Хочу в школу!

Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей

План проведения занятия № 16

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.3; 3.3; 3.5.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 9.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 14.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Особое внимание уделяется совершенствованию умения конструировать четкость произнесения звуков и интонационную выразительность. Отработке подлежит согласный звук Ш.

На занятии используется скороговорка:
Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.

Педагог
— Кто услышал, какой звук я выделила голосом?
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Повторите слова с этим звуком, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове шелкову.
— Произнесите скороговорку в медленном темпе; быстро; очень быстро.
— Произнесите скороговорку от лица маленького человечка — гномика; от лица великана. •
— Произнесите скороговорку, начиная очень тихо, затем громче, к концу скороговорки очень громко и наоборот
— Произнесите радостно (шуба понравилась); разочарованно (шуба оказалась мала).
(Соответственной интонации должна быть и мимика.)
— Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией с восходящей мелодией от каждого слова. И ответьте, выделяя слово, от которого был поставлен вопрос, нисходящей мелодией.

Вторая часть занятия № 15

Цель: см. занятие №14.

Материал: конверты с тамграмами для каждого ребенка; таблица — образец "вертолета"; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из квадрата и двух маленьких треугольников.
Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

3) Составьте фигуру-силуэт вертолёта. (Образец демонстрируется 20 секунд.).

Инструкция:
— рассмотрите фигуру вертолета и расскажите, из каких геометрических фигур сделаны кабина вертолёта, хвост, винт;
— вспомните, как мы делали фигуру вертолёта из треугольников;
— подумайте, что изменится при составлении фигуры вертолёта из других фигур.
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру вертолёта;
— расскажите, как вы это делали.

Итог занятия.

План проведения занятия № 16

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.1; 3.1.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 10.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 15.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежит согласный звук Ж.

На занятии используется скороговорка:
Лежебока — рыжий кот отлежал себе живот.

Педагог
— Кто услышал, какой звук я выделила голосом?
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Повторите слова с этим звуком, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове лежебока.
— Произнесите скороговорку не спеша; быстрее; быстро.
— Произнесите скороговорку от лица маленького человечка — гномика, от лица великана.
— Произнесите скороговорку, начиная очень тихо, затем громче и к концу скороговорки громко — и наоборот.
— Произнесите скороговорку ласково (мы рады, что кот лежит); подразните кота; пожалейте кота, ведь он отлежал себе живот; рассердитесь (сколько можно лежать!)
(Соответственной интонации должна быть и мимика.)
— Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией с восходящей мелодией от каждого слова и ответьте, выделяя слово, от которого был поставлен вопрос, нисходящей мелодией.

Вторая часть занятия № 16

Цели: см. занятие №14.

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка; таблица — образец "лисички"; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из квадрата, двух больших треугольников и одного треугольника средней величины. Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

2) Составьте фигуру-силуэт лисички.
(Образец демонстрируется в течение 20 секунд.)

Инструкция:
— рассмотрите фигуру лисички и расскажите, из каких геометрических фигур составлены туловище, хвост, голова, уши;
— вспомните, как мы делали фигуру лисички из треугольников;
— подумайте, что изменится при составлении фигуры лисички  из других фигур;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру лисички;
— расскажите, как вы это делали.

4) Сделайте то, что вам хочется, из данных фигур.

Итог занятия.

План проведения занятия № 17

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.2; 3.1.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение №11.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 6.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки К, Г, X.

На занятии используется скороговорка:
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга.

Педагог:
— Прохлопайте ритм скороговорки.
— Какие звуки я выделила голосом?
— Произнесите эти звуки, четко артикулируя.
— Повторите слова со звуками К, Г и X, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове радуга.
— Повторите хором скороговорку в среднем темпе; медленно; быстро.
— Произнесите скороговорку тепло, доброжелательно — мы радуемся, что увидели радугу, она очень красивая и совсем близко, над нами.
— Подумайте и подготовьтесь к произнесению скороговорки в выбранных вами темпе речи, тембре и высоте голоса.
(Если ребенок не может воспроизвести какой-либо из заданных параметров интонационной выразительности, то ему предлагают произнести текст хором с остальными или в унисон с ребенком, выразившим желание помочь.)

Вторая часть занятия № 17

Цель: см. занятие №14.

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка; таблица — образец "машины"; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из двух маленьких треугольников и четырехугольника? Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

2) Составьте фигуру — силуэт машины.
(Образец демонстрируется 20-30 секунд.)

Инструкция:
— рассмотрите фигуру машины и
расскажите, из каких геометрических фигур составлены кабина, кузов, колеса;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру машины;
— расскажите, как вы это делали.

3) Сделайте любой вид транспорта из данных фигур. Итог занятия.

План проведения занятия № 18

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.3; 2.4; 3.3; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение №11.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 7.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Цель: формировать умение интонационно-мелодически оформлять свое высказывание, учить определять настроение и чувства, выражаемые интонационно-мелодическими средствами; закреплять умение контролировать четкость собственного произношения, развивать слуховое восприятие, внимание и память; закреплять умение пользоваться высотой и силой голоса, менять темп речи, передавать интонацию вопроса и ответа; учить определять и выдерживать смысловую паузу.

Особое внимание уделяется закреплению умений и навыков изменять темп речи; силу, высоту и тембр голоса; определять и выдерживать смысловую паузу.

Отработке подлежат согласные звуки Кь, Гь, Хь.

На занятии используется скороговорка:
Герасим кроил,
А хитрый Кирилл перекраивал.

Педагог
— Какие звуки я выделила голосом?
— Произнесите эти звуки, четко артикулируя.
— Повторите слова со звуками Кь, Гь и Хь, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове хитрый.
— Произнесите скороговорку хором в умеренном темпе, четко проговаривая все звуки.
— Произнесите скороговорку вначале тихо, постепенно увеличивая силу голоса.
— Произнесите слова скороговорки, относящиеся к Герасиму, высоким голосом и в быстром темпе, слова про Кирилла — низким голосом и медленно.
— Произнесите слова, относящиеся к Герасиму, медленно и ласково, затем сделайте паузу, а слова, относящиеся к Кириллу, — сердито и в быстром темпе.
— Произнесите слова, относящиеся к Герасиму, грустно; слова про Кирилла — весело и наоборот.

Дети по одному задают вопросы, а отвечают хором  Обращается внимание детей на то, что вопросы нужно ставить к разным словам.

Вторая часть занятия № 18

Цели: см. занятие № 14.

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка; таблица — образец "парохода" и "самолета", песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задание:
1) Составьте фигуру-силуэт парохода. (Образцы демонстрируются 20 секунд.)

Инструкция:
— рассмотрите фигуру парохода и расскажите, из каких геометрических фигур составлены корпус, рубка;
— вспомните, как мы делали фигуру парохода из треугольников;
— подумайте, что изменится при составлении фигуры парохода из других фигур;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру парохода;
— расскажите, как вы это делали.

2) Составьте фигуру-силуэт самолета, ориентируясь на образец.
Вспомните, как вы выполняли предыдущее задание.

3) Сделайте то, что вам хочется, из данных фигур.

Итог занятия.

План проведения занятия № 19

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения N3 1.1; 2.3; 3.2.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение №11.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния).

Упражнение № 27.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки М, Мь.

На занятии используется скороговорка:
Мед медведь в лесу нашел —
Мало меда, много пчел.

Педагог
— Какие звуки я выделила голосом?
— Произнесите эти звуки, четко артикулируя.
— Повторите слова со звуками М, Мь, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове медведь.
— Произнесите скороговорку в умеренном темпе; после слова нашел сделайте паузу, затем продолжите скороговорку, убыстряя темп.
— Произнесите первую строчку тихо, вторую — громко.
— Произнесите скороговорку, постепенно увеличивая силу голоса, затем — уменьшая силу голоса.
— Произнесите первую строчку, как маленький медвежонок, а вторую
— как большой медведь.
— Произнесите первую строчку хвастливо (поочередно), вторую — разочарованно (хором).
— Произнесите предложение "Мед медведь в лесу нашел", выделяя голосом каждое слово поочередно.
(Такая же работа проводится с фразой "Мало меда, много пчел".)

Вторая часть занятия № 19

В процессе выполнения заданий этой части занятия особое внимание уделяется развитию творческого воображения и фантазии. В плане речемыслительной деятельности формируется умение составлять развернутое высказывание на основе критической оценки своей работы или работы своих товарищей (рецензирование).

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Самостоятельное составление детьми различных фигур на основе собственной творческой фантазии.

Задание:
— Составьте любую фигуру — по своему желанию.

Инструкция: (используется только в случае затруднений детей)
— подумайте, что вы хотите сделать;
— расскажите, что вы задумали и что у вас получилось;
— расскажите о последовательности своих действий;
— оцените свою работу и работу своих товарищей.

Итог занятия.

План проведения занятия № 20

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения №№ 2.1; 2.2; 2.4; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 12.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 21.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежит согласный звук Л.

На занятии используется скороговорка:
Около кола — колокола,
И на колах — колокола.

Педагог
— Какой звук я выделила голосом?
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Повторите слова со звуком Л, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове колокола.
— Произнесите скороговорку медленно, четко проговаривая все звуки.
— Произнесите весело; сердито; ласково; равнодушно; возмущенно.
— Произнесите, делая ударение на каждом слове поочередно.
— Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией от каждого слова с восходящей мелодией и ответьте, выделяя слово, от которого был поставлен вопрос, нисходящей мелодией.

Около кола — колокола?
Около кола — колокола?
И на колах — колокола?
И на колах — колокола?

Девочки задают вопросы — мальчики отвечают (или по рядам).

Затем каждый ребенок произносит скороговорку на время, в выбранных им темпе, тембре, ритме, высоте и силе голоса, эмоциональной окраске. (У педагога секундомер.)

Вторая часть занятия № 20

Составление фигур из спичек

В процессе выполнения заданий по составлению различных фигур из спичек у детей закрепляется и совершенствуется умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, развивается смекалка.

Поскольку в ходе выполнения заданий со спичками осуществляется трансфигурация (преображение одних фигур в другие), дети включаются в активную умственную деятельность творческого характера с элементами абстрактного мышления.

Материал: наборы спичек (без серы) для каждого ребенка, доска, мел, песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задание 1. Составьте 2 равных квадрата из 7 спичек. Расскажите о ходе своих действий.

Задание 2. Составьте домик по данному образцу (нарисованному на доске).

Инструкция:
— посмотрите на доску, сосчитайте, сколько вам понадобится спичек, чтобы построить этот домик;
— сколько спичек нужно добавить или убрать из того количества, что у вас было на столе?

Расскажите, как вы делали свою работу, доказывая правильность выполнения задания.

Задание 3. Сделайте из домика флажок (трасфигурация).

Инструкция:
— переложите две спички так, чтобы получился флажок;
— объясните, как вы это сделали; научите товарища, если у него не получается.

Задание 4. Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек нужно убрать или добавить из тех, которые перед вами на столе. Сделайте телевизор, сравните с образцом. Расскажите, как вы это делали, помогите товарищу.

Если дети качественно и быстро справляются с заданием, им предлагают составить любую фигуру по собственному желанию из определенного количества спичек. В этом случае требуется обязательно развернутое учебное высказывание о том, что было задумано и как выполнялось задание.

Итог занятия.

План проведения занятия № 21

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.3; 2.4; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 12.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 22.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежит согласный звук Ль.

На занятии используется скороговорка:
На мели мы налима ловили.

Педагог
— Какой звук я выделила голосом?
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Повторите слова со звуком Ль, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове налима.
— Произнесите скороговорку медленно, прохлопывая ритм.
— Произнесите скороговорку без голоса в заданном ритме; по моему сигналу "включите" голос.
— Произнесите скороговорку: девочки шепотом, мальчики громко и наоборот.
— Произнесите скороговорку голосами Михаила Потаповича, Настасьи Петровны и Мишутки.
— Произнесите скороговорку, задавая вопросы от каждого слова поочередно.
— Ответьте с различной интонацией. На мели мы налима ловили?
На мели мы налима ловили. (Сердито.)
На мели мы налима ловили?
На мели мы налима ловили. (С гордостью.)
На мели мы налима ловили?
На мели мы налима ловили. (Задумчиво.)
На мели мы налима ловили?
На мели мы налима ловили. (Весело.)

Вторая часть занятия № 21

Составление фигур из спичек

Цели: см. занятие № 20.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задание 1. Выложите из спичек часы по образцу.

Инструкция:
— посмотрите на доску,
— сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить эти часы (10 спичек + 2 на стрелки).
— Который час показывают часы?

Задание 2. Выложите из спичек зонтик по образцу.

Инструкция.
— сосчитайте, сколько понадобится спичек для того, чтобы сделать такой зонтик;
— выложите зонтик на парте (спички из коробки выбирайте по одной);
— делайте работу аккуратно, чтобы было красиво.

Задание 3. Сделайте из зонтика 3 равных треугольника (трансфигурация).

Инструкция:
— переложите 2 спички так, чтобы получилось 3 равных треугольника;
— из 7 спичек составьте 3 равных треугольника, расположенных по-другому.

Задание 4. Сделайте любую фигуру (предмет) из 12 спичек — по своему выбору.

По следам выполнения каждого задания дети дают развернутый отчет о проделанной работе.

Итог занятия.

План проведения занятия № 22

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.3; 3.5.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 23.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 22.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Н и Нь.

На занятии используется загадка-Конь стальной, хвост льняной.

Педагог
— Какой звук я выделила голосом?
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Произнесите слова со звуками Н, Нь, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове стальной.
— Мы с вами проговаривали стихи, скороговорки, а что это?
— Правильно, загадка.
— Повторите загадку "загадочным" голосом (по одному), делая логические ударения на тех словах, в которых заключена подсказка к отгадке.
Произнести всем вместе, обращая внимание детей на то, что после слова стальной голос повышается; после слова льняной голос понижается.
— Произнесите загадку сердито; задумчиво; радостно. И т.д.
— Произнесите загадку высоким и низким голосом.

Вторая часть занятия № 22

Составление фигур из спичек

Цели: см. занятие № 20.

Задание. Выкладывание домика из 11 спичек.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

— Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько понадобится спичек для того, чтобы сделать такой домик.
— Переложите спичку так, чтобы домик был повернут в другую сторону.
— Сколько нужно отнять спичек или добавить, чтобы получилась такая рыбка?
— Сделайте, что хотите, из 11 спичек.

По следам выполнения каждого задания дети дают развернутый отчет с доказательством правильности своих действий.

Итог занятия.


Страница 6 - 6 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру