Быть шофером хорошо, а летчиком ….

Задавались ли вы вопросом, что ваш ребенок знает о вас? Спросите своего малыша, чем, по его мнению, вы занимаетесь на работе, кем работаете? Ответы на этот вопрос приоткроют мир представлений вашего ребенка. В них будет не только то, что он успел узнать, но и то, как он смог эти знания осмыслить.

Вот что нам ответили дети 4 - 5 лет – малыши средней группы одного московского детского сада:

Вова – Что делают родители? Работают работой на компьютере.

Лена – Я хочу торговать как папа сапогами.

Дарко – Мой папа делает все: сверлит стенку, бьет молотком. На станции "Баррикадная" – вот он где работает, а мама моет посуду.

Рита – У меня нет папы, а мама ходит на работу. Кем она работает? – Деньги зарабатывает. Хочу тоже на работу ходить. Мамой хочу быть.

Алеша – Я хочу быть доктором, а лучше много денег зарабатывать.

Максим – Хочу быть Макдональдсом. Там такие игрушки есть, продавать буду.

Даша - Хочу быть воспитателем в детском саду. Буду детей воспитывать. Буду говорить им "не заходите в спальню, туда нельзя. Не бегайте по коридору!".

Яна – Я буду врачом, операционным. Мне скоро операцию будут делать.

Мы привели эти ответы, потому что они типичны: в них и знания, и опыт, и гордость за своих мам и пап, а порой и самое фантастическое представление о том, чем заняты взрослые на своей работе.

На вопрос о том, кем бы они хотели стать, когда вырастут, примерно половина из опрошенных детей 4 - 5 лет ответили "не знаю". Интересно, что наибольшей популярностью среди детей этого возраста до сих пор пользуются профессии врача, милиционера, учителя. Среди ребят постарше, тех, кто уже собирается в школу, процент "не знающих" падает в половину и значительно расширяет круг знакомых профессий – их уже несколько десятков. Характерно, что дети этого возраста называют не только профессии, но и специальности: не просто врач, а врач-кардиолог, не просто артист - а наездница в цирке, не водитель, а гонщик машин Формула-1. По нарастающей в преддошкольном детстве идет увлечение художественными профессиями: многие мечтают быть балеринами, художниками, певцами. Встречаются и такие ответы : хотел бы певцом быть, да говорят, у меня голос не громкий, буду как папа - маляром, это почти что художник, даже лучше!

Любовь и восхищение, которое вызывают в малыше близкие взрослые, распространяется и на окружающий мир: "…это делает мама, папа, или бабушка – значит это хорошо, интересно, значит нужно и мне попробовать!". Живая непосредственность детей, стремление все увидеть, все попробовать позволяет им успешно адаптировать в сложном мире взрослых. Чтобы полученные знания стали частичкой индивидуального опыта, малышу необходимо "проверять" их на практике. В детстве такой практикой чаще всего бывает игра.

Играя учимся трудиться

В ролевой игре ребенок как бы "примеривает" на себя разные существующие социальные роли – короля и президента, повара и полицейского, врача и бизнесмена. Репертуар этих ролей меняется вслед за тем, как меняется окружающая ребенка действительность, так как и дети живут тем, чем живут окружающие их люди. Поэтому стоит ли удивляться, что появились новые "профессии", ранее неизвестные и тем более не вызывавшие интереса у детей. А знаете ли вы, что в американском словаре профессий, регулярно переиздающемся, профессий насчитывается около 50 000, что каждый год возникают и умирают более 500 специальностей, что есть, например, такие профессии – престижитатор (фокусник), консигнатор (торговец) и т.д.

Игра - основная деятельность детей. Она создается силой их воображения, их игровыми действиями, на основе способности к перевоплощению. Благодаря игре ребенок может приобрести любые желаемые качества, перемещаться не только в пространстве, но и во времени. Этому во многом обязана притягательность и обаяние игры. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. А в это время они обучаются правилам общения, узнают много интересного о мире и людях.

Большинство детей любят помогать взрослым по хозяйству. У взрослых труд связывается с тяжелой и порой нудной работой. У детей часто бывают иные представления на этот счет. И этим стоит воспользоваться. Доверьте им нехитрые домашние заботы, например: мытье посуды или кафеля в ванной, сервировку стола и т.д. Нацеленная активность ребенка развивает в нем желание трудиться. Поддерживайте эту активность до получения результата. Вскоре ребенок поймет, что для всех его действий необходимо твердое, рассчитанное усилие. Координация его ручек улучшится. А главное - ребенок приобщится к вашим заботам по хозяйству. Психологи установили, что когда взрослые люди трудятся, то они обычно представляют себе конечный продукт: чистый вымытый пол или сумку, полную продуктов. Когда ребенок трудится вместе с вами, он тоже учится работать на конечный продукт. И в этом ценность детского труда, воспринимаемого как игра, потому что для ребенка результат в виде застеленной кровати или накрытого к обеду стола ничем не отличается от успешно собранной разрезной картинки. Поэтому труд не должен быть для него серьезным или скучным, он может быть столь же радостен, столь же возбуждать, как и игра. Вспомните, как радовались вы в детстве, когда вам разрешали собрать овощи с грядки для обеда или полить теплым летним днем сад, а заодно и себя.

Знания об окружающей жизни и различным профессиям целесообразно давать детям по определенной системе. Интересен опыт психологов и педагогов, работающих в разных странах по программе японского ученого Фукуямы. Малышей не только знакомят с разнообразными занятиями людей, готовя их к восприятию различных профессий, но и дают возможность самим многое попробовать, причем, все пробы доводятся, как мы и говорили, до законченного продукта. Если девочке нравится наряжать кукол, то ей предлагают самой выбрать материал для наряда, раскроить, сметать для примерки а заетм и сшить на детской швейной машинке, подобрать к одежде сосответсвующие стилю обувь, шляпку, зонтик, провести показ мод, оценить достоинства других модельеров и свои модели.

Есть интересный опыт работы и у наших сосотвечественников, воспитателей детсада. После того, как они организовали для ребятишек своего детсада "экскурсию" в гости к разным специалистам, работающих в их родном саду: к кастелянши в прачечную, к повару на кухню, к нянечке, отвечающей за чистоту, они по-другому стали относиться к людям, которые их обслуживают, а дома стали восклицать: ну, мама, ты просто профессионалка, как наша тетя Люся все выстирала!

Игры, которые выбирает ребенок

Часто родители говорят: хочет быть тем, про кого сегодня книжку прочитали, подчеркивая ситуативность поведения своего малыша. Мол, еще в игрушки играет, о каком призвании можно говорить. И, все таки, присмотритесь к своему малышу, не следует недооценивать того, что интересы, склонность к занятиям определенного рода проявляются уже в раннем детстве. Конечно же, несерьезно говорить о выборе профессии для 3-летней крохи, но то, в какие игры любит играть ваш малыш поможет вам понять склад его характера.

От маленького Игорька довольно часто на вопрос, кем ты хочешь стать - можно было услышать – "Хочу быть директором. Все равно каким!". Прошли годы и сейчас – это весьма преуспевающий менеджер.

Александре пока 3 года. Она очень любит бабушку, подражая ей, каждое утро тщательно собирает сумку и идет в другую комнату на работу. Любит играть во врача, дотошно выясняя при этом: как ваша фамилия, сколько вам лет. Главное для нее после этого выписать рецепт лекарства на подобающем бланке. Играя в "гостиницу" она любит проверять, кто в какой номер записывается. Играет и в магазин: проверяет прайсы с перечнем товаров, спрашивая: Что нужно? А затем сверяет по списку – значится товар в списке или нет. На какой профессии остановит свой выбор эта малышка сказать трудно, да и нет такой необходимости, но пунктуальность, даже педантичность, требовательность и рассудительность как говорят "налицо". А в какие игры любит играть Ваш малыш? Какие качества его личности при этом проявляются? Понаблюдайте за ним, и тогда, быть может, Вы сумеете чуть-чуть приоткрыть дверь в его будущее.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру