: косы, осы, мыло, дыра, следы, сады, рысь, молоко, мышь, сыр, дыня, бык и т. д.

Услышав слово со звуком ы, дети должны присесть.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука ы, развитие элементов интонационной выразительности

Прослушайте потешку. Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

Дети произносят ы сначала хором, потом парами, затем по отдельности.

— Выделим вместе ударный слог в слове вода.

— Повторите потешку, отхлопывая ритм.

— Повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Расскажите потешку тихо-тихо, как будто по секрету.

— А теперь громко — так, как вы зовете друга на улице.

— Повторите ее низким голосом, — как говорит папа.

— И высоким голосом, — как сказала бы мышка.

Часть II

Оборудование и материалы: ковер или другое покрытие (размер не менее 2 х 3 м), демонстрационные геометрические фигуры одного цвета размером 10х10 см (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); раздаточные геометрические фигуры того же цвета для каждого ребенка на шнурках, как медальки.

Педагог закрепляет на четырех стульчиках по одной большой геометрической фигуре, каждому ребенку вешает на шею одну «медальку», распределяя фигуры так, чтобы квадратов, кругов, треугольников, прямоугольников было примерно равное количество.

Перед началом занятия педагог указывает место начала движения, которое может меняться в последующих занятиях. Все дети стоят у кромки ковра. Педагог устанавливает стульчик с квадратом вверху ковра.

— Куда я поставила квадрат? (Вверх ковра.)

— Стульчик с кругом ставлю справа.

— Где стоит стульчик с кругом? (Справа.)

— Стульчик с треугольником стоит слева. Какая геометрическая фигура слева? (Треугольник.)

— Вниз ставлю стульчик с прямоугольником. Где находится прямоугольник? (Внизу.)

— Какая геометрическая фигура внизу? (Прямоугольник.)

— Посмотрите внимательно на свои медальки. Какие на них геометрические фигуры? По команде каждый из вас встанет рядом с той геометрической фигурой, которая у него на медальке. Побежали!

Дети подбегают к демонстрационным геометрическим фигурам на стульчиках в соответствии со своими геометрическими фигурами.

— Где находятся треугольники (круги, квадраты...)?

— Какие геометрические фигуры находятся справа; слева; внизу; вверху (относительно начала движения, заданного педагогом)?

Затем педагог предлагает детям с фигурами-медальками побегать но ковру (под музыку, бубен и т. д.), а сам незаметно меняет местами демонстрационные геометрические фигуры.

По команде дети должны быстро найти свою фигуру. Игра повторяется несколько раз. Ее можно усложнить, сделав геометрические фигуры разного цвета.

Занятие 5

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они пришли в зоопарк.

— Сейчас мы подойдем к обезьянам. Обезьяны улыбаются — и мы им улыбнемся. Они машут лапами — и мы помашем руками. Обезьяны нахмурились — и мы нахмуримся. Они попрыгали — и мы попрыгаем. А теперь улыбнемся друг другу и вернемся и группу.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          «Улыбка-дудочка»;

          «Маятник».

3. Развитие речевого дыхания

— Нашел медведь на поляне колоду с медом. Сам полакомился и детям в лес понес. Идет, громко песню поет: э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э.

Педагог предлагает детям найти глазами нижнюю точку на рисунке (медведь), мысленно (в воздухе) поставить возле нее указательный палец правой руки и произнести, не прерываясь, громко звук э на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до верхней точки на рисунке (лес).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от верхней точки (лес) до нижней (медведь), звук э дети произносят тихо.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Эдик, Эмма, ель, ножницы, трамвай, эскимо, электричество, эхо, Лена, рыба, мама, Эльвира, этаж и т. д.

Услышав слово со звуком э, дети должны подпрыгнуть на месте.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука э, развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Элла в лесу очень громко кричала.

Эхо тихонечко ей отвечало.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук э. Произнесите его, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове эхо.

— Повторите стишок, отхлопывая ритм.

— А теперь без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Расскажите стишок низким голосом, — как медведь.

— А теперь высоким голосом, — как медвежонок.

— Повторите стишок медленно, нараспев.

— А теперь весело: медвежонок обрадовался меду.

Часть II

Оборудование и материалы: альбомные листы бумаги для каждого ребенка. (При выполнении упражнений листы должны быть расположены вертикально.)

— Поднимите, пожалуйста, правую руку (левую).

— Покажите правый край листа (левый).

— Покажите верхний край листа (нижний край).

— Покажите центр листа.

— Положите, пожалуйста, правую ладошку справа от листа. Где лежит ладошка? (Справа.)

— А теперь — левую ладошку слева от листа. Где лежит ладошка? (Слева.)

— Уберите ладошки от листа и будьте внимательны.

— Положите, пожалуйста, правую ладошку на нижнюю часть листа. Где находится правая ладошка? (Правая ладошка находится в нижней части листа — внизу.)

— Положите, пожалуйста, левую ладошку на верхнюю часть листа. Где находится левая ладошка? (Левая ладошка находится вверху.)

— Положите правую ладошку в центр листа. Где находится правая ладошка? (Правая ладошка находится в центре листа.)

Такого типа занятия проводятся до тех пор, пока дети не научатся свободно ориентироваться на листе бумаги. При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок формулировал полный ответ на вопрос (связное учебное высказывание).

Для усложнения задания педагог предлагает детям самим сформулировать задания.

— Положите, пожалуйста, правую ладонь справа от листа.

— Положите левую руку посередине листа.

— Положите правую ладонь на верхнюю часть листа (и т. д.).

Педагог на первых порах помогает детям формулировать нетолько задания, но и соответствующие вопросы и ответы на них.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру