Хочу в школу!

Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей

План проведения занятия № 11

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.4; 3.1; 3.3.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 6.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики).

Упражнение № 16.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Фь, Вь.

На занятии используется скороговорка:
Наш Филат не бывает виноват —
У Филата мама виновата.

Приведем схему проведения этой части занятия:

Педагог
— Прохлопайте ритм скороговорки.
— Какие звуки я выделила голосом?
— Внимательно посмотрите, как я произношу эти звуки, и вслушайтесь в них.
— Повторите оба звука хором и индивидуально, четко артикулируя каждый из них.
— В каких словах есть эти звуки? Назовите их, четко произнося Вь, Фь.
— Выделите голосом ударный звук в слове виноват.
— Произнесите скороговорку нараспев, как читается былина; медленно, не торопясь.
— Произнесите скороговорку умеренно; быстро.
— Произнесите скороговорку медленно и низким голосом; в умеренном темпе высоким голосом.
— Произнесите скороговорку торжественно; растерянно.
— Выделите голосом в скороговорке слова: виноват, Филат, мама.

Вторая часть занятия № 11

Цели: см. занятие № 9.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками для каждого ребенка; образец фигуры-силуэта вертолета и чайника; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания:
1) Составьте фигуру-силуэт вертолета, ориентируясь на образец.

Инструкция:
— рассмотрите фигуру вертолета;
— подумайте, из какого количества треугольников сделана кабина, как они расположены;
— подумайте, как сделаны лопасти вертолета, сравните с образцом;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру вертолета;
— расскажите, как вы составили фигуру.

2) Составить фигуру-силуэт чайника, ориентируясь на образец.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.

3) Сравните силуэты вертолета и чайника. Чем они похожи и в чем различаются?
Докажите (развернутое связное высказывание).

4) Сделайте из данного набора треугольников все, что хотите, а я буду отмечать, кто за какое время аккуратно и творчески составил свою фигуру.

По следам выполнения заданий детям предлагается подробно рассказать о своей задумке и процессе выполнения работы.

Итог занятия.

План проведения занятия № 12

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.2; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Цель: развивать гибкость отдельных частей речевого аппарата, совмещать движения артикуляционного аппарата и кистей рук для развития саморегуляции.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 6.

Отработке подлежит умение детей сочетать быстрый вдох с переменой положения корпуса.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние лисы на материале русской народной сказки "Заячья избушка").

Упражнение № 17.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки С и 3, а также вопросительная и восклицательная интонации.

На занятии используется скороговорка:
Снова — солнце! Прочь усталость! Позади гроза осталась!

Педагог
— Какие звуки я выделила голосом?
— Повторите эти звуки, четко артикулируя их.
— Произнесите звуки С и 3 хором и индивидуально.
— В каких словах вы услышали звук С, звук 3?
— Выделите ударный звук в слове солнце.
— Произнесите скороговорку громко хором.
— Произнесите умеренно.
—  Произнесите тихо.
— Произнесите весело и громко.
— Произнесите торжественно и умеренно.
— Произнесите грустно и тихо.
— Выделите голосом слова: солнце, усталость, позади. Педагог задает вопросы — дети отвечают.

Педагог
Снова солнце?

Дети
Снова солнце!

Педагог
Прочь усталость?

Дети
Прочь усталость!

Педагог
Позади гроза осталась?

Дети
Позади гроза осталась!

Затем дети тренируются в произнесении словосочетаний и скороговорки с вопросительной и восклицательной интонациями. Мальчики задают вопросы — девочки отвечают и наоборот.

Вторая часть занятия  № 12

Цели: см. цели занятия № 9.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из пяти треугольников. Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

2) Составьте фигуру-силуэт самолета, ориентируясь на образец.

Инструкция:
— рассмотрите фигуру самолета;
— подумайте, из какого количества треугольников сделан фюзеляж, как они расположены;
— подумайте, как сделаны крылья. Сравните с образцом;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру самолета;
— расскажите, как вы ее составляли.

3) Составьте фигуру-силуэт парохода, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.)

4) Сравните, пожалуйста, силуэты самолета и парохода. Чем они похожи и чем отличаются?
Докажите (развернутое связное высказывание).

5) Сделайте из набора треугольников то, что вам хочется. Расскажите о своей работе.

Итог занятия.

План проведения занятия № 13

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.3; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 7.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние зайчика на материале русской народной сказки "Заячья избушка").

Упражнение № 18.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Сь, Зь.

На занятии используется скороговорка:
У Зины в корзине бузина,
А у Ксени много сирени.

Педагог
— Какие звуки я выделила голосом? (Сь, Зь.)
— Произнесите эти звуки, четко артикулируя.
— Произнесите слова со звуками Сь и Зь, которые вы запомнили.
— Выделите голосом ударный звук в слове бузина.
— Произнесите хором скороговорку в среднем темпе; медленно; быстро.
— Скажите о Зине громко, а о Ксении — тихо и наоборот.
— Скажите о Зине низким голосом, а о Ксении — высоким и наоборот.
— Произнесите скороговорку грустно, весело.
— Задайте вопрос, выделяя голосом слово Зины. Ответьте, выделяя голосом слово Зины.
— Задайте вопрос, выделяя голосом слово Ксени. Ответьте, выделяя голосом слово Ксени.

Аналогичные вопросы — ответы составляются по каждому слову из данной скороговорки.

У Зины в корзине бузина,
А у Ксени много сирени.

У Зины в корзине бузина,
А у Ксени много сирени.

(Произнесите хвастаясь, радуясь то за Зину, то за Ксеню.) Ответы детей хором; индивидуальные — в основном по желанию.

Вторая часть занятия  №  13

Эта часть занятия проводится по аналогии с предыдущими (см. занятия 9-12).

В процессе ее проведения осуществляется совершенствование наглядно-образного и словесно-логического мышления, творческих способностей, устойчивости и произвольности деятельности; развивается умение конструировать развернутое учебное высказывание.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками для каждого ребенка.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Педагог
— Сделайте, что вам хочется, из набора треугольников.
— Расскажите, что у вас получилось. Как вы это сделали?
— Как вы думаете, кто более интересно реализовал свой замысел?

Итог занятия.

План проведения занятия № 14

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения №  2.3; 3.3; 3.5.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 8.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние на материале сказки С. Маршака "Кошкин дом")

Упражнение № 19.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Внимание уделяется отработке умения передавать средствами интонационной выразительности отношение к персонажу текста. Отработке подлежит согласный звук Ц.

На занятии используется скороговорка:
Кузнец-молодец съел весь варенец.

Педагог
— Какой звук я выделила голосом?
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Повторите слова со звуком Ц, которые вы запомнили. Выделите голосом звук Ц, правильно произнося его.
— Выделите голосом ударный звук в слове молодец.
— Произнесите скороговорку не спеша, выделяя звук Ц.
— Произнесите шепотом (по секрету), умеренно, громко.
— Произнесите скороговорку, начиная с медленного темпа, постепенно его ускоряя. Затем наоборот, переходя с быстрого темпа на медленный.
— Произнесите скороговорку, одобряя, что кузнец съел весь варенец.
— Произнесите скороговорку с огорчением, что кузнец съел весь варенец (а вам не оставил).

Далее дети тренируются в произнесении скороговорки с вопросительной и восклицательной интонациями. Мальчики задают вопросы —девочки отвечают и наоборот.

Вопрос
Кузнец-молодец съел весь варенец?

Ответ
Кузнец-молодец съел весь варенец.

Вопрос
Кузнец-молодец съел весь варенец?

Ответ
Кузнец-молодец съел весь варенец.

Вопрос
Кузнец-молодец съел весь варенец?

Ответ
Кузнец-молодец съел весь варенец

Вопрос
Кузнец-молодец съел весь варенец?

Ответ
Кузнец-молодец съел весь варенец.

Вторая часть занятия № 14

Начиная с 14-го занятия, работа с геометрическим материалом усложняется. На занятиях используется геометрический конструктор — танграм. При выполнении различных заданий с танграмом дети с необходимостью начинают использовать большее количество геометрических фигур (2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм).

В отличие от предыдущих занятий, в процессе работы с танграмом совершенствуются умения и навыки осуществлять конструктивную деятельность мысленно, обдумывая пути решения.

Цели и задачи: см. предыдущие занятия.

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка, таблица — образец "чайника"; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если соединить большой и средний треугольники.
Составьте ее и расскажите, как вы это делали.

2) Составьте фигуру-силуэт чайника, ориентируясь на образец.

Инструкция:
— рассмотрите фигуру чайника и расскажите, из каких геометрических фигур сделаны чайник, носик, крышка;
— вспомните, как мы делали фигуру чайника из треугольников;
— подумайте, что изменится при составлении фигуры чайника из других
. фигур?
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру чайника;
— расскажите, как вы составляли эту фигуру.

Итог занятия.


Страница 5 - 5 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру