«Сплетаем венки… из игр»

Тематические игры с дошкольниками – пособие для родителей и педагогов

Пояснение для педагогов.
В контексте программы "Традиция" знакомство детей с новым "венком игр" происходит на первом занятии очередного тематического цикла. По мере освоения детьми в течение занятий цикла правил, текстов и мелодий игр важно добиваться активного участия в них каждого ребенка. Эта активность предполагает не только точную передачу необходимых действий и жестов, понимание и выполнение правил, но и "голосовую поддержку" - участники игры вместе с педагогом пропевают обусловленные содержанием тексты (с 3,5-4 лет).

Особенностью "Венка игр" в возрастных группах от 1,5 до 3,5 лет является постепенное изменение его содержания от занятия к занятию, обогащение уже знакомых детям текстов новыми — путем замещения некоторых, уже освоенных.

"Венок игр" в возрастных группах с 3,5 - 4 лет и старше сохраняется неизменным в течение ряда занятий конкретного тематического цикла.

Итак, "технология" самостоятельного сплетения игр в венок проста:

1. Определяемся с темой.
Если мы создаем "венок" для включения в занятие детской группы, то согласуем его тему с основным содержанием занятия. Если мы готовим "венок" для "домашнего использования" во дворе, в гостях, на семейном празднике, то согласуем его тему либо с календарными особенностями времени года, либо с актуальными на сегодня интересами или проблемами ребенка.

2. Подбираем игры, отвечающие выбранной теме.
Для этого достаем с книжной полки сборник народных игр (лучше не один), пролистываем его, оставляя закладки там, где обнаружили описание игры, соответствующей нашей теме. Не каждая из найденных игр войдет в будущий "венок", но их тексты, герои, коллизии и правила обязательно натолкнут на мысль о том, как лучше выстроить логику игрового действия.

3. Придумываем логику игрового действия – своеобразный "сюжет"; предварительно отмечаем нужные для него игры.
Самый простой ход – считать самих детей "героями" тематической игры. Тогда по логике действия мы вместе можем, к примеру, отправиться в некий, обусловленный темой, "путь", в котором нас будут сопровождать песенки-"смысловые связки", а остановками на пути станет включение в обстоятельства той или иной игры.

4. "Отсев" найденных в сборнике игр.
После того как мы представили себе логику действия, остается выбрать из имеющихся игр три-пять таких, которые наилучшим образом встраиваются в придуманный сюжет.

5. Сочиняем или подбираем "смысловые связки": для начала "венка", от игры к игре, для финала.

6. Продумываем "техническую" сторону – какой игровой материала требуется для реализации замысла игр (мячики, канат, шишки, изображения овощей и пр.)

7. Осваиваем мелодику каждой части "венка" и расположение играющих в пространстве комнаты или зала, припевая вполголоса и заучивая тексты.

Этот процесс обычно не требует выделения особого времени на репетицию; его легко можно совместить с выполнением дел по дому, поездкой в транспорте. (Единственное, что может озадачить невольных свидетелей – шевелящиеся губы и едва различимый шепот. Это, правда, в лучшем случае…)

Игры для младших и старших

"Венок игр" должен содержать ряд игр, объединенных общей темой, но отличных по правилам. Правила игры доводят до сознания детей ее задачу и необходимые игровые действия.

Простейшие игровые правила – основа игр для малышей (1,5 – 3-х лет): точно и согласованно повторить движение за ведущим, уметь вовремя, по сигналу выполнить то или иное действие, выбрать из предложенных предметов необходимые и пр.

Например:

"Отправляемся в дорогу"
Мы по лужам шли: ших – ших,
Мы по лужам шли: хлюп – хлюп,
Под дождем бежали, кап-кап-кап,
По грязи пролезали: шлеп-шлеп,
К полю еле пробрались, вымокли, устали.

Действия:
Осторожно переступаем на пяточках.
Топаем.
Бежим.
Высоко поднимаем согнутые в коленях ноги.
Утираем "пот со лба".

Или "Заинька"

Мы на луг ходили –
Хоровод водили.
Вот так, вот так – 2 раза
Хоровод водили.
Задремал в тенечке
Заинька на кочке.
Вот так, вот так –
Задремал в тенечке.
Зайку мы будили,
В барабаны били,
Вот так, вот так –
В барабаны били.
Ну-ка, зайка, попляши –
Свои лапки покажи.
Вот так, вот так –
Свои лапки покажи… (и т.д.)

Имитация движение по тексту (простейшая ролевая игра –повторялка).

Пояснение для педагогов.
Программа "Традиция" предполагает участие в занятии вместе с малышом кого-либо из родителей. Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Более того, содержательное наполнение занятий детской студии может быть в полной мере понято, пережито, освоено ребенком только при дополнении, развитии и обогащении в пространстве дома, семьи. Сотрудничество родителей и педагогов – непременное условие реализации программы "Традиция".

Так, в частности, в студиях для самых маленьких (1,5 – 3х летних детей) мамы становятся активными помощниками педагога – повторяют вслед за ним необходимые движения, подпевают игровым попевкам, организуют пространство, своевременно корректируют действия ребят, вспоминают игры и песенки дома после занятий. Благодаря этому пробуждается подражательная активность малышей, внимание к происходящему в общем кругу, становится возможным само игровое действие такого рода.

Понятно, что не у каждого педагога есть возможность привлечь родителей к участию в занятиях. В этом случае для ведения "венка игр" с малышами до 3х лет не обойтись без взрослого помощника (а лучше, если их будет двое).

Правила игр для старших детей связаны с выполнением более сложных задач и необходимостью учитывать при этом ряд обстоятельств: что-либо найти, вовремя убежать, отгадать, догнать и т.п.

Например – вариант народной игры "Лень" из венка игр "Зимние труды и забавы" (для детей 5-6 лет), в ходе которого мы знакомимся с традиционными занятиями людей русской деревни во время зимы, а также встречаемся со следующим персонажем.

"Лень"
Сажаем одного из ребят – "Лень" – на стульчик в центр хоровода, поем:

Сидит, дрожит Лень.
Приодеться Лени лень!..
- Лень, вставай, замерзнешь!
- Лень мне!
- Лень, оденься, простудишься!
Лень!

Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень!
Не одеть ли нам ее?
Не обуть ли нам ее?
Одеть!
Обуть!

Как со молодца – кафтан,
Со старушки – сарафан,
Со молодушки – платок,
С красной девушки – венок!

Действмя: 5-6 человек одевают на Лень что-либо из своих вещей. Выбираем 2-х "думных бояр". "Думные бояре" становятся в кругу спиной к Лени. Лень снимает с себя по вещице, каждый раз спрашивая: "Думные бояре, что хозяину этой вещицы делать?" Бояре придумывают задание, хозяин вещи выполняет.

Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень.
Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень

Лень, что ж ты все сидишь?
- Пить, есть хочу!
Чего ж тебе надобно?
- Кушанья царские, питье боярское!

Кто спину не гнет,
Тому ложка в рот нейдет!
А где гнется спина –
Там пшеничка густа:

С колоска – зерна мешок,
А зимою – пирожок!

Попляши, поскачи Лень –
Дадим тебе пить – есть!

Действия: Хороводом к Лени и обратно. Руки над головой, ладошка – к ладошке над головой, опускаем руки перед грудью – "мешок", ладошки "лодочкой"

Дувай-дувай-дувай-дай, дувай-дай!

Действия: Поем, хлопая в ладоши.

"Лень" пляшет под наш напев.

Простейшая (для удобства восприятия) условная классификация игр может выглядеть так:

1. Игры – "повторялки".
Их правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками. Игры данного типа незаменимы для самых маленьких, так как:
- являются первым опытом подчинения общим правилам и простейшим задачам;
- способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и пр.);
- помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми;
- обучают согласованности действий в группе;
- развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные возможности и т.д.

В играх детей среднего и старшего дошкольного возраста "повторялки" в чистом виде встречаются редко; в "Венке игр" они могут быть адекватны "смысловым связкам".

2. Игры на внимание.
Правила таких игр могут быть связаны с умением в нужный момент точно, не сбившись, выполнить игровые действия.

Такие правила способствуют развитию целенаправленного слухового восприятия (например, в игре "Дождик" по соответствующей песенке вовремя спрятаться под "крышу", в игре "Цыплятки и Коршун" - пищать после слов "Коршун летит!"), а также формированию умения четко выполнять простейшие игровые задачи.

3. Игры-"догонялки"
Игровое правило связано с необходимостью догнать кого-либо, суметь убежать от "водящего". Это любимые игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они способствуют:
- формированию инициативности и решительности;
- развитию ловкости, ориентации в пространстве, умения подчиняться правилам;
- преодолению страхов (при встрече в игровых обстоятельствах со "страшным" персонажем: Волком, Коршуном, Медведем и пр.).

4. Игры-"отгадки"
Правила таких игр связаны с различными задачами: верно определить место какого-либо спрятанного предмета, угадать его название; отгадать по характеру движений суть происходящего (например, профессию) и т.п.

С помощью игр на отгадывание развивается целенаправленное зрительное внимание, сообразительность и пр.

5. Игры - "соревновалки"
По их правилам необходимо выполнить игровое действие как можно быстрее. Игры с подобным замыслом развивают решительность, инициативность, сноровку, ловкость, ориентацию в пространстве, волю и т.д. Как правило, они предусматривают деление на команды, и, следовательно, формируют "чувство локтя", коллективную ответственность и т.п.

Пояснение для родителей и педагогов.
Возможные составляющие "Венка игр":
- Зачин (смысловая завязка, хороводная песенка или игра - "повторялка");
- Одна игра на внимание;
- Познавательная беседа и игра с наглядным материалом;
- Две игры с ролевым разделением ("догонялка", "отгадка", "соревновалка" - любые);
- Небольшая беседа — комментарий к новым понятиям, прозвучавшим в игре или смысловой связке;
- Одна игра - "повторялка";
- Несколько пальчиковых игр;
- Смысловые связки (в том числе — развязка, финал "венка игр").

По продолжительности "венок игр" должен укладываться в 10 – 15 – 20 минут (в зависимости от возрастных особенностей детей).

Правильный выбор педагогом или родителями темы, объединяющей игры в "Венок" - значимой для ребенка сегодня и закладывающей основы для зоны его ближайшего развития, разнообразие игр по правилам, а также понимание воспитательного значения каждый выбранной игры – вот отправные точки для самостоятельной работы по созданию венка игр.

Пояснение для родителей и педагогов.
Важно помнить, что игровые действия и правила, выбранные адекватно возможностям определенной возрастной группы детей, способствуют процессу психофизического созревания. А вот вытекающие из содержания игры задачи – ее воспитательные, познавательные и развивающие аспекты – важны, в свою очередь для социально-психического созревания.

Воспитательные задачи конкретной игры можно определить ответом на вопрос: к чему "зовет" игра детей, каким моральным движениям души дает повод?

По замечанию В.В. Зеньковского "...игры дают в себе такое же место моральным движениям, как и реальная деятельность, даже больше — игры содействуют моральному развитию ребенка не меньше, чем прямое взаимодействие с социальной средой".

Воспитательный аспект, понимаемый в широком смысле, может включать в себя и познавательные, и развивающие задачи.

Познавательные задачи конкретной игры определяются тем, что ребенок должен узнать нового или к чему может быть пробужден его интерес ("раньше не знал - теперь узнал").

Развивающие задачи конкретной игры вытекают из того, чему ребенок учится в процессе игры – каким умениям, навыкам и пр. ("раньше не умел - теперь умею").

Кладовая творческой мысли…

В педагогическом арсенале современной семьи могут быть разные игры: и с предметами, и с конструктивным материалом, и сюжетно-ролевые, и настольно-печатные, и обучающие, и народные.

Внимательный, вдумчивый взгляд родителей или педагогов поможет найти и "подарить" ребенку те из них, в воспитательных возможностях которых не приходится сомневаться. В таких играх, как правило, ценностное содержание облечено в увлекательную, благоприятную для восприятия ребенка, форму. Д. Б. Эльконин, один из видных отечественных психологов, называл игру "…гигантской кладовой настоящей творческой мысли"
.
Народные игры, на основе которых, преимущественно, построены приведенные в книжке "венки игр", обладают особой универсальностью в этом смысле. Будучи богатыми по содержанию, формам, правилам, они также способствуют оптимизации эмоциональных отношений в любом детско-взрослом коллективе. Это делает их незаменимыми и в ходе занятий с детьми, и в жизни семьи.

Однако бывает, что на педагогических курсах для родителей приходится слышать рассуждения такого рода:

"Народные игр мелодичны, захватывающи. Но они, по содержанию, полны архаизмов. Зачем, скажем, современному ребенку погружаться в процессы старинных земледельческих трудов – играть в пахарей, жнецов, кузнецов, прях, бояр?"

Да, язык народной игры может показаться архаичным. Но нельзя не заметить, что на этом же языке говорит, по сей день, и сказка. Этот же язык звучит в напевах, сопровождающих дитя с первых дней жизни – в колыбельных, пестушках, потешках и прибаутках.

Нельзя не заметить и то, что детская игровая культура в век технического прогресса не создала таких текстов, в которых действовали бы, скажем, физики-атомщики или программисты. Даже про комбайнеров и трактористов сложены только хорошие песни, но не игры.

Нельзя не заметить также, что народная игра, со всем своим своеобразием, по-прежнему желанна и любима в любом детском коллективе. Процесс отождествления себя с героем в игровых обстоятельствах имеет важное психологическое значение для становления личности. Огромную роль здесь играет выбор образца для подражания, то есть, то, каков герой, увлекающий ребенка. Образы "добрых молодцев" и "красных девиц", добрых хозяев и искусных мастеров своего дела овеяны романтикой подлинной мужественности и чарующей женственности. Возможность вживания в роль в процессе игры – ответ на потребность ребенка в романтике, героике, "взрослости".

Традиционные игры запечатлели в своем содержании такое необозримое богатство воспитательного потенциала народной педагогики, благодаря которому они неизменно становятся достоянием различных поколений. За исторически обусловленными особенностями языка в играх скрывается многообразие социальных позиций, человеческих отношений, этических норм и оценок. Потребность в их освоении не только не теряется сегодня, но, напротив, лишь возрастает. Видный современный психолог Л.Ф. Обухова так определяет игру: "Игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности".

Еще совсем недавно первый опыт игрового поведения дети получали в семье и во дворе – от старших братьев, сестер и друзей. Сегодня коллективные формы игры активно потеснены индивидуальными. Многодетные семьи – редкость, и компьютер во многих домах является, зачастую, единственным свидетелем побед и поражений ребенка в игре.

Обстоятельства современной жизни складываются так, что передать детям богатства народной игры, ввести их в эту увлекательную школу приготовления к жизни могут, преимущественно, взрослые – играя вместе с детьми…


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру