Хочу в школу!

Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей

Занятия

Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данном пособии мы ограничиваемся приведением кратких планов занятий, в которых представлены номера упражнений артикуляционной гимнастики, мимики, дыхания. Сами упражнения полностью приведены в приложениях.

Вместе с тем, поскольку предлагаемые занятия являются нетрадиционными, в данном пособии подробно изложены несколько развернутых учебных занятий нашей системы: начало обучения, середина и завершение.

Развернутый план проведения занятия № 1

Первая часть

Артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем кистей обеих рук, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

Артикуляционные упражнения первых двух занятий дети выполняют без движений кисти руки, педагог же демонстрацию каждого артикуляционного упражнения сопровождает движением кисти руки.

Цель: формировать у детей четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, необходимые для выработки полноценной дикции.

Упражнение 1.1 (тренировка нижней челюсти)

Необходимым условием четкой, правильной речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет "один" челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет "два" фиксируется открытое положение рта; на счет "три" рот закрыт. При выполнении нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

Движение кисти руки педагога: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение повторить 2-3 раза

Упражнение 2.1 (тренировка губных мышц)

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет "один" губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму "пятачка"; на счет "два" губы растягиваются в стороны (как в улыбке), не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует — нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.

Движение кисти руки педагога: собрать все пальцы в щепоть, на счет "два" — пальцы врозь, веером.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнения, направленные на отработку четкого произношения звуков и развитие элементов интонационной выразительности

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произношения гласных звуков а, у; учить воспринимать текст на слух, развивать слуховое восприятие, внимание и память; формирование умений и навыков выделять заданный звук, четко его артикулируя, выделять ударный слог в слове, менять ритм, темп и силу голоса.

На занятии используется стихотворный текст:
Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала.

Схема проведения занятия:

- Послушайте стишок.
- Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом. Назовите его.
- Обратите внимание, как правильно произносится звук а.
- Произнесите этот звук, четко артикулируя (хором, по одному).
- В каких словах вы услышали звук а?
- Выделите ударный слог в слове мама.
- Произнесите стишок, отхлопывая ритм.
- Произнесите громко (тихо, умеренно).
- Произнесите быстро (медленно, умеренно).
- Послушайте потешку:

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.

- Послушайте, какой звук я выделяю голосом.
- Обратите внимание, как правильно произносится звук у.
- Произнесите, пожалуйста, этот звук, четко артикулируя (хором, по двое, по одному).
- В каких словах вы услышали звук у?
- Прохлопайте ритм потешки.
- Выделите ударный слог в слове ворон.
- Произнесите громко, тихо (попеременно: мальчики – девочки).
- Произнесите быстро, медленно (попеременно: мальчики – девочки). Все вместе – умеренно.

Упражнения для развития выразительности мимики, жеста и движения

Вводные упражнения для развития мимической выразительности.

Цель: сформировать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами, жестом в соответствии с ситуацией.

Первоначальный показ педагога. Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно, сощурить глаза, поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть.

Приложить палец к губам – тихо, развести руки – недоумение.

Развитие речевого дыхания

Цель: Ознакомить детей с особенностями речевого дыхания; формирование диафрагменного дыхания (эта цель осуществляется на протяжении нескольких занятий); формирование умения и навыков незаметно для окружающих делать вдох (плечи при этом неподвижны) и постепенно, плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.

Все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха.

Упражнение № 1.

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт) так, чтобы ощущение вдоха было приятным, легким, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза (все время с закрытым ртом).

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Объяснить детям свои действия.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Однако следует добиваться того, чтобы главным образом работала диафрагма.

Развитие мимической выразительности

Цель: развивать и тренировать умение и навыки детей распознавать эмоциональное состояние человека по его мимике.

Педагог выражает мимикой различные эмоциональные состояния. Для этого также можно использовать куклу ("Определи, какое эмоциональное состояние у клоуна").

См. Приложение № 3 Упражнения по развитию мимической выразительности.

В процессе выполнения таких заданий необходимо побуждать детей к развернутому описанию демонстрируемых педагогом (или куклой) эмоциональных состояний человека.

Вводное упражнение

Определите эмоциональное состояние педагога или куклы (веселое, грустное, злое, строгое, радостное и т. д.) по выражению лица.

Дикция

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произношения гласных звуков А, У; учить воспринимать текст на слух, развивать слуховое восприятие, внимание и память, выделять заданный звук, уточнять его произношение; формировать умение и навыки менять высоту и силу голоса.

Педагог
Послушайте, пожалуйста, пословицу:
Весна красна цветами, а осень — плодами.

Какие звуки я выделила голосом?

Дети
А.

Педагог
Правильно. Посмотрите, как я произношу звук А.
Произнесем вместе этот звук.
Назовите слова со звуком А, которые вы запомнили, выделите этот звук голосом и правильно произнесите его.

Дети
Весна, красна, цветами, плодами — А.

Педагог
У кого в имени есть звук А?
Выделите голосом и правильно произнесите этот звук.
(Дети называют свои имена.)
Еще раз повторите хором пословицу, четко произнося звук А.
Послушайте, пожалуйста, еще одну пословицу.
Какой звук часто повторяется в этой пословице?
Дружба дружбой, а служба службой.

Дети
У.

Педагог
Посмотрите, как складываются губы, когда произносится звук У.
Все вместе произнесем этот звук.
Посмотрите, как я произношу звук У, и проверьте правильность своего произношения в зеркале.
Повторим эту пословицу, правильно произнося звуки У и А, выделяя голосом звук У.
Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны догадаться, какой звук я показываю.
Сейчас поиграем. Представьте, что мы в горах. Вы будете называть звук А (У) громко, а эхо вам будет отвечать тихо.

Дети — педагог; педагог — дети; девочки — мальчики. А — низким голосом, У— высоким (и наоборот).

Вторая часть занятия № 1

Цель: развивать зрительное, слуховое внимание и память; развивать умение ориентироваться в форме и цвете геометрических фигур, в последовательности их расстановки. Закрепление названий геометрических фигур и четкости их произнесения.

Материал: у детей набор геометрических фигур одного размера, разного цвета, песочные часы или секундомер.

Детям предлагается выложить синий квадрат, красный треугольник, оранжевый круг. Заданную последовательность фигур дети повторяют четыре раза.

Затем выполнение задания проверяется педагогом и детьми. Один из детей называет последовательность фигур выложенного им ряда, другие сверяют правильность выполнения ими задания, затем диктует следующий и т. д. Если кто-то из детей нашел ошибку в собственной работе, он поднимает руку и исправляет ее. Диалог детей может иметь такую форму:

— У меня первым стоит синий квадрат, после него красный треугольник, затем оранжевый круг. Все это повторяется у меня еще три раза.
— А я сделал ошибку. У меня после второго синего треугольника стоит квадрат.

В процессе выполнения задания педагог побуждает детей быть внимательными к проверке работы (как собственной, так и отвечающего ученика).

В целях активизации внимания детей педагог постоянно обращается к ним: "Продолжи", "Правильно ли сказал товарищ?" и т. д.

На занятии педагог уделяет особое внимание формированию у детей умений и навыков конструировать связное учебное высказывание (доказательство, рассуждение).

Итог занятия.

В конце занятия дети воспроизводят (коллективно и индивидуально) выполненные ими учебные действия и их последовательность. Педагог и дети рефлексируют свои впечатления о качестве выполненной работы.

Таким образом, в процессе подведения итогов занятия осуществляется и работа по формированию и закреплению развернутого связного учебного высказывания.

Развернутый план проведения занятия № 2

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Цель: закреплять четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти; формировать умение и навыки совмещать движения артикуляционного аппарата и кисти руки.

Упражнение 1.1 (тренировка нижней челюсти)

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет "один" челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась — все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет "два" фиксируем открытое положение рта; на счет "три" рот закрыт (счет ведется про себя).

Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение 2.1 (тренировка губных мышц)

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет "один" губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму "пятачка"; на счет "два" губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед).

Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва Кисть руки: все пальцы собраны в щепоть, на "два" — пальцы врозь.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение 2.2 (тренировка губных мышц)

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет "один" губы собираются в "пятачок"; на счет "два" "пятачок" двигается вправо; на счет "три" собранные губы снова выдвигаются вперед; на счет "четыре" "пятачок" двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза. Кисть руки: все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Цель: смотри занятие № 1.

Упражнение 1.

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт) так, чтобы ощущение вдоха было приятным, легким, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза (все время с закрытым ртом).

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Однако следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.

Развитие мимической выразительности

Цель: сформировать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами.

Вводное упражнение. Мимическая гимнастика

Предварительный показ педагога. Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно. Поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть.

См. Приложение 3. Упражнения по развитию мимической выразительности

Дикция

Отработка произнесения гласных Ы, Э.

На занятии используется стихотворная строка:
Вышел дым из трубы,
Встал над крышей на дыбы.

Педагог
— Вместе прохлопаем ритм стишка!
— Какой звук я выделила голосом?
— Посмотрите, как произносится звук Ы.
— Произнесите все вместе этот звук, четко артикулируя.
— Произнесите, пожалуйста, слова с этим звуком, которые вы запомнили.
— Произнесите эти слова, выделяя звук Ы голосом.
— Выделите голосом ударный звук в слове вышел.

Переход от одного задания к другому зависит от того, как дети усвоили предыдущий материал.

— Пароход гудит: "Ы-Ы-Ы!" (Педагог рукой показывает длительность звука.)
— Большой пароход "Ы-Ы-Ы!" (низкий звук).
— Маленький пароход "Ы-Ы-Ы!" (высокий звук).
— Пароход близко (громкий звук Ы).
— Уплыл пароход (тихий звук Ы).

Работа над звуком Э аналогична работе над звуком Ы и начинается с прослушивания детьми стихотворной строки:
Эхо слышно тут и там,
Эхо ходит по горам.

Вторая часть занятия № 2

Цель: развивать зрительное, слуховое внимание и память, умение ориентироваться в формах и цвете геометрических фигур; формировать умения и навыки свободно ориентироваться на листе бумаги; конструирование связного учебного высказывания.

Материал: у детей набор геометрических фигур разных цветов, чистый лист бумаги, песочные часы или секундомер.

На данном занятии формируется умение воспроизводить последовательность учебных действий.

Педагог называет детям место на листе бумаги, куда они должны поместить геометрическую фигуру определенной формы и цвета. Расположение геометрических фигур может быть в левом, правом, верхнем, нижнем углу, между определенными фигурами, выше, ниже определенных фигур.

По следам выполненного задания проводится проверка, в процессе которой дети последовательно рассказывают о месте каждой геометрической фигуры. На первых этапах занятий проводится коллективная проверка, позже — перекрестная и самостоятельная.

По следам проверки каждый ребенок составляет словесный отчет, например:
— Я делал все правильно. В верхнем левом углу синий треугольник, в правом верхнем углу находится красный круг, в левом нижнем углу оранжевый круг и т. д.

Итог занятия.

В конце занятия дети воспроизводят (коллективно и индивидуально) выполненные ими учебные действия и их последовательность. Педагог и дети рефлексируют свои впечатления о качестве выполненной работы.


Страница 2 - 2 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру