Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка

Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка

Экран в детской картине мира

Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в современной социальной ситуации развития ребенка конца ХХ – начала XXI в отличие от прежних эпох формируется в уникальных условиях "информационного бума", в большей степени под мощным влиянием средств массовой информации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.
 
Современная цивилизация по сути своей навязала ребенку Экран в качестве и средства развлечения и обучения, но более всего - как средство его отвлечения от взрослых. Восприятие ребенка (как и любого нормального человека) тяготеет к созданию целостного образа (цело-мудрию), к формированию единой смысловой единицы мира. Экран с его оптическими эффектами (оп-артом) все более противится этому оцельнению, предлагая алогичное, парадоксальное, противоестественное представление о мире, например, сочетание невозможного - тягучести и жесткости (как в картинах С. Дали - мягкий часовой циферблат). Предельно явно обнаруживается подобное при воздействии клипа, мгновенные образы которого способны как бы просачиваться сквозь барьер осознанного восприятия, минуя сознание, воздействуя на бессознательные структуры. Оптические приемы, воздействие цвета в рекламе и фильмах, компьютерная графика с ее возможностями невозможного легко впечатываются в бессознательное ребенка, снимая противоречия между реальностью и иллюзией, явью и сном, объектом и субъектом, жизнью и смертью, добром и злом.
 
Экран как абстрактный взрослый (совокупный субъект) активно осуществляет "телеэкранную социализацию", трансформирует детскую картину мира, постепенно вытесняя традиционные формы и институты социализации современного ребенка, прежде всего семью, порождая в ней, зачастую, квази-отношения.
 
Детские психиатры и психологи убеждены в следующем:
- дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране,
- дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации,
- дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем.
 
Ужасающая статистика детской и подростковой жестокости в России свидетельствует о правомерности выводов ученых: подавляющее большинство несовершеннолетних преступников при выяснении мотивов истязаний, убийств, изнасилований и других преступлений против личности указывали прямо или косвенно на "экранные аналогии". Современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах воплощенного ЗЛА, в последние годы становится все более и более мощным фактором агрессивного поведения детей.
 
Именно сегодня предельно остро встают вопросы о последствиях влияния экрана - его физических, эстетических, психологических и др. параметров на, во-первых, соматическое развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное развитие и, в-третьих, на его нравственное (духовное) становление. Основные тенденции этого влияния представляются в следующем:
 
1. Преобладание визуальной информации, идущей от плоского теле-, видео- и компьютерного экрана не может не вызывать определенные деформации в складывающейся сенсорной системе ребенка, в процессах его восприятия и понятийного мышления.
 
2. Формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от экрана отчуждает его от живого общения со взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье.
 
3. Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.
 
4. Экранные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник трансформации картины мира современного ребенка, знаменуя собой переоценку традиционной системы ценностей и образа жизни. Это следующие духовные подмены:
а) мозаичность, "распадаемость" образов как агрессия по отношению к живым существам и материальным предметам - вместо ценности живого и целостного мира;
б) конвейер шаблонных приемов и образов порождает к и т ч вместо высокой эстетической потребности ребенка в прекрасном;
в) облегченное отношение к жизни и смерти вместо благоговения перед их тайной; размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении вместо четкой системы заповедей ("если Бога нет, то все дозволено");
г) ранняя сексуализация и эротизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;
д) инокультурные нормы и образцы вместо национальных традиций и ритуалов (например, предприимчивые герои мультфильмов Диснея вместо образов русских сказок или чудовищные Барби и Синди, воплощающие архетип блуда, вместо кукол - голышей, воплощающих исконный архетип материнства);
 
5. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, "новую мораль" и систему ценностей.

Проведем эксперимент с помощью методики "Робинзон". Она представляет собой ситуацию, в результате которой ребенок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определенное время, что-либо себе из следующего списка:
- сладости, мороженое,
- книги, журналы, газеты,
- игры, игрушки,
- радиоприемник,
- телевизор,
- компьютер,
- "видак" с кассетами,
- сверстник (друг, подруга),
- мама,
- папа.

Инструкция заканчивается обращением: "По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?"

За приведенными 10 названиями стоят определенные ценности: традиционные для любой социальной ситуации развития в детской субкультуре, реализующие потребность в общении с родителями и сверстниками (мама, папа, сверстник); потребность в игре (игры, игрушки) и лакомстве (сладости, мороженое), т.е. потребность в удовольствии. Кроме этого, представлены ценности и культурные атрибуты прошлого поколения (родителей) - книги, журналы, радио, отчасти телевизор, за которыми стоит потребность в познании, и, наконец, ценности сегодняшнего дня - это прежде всего компьютер, "видак" и отчасти телевизор, т.е. экран. Что выберут дети от 7 до 15 лет для жизни, и не только на необитаемом острове? Какие ценности предпочтут?

Анализ данных свидетельствует о том, что потребность в человеческом общении в целом оказывается преобладающей ценностью для детей, в особенности для подростков - семиклассников - с акцентом на потребности в общении со сверстниками, в то время как для младших школьников - с акцентом на общении со взрослыми - родителями. Самыми низкими показателями являются показатели девятиклассников (для них оказывается более высокой ценность познания), причем менее всего на необитаемом острове пятнадцатилетние хотят видеть своих отцов.

Ценность лакомства и беззаботных игр оказывается наименее выражена для всех возрастов и равномерно снижается от семилеток к пятнадцатилетним, в то время как ценность печатного слова и радио повышается с возрастом. Технократическая ценность Экрана приобретает максимальное значение в самом нежном возрасте - у второклассников и преобладает над всеми другими ценностями в этом возрасте(!?)

Если говорить обобщенно о половой дифференциации в данном исследовании, то оказывается, что женский пол (девочки/девушки) в целом более активно, чем мужской, выражает свои потребности (в удовольствии, познании, общении) и более четко обозначает ценность общения и взаимодействия, в особенности с мамой, в то время мужской пол (мальчики/юноши) обнаруживает большую приверженность к технократическим ценностям экрана, вместе с тем, половина самых маленьких девочек-семилеток высказывают потребность прежде всего в компьютере, и лишь затем – в общении с мамой(?!). Ребенок, оказавшись (пусть в воображаемой ситуации) один на необитаемом острове (даже при отсутствии всяких опасностей), выбирает прежде всего для себя то, что более всего ему необходимо - оказывается, это компьютер как максимально отвечающий его потребности. Почему? Остается загадкой. Эти данные свидетельствуют о существенных трансформациях в детской картине мира в последние годы.

Ценность экрана, содержание которой остается неясной, приобретает максимальное значение у самых маленьких - у семилетних школьников, хотя, казалось бы, она должна быть более выражена у 12-тилетних или 15-тилетних. Это означает, что подростки не просто значительно отличаются от младших школьников в приверженности к экрану, но представляют как бы "другое поколение", следовательно, за короткий срок (6 - 8 лет) у нас что-то случилось, что-то произошло в городе, в стране и повлекло за собой существенные изменения в детской картине мира и сдвиги в ценностных ориентациях: от традиционных ценностей – к технократическим.

Детская картина мира в последние десятилетия формируется под мощным влиянием информационной среды и, прежде всего экрана - телевизионного, видео- и компьютерного. Влияние экрана на трансформации детской картины мира особенно рельефно проявляется в детских рисунках, в которых часто независимо от заданной темы выступают запечатленные в сознании ребенка теле-экранные образы. Представленность Экрана в детской картине мира и его влияние обратно пропорциональны возрасту детей, т.е. чем младше ребенок, тем выше его "захваченность" экраном, и с каждым детским поколением эта "захваченность" усиливается.

Информационная среда в детской картине мира, представленная ограниченной плоскостью экрана, активно влияет на всю систему пространств отношений ребенка, постепенно подменяя их "телеэкранной социализацией". Внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов, клиповости и самих теле-образов, экран конструирует "новую мораль", трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка, такие, как потребность в игре и общении со взрослым и сверстником. Телеинформационная среда как "совокупный взрослый", агрессивно навязывающий новую систему ценностей, когда живое, человеческое, непосредственное общение и обучение уступает место технократическому, виртуальному, "экранному". (появилась новая пословица –"Пришла вирта - отворяй ворота").

В начале нового тысячелетия мы действительно стоим на пороге глобальных изменений системы социальных связей, установок, ценностей, важнейшим фактором этих изменений оказывается информационная среда.

Итак,
Детская картина мира представляет собой совокупность различных взаимопересекающихся сфер, социально-психологических смысловых пространств, раскрывающих отношения ребенка в системе "Я – МИР": это пространство окружающей среды, информационное пространство, социальное пространство взрослых и сверстников, пространство представлений о себе и мире в будущем и нравственное пространство (категории добра и зла).

В силу ряда факторов: деструктивного воздействия агрессивной информационной среды, кризиса семьи, ориентации воспитания на индивидуалистскую модель, ослабления игровых форм совместной деятельности и др. причин социально-психологического, экономического, культурного планов нельзя не констатировать выраженную дегуманизацию отношений ребенка в обществе.

Следствия этого - серьезные трансформации в детской субкультуре: дети перестают полноценно играть, детский фольклор деградирует, детские сообщества все чаще формируются для антигуманных целей. Намечается обратно пропорциональная возрасту детей тенденция к размыванию границ представлений о "добре и зле" и к сдвигу, особенно у мальчиков, графических пристрастий в негативную сторону, в то время как у девочек растет отчуждение от семейных ценностей.

Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка и семьи, особенно в больших городах России (это: рост потребления товаров и услуг, в том числе и детских, повышение жизненного комфорта, механизация быта, детская индустрии развлечений - книги, фильмы, телепередачи, игрушки и пр.) находится в противоречивом несоответствии со снижением качества его жизни (субъективной удовлетворенностью самого ребенка условиями жизни).

Об этом свидетельствуют детские рисунки последних лет, в которых очевидны проекции апатии, пессимизма, чувства опасности, исходящей от традиционно безопасных объектов (например, парадоксальные показатели тревоги наблюдаются в рисунках детей на тему "Моя семья" - даже если речь идет о так называемой "полной благополучной семье" или появляющиеся все чаще мотивы смерти всего живого, разрушений и гибели человечества в рисунках и сочинениях "Наше будущее", "Я - через 10 лет" и пр.) это - субъективные показатели психо-эмоционального и духовно- нравственного неблагополучия ребенка.

Детский рисунок в начале XXI века, в переломный момент истории страны, в котором живет российский ребенок, является своеобразным "документом эпохи", свидетельствующим о нравственно-духовном кризисе общества, приведшем к экономическому, экологическому, энергетическому и другим кризисам. Необходимо обрести четкие ориентиры добра и гармонии. Дети это интуитивно чувствуют и показывают в своих рисунках. Показателями качества жизни современного детства в сфере психического и нравственно-духовного здоровья являются гуманные, добрые отношения ребенка к предметному и социальному миру, субъективное благополучие, оптимистичная картина мира.

Художественное творчество детей явилось одним из открытий, которые принес ХХ век в сферу искусства. Детские рисунки начала прошлого века, сохранившиеся в Историческом музее, в которых отражены события первой мировой войны и Русской революции, дают нам представление об изменившемся мире через детское восприятие. В конце ХХ – начале XXI века мир вновь потрясают тревожные события, и дети являются не только их очевидцами, но оценщиками и провозвестниками.

Психологические особенности современного ребенка проявляются в детском рисунке и начала ХХ века и нынешнего времени (это экспрессивность, динамизм, напряженный внутренний ритм, выделение главного, акцентировка деталей, обостренная декоративность и линейная выразительность), однако сегодня в работах детей наблюдается несвойственная ранее художественно-психологическая специфика: яркая символика добра и зла, тревога за будущее, знаки опасности и конца мира, но и: проникновение в глубины сознания и духа, активное утверждение добра, обращение к Божественному, например рисунок 11-летней девочки Жени К. из Подмосковья (2000 год) со стихами на обороте:

Пусть ангел мира и покоя
К нам спустится на Землю.
И пусть трубит он в горн.
И пусть трава растет кругом.
У бедных будут деньги,
У взрослых будут дети.
Пусть реки будут чище,
А у детей – друзья.
И мамы, папы наши не умирают никогда!

Что делать или Оправдание добра

Человеку свыше дано желать добра и не желать зла. Однако этот непреложный закон нарушается, шум мира заглушает совесть, она болеет и умирает. Утрачивается способность различения добра и зла, о которой прекрасно сказал А.С. Пушкин: "Добро и зло – все стало тенью" - это о нас. И человек все более и более саморазрушительно стремится ко злу и творит его с наслаждением, не оглядываясь на малых мира сего – детей.

Естественная способность различения добра от зла сохраняется в ребенке, и чем в большей степени у ребенка сформированы позитивные нравственные ориентации на добро, тем больше мир поворачивается к нему самыми светлыми своими сторонами. И такой ребенок более психологически благополучен и духовно защищен от грязи и заразы.

Сегодня "в наш жестокий век" настоятельно возникает необходимость обретения добрых гуманных отношений ребенка к миру и своего места в нем как проблемы формирования гармоничной картины мира целостной упорядоченной системы представлений, знаний, отношений ребенка к окружающей его среде к миру вещей и миру людей. Детская картина мира и есть в эмоциональной визуальной форме зафиксированное отношение ребенка к окружающей действительности природной и социальной.

И задача взрослых помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстраивать основания добра.

В понимании маленького ребенка категории добра и зла обязаны иметь четкие очертания и границы. Обращаясь ко взрослому с явным или скрытым вопросом на тему "что такое хорошо и что такое плохо?", ребенок всякий раз хочет подтвердить для себя нравственное содержание и смысл того или иного явления, действия, поступка. Переворачивание требований в утверждении добра или смешение представлений о милосердии, гуманности, которые предоставляют современные "средства воспитания" – даже новые сказки (где зло творится традиционно "добрыми" персонажами и наоборот) и игрушки (которые воплощают не "образ идеальной жизни", а выходцев из преисподней) пагубны для становления не только представлений о добре и зле в детском сознании, но и для личностного и нравственно-духовного развития ребенка.

Очевидно, что гуманизация отношений ребенка к миру как конструирование гармоничной светлой детской картины мира с верой в будущее является определенным условием полноценного взросления самого ребенка и его нравственно-психологического здоровья. Без этой внутренней гармонии  при всем внешнем несовершенстве мира, нормально развиваться и жить невозможно, можно только "выживать".

В социальной ситуации сегодняшнего дня, с его конкуренцией и индивидуализмом, цинизмом и жестокостью, когда милосердие к слабым, сострадание к обездоленным перестает быть нормой поведения даже в детской среде, воспитание способности к сорадованию оказывается, необходимым психокоррекционным средством преодоления личностного эгоцентризма и противоядием против разрушительной зависти.

Проявления сорадования и сострадания есть "идеальная норма" нашего времени, без установления и исполнения которой мир погибнет, ибо сейчас он стоит у последней черты. Ребенок изначально обладает способностью, вернее искусством быть добрым, и те условия, которые создает ему Взрослый, проявляют или приглушают этот дар. Взрослый это не только мама, папа, бабушка, учитель или экспериментатор, это книги и игрушки, телеэкран и вывески на улице, одежда и лакомства. Культура это "совокупный Взрослый", до которого ребенку еще надо дотянуться, карабкаясь по "наклонной плоскости" отношений. И лишь сверстники ребенку ровня.

Именно в детской группе, детской субкультуре, в "горизонтальной плоскости" отношений на равных, являющейся более органичной для постановки себя на месте другого, открываются начальные пути освоения отношений к другому человеку как к ценности и к окружающему миру как безусловно ценному "для – меня". И без этих отношений не может быть счастлив и духовно здоров ребенок, да и любой человек. И такие отношения рождаются в добром взаимодействии, в сопереживании, в совместной деятельности.

Совместная деятельность является условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка - его доброго, гуманного отношения к сверстнику как к себе самому. И от того, какого характера взаимодействие и общение складывается между детьми, во многом зависит тот индивидуальный стиль отношений с людьми, который будет проявляться много позднее. Смена позиций в процессе совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от актуальной ситуации и "упражняет" его в таком поведении по отношению к другому, как будто этим другим является он сам.

Такая деятельность детей, построенная на мушкетерском девизе "Один за всех и все за одного" стимулирует проявление отношения к сверстнику не только в форме действенного сострадания, но и активного сорадования. Однако у более старших детей этого уже не происходит, совместная деятельность как средство проявления анти-зависти оказывается зачастую бессильной, сорадование блокируется.

Гармонизация детской картины мира лежит на путях создания образовательного и игрового пространств как совместной деятельности, способствующей утверждению добрых отношений, а также в организации деятельности детских творческих сообществ, дающих ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.

Приобретению индивидуального нравственного опыта общения и взаимодействия ребенка способствует игра. Общеизвестны взгляды на игру как на своеобразную "тренировочную площадку" для формирования добрых взаимоотношений, сотрудничества и дружбы между детьми, как "школу произвольного поведения", "школу морали в действии" и недопустимость игр, которые провоцируют детей на тщеславие, зависть, жестокость. При организации групповых игр особое внимание при этом следует уделять смене ролей в процессе выполнения игровых правил или разыгрывания сюжета, которые развивают способность у детей согласовывать свои действия с другими, ставить себя на место другого.

Гармонизация связей личности с миром на основаниях добра выступает, с одной стороны, как идеальная норма и поэтому оказывается условием полноценного взросления ребенка, а с другой стороны, критерием его личностного развития.

Без утверждения добра в отношениях ребенка к миру, другим людям и себе самому невозможно увидеть жизненные перспективы развития детства, а значит, нашего будущего.


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру