Родительские ожидания в пространстве отношений «родитель - ребенок - педагог»: взгляд консультирующего психолога.

На сегодняшний, более чем 15-летний опыт работы Центра "Рождество" здесь разработано 12 семинаров для родителей. Их тематика непосредственно связана с возможностями семейной педагогики и домашнего воспитания, а также психологией семьи и детско – родительских отношений.

Опыт общения с родителями в ходе семинарских занятий и семейных консультаций позволяет выделить ряд типичных причин, создающих трудности отношений в этом треугольнике, и вызывающих у родителей чувство неудовлетворенности. Сегодня нам хотелось бы рассказать и о своем видении того, чего же ждут родители от занятий с дошкольниками.

Думается, что эта картина поможет наиболее верно выстроить систему "педагог-родитель-ребенок", без которой нельзя построить воспитание дошкольника, особенно, если оно касается духовно-нравственной сферы. Сразу оговоримся, что мы не будем касаться тех родительских чаяний, которые связаны с ранним интеллектуальным развитием со всеми вытекающими последствиями и проблемами, о которых сегодня много говорится. Наша тема сегодня – это тема законных родительских ожиданий и возможностей ответа на них, что, как нам представляется, является принципиально важным для педагогов, работающих в области духовно-нравственного воспитания.

Основная проблема неудовлетворенности родителей занятиями с дошкольниками обусловлена тем, что во многих - как государственных, так и негосударственных (в том числе и православных) - дошкольных учреждениях в триаде "родитель – ребенок - педагог" сохраняется та же система отношений, которая была выстроена в советские годы, когда довлеющим был принцип общественного воспитания детей.

Попробуем определить и прокомментировать ряд положений, в которых проявляется наследие этого принципа под общим названием "Чего боятся современные родители" - это:

1 Жесткий авторитарный, командный подход и методы воздействия со стороны педагога. Сведение роли педагога к контролю.
2 Наказание и осуждение, как доминирующий способ педагогического воздействия.
3 Отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагога.
4 Крайняя некорректность и некомпетентность педагога в обозначении проблем поведения ребенка, их драматизация (вот некоторые цитаты о малышах: "…грозит духовная катастрофа", "…торчат уши страсти гордыни", "вызывающая чревоугодливость"…)
5 Трансляция школьных подходов к занятиям с дошкольниками. Излишняя интеллектуализация материала. Нагрузка на память.
6 Низкая востребованность в занятиях сильных сторон психики дошкольника (воображения, фантазии, творческих способностей).
7 Отражение в общей атмосфере детского коллектива опасностей современной массовой культуры.
8 Отсутствие информации и возможности контроля за качеством и наполнением образовательных и воспитательных программ.


Опираясь на вышеперечисленные положения, можно сделать вывод о том, каковы же наиболее типичные ожидания современных родителей детей-дошкольников.

Родительские ожидания от педагогических программ:
1 Дружелюбное (человечное) отношение к ребенку.
2 Диалог с родителями не в рамках диктата. Отсутствие обвинений в адрес родителей со стороны педагога.
3 Понимание индивидуальных психологоческих и нейрофизиологичеких особенностей ребенка, возрастной динамики его развития.
4 Терпимость к особенностям поведения ребенка. Корректность и доброжелательная заинтересованность в обозначении и решении его проблем.
5 Возможность реализации творческого потенциала семьи через посильное включение родителей в жизнь детской группы - по крайней мере, в проведение праздников, тематических вечеров и иную деятельность.
6 Формирование дружеской, творческой, духовно обогащающей среды межсемейного общения.

В заключение, хотелось бы отметить, что в триаде отношений "родитель – ребенок - педагог" именно родитель является сегодня наиболее слабым, "выпадающим" звеном, и это не может не заботить педагогов. Обычно сами родители объясняют это сверхъзанятостью. Однако нужно иметь ввиду, что невстроенность родителей в систему отношений может являться сигналом, свидетельствующем о том, что им просто не интересно в ней, она не стала для них творчески и духовно питательной, их ожидания (часто не высказываемые вслух) не совпадают с реальностью педагогической среды.

15-летний опыт создания единого педагогического пространства усилиями преподавательского коллектива и семей в стенах Центра "Рождество" в немалой степени опровергает распространенный миф о сверхзанятости современных родителей, отсутствии у них интереса к занятиям детей и их конкретному наполнению.

Правда, в большинстве случаев, наши специалисты имеют дело с родительской аудиторией, которой свойственны следующие социально-психологические особенности:

1 Социальная - адаптированность: а значит потенциальная заинтересованность и в адаптированности ребенка в обществе сверстников и качестве его образования.
2 Наличие высшего образования: а значит нацеленность на относительно высокие стандарты воспитательных программ и высокий профессионализм педагогов.

Многие семьи, придя впервые в Семейный Клуб "Рождество" для того, чтобы подготовиться к рождению первенца, спустя ряд лет оказываются в числе многочисленной группы, которую отличает еще одна социально-психологическая особенность, а именно многодетность, "обремененность" детьми.

Казалось бы, эти семьи должны замкнуться в доме – в силу специфики жизни многодетной семьи. Однако, не тут- то было… Многие в шутку говорят о "вирусе многодетности", под заражающее действие которого попадают приходящие в Клуб семьи. Течение "заболевания" проявляется не только в положительном настрое относительно беременности и родов, но и в том, что мамы и папы по-хорошему увлекаются родительством, начинают чувствовать определенный вкус к семейной педагогике и воспитанию своих детей.

У психологов существует термин "ореол беременности". Мы сказали бы, что есть и "ореол активного родительства". Задача педагогов и психологов - помочь этому "ореолу" засветиться, дать адекватный ответ на те законные ожидания, которые являются значимыми для современных родителей.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру