Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка

Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка

В России сегодня дети от 0 до 18 лет составляют 23,3 % населения страны. По мнению ученых и экономистов-аналитиков, дети – будущий "человеческий капитал", который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. Каково состояние этого "ресурса" в России? Анализ социальной ситуации развития детства в современной России открывает негативные изменения по всем трем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властные структуры. (ГОСКОМ СТАТ свидетельствует: с 1990- 98 годы численность детей-инвалидов выросла в 3.1 раза, заболевания детским туберкулезом выросли 1.5 раза, чесоткой в 14 раз; инфекционные болезни в 1.2 раза и пр. В стране сохраняется достаточно высокий уровень детской смертности и заболеваемости.) Показатели психического, душевного здоровья так же неутешительны: растет общая невротизация, психо-соматические и психические заболевания. За печальной статистикой усматриваются, как правило и по преимуществу, социально-экономические причины, как то: степень материальной обеспеченности детей, состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, материальные возможности семьи и пр. Однако при всей важности социально-экономические мер они оказываются явно не достаточны и не способны решить кардинально проблему детского развития, поскольку не учитывают важнейшие психологические его параметры - ментального и нравственно-духовного свойства. (С психологической точки зрения, духовное понимается (условно) как такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, на формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть - духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку ребенком собственных поступков. В такой постановке духовное сочетается с нравственным.) Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления алкогольной и наркотической зависимости, детское бродяжничество, тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация детского сознания, языка и быта, а также ужасающий беспрецедентный рост детских самоубийств, начиная с 6-летнего возраста, в том числе, и групповых. (По данным МВД, за последние годы наблюдается рост насильственных преступлений против личности, сексуальных преступлений, фактов вандализма и жестокого обращения с животными не только в возрасте 14-15 лет, но и 12-13 лет и ниже. Обращает на себя внимание рост факт увеличения доли правонарушений, совершаемых девочками и их групповой характер. Только за один 2000 год, по данным МВД, несовершеннолетними (до 18 лет) было совершено ок. 300 тыс. преступлений, из них 22 тыс. – тяжкие. Это значит, на 1000 наших детей – 7 правонарушений!) Дети наши не хотят взрослеть, не хотят жить. Корень этого – в духовно-нравственном показателях здоровья и развития ребенка - в гармонии или нарушении его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой. Из этого следует, что необходимо целенаправленное духовно-нравственное воспитание и образование, восстанавливающее целостность человека, предполагающее развитие всех его сил, сторон, соблюдающее иерархический принцип устроения человека, при котором идеальный совершенный человек в нем мог бы раскрыться во всей полноте. Начало этому пути – в развитии представлений ребенка о добре и зле.

Известное изречение "Устами младенца глаголет истина" в наши дни перестает звучать чисто метафорически. Растерянное взрослое человечество, приведшее мир на грань вселенской катастрофы и не знающее, куда идти дальше, все чаще обращает свой взор к чистой культуре детства, к "вечно детскому" (Л.С. Выготский).

Наука и общество к концу ХХ в. столкнулись с реальностью смены парадигмы в исследовательской практике человекознания  со "взрослоцентризма" на "детоцентризм". Ребенок - еще не родившийся и совсем маленький, ребенок творящий и обучаемый, ребенок, живущий в каждом взрослом человеке - оказался предметом пристального внимания. "Чего бы могло достичь взрослое человечество, если бы обладало терпением ребенка и его сосредоточенностью на важных целях!" - так в конце своей жизни воскликнул известный социальный психолог и философ Эрих Фромм.

Свидетельством смены парадигмы в науке всегда является возникновение парадоксов в реалиях жизни. Они есть. С одной стороны это, - демократизация детской жизни, расширение свободы ребенка и, с другой, - ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности. Все возрастающая во многих странах ценность детей и брака, и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие. Повышение в последнее десятилетие уровня жизни (товары, услуги) детей, семьи, и снижение их качества жизни (особенно в России). Инфантицид как детоотвержение, детоубийство в формах отказа от здоровых детей, и растущая адопция (усыновление/ удочерение) чужих детей, включая детей- инвалидов.

По тревожным свидетельствам специалистов, ситуация развития детства в России в последние десятилетия в силу ряда причин социально-психологического, экономического, культурного планов, отличается ярко выраженной дегуманизацией отношений в системе "Ребенок-Общество". Вот лишь несколько цифр: за последние десятилетия, по свидетельству съезда педиатров, детская смертность возросла в пять раз, а детская жестокость и подростковая преступность, по данным МВД, - почти в 5 раз. И самое страшное: зафиксированная психиатрами эпидемия самоубийств детей от 6 до 18 лет - в 80 раз (!).

Все увеличивающийся разрыв между богатством научных фактов о ребенке в рамках естественных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего методологического принципа требует нового интегрирующего подхода к анализу детства как развивающегося феномена в культуре и обществе. Один из возможных путей такого анализа – социальная психология детства, которая задает видение ребенка, предстоящего как бы в трехмерной системе координат возраста, истории, культуры.

Система многообразных отношений ребенка с миром порождает детскую картину мира как совокупность знаний, представлений, смыслов, реализуемых в образно-визуальных моделях, т.е. социально-психологических пространствах, представляющих систему графических и цветовых значений, семантика которых культурно обусловлена. Визуальная картина мира представляет собой совокупность различных взаимопересекающихся сфер, социально-психологических смысловых пространств (плоскостей), раскрывающих отношения ребенка в системе "Я - МИР".

Это:
Горизонтальная плоскость, в которой отношения осуществляются "на равных" и к относительно равным субъектам - это сверстники (дети, в пределах возрастной категории, определяемой ребенком; при этом паспортный возраст может не иметь значения).

Наклонная плоскость отношений, которая представлена взрослыми, теми, кого ребенок причисляет к таковым или взрослыми "вообще". Это могут быть и более старшие дети, либо даже ровесники ребенка, имеющие признанный в обществе более высокий статус, например, дети в традиционных культурах, прошедшие инициацию.

Панорамная плоскость отношений представлена окружающей ребенка средой, меняющейся с возрастом (от размеров вытянутой руки в младенчестве  до космических расстояний в юности) и обусловленной историко-культурными представлениями (сформированной картиной мира), а также региональными особенностями местности, географическим ландшафтом и пр.

Кроме этих, сформированных исторически, открытых и достаточно хорошо исследованных, существует ограниченное пространство отношений с миром, которое имеет, например, тяжело больной ребенок или современный ребенок, отрезанный от всего мира виртуальной плоскостью Экрана - телевизионного, видео-, компьютерного это экранная плоскость отношений с информационной средой.

И, наконец, вертикальная плоскость представляет собой наименее изученный и наиболее сокрытый для внешнего взора пласт духовно-нравственных отношений ребенка с Творцом как высшим существом. Именно вертикальная плоскость отношений определяет становление категории совести в детском сознании и задает систему представлений о добре и зле. (См. рис.1)

Что знает о добре и зле современное детство – ребенок 80 – 90-х годов ХХ века и самого начала XXI?

Посредством личностно-смыслового пространства вертикальной плоскости отношений происходит постижение ребенком духовно-нравственной сферы бытия, становление совести, этой внутренней инстанции различения добра и зла, существующей в качестве естественного нравственного закона, "написанного в сердце". Здесь совесть определяет представления о добре и зле как нравственного мерила в оценке собственных поступков и поступков других людей. Для ребенка это первоначально обнаруживается в понятиях "хорошоплохо, правильнонеправильно, должнонедолжно" и пр., применяемых, вернее примеряемых ребенком к миру и к себе. Это, во-первых.

И, во-вторых, совесть выступает как со-весть (этимологически – "совместное ведение, знание"), как сверхъестественное откровение ребенку о самой сути явлений в терминах добра и зла; и здесь она может проявляться не столько в форме разумного осознания нравственного смысла чего-то, но прежде всего и преимущественно в форме эмоционального переживания, ощущения, предчувствия. В самом понятии совести есть и элементы познания ("совесть заговорила"), и чувства ("совесть обличает"), и воли ("совесть удерживает от…"), соединенные воедино в ее "голосе". Различение голоса совести в себе и следование ее произволению формирует личностное качество совестливости – четкого отделения добра от зла в собственном поведении

Добро и зло – важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое - как должное, положительное, гармоничное и второе - как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное.

Уже в течение 1-го года жизни ребенка в детском сознании появляется функция оценки, выявляющая предпосылки становления нравственно-духовной жизни как различения добра и зла, должного, и недолжного. Содержание этой жизни, пусть самое обобщенное, обусловлено внутренними интуициями ребенка, с одной стороны, и заданными социальными требованиями и ожиданиями – с другой.

Вместе с тем, в самом ребенке, в самом его существе есть изначальное раздвоение на доброе и злое (как антиномия добра и зла), и при самых благоприятных условиях и того обаяния детства, чистоты и сияния, которые так притягивают нас, взрослых, все же наличествует в нем порой определенное уклонение ко злу, как бы игра света и тени. Внешне обнаруживаемое настойчивое стремление маленького ребенка ко злу зачастую проявляется как потребность в экспериментировании, в определении границ своих возможностей и однозначности требований взрослых. Однако все существо ребенка желает добра и не желает зла, стремится к добру, поэтому детскую картину мира пронизывают энергии добра. Вертикальное пространство детской картины мира, подобно лучам, пронизывает окружающий ребенка мир, все другие пространства его отношений к природе, другим людям, себе самому.
 
В русле социальной психологии детства предлагается метод визуальной социопсихологии, суть которого в использовании выделенных культурных символов, знаков, схем как своеобразного графического алфавита. Метод визуальной социопсихологии в изучении детской субкультуры предоставляет возможность спросить детей о великих тайнах бытия и получить ответ на их языке. Особенности миросозерцания ребенка таковы, что при всей, казалось бы, раздробленности, мозаичности мира в детском сознании существует "интуиция целого", восприятие мира в целом - как гештальт, стремящийся к упорядочности и гармонии.

Визуализация картины мира через детский рисунок – это освоение ребенком первичных символов, универсальных форм бытия, раскрывающих через призму представлений о добре и зле его отношения к различным сторонам жизни: окружающей среде, взрослым и сверстникам, представлениям о себе, своем будущем и перспективам мира.

О доброте бессмысленны слова

Слова действительно бессмысленны. Особенно когда эти слова обращены к детям, но естественное для ребенка рисование открывает возможность проникновения в скрытые смыслы сложных понятий. Детский рисунок способен передавать тонкие нюансы миропонимания и мироощущения ребенка: от непосредственного отображения видимого и знаемого в этом мире, что позволяет рисунку стать правдивым "документом эпохи", до глубинного смыслового выражения себя, своего отношения к миру и тому, каким его хочет видеть ребенок. Именно детский рисунок является не только способом отражения ребенком общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений, не только фактом самовыражения, показателем актуального состояния психики в данный момент, но и средством диагностики его развития.
 
Анализ процесса выбора и построения графических образов, использование пространства, цвета, символики, а также манера рисования дает важную информацию об особенностях социальной ситуации развития ребенка, его самочувствии, его отношениях с миром , другими людьми и самим собой.
 
В середине 80-х годов представления детей дошкольного - младшего школьного возраста об основных нравственных категориях добра и зла в рисунках на тему ("доброго/хорошего и злого/плохого") имели выраженные графические характеристики. Для "плохого–злого" это прежде всего: дисгармоничная композиция, заполненность пространства штриховкой, темные тона, каракули, присутствие социокультурной символики опасности, таких, как молния, взрывы, черные тучи, мертвые деревья и пр. Что касается рисунков дошкольников и младших школьников, изображающих "самое хорошее, доброе", то здесь - напротив, можно отметить прежде всего теплую, мягкую цветовую гамму, открытость пространства, гармоничность композиции и его частей.
 
В возрасте  7 - 9 лет понятие "хорошего, доброго" оказывается более размыто, оно еще окончательно не сформировалось в соответствии с культурными нормами и отражает скорее личные симпатии, чем позитивные эталоны, тогда, как "плохое, злое" четко определено, в нем более представлены характеристики, выработанные в общественном сознании - графическая символика дисгармонии, опасности, агрессии.
 
Кроме того, детям от 6 - 7 до 12 - 13 лет был предоставлен выбор позитивных/негативных изобразительных символов, знаков, моделей как привлекательных для себя, т.е. по инструкции сначала дети выбирали из матрицы социокультурных символов те, которые нормативно определяются как "добро", а затем как "зло". После чего, во второй серии ребенку предлагается из той же, но видоизмененной матрицы символов выбрать те, которые ему нравятся. То есть каждому ребенку предоставлялась возможность выбора между добром и злом в символическом плане. Сравнивая эти три ряда символов, можно отчетливо увидеть, что предпочитает каждый ребенок, что он выбирает для себя: преимущественно добро, позитив или преимущественно зло, негатив, либо выбор этих противоположных нравственных категорий для него равновероятен. Сам выбор связан с общей ориентацией детей на или позитивный, или негативный, или смешанный нравственные эталоны.
 
На основании сравнительного анализа выборов детей были также выявлены основные графические компоненты позитивного/негативного/смешанного (амбивалентного) нравственных эталонов. Достаточно четко определились группы детей, выбирающих в качестве привлекательных для себя:
 
- преимущественно позитивные картинки-символы, обозначающие жизнь, свет, мир, радость и пр.;
- преимущественно негативные картинки-символы, обозначающие смерть, тьму, агрессию, печаль и пр.
- позитивные и негативные картинки-символы как равно привлекательные (амбивалентные) для ребенка.
 
Поскольку дети, выбирающие в качестве привлекательных преимущественно позитивные или негативные картинки, делают это, ориентируясь на самый общий позитивный или негативный нравственные эталоны "добра или зла", то должна существовать четкая связь между выбором картинок "хороших" и привлекательных для ребенка, а также "плохих" и привлекательных.
 
Полученные данные свидетельствуют о том, что существуют графические эквиваленты позитивного или негативного нравственного выбора в символическом плане у детей, представленные в 80-х годах в детской картине мира: для большинства детей символика доброго была однозначно предпочтительна. В те годы с возрастом процент детей, ориентированных на графические показатели "плохого, злого", уменьшается, но причины его привлекательности оставались неясными. С возрастом у детей обоего пола снижался интерес к "плохим, злым" картинкам, символика позитивного оказывалась преобладающей как в изображении, так и в выборе картинок. При этом у девочек в целом была ярче и определенней выражена ориентация на позитивный моральный эталон хорошего, доброго, чем у мальчиков.
 
Для некоторых детей (прежде всего мальчиков 7 - 8 лет) зло представлялось весьма привлекательным: символика смерти, опасности, неблагополучия, асимметрического дискомфорта рисовалась и выбиралась ими значительно чаще, чем девочками. С возрастом число детей, ориентированных на графические показатели "плохого, злого", уменьшается, но причины его привлекательности для детей остаются неясными. Поскольку такие дети характеризуются высокими показателями тревоги, можно предположить, что они наделяют враждебный в их представлении окружающий мир негативными чертами опасности, неблагополучия, дискомфорта. При этом у девочек в целом более выражена ориентация на позитивный эталон хорошего, доброго, чем у мальчиков. С возрастом у детей обоего пола снижается интерес к "плохим, злым" картинкам, символика позитивного оказывается преобладающей как в изображении, так и в выборе картинок.
 
Исходя из полученных данных мы можем сказать, что в целом отношение девочек к основным составляющим детской картины мира в любом возрасте является более позитивным, чем у мальчиков. Наиболее эмоционально негативным является представление о мире и о себе лишь у детей 7 - 8 лет. С возрастом отношение к различным составляющим картины мира ребенка становится более позитивным, причем у мальчиков эти изменения происходят более резко, у девочек - более ровно.
 
Спустя всего несколько лет, с середины до конца 90-х годов, эта картина приобрела другие очертания. Предпочтения детей ко злу в его графическом воплощении растут, при этом они распространяются уже и на возрастные группы более старших детей. Кроме того, интерес девочек к символике смерти, неблагополучия не только стремительно возрос, но по некоторым параметрам "перегнал" соответствующие показатели у мальчиков. Вероятнее всего, традиционный "консерватизм женского пола" в ориентациях на бытие, благополучие, комфорт, спокойствие как удерживающий фактор для выживания в любых биосистемах дает трещину к концу 90-х годов. (Косвенно это подтверждает растущая подростковая преступность среди девочек. По данным МВД, за последние годы наблюдается рост в несколько раз насильственных преступлений против личности, сексуальных преступлений, фактов вандализма и жестокого обращения с животными не только в возрасте 14 - 15 лет, но и 12 - 13 лет и ниже. Обращает на себя внимание рост увеличения доли правонарушений, совершаемых девочками и их групповой характер.)
 
Оказались достаточно выражены некоторые типологические особенности детей, с ориентацией на позитивный, негативный или смешанный нравственный выбор. Дети с позитивной ориентацией характеризуются высокой резистентностью (устойчивостью к искушениям) и стабильностью, низкими значениями тревожности и невротизма, а также экстравертированностью (направленностью к внешнему миру). Дети с негативной ориентацией характеризуются низкой психической резистентивностью (неспособностью противостоять "дурному влиянию"), высокими показателями тревожности и интровертированности (отстраненности от мира). Дети со смешанной ориентацией характеризуются низкой психической резистентностью и стабильностью, а также несколько завышенными оценками тревожности и невротизма. Это значит, чем в большей степени у ребенка сформированы добрые чувства и позитивные нравственные оценки (ориентация на добро как абсолют), тем больше он открыт миру и мир открыт ему самыми светлыми своими сторонами и тем более ребенок психологически и нравственно благополучен. Такие дети характеризуются высокими характеристиками психо-эиоционального благополучия, интегрированностью в школьную жизнь, хорошими взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками и пр. И напротив: если ребенок сориентирован на темные стороны бытия, в сознании его преобладают негативные образы, тем в большей степени у него выражена готовность к нарушению социальных норм, тем более он незащищен от деструктивных воздействий мира, одинок и тревожен. Дети оказываются, подобно магнитам, притягивающим подобное: личный положительный заряд притягивает доброе, позитивное, а личный отрицательный – негативное.


Страница 1 - 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру