О возрастных особенностях религиозного и морального развития детей

Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский (1881 - 1962)

В деле духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет знание и понимание возрастных особенностей развития нравственных и духовных способностей ребенка-дошкольника. Это знание поможет родителям и воспитателям маленьких детей заранее предопределить акценты, необходимые при воспитании, и тем самым  избежать возможных педагогических ошибок.

О возрастных особенностях религиозного и морального развития детей в различные периоды их жизни писали известные педагоги Русского Зарубежья.

Психологические особенности религиозной и моральной жизни детей раннего или первого детства (до 6-7 лет) Зеньковский рассматривает в двух своих монографиях: "Психология детства" и "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии".

В моральной сфере ребенка раннего детства Зеньковский выделяет три ее составляющие:
-моральные чувства;
-моральное мышление;
-моральную активность

Основными моральными чувствами как у детей, так и у взрослых, по мнению Зеньковского, являются:
-чувство любви к людям;
-чувство стыда и
-чувство совести.

Чувство стыда в детях этого возраста развивается медленно. Только к концу раннего детства, когда в ребенке сформировывается субъективное самосознание, это чувство приобретает моральный смысл. До этого движения стыда (например, застенчивость) лишены морального содержания для самого ребенка.

Чувство любви у детей первого детства имеет непосредственный, сенсуальный характер. Только в случае ясного внешнего выражения дитя способно к состраданию другому человеку. "Если мы говорим детям, что нам тяжело, трудно и т. д., то наши речи действительно не вызывают никакого движения любви к нам в детях: выслушав наши речи, они останутся равнодушными и холодными. Но если дитя замечает само наше страдание – слышит его в голосе, видит в выражении лица, в слезах и т. д., то без наших слов сердце его исполняется истинной и глубокой жалости". Такое восприятие Зеньковский объясняет естественным детским эгоцентризмом, "который как бы окружает ребенка неким волшебным кругом, за пределы которого не выходит дитя". Детский эгоцентризм, таким образом, защищает дитя от холодности нашего мира. "Может быть, поэтому и хорошо, что оно как бы заключено в некую скорлупу, что оно так глубоко погружено в себя: если бы дитя понимало всю неправду нашей жизни, оно не могло бы вынести ее без глубокой и трагической ломки".

Что касается работы совести, то она начинается в ребенке даже раньше проявления стыда. Дети 1 года уже понимают наказание как таковое. "Логическое" же понимание наказания как "естественного" следствия поведения приходит позднее и является результатом развития морального сознания.

Характеризуя в общем моральную жизнь ребенка в раннем детстве, Зеньковский отмечает ее гетерономный характер. В своем содержании его моральная жизнь определяется влиянием среды, традицией, нравами, авторитетом взрослых. Дитя делает только то, что предписывает ему традиция, авторитет родителей, и тем самым усваивает, делает своим содержание морали, господствующей в обществе. Однако такое усвоение было бы невозможно, "если бы в душе детской не было собственного морального материала, глухого, неясного, но вводящего дитя в мир моральных отношений". С возрастом собственный моральный опыт приобретает для ребенка все большее значение и вытесняет гетерономную мораль, и уже во втором  детстве (с 7-11 лет), как пишет Зеньковский,  дети начинают сопротивляться традициям и авторитету взрослых.

Моральное мышление в раннем детстве также неразрывно связано с окружающей средой: дитя просто повторяет то, что слышит вокруг себя, "дышит тем воздухом, который окружает его, вбирает в себя то, что находит вокруг себя". Но, к сожалению, часто сами взрослые не следуют своим моральным убеждениям и таким образом вносят в моральное мышление маленьких детей этический дуализм. Детский этический дуализм имеет, конечно, иной характер, чем у взрослых людей, – он является невинным, простодушным и наивным, поскольку ребенок просто подражает им со всей своей непосредственностью. Кроме того, детский этический дуализм объясняется слабостью абстрактного мышления у детей. Детям не всегда легко перейти от общей идеи к ее конкретным воплощениям. В детском сознании живут как бы два вида убеждений, не связанных между собой.

Уже к четвертому году жизни в поведении детей можно наблюдать усвоение разных форм социальных отношений: внимания к взрослым, учтивости, любезности. Но эта моральная активность не регулируется в детях моральным сознанием, воле, она подвержена случайным, нетерпеливым, быстрым моральным настроениям. Поэтому Зеньковский называет детство "золотой порой эмоциональной моральной активности".

Характеризуя религиозную жизнь ребенка-дошкольника, Василий Васильевич Зеньковский пишет об общем мифологическом отношении ребенка к действительности: весь мир для него полон жизни. При этом детская мифология антропоцентрична и антропоморфна: личность ребенка, его близкие стоят в центре всего, и даже неодушевленным вещам дитя приписывает те же чувства, те же стремления, какие он находит у себя и у других людей. Поэтому, пишет Зеньковский, "если бы дитя не слышало от взрослых о Боге, оно бы инстинктивно имело своей мыслью центр и средоточие мира, Хозяина и Господина – Отца и Вседержителя". В этом смысле можно говорить о врожденной религиозности детей.

В религиозных чувствах детей, конечно, нет места никаким сомнениям. И хотя детские религиозные переживания непосредственны и неясны, дитя очень явственно ощущает, что всем миром любовно и заботливо руководит "Отец", Который все направляет и сохраняет, и это является источником знакомой нам детской радости и беззаботности.

Говоря о детских религиозных представлениях, Зеньковский отмечает, что они схематичны и даже грубы. "Дитя больше видит в Боге Судию, начало Правды, чем Любовь, чем начало нежности и милосердия". Это отчасти связано с тем, что маленький детский ум сам склонен к формализму и "юридизму". Но нередко и родители превращают Божество в глазах ребенка в какую-то "карательную инстанцию": учат не любви к Богу, а развивают страх перед Ним. Предостерегая родителей от такого религиозного утилитаризма, Зеньковский советует им наполнять душу ребенка не религиозными идеями, до которых еще не доросло в своем развитии детское сердце, а доступными религиозными образами, необходимыми для выражения детских религиозных переживаний. В качестве лучшего воспитательного материала Зеньковский предлагает рассказы об Иисусе Христе, о Его Матери и святых.

Далее Зеньковский отмечает, что детям свойственен религиозный дуализм, который проникает в детскую душу из двойственной религиозной жизни взрослых. "Детская вера является цельной, – пишет Зеньковский, – но жизнь, которую находит  вокруг себя дитя, не терпит и не ищет цельности, она не только не соответствует господствующим требованиям, но часто противоречит им. Нечего удивляться поэтому, что религиозная активность у детей столь мало является творческой, так мало проявляет религиозную энергию ребенка и так легко укладывается в ряд привычных действий".

Зеньковский говорит об уникальности внутреннего мира ребенка. В этом мире скрыт огромный потенциал духовно-нравственного развития. Для дошкольного возраста характерно парадоксальное сочетание духовного богатства и медленного накапливания жизненного опыта. Ребенок только "вживается" в безграничный мир природы, человеческих взаимоотношений, "дышит" этим духовным миром, хоть наивно, но живо и глубоко. Он "набирается" на всю жизнь внутренних ощущений, которые еще не всегда может выразить словами. Но сознание его еще мало связано с этим миром духовности, и он все больше и больше уходит в мир внешний. Однако такой своеобразный дуализм не мешает ребенку сохранять целостность своей души, потому что "в эту пору этот внутренний дуализм, это сосуществование рядом двух путей жизни не замечается ребенком и не таит в себе никаких взаимно ослабляющих начал". Поэтому в раннем детстве, заключает Зеньковский, "дитя уже свободно, но еще не ответственно – это как бы прообраз святости, которая всегда свободна, но которой некуда приложить момента авторства (а потому и ответственности) ввиду (окончательной уже) победы над темным началом и подлинной связи с Богом".

1. Зеньковский В.В., прот. Педагогика. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996. С. 153 – (Свято-Сергиевский Православный Институт в Париже).
2.  Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996.
 Зеньковский В.В., прот. Психология детства. - М.: Академия, 1996. С. 344 – (Философско-психологическая библиотека).


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру