Паузы

Урок 16

1. Проверка домашнего задания.
2. Закрепление темы "Размер" (игра "Музыкальное лото").
3. Объяснение понятия "паузы" (сказка "Неразлучные друзья"). Читая сказку, следует подчеркнуть, что паузы в музыке надо так же слушать и считать, как и ноты.
4. Задание 18 и игра "Забавные картинки" помогут ребенку быстро запомнить, как выглядят паузы. Ему легко представить, что целая пауза, как табличка, висит на линейке; половинная — будто сундучок лежит на линейке, четвертная пауза похожа на змейку, а восьмая напоминает фигуристку.
5. Разучивание "Хакасской народной песни". Педагогу необходимо обратить внимание ребенка на то, что в этой пьесе впервые появляется аккомпанемент.
6. Слушание пьесы Н. Гассе "Марш".

Перемена. "Сказка о том, почему не дружат вороны с собаками".

Музыкальное лото (См. Приложение)
В набор игры входят: три карточки с указанным на них размером, кар-точки с изображением нот разной длительности и карточки с тактовой чертой. Задача состоит в том, что ребенок должен подобрать к каждому размеру подходящие по длительности ноты и разделить их в нужном месте тактовой чертой.

Неразлучные друзья
Сказка

Жил-был на свете мальчик Коля.
Учился он в музыкальной школе,
И была у него книжка.
Нет, не книжка-игрушка,
И не книжка-малышка,

а обычный учебник для первого класса музыкальной школы.
И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилась такая история.

Только часы двенадцать пробили,
Вдруг эту книжку быстро открыли.

И кто бы вы думали ее открыл? Ноты!

Да-да, ноты-невелички,
Которые жили на первых страничках.
Заплакали они, загоревали,
Что-то друг другу рассказывать стали.
Потом побежали по книжке без оглядки,
Только засверкали пятки.

Далеко убежали от нотоносца родного,
Остановились на одной странице, смотрят,
А место им незнакомо.
Какие-то знаки навстречу идут,
Спрашивают у нот: "Как очутились вы тут?"

Ноты наперебой рассказывать стали:
— Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.
Мальчик, который занимается по этой книжке,
Заставляет нас петь без передышки.
Вы бы только знали,
Как мы устали!
Ведь нельзя же нам все время звучать,
Должны и мы иногда отдыхать.

Посмотрите, что с нами случилось,
Какая беда приключилась:
Половинная нота, бедная,
Стала ужасно бледная.
Целая так долго пела,
Что даже вся поседела.
Четвертная нота
Почернела от работы.
А мы, ноты восьмые,
Веселые, озорные,
До того пели, старались,
Что чуть совсем без голоса не остались.
Выслушали их знаки незнакомые и говорят
— Ну, об этом не стоит горевать,
Слезы горючие проливать.
Мы как раз знаки молчания,
Обозначаем перерыв в звучании.

ПАУЗАМИ нас зовут.
Вот мы все тут, как тут.

Картинки с паузами. (См. Приложение)

Вот и познакомились мы с вами, ноты.
Теперь вы по-другому запоете.
Забирайтесь к нам на нотоносец,
Будем вместе жить,
Больше не о чем вам тужить.
Станем мы с вами
Неразлучными друзьями.

Обрадовались нотки, забрались к паузам и стали жить-поживать, горя не знать. А Коля на следующий день пошел в музыкальную школу, и учительница научила его играть пьесы с паузами.

■ ЗАДАНИЕ 18
Выучи, какие бывают паузы. Запомни, как они выглядят и какой у них счёт. А помогут тебе в этом "Забавные картинки".

Забавные картинки (См. Приложение)
Игра
1. Внимательно рассмотри большие карточки, запомни, какая пауза какой ноте соответствует, после чего переверни их рисунком вниз.
Маленькие карточки перемешай и разложи их в таком порядке: целая нота — целая пауза, половинная нота — половинная пауза и т. д.
Переверни "Забавные картинки" рисунком вверх и проверь, правильно ли выполнено задание.

Хакасская народная песня
(См. Приложение)

Армянская народная песня
(См. Приложение)

Марш
И. Гассе
(См. Приложение)


Сказка о том, почему не дружат вороны с собаками
Замечали вы когда-нибудь, что собаки с воронами не дружат? А началось это вот с чего.
Когда-то ворона, собака и попугай услышали пение соловья. Собака от удивления даже уши развесила и говорит:
— Это же надо так петь! Как выводит! Какой голос красивый!
— Какой голос красивый! — согласился попугай.
— Что уж тут красивого? — возразила ворона. Не-то трещит, не-то щелкает.

— А ведь и правда — не то трещит, не то щелкает, — удивился попугай. Собака восхищенно произнесла:
— Вот бы мне так петь!

— И мне неплохо бы так петь! — тут же высказал пожелание попугай. Ворона в гневе воскликнула:

— Тоже мне певца нашли! Вы лучше послушайте, как я пою, — и закаркала изо всех сил. Соловей тут же замолчал, а разъяренная собака бросилась на ворону. Не сдобровать бы ей, если бы не крылья.

Вот и теперь, стоит им с собакой встретиться, как ворона тут же улетит. До сих пор обе помнят ту ссору.

Что же касается попугая, то ему тогда повезло — ни от кого не было трепки. Он и решил: "Кто бы что ни сказал — буду за каждым повторять его слова и тогда для всех стану хороший". Вот он теперь так и делает. Повторит что-нибудь, все смеются, а он и рад.

■ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполни задание 19.
2. Выучи, считая вслух, "Хакасскую народную песню".
3. Выучи наизусть русскую народную песню "Как на речке, на Дунае" (см. урок 15).
4. Выучи наизусть стихотворение М. Лермонтова "На севере диком" и умей выразительно его прочитать.

На севере диком
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
М. Лермонтов

ЗАДАНИЕ 19 (См. Приложение)
Проверь себя
Ноты плачут: "Помогите!
Наши паузы найдите.
Мы вдоль берега гуляли,
Песни тихо напевали.
Но вдруг ветер налетел,
Закружился, зашумел,
Он довёл нас всех до слёз —
Наши паузы унёс!
Где он бросил их — мы знаем
Но не видим, где какая".

Помоги, пожалуйста, бедным ноткам. Покажи каждой из них, где её пауза.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру