Чудесная художница
Занятие 1
Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия
2. Развитие внимания и памяти
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи)
4. Развитие общей и мелкой моторики
5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Оборудование: картинки «Времена года», «Осенние месяцы», «Лето–Осень»
Ход занятий
1. Оргмомент
2. Вводная беседа
Какие времена года знаете?
Расположите времена года по порядку, начиная с...
![](/images/pres_school_education/osen-1.gif)
![](/images/pres_school_education/osen-2.gif)
![](/images/pres_school_education/osen-3.gif)
![](/images/pres_school_education/osen-4.gif)
3. Отрывок из рассказа Скребицкого Г. «Четыре художника»
Послушайте отрывок из рассказа Скребицкого Г. «Четыре художника».
«…Для своей работы взяла она самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди нее столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит, а неподалеку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный...
Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.
4. Физкультминутка «Мы - осенние листочки» (разучивание)
Мы — осенние листочки. (Дети стоят в кругу, держатся за руки.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели (Быстро движутся по кругу на носочках.)
Полетели, полетели
И на землю сели. (Садятся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встают на носочки, тянутся за руками.)
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя.)
И на землю опустил. (Садятся на корточки.)
5. Продолжение беседы
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному к холодам готовятся.
Колючего ежика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку — заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зеленый мох.
Осенью каждая птица, каждый зверек хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто черные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.
Довольна Осень своей работой, можно ее и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.
Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берез. Еще синее стала река, окаймленная желтыми камышами, еще прозрачней и шире — заречные дали, еще бескрайней — просторы родной земли.
Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождем поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в белый пушистый убор.
А художник этот уже недалеко. Уже настает черед Зимушке-Зиме новую картину писать.
Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше? Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени?
А может быть, все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся».
А какое время года ты любишь?
6. Рассмотри картинки с изображениями осени и лета. Назови приметы этих времен года. Сравни их между собой.
![](/images/pres_school_education/1.gif)
![](/images/pres_school_education/2.gif)
![](/images/pres_school_education/3.gif)
![](/images/pres_school_education/4.gif)
7. Упражнение «Осенние месяцы»
Вспомните названия осенних месяцев, найти их на картинках, расположить по порядку.
8. Итог занятия.