«Сплетаем венки… из игр»

Тематические игры с дошкольниками – пособие для родителей и педагогов

Вступление
(для родителей и педагогов, играющих с детьми)

Плавать раньше, чем ходить; писать раньше, чем читать; читать раньше, чем говорить..?

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Казалось бы, эта аксиома должна определять уклад жизни и в семье, и в каждом детском учреждении, где с малышами работают дипломированные специалисты. Но так ли обстоят дела на самом деле? Какое место сегодня отводится игре?

На педагогических семинарах в Семейном клубе "Рождество" родители часто делятся собственным опытом выбора детского сада для своего чада. Интересно, что проблемы, с которыми они сталкиваются в этом серьезном деле, до того схожи, что можно говорить об определенной тенденции в современной педагогической практике. Приведем один из типичных диалогов, произошедших в стенах детского садика на этапе знакомства.

Мама четырехлетней девочки беседует с воспитательницей:

Мама: "Мне сказали, что у вас очень хороший садик, отличается от других…"

Воспитательница: "Ну и правильно сказали. Хороший садик - это какой? Тот, где дети не просто так, где с ними занимаются."

Мама: "А у вас, я понимаю, с малышами занимаются?"

Воспитательница: "У нас все, как положено. Дети под присмотром, занятия одно за другим, едва на прогулку иной раз успеваем! У нас и английский, и логика, и счет, и ИЗО, и музыка, и хореография, и логопед – все есть. С утра, как позавтракаем - сразу серьезные занятия, потом – прогулка, потом – обед и тихий час, а после полдника уже - что попроще: пение там, танцы, лепка, рисование. И парточки, и стульчики – все под малышей, очень удобные."

Мама: "А когда же дети играют?"

Воспитательница: "Играют, на занятиях и играют! А как же – мы ведь не школа, у нас все в игровой форме!"
Мама: "Да нет, я про игры, как таковые, спрашиваю – дети же маленькие, им в школу не на следующий год идти…Воспитатели с детьми в какие-нибудь игры играют?"

Воспитательница: "Ну, конечно, играют! Вы не волнуйтесь, у нас много разных игр – и на логику, и на развитие речи, и на математическое мышление! И по карточкам, и по таблицам – в разные игры играем. Я же вам говорю - у нас сад очень хороший!"

И это факт – хорошим детским садиком сегодня считается тот, в котором занимаются с детьми. Занимаются же, по сути, тем, что называется подготовкой к школе. Только происходят такие занятия почему – то в "хорошем детском саду", начиная с самой младшей группы.

Похожим образом обстоят дела и во многих современных семьях, увлеченных идеей раннего развития: плавать, раньше, чем ходить – писать, раньше, чем читать – читать, раньше, чем говорить. Ходить, раньше, чем стоять - стоять раньше, чем сидеть - сидеть, раньше, чем лежать… Малышам, для которых свойственно совершать игровые действия с предметами, в качестве таковых предлагаются всевозможные кубики и карточки – кубики Зайцева, кубики Никитина, карточки Домана…

Особым же "гонениям" подвергается игра детей, стоящих на пороге школы. Родителям не терпится заменить это, по их мнению "бестолковое, уводящее от реальных жизненных задач, времяпрепровождение", полезными "развивающими" занятиями - теми, которые смогут, на их взгляд, дать ребенку то, что будет в школе необходимо.

И в большинстве дошкольных учреждений игровая деятельность, с одобрения родителей, вытеснена учебной, игра же понимается, в лучшем случае, лишь как необходимая психологическая разрядка в перерыве между "серьезными занятиями".

Подобное несправедливое отношение к игре дошкольников – следствие того, что родители зачастую даже не подозревают, какое место занимает игра в развитии человека вообще и в формировании тех ценных качеств, от которых, в частности, напрямую зависят будущие школьные успехи.

Непонимание и недооценка педагогических возможностей игры сегодня всерьез тревожит специалистов. Приглядимся к ней повнимательнее…

"Репетиция" взрослой жизни

В традиционной детской субкультуре игра не случайно занимала значительное место. По своему содержанию игра являлась (и является!) одним из способов усвоения ребенком социально-ценностных смыслов.

Это значение игры так отмечал протоиерей, профессор В.В. Зеньковский: "Игры не уводят нас от реальности, они, наоборот, вводят нас в нее... Дитя преображает реальность в игре - и отсюда игра становится психическим лоном, в котором оформляются и развиваются все наши творческие движения (эстетические, этические, религиозные)".

В исследованиях природы и психологии игры такими учеными как Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечается, что детские игры возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Игра, таким образом, является своеобразной "репетицией" взрослой жизни.

Различные занятия людей, в частности, нередко изображаются в народных детских подвижных играх, а их тексты и правила отражают отношения к разным формам человеческого поведения:

Ваня бегает, играет,
Камешки в лузу кидает,
Камешки в лузу кидает,
Нас в игру не принимает.
Мы его зовем-зовем,
На работу поведем,
Косу в рученьки даем,
Ну-ка, Ванечка, коси,
Вдоль по пашенке ходи…
Вдоль по пашенке ходи -
Нас, ребят, весели!

Примечательно и значимо также то, что в содержании фольклорных игр труды взрослых, в основном, подаются как источник радости жизни, притягивающий и манящий. А встречающиеся в ролевых играх такие персонажи, как ленивцы, воришки и пр. братия, рисуются в сатирических красках; к ним играющие могут обращаться с наставлением и укором:

Кто спину не гнет,
На работу не идет,
Кто спит с утра,
Того прочь со двора!

или

А где гнется спина -
Там пшеничка густа.
С колоска – зерна мешок,

А зимою - пирожок!..

Но игра не только учит и наставляет. Игра помогает развитию различных человеческих способностей: сообразительности и наблюдательности, ловкости и выносливости, музыкальности и пластичности. Определенное влияние оказывает игра и на складывание таких значимых черт характера, как умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам, открыто переживать удачи и неудачи.

Психологами была также выявлена интересная взаимосвязь между известной способностью ребенка в игре переносить функции одного предмета на другой и учебной деятельностью.

Когда мы видим малыша, "оседлавшего" стул задом наперед и подпрыгивающего на нем под бравую песню, да к тому же во всю размахивающего, скажем, половником, то в большинстве случаев нас не охватывают подозрения относительно его психического здоровья. Мы понимаем, что стул в его игре стал богатырским конем, сам он – удалым всадником, половник – мечом-кладенецом, ну а мы – свидетели той легкости, с которой развивается в игре способность к переносу значений с одного предмета на другой.

Самые обычные предметы в игре ребенка переживают ряд чудесных превращений, оставаясь при этом самими собой. И вот покрывало становится крышей над домиком из подушек, и скатертью-самобранкой, и плащ-палаткой, и рекой на пути, и лесной полянкой со зверушками, а кастрюля, водруженная на голову – шлемом крестоносца, а конфетный фантик – кукольной тарелочкой, а большой каштан – караваем хлеба, а шкатулка с пуговицами – сундуком сокровищ…

В игре развивается способность воображения к символическим действиям и использованию предметов-заместителей. В дальнейшем это позволит в процессе учебы овладеть другими типами замещения – схемами, знаками, символами, различными моделями и т.п.

Сплетаем венки…из игр

Народные и авторские подвижные игры являются составной частью программы студийных занятий с детьми 1,5 – 8-ми лет "Традиция", разрабатываемой педагогическим коллективом Семейного клуба "Рождество". Особенность программы такова, что играм в ней отводится особая роль. Они дополняют основное тематическое содержание целого цикла занятий, которое преподносится детям в контексте бесед, сказок, рукоделия, песен, экскурсий и праздников.

Например, в тематическом цикле "Город, как мир" (7–8 занятий в период Великого поста, дети 6,5–7 лет) лейтмотив града – земного и небесного – является ведущим.

Основной в этом цикле становится тема христианского понимания жизненного пути человека, как приготовления к Вечности – к небесному граду, двери которого открыл для нас Господь Своим Воскресением. Так, в ходе тематических бесед дети знакомятся с Заповедями блаженства – они помогают нам понять, кого называет Господь счастливыми (блаженными) и ждет в Своем Небесном Царстве. В ходе выполнения творческих заданий дети, шаг за шагом, создают из глины город, устройство которого соответствует их представлениям о счастье.

А вот сопутствующая тема цикла – о нашем малом земном отечестве, граде Москве. На ее основе "сплетен" венок-игр "Московский". В нем в игровых действиях изображаются и этапы строительства города, и особенности его расположения, и разнообразные занятия ремесленников, служивших своим трудом москвичам…

В самом начале работы над программой "Традиция" для занятия просто отбирались несколько игр на нужную тему. Но со временем стало очевидно, что для более глубокого "погружения" в раскрываемую тему и для сохранения содержательного единства всего занятия имеет смысл выстраивать отдельные игры в смысловую последовательность – со своим сюжетом и героями. Так, в живом педагогическом поиске, родилась методика составления тематических "венков игр".

"Венком игр" автор называет ряд игр, объединенных общей темой и связанных меж собой смысловыми переходами ("смысловыми связками").

Тематические "венки игр"- незаменимые помощники не только на педагогических занятиях с участием детей и родителей, но и в ходе семейных праздников. Венок игр – это, по-сути, готовый сценарий домашнего праздничного действия с участие гостей – маленьких и взрослых, объединяющий друзей общими впечатлениями в ходе игр.

Итак, "венок игр" или его фрагменты может пригодиться как родителям - например, в качестве сценарной основы детского праздника, так и педагогам, работающим с группой детей. Участие родителей в ходе таких занятий становится своеобразным мастер-классом для них, помогающим открыть для себя богатство возможностей игры – оптимизирующих отношения, командообразующих, развивающих творческую мысль и инициативу.

"Венок игр" подобно, скажем, сказке, имеет свою указующую, воспитательную цель и увлекательную, понятную детям тему. Возможности таких тематических игр велики: ведь получение различных знаний по географии, истории, археологии, архитектуре, эстетике, этике, народно-бытовой и художественной культуре становится впечатлением, формирующим внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и сопутствующих занятий.

Практикум плетения венков из игр

Как устроен "Венок игр"

"Венок игр" строится на 3-х, максимум 5-ти играх – народных или авторских - с яркими, различными игровыми замыслами, а также имеет стихотворные завязку, развязку и "мостики" от игры к игре — смысловые связки.

Смысловыми связками могут быть попевки, пальчиковые игры, "песенки пути", авторские рифмованные тексты или реплики педагога. "Смысловые связки" сопровождаются определенными действиями, повторяемыми детьми вслед за педагогом: характерными жестами, имитирующими повадки животных, занятия людей и пр., передвижением и перестроением в пространстве зала (хороводы, разбивка по парам и пр.).

Приведем в качестве пояснения небольшой отрывок из осеннего "венка игр" для детей 4-х лет. В процессе игр мы выясняем, какие овощи выросли в саду, какие – на огороде, называем, разглядываем их. Каждому ребенку предлагается выбрать и взять из корзины овощей и фруктов только то, что пригодно для супа.
Авторская игра педагога Людмилы Ершовой.

Смысловая связка - реплика педагога.
"Вы видели, как мама варит суп? Как вода кипит в кастрюле? Как овощи плавают? Мы все будем большой "кастрюлей", (беремся за руки, образуя большой круг ("кастрюля")) про какой овощ споем, тот и прыгнет в "кастрюлю" и будет там быстро бегать, ходить, плавать. Ваша задача — не столкнутся с другими овощами, особенно когда их будет много, а главное – вовремя услышать, когда мы называем тот овощ, что у вас в руках."

Взявшись за руки, быстро идем по кругу.

У мамы в кастрюле кипела вода,
И овощи прыгали прямо туда.
Эй, картошка (капуста), в кастрюлю ныряй,
Мама, суп варить продолжай.

Ребенок, у которого в руках картошка (или другой названный овощ) заходит в круг и бегает внутри.

Повторяем игру несколько раз, перечисляя все необходимые для приготовления супа составляющие. На повторении идем в другую сторону.

Смысловая связка – пальчиковая игра.

Обед
Собирались на обед:
Наш любимый старый дед,
Бабушка — несет оладушки;
Папа — с ложкой,
Мама — с поварешкой,
Внуки несут карасей по штуке,
Внучки — несут ягод кучку,
И я! И я!
Вот и вся наша семья!

Смысловая связка. Имитация действий по тексту (или "игра-повторялка").

Кому спасибо?
За борщ красивый
Кому "спасибо"?

Папа с дедом
По весне
Огород вспахали
Эх! Ух! (2 р.).

Дочки и сыночки
Зернышки сажали
Эх! Ух! В ямку - бух!

Всей семьею летом
Его поливали!
Эх! Ух! Плюх! Плюх!

Осень настала —
Урожай собрали!
Эх! Ух!

Тянем-потянем
Вытянуть не можем!

Народная игра.

Репка
Дети сидят па полу, держа друг друга за талию. Это – "репка". "Дедка" стоит перед "репкой".

Водящий ходит вокруг с песней:
"Ох, репка моя!
Репка соженая, огороженная!
Да и кто тебя сажал,
Да и кто поливал?
Огораживал?

Все дети ("репка"):
А сажал меня Иван,
Поливал Селиван,
Селиванова жена огораживала!

Ведущий берет за руки первого ребенка, вытягивает со словами:
"Тянем, потянем,
Вытянули репку".

Тот, кого вытянули, становится за ведущим, помогает тянуть следующего…


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру