Хочу в школу!

Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей

План проведения занятия № 7

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.4; 3.2.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 4.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики)

Упражнение № 11.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Пь, Бь. Кроме того, на этом занятии у детей формируется умение передавать голосом различные эмоциональные состояния (грусть, радость).

На занятии используется скороговорка:
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Приведем схему проведения этой части занятия.

Педагог
— Прохлопайте ритм скороговорки.
— Произнесите скороговорку хором и индивидуально.
— Послушайте, какие звуки я выделила голосом.
— Произнесите эти звуки, четко артикулируя.
— Произнесите звуки Пь и Бь хором и по одному.
— В каких словах вы услышали звук Пь, Бь?
— Выделите ударный звук в слове ребят.
— Произнесите скороговорку тихо, громко.
— Произнесите скороговорку грустно, весело.
— Произнесите скороговорку медленно, в среднем темпе, быстро.
— Произнесите, выделяя голосом поочередно каждое слово. (Педагог показывает рукой, на каком слове следует сделать ударение.)

Все задания отрабатываются хором и индивидуально.

Вторая часть занятия № 7

Цель: см. предыдущее задание.

Задание
Найти недостающую фигуру.
Методика проведения этой части занятия аналогична предыдущей. Детям предъявляются плакаты (либо рисунки на доске), и каждый ученик рисует правильный, с его точки зрения, ответ у себя в тетради (или отбирает нужную карточку). Тех, кто нашел решение, можно пригласить к доске. По следам выполнения задания каждый ребенок подробно объясняет, почему он изобразил именно эту, а не какую-либо другую фигуру (формирование учебного высказывания типа доказательства).

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Итог занятия.

Примерный конспект проведения занятия № 8

Первая часть

Артикуляционные упражнения

Цель: развивать гибкость и подвижность речевого аппарата, самоконтроль за четкостью произношения; сочетать движения речевого аппарата с движениями обеих кистей рук.

Упражнение 2.3.

Исходное положение: см. упражнение 1.1.

На счет "один" губы собрать в "пятачок", а затем, стараясь не разжимать "пятачка", делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо. Кисть руки: все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение 2.4.

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки — неподвижна, ладонь — вверх, двигаются только пальцы. Ладонь — вниз, двигаются только пальцы.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение 3.1.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет "один" язык поднимается за верхние зубы, на счет "два" язык опускается в исходное положение (у нижних резцов). Упражнение повторяется четыре-шесть раз. Кисть руки — движения ладонью вверх, вниз.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Цель: выработать короткий вдох через нос и длительный выдох на легкий предмет (жук на ниточке), который постепенно удаляется от лица, для активной работы мышц живота.

Упражнение 4.

Сидя делать быстрый вдох носом, затем пауза — и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, так же подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота интенсивно работают.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности

Цель: формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния.

Упражнение № 12.

— Вдруг выскочила большая собака — ты испугался, а собака завиляла хвостом и пробежала мимо. Ты успокоился, улыбнулся.

Ребенок должен иллюстрировать мимикой лица появление страшной собаки и чувство радости, что собака пробежала мимо.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения согласных звуков Д, Т; развитие слухового восприятия, внимания и памяти; формирование умения пользоваться силой голоса, изменять темп речи.

Педагог
Послушайте, пожалуйста, скороговорку:
Купил дуду на свою беду:
Стал дуть — слезы идут.

Какие звуки в этой скороговорке чаще встречаются? Какие звуки я выделила голосом?

Дети
Звуки Т, Д.

Педагог
Правильно. А теперь посмотрите на меня внимательно: вы увидите, как правильно произносятся эти звуки.
Назовите слова со звуками Т и Д, которые вы услышали в скороговорке.
Четко, выделите звуки Т и Д.

Дети
Дуду, беду, стал, дуть, идут.

Педагог
Правильно. Давайте все вместе хором проговорим эту скороговорку, четко произнося каждый звук. Не забывайте открывать рот, когда произносите гласные звуки.
Хорошо, а теперь прохлопаем ритм!
Выделите, пожалуйста, голосом ударный звук в слове идут.
А теперь произнесите скороговорку, делая поочередно ударение на слове дуду, затем — на словах беду, дуть. Я буду показывать рукой, на каком слове сделать ударение.
Произнесите скороговорку подряд 3 раза, убыстряя темп. Произнесите тихо, шепотом, по секрету.
Произнесите высоким и громким голосом; низким и умеренным голосом.
Теперь все произнесем скороговорку грустно; весело.

Вторая часть занятия № 8

Материал: демонстрационные таблицы (5 шт.); у каждого ребенка по 5 конвертов, отдельный для каждого задания, в которые вложены наборы геометрических форм — из них ребенок должен выбрать необходимую для правильного решения каждого задания.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

В процессе выполнения заданий на сериацию у детей развиваются и совершенствуются внимание, память, способность к самоконтролю, а также интерес к данному виду умственной деятельности:

а) в процессе анализа и синтеза объекта (в данном случае рядов фигур) формируются умения и навыки выбирать недостающую фигуру;
б) закрепляется и совершенствуется умение детей конструировать развернутое связное высказывание типа доказательства.

Педагог
Посмотрите внимательно на эту таблицу. Как вы думаете, как надо решать задачу?

Женя
Я думаю, нужно рассмотреть сначала первый верхний ряд фигур, затем второй — средний. В этих рядах определить последовательность фигур и применить ее для третьего ряда, где одной фигуры не хватает и на ее месте стоит знак вопроса.

Лиля
А я буду решать по-другому: сначала я рассмотрю первый столбик (сверху вниз), потом второй, и так я смогу определить, чего не хватает в третьем.

Педагог
Спасибо, дети, вы оба правы. Недостающую геометрическую фигуру надо выбрать из геометрических фигур, нарисованных на карточках, и отложить ее, а тот, кто выйдет к доске для решения, поместит эту фигуру на знак вопроса.

Выполняйте, пожалуйста, задание. Кто первый сделает, тот объяснит ход своего решения у доски.

Дети выбирают из карточек вариант ответа (на карточках нарисованы не только круги, квадраты и треугольники, но и ромб, овал, четырехугольник).

Педагог
А теперь покажите мне варианты вашего решения. Все правильно решили. А кто подробно объяснит, как он получил ответ?

Саша
Я посмотрел на верхний ряд — в нем одинаковые круги, в среднем ряду одинаковые квадраты, значит, каждый ряд объединяет одинаковые фигуры. Внизу только два треугольника. Я и догадался, что вместо вопросительного знака должен стоять треугольник.

Педагог
Все согласны с Сашей?

Дети
Да.

Педагог
Посмотрите на вторую таблицу.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Дети выбирают из карточек вариант ответа и откладывают карточку в сторону; педагог видит выбранные детьми ответы.

Педагог
Кто хочет рассказать о том, как он выполнил задание?

Коля
В верхнем ряду треугольник, круг и квадрат. В среднем такие же по размеру круг, квадрат и треугольник. Я подумал, что в каждом ряду должны быть все три фигуры: круг, квадрат и треугольник, а в нижнем ряду не хватает круга. Значит, вместо вопросительного знака должен стоять круг.

Педагог
Все так думали? Молодцы.

Педагог: Еще одна таблица. Сможете ли вы справиться с этим заданием?

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Дети, как и в предыдущих заданиях, выбирают варианты решений и отвечают подробно у доски, а также добавляют с места.

В ходе занятия дети анализируют условия задачи. Педагог и дети внимательно выслушивают ответы товарищей.

Итог занятия.

В конце занятия дети воспроизводят (коллективно и индивидуально) выполненные ими учебные действия и их последовательность.

Педагог
Спасибо вам большое! Сегодня вы очень хорошо занимались.

Дети
Спасибо вам за занятие!

План проведения занятия № 9

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.3; 3.3.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 5.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики)

Упражнение № 5.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Дь, Ть.

Тень-тень потетень,
В лесу тень весь день.

Приведем схему проведения этой части занятия.

Педагог
— Прохлопайте ритм скороговорки.
— Какой звук я выделила голосом?
— Посмотрите, как произносятся звуки Ть, Дь.
— Повторите эти звуки вместе и по одному, четко артикулируя.
— В каких словах есть эти звуки? Назовите их, четко произнося Ть, Дь.
— Выделите голосом ударный звук в словосочетании в лесу.
— Произнесите скороговорку грустно, весело.
— Произнесите эту скороговорку медленно, в среднем темпе, быстро, четко проговаривая все звуки.
— Произнесите шепотом, умеренно, громко.
— Выделите голосом поочередно каждое слово. (Педагог показывает рукой, на каком слове следует сделать ударение.)
— Произнесите скороговорку грустно и тихо, весело и громко.
— Повторите эту скороговорку сварливо (нам не нравится тень!) вместе со мной, а затем индивидуально.
— Повторите веселым голосом (хорошо спрятаться в жаркий день в тенечке!).

Вторая часть занятия № 9

Работа с геометрическим конструктором. (Имеются в виду задания по конструированию различных фигур из треугольников)

В процессе выполнения этих заданий у детей:
а) формируются наглядно-образное мышление, устойчивость и произвольность деятельности (творческая фантазия и креативные способности); дети учатся анализировать расположение фигур, составлять фигуры-силуэты, ориентируясь на образец, сравнивать конфигурацию, находить в фигурах общее и различия;
б) совершенствуется развернутое учебное высказывание.

Материал: 8 равнобедренных треугольников, вырезанных из двустороннего картона, — в конвертах на каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов краба и бабочки; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если составить два треугольника.
2) Составьте ее и расскажите, как вы это сделали.
3) Составьте фигуру-силуэт краба, ориентируясь на образец.

Инструкция:
— рассмотрите фигуру краба;
— подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены;
— подумайте,  как сделана клешня краба. Сравните с образцом;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру краба;
— расскажите, как вы ее составляли.

4) Составьте фигуру-силуэт бабочки, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.)
5) Сравните, пожалуйста, силуэт краба и силуэт бабочки. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

Артем
Я думаю, что у краба туловище состоит из двух треугольников, а у бабочки туловища нет.

Гера
Клешни у краба из одного треугольника, а крылья у бабочки составлены из двух треугольников.

6) Сделайте из набора треугольников то, что хотите. Расскажите о своей работе.

Итог занятия.

План проведения занятия № 10

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.3; 3.3.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 5.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики)

Упражнение № 13.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Б и Ф.

На занятии используется скороговорка:
Фоме и Епифану обещали по кафтану,
А о Вавиле и вовсе забыли.

Приведем схему проведения этой части занятия.

Педагог
— Прохлопаем ритм стишка.
— Какой звук я выделила голосом?
— Внимательно посмотрите, как я произношу эти звуки, и вслушайтесь в них.
— Послушайте, как произносятся звуки В, Ф.
— Повторите оба звука хором и индивидуально, четко артикулируя каждый из них.
— В каких словах есть эти звуки7 Назовите звуки В, Ф, четко произнося каждый из них.
— Выделите голосом ударный звук в слове Фома.
— Выделите голосом поочередно каждое слово. (Педагог показывает кистью руки, на каком слове следует сделать ударение.)
— Произнесите скороговорку грустно; весело. Какое настроение подходит к этой скороговорке? (Педагог произносит скороговорку с разной эмоциональной окраской.)
— Произнесите тихо (по секрету своему соседу); в средней тональности (как ты отвечаешь у доски); громко (как будто ты в зале и все должны тебя услышать).
— Произнесите эту скороговорку медленно; в среднем темпе; быстро, четко проговаривая все звуки.
— Произнесите шепотом; умеренно; громко.
— Произнесите скороговорку грустно и тихо; весело и громко.
— Произнесите эту скороговорку сварливо. (Вместе с педагогом, индивидуально — по желанию.)
— Произнесите скороговорку мрачно (о Вавиле забыли); радостно (Фоме и Епифану обещали по кафтану).

Вторая часть занятия № 10

Цель: см. занятие № 9.

Материал: 8 равнобедренных треугольников, вырезанных из двустороннего картона, — в конвертах для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов щенка и лисички; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, как из двух треугольников сделать четырехугольник? Составьте его и расскажите, как это сделать.
2) Составьте фигуру-силуэт щенка, ориентируясь на образец.

Инструкция:
— рассмотрите фигуру щенка;
— подумайте, из какого количества треугольников сделана голова, как они расположены;
— подумайте, как сделано туловище щенка, сравните с образцом;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру щенка;
— расскажите, как вы выполняли задание.
3) Составьте фигуру-силуэт лисички, ориентируясь на образец.
Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.
4) Сравните, пожалуйста, силуэт щенка и силуэт лисички. Чем они похожи, чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).
5) Сделайте из набора треугольников то, что вы хотите. Расскажите о своей работе.

Итог занятия: см. выше.


Страница 4 - 4 из 7
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру