Хочу в школу!

Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей

Примерный ход проведения занятия № 3

Первая часть

Артикуляционные упражнения

Цель: развитие гибкости и подвижности отдельных частей речевого аппарата, совмещение движений артикуляционного аппарата и кисти руки для развития саморегуляции.

На предыдущих занятиях дети выполняли артикуляционные упражнения, а педагог сопровождал движения артикуляционного аппарата движениями кисти руки. На этом занятии дети, выполняя артикуляционные упражнения, синхронно подключают кисть одной руки, ориентируясь на показ педагога.

Упражнение 1.1 (тренировка нижней челюсти)

Это упражнение включается почти во все занятия. Важно научить детей открывать рот — это залог правильного произнесения многих звуков. Сначала это упражнение дети делают в медленном темпе. Рот открыт (счет до 5), рот закрыт (счет до 5), затем это упражнение можно делать быстрее. Дети, ориентируясь на показ педагога, выполняют упражнение в заданном темпе.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет "один" челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет "два" фиксируем открытое положение рта; на счет "три" рот закрыт (счет ведется про себя). Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение 2.1 (тренировка губных мышц)

Сначала делается также в медленном темпе; затем, когда дети научатся быстро правильно складывать губы, переключаться с одного движения на другое, можно делать упражнение быстрее.

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет "один" губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму "пятачка"; на счет "два" губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует — нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва. Кисть руки: все пальцы собраны в щепоть, на "два" — пальцы врозь.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение 2.2.

Исходное положение: см. упражнение 1.1.

На счет "один" губы собираются в "пятачок"; на счет "два" "пятачок" двигается вправо, на счет "три" собранные в "пятачок" губы снова выдвигаются вперед, на счет "четыре" "пятачок" двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза. Кисть руки: все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Цель: научить детей спокойному короткому вдоху и свободному, плавному, с достаточной силой выдоху.

Упражнение 2.

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки: большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем — вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При упражнении не нагибаться вперед, вдох должен быть максимальным.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности

Цель: формировать выразительные средства мимики.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Педагог
— Представьте себе, что сейчас (в сентябре) к нам вошел Дед Мороз. Мы все, конечно, очень удивимся. Давайте покажем лицом удивление. Брови подняты вверх, глаза широко раскрыты, а кто-то от удивления открыл рот (повторить 2-3 раза).
— Молодцы! Хорошо удивились. А теперь улыбнулись друг другу. Продолжаем наше занятие.

Дикция

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения гласных звуков О, И; учить на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое восприятие, внимание и память, выделять заданный звук; уточнение его произношения; формировать умение детей пользоваться силой голоса, умения и навыки выделять голосом ударный звук, изменять темп речи.

Педагог
Послушайте, пожалуйста, текст:
Облако, облако, шерстка колечками,
Очень ты, облако, схоже с овечками.

Педагог
Какой звук я выделила голосом?

Дети
Звук О.

Педагог
Правильно. Посмотрите, какова артикуляция, когда мы произносим звук О. В каких словах вы услышали звук О?

Дети
Облако, очень.

Педагог
Давайте все вместе повторим стишок, выделяя голосом звук О в словах облако, очень.

Произнесем все вместе этот стишок нараспев; произнесем только одними губами; произнесем сначала тихо, потом громко, затем умеренно.
Теперь произнесем сначала медленно, затем быстро, затем в умеренном темпе.
Послушайте внимательно: какой звук я произнесла громче и в каком слове?

Дети
Очень.

Каждый ребенок произносит это слово, четко выделяя ударный звук, называет место ударного звука.

Педагог
Давайте все вместе повторим стишок, выделяя ударный звук.
А теперь послушайте, пожалуйста, еще один текст:
Индюки сошлись у ивы:
"Ишь, как мы с тобой красивы!"

Какой звук встречается чаще? Какой звук я выделила голосом?

Дети
Звук И.

Педагог
Посмотрите, как он произносится. Какие слова с этим звуком вы запомнили? Назовите их, выделяя голосом звук И.

Дети
Индюки, сошлись, ива, ишь, красивы.

Педагог
Правильно. Повторим все вместе медленно стишок, обращая внимание на артикуляцию гласных звуков. Теперь повторим быстро.

Будьте внимательны, послушайте, пожалуйста, задание (задание повторяется один раз).

Мальчики проговаривают первую часть (Индюки сошлись у ивы) громко, девочки — вторую часть (Ишь, как мы с тобой красивы) тихо, и наоборот.

Начиная с третьего занятия, подобные задания должны выполняться регулярно (т.е. на каждом занятии).

Вторая часть занятия № 3

Цель: развивать и закреплять умение детей быстро находить геометрические фигуры определенного цвета и формы; ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное и слуховое внимание и память, формировать самоконтроль; учить конструировать связные учебные высказывания.

На столе у каждого ребенка лист бумаги и набор геометрических фигур разного цвета.

Педагог
На прошлых занятиях я вам диктовала, куда поставить ту или иную фигуру. А сейчас вы будете делать это сами. Произносите четко название и цвет геометрической фигуры и куда вы предполагаете ее поставить.

Коля
Синий треугольник — в левый верхний угол.

Катя
Синий квадрат — в правый верхний угол.

Лиля
Красный треугольник — в нижний правый угол.

Саша
Красный квадрат — в левый нижний угол.

Артем
Я предлагаю красный круг поставить в середину.

Педагог
У вас еще остались фигуры, как вы с ними поступите? Диктант закончился, можно проверять?

Женя
Нет. Я хочу еще сказать. Между синим треугольником и синим квадратом вверху расположите оранжевый круг.

Лида
В середине под красным кругом поставьте еще один синий треугольник.

Света
В середине над красным кругом поставьте синий квадрат.

Педагог
Можно проверять? Откуда начнем проверку?

Женя
С левого верхнего угла. Так удобнее.

Гера
У меня в верхнем левом углу находится синий треугольник, в правом верхнем углу — синий квадрат. Между синим треугольником и синим квадратом вверху находится оранжевый круг.

Артем
В середине красный круг, над красным кругом в середине синий квадрат; под красным кругом в середине находится синий треугольник.

Коля
В левом нижнем углу у меня красный треугольник, в правом нижнем углу — красный квадрат.

Педагог
У всех так же? Поднимите руку, у кого была ошибка. Молодцы! Все справились.

А теперь из геометрических фигур, которые у вас в коробочке, сделайте то, что вы хотите, и расскажите, что у вас получилось.

Лиля
У меня получился робот. Я на синий квадрат поставила синий круг, а под квадрат поставила два синих треугольника. У меня не очень хорошо получилось.

Света
А я сделала из трех синих треугольников елку: я треугольники поставила друг на друга острыми углами. А рядом у меня домик: я на красный квадрат поставила красный треугольник.

Саша
Я попытался сделать машину: я сложил два красных квадрата, на один красный квадрат поставил синий квадрат — это у меня кабина — и под красные квадраты положил два красных круга — колеса.

Педагог
Спасибо вам большое, вы хорошо все занимались; посмотрите друг у друга, что получилось, и помогите Лиде: она никак не придумает, что можно составить из фигур.

Дети 1-2 минуты рассматривают, что у кого получилось, и кладут сами пособия на стол педагога.

Итог занятия.

В конце занятия дети воспроизводят (коллективно и индивидуально) выполненные ими учебные действия и их последовательность. Педагог и дети рефлексируют свои впечатления о качестве выполненной работы. Педагог благодарит детей за внимание и хорошую работу. Дети благодарят педагога за занятие.

План проведения занятия № 4

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.1; 2.2; 3.1.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

На этом занятии и на последующих артикуляционные упражнения проводятся с одновременными движениями кистей обеих рук.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 2.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики)

Упражнение № 9.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия — см. соответствующие приложения)

Отработке подлежат гласные А, О, У, И, Ы, Э.

На занятии используется стихотворение:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Педагог
— Повторите хором.
— Прохлопайте ритм стишка.
— Какие гласные вы услышали? Произнесите их, правильно артикулируя.
— Повторите каждый из этих звуков.
— Произнесите стихотворение грустно, весело. (Спросить, какое настроение подходит к этому тексту.)
— Произнесите стихотворение тихо, затем громко.

Вторая часть занятия № 4

Цель: см. вторую часть занятия № 3.

У каждого ребенка конверт, в котором находится "игровое поле" размером с почтовую открытку, разделенное на 6 частей. В каждой части наклеены различные геометрические фигуры разного цвета. Кроме того, в конверте находится разрезанная на 6 частей открытка, с обратной стороны каждой части которой наклеены аналогичные геометрические фигуры.

Задание. На каждую часть "игрового поля", на которой наклеена геометрическая фигура определенного цвета, нужно наложить каждую из частей открытки с геометрической фигурой, одинаковой по форме и цвету. Если правильно наложить геометрические фигуры, то будет составлена разрезанная открытка.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Дети рассматривают результаты своей деятельности (получившуюся открытку).

Затем, не переворачивая частей открытки, они отвечают на вопросы педагога, воспроизводя по памяти место той или иной геометрической фигуры.

Между педагогом и детьми происходит примерно следующий диалог:

Педагог
Где находится красный круг?

Коля
В левом верхнем углу.

Педагог
Кто не согласен с этим?
Где находится зеленый квадрат?

Гера
У меня зеленый квадрат находится в середине.
И т. д.

Итог занятия: см. занятия № 1, 2, 3.

План проведения занятия № 5

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2,1; 2.4; 3.1.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 3.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики)

Упражнение № 4.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат гласные звуки Я, Е, Ё, Ю

Занятия проводятся по плану предыдущих.
Ялик с якорем у Яшки,
Якорь даже на тельняшке.

Еле-еле Лена ела —
Есть от лени не хотела.

Юный летчик, будь героем!
Южный полюс мы откроем.

Ёлка, ёлка, ёлочка,
Вершинка, что иголочка.

Вторая часть занятия № 5

Цель: закреплять умение детей быстро находить геометрические фигуры определенного цвета и формы, ориентироваться на листе бумаги; развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память; формировать самостоятельность, развивать и совершенствовать фантазию детей; формировать умения и навыки конструировать развернутое связное высказывание (учить воспринимать, запоминать и воспроизводить развернутые формулировки вопросов-заданий).

Например:
Надя
Артем, скажи, пожалуйста, где у тебя находится желтый круг?

Артем
На моей открытке желтый круг находится в правом верхнем углу.

Занятие проводится на материале предыдущего. На данном материале можно провести несколько (3-4) занятий: варьируя вопросы, характеризующие цвет, форму геометрических фигур и место их расположения; вопросы, имеющие целью развитие фантазии и творческого воображения ребенка; вопросы, способствующие развитию навыков анализа, синтеза, сравнения и сопоставления. Постепенно речемыслительная деятельность усложняется. Педагог стимулирует детей задавать развернутые вопросы-задания, четко и правильно формулировать их.

Кроме того, в занятия вводятся вопросы-задания, развивающие фантазию детей, например:
— Расскажи, на что похожа геометрическая фигура, которая находится в верхнем левом углу (на солнышко, апельсин и т. п.).
— Где находится геометрическая фигура, похожая на палатку, елку? Назови эту фигуру. И т.д.

Итог занятия: см. предыдущее занятие.

План проведения занятия № 6

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.1; 2.4; 3.2.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 3.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики)

Упражнение № 10.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки П, Б. Кроме того, на этом занятии формируется умение выделять голосом отдельные слова скороговорки.

На занятии используется скороговорка:
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.

Приведем схему проведения этой части занятия.

Педагог
— Прохлопайте ритм скороговорки.
— Произнесите скороговорку хором, затем индивидуально.
— Послушайте, какие звуки я выделила голосом.
— Повторите эти звуки, четко артикулируя.
— Произнесите звуки П, Б хором и по одному.
— В каких словах вы услышали звук П, звук Б?
— Выделите голосом ударный звук в слове пылинка.
— Произнесите скороговорку тихо, громко.
— Произнесите скороговорку медленно, в среднем темпе, быстро.
— Произнесите скороговорку грустно, затем весело.
— Выделим голосом:
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.

На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.

— Проговорим скороговорку высоким, низким голосом.

Вторая часть занятия № 6

Начиная с шестого, седьмого, восьмого занятия, у детей формируется умение продуктивно осуществлять различные виды классификации и обобщения. Этому способствуют различные задания на сериацию, в процессе выполнения которых у детей развиваются и совершенствуются внимание, память, самоконтроль, а также интерес к данному виду умственной деятельности:

а) формируются умения и навыки путем анализа и синтеза объекта (в данном случае рядов фигур) выбирать недостающую фигуру;
б) закрепляется умение конструировать развернутое связное высказывание, типа доказательства.

Три из первых предлагаемых детям задач простые и решаются, как правило, легко. Поэтому они очень удобны для объяснения принципа действия, понимание которого необходимо на последующих уровнях работы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задание
Определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру.

Условия подобных задач можно нарисовать мелом на доске (на отдельном плакате) и предложить детям решить их фронтально. Дети могут не повторять условие — достаточно нарисовать или (на первых занятиях) поднять карточку с правильным ответом.

Несколько учеников можно пригласить к доске, попросить их нарисовать правильный ответ и подробно рассказать о том, как он получен.


Страница 3 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру