Дом, в котором я живу

Представьте, что вас попросили рассказать о вашем детстве. Что возникает перед вашим мысленным взором: уютная кухня с ароматом бабушкиных пирогов, коврик со сказочными узорами над кроваткой, а быть может, вы сохранили свои детские рисунки? Есть ли среди них домик с окошком и трубой, из которой валит "черный-черный дым"?

Так когда-то вы выражали свое ощущение беззаботного счастья, домашнего тепла и уюта. Так рисуют дети и сегодня. Пристрастия маленьких художников прорываются в сказочных деталях: то радуга упирается прямо в крышу, то ручные бабочки приносят букеты цветов… они разные и чем-то неуловимо похожие – дома, в которых живут и о которых мечтают наши малыши. Родной дом может быть и большим и маленьким, в нем может быть много комнат, а может быть и только одна. Но есть в доме особое пространство, принадлежащее детям.

Итак, "детская". Не всегда это отдельная комната – может быть, и небольшой уголок в однокомнатной многонаселенной квартире. Суть не в метрах (хотя и они имеют значение), а в ощущении тепла, защищенности и Самости (сам себе хозяин), поскольку здесь ребенок может и должен побыть наедине с самим собой, забыть о порой тяжелых правилах игры на "взрослость". Именно здесь он превращается в сильного, умного, доброго, красивого человека – как утенок в сказке Андерсена – в лебедя.

Развивающая среда

Так принято в наши дни называть то, что окружает малыша. И порой родителям кажется, что все достаточно просто – была бы комната, кроватка и игрушки. Другое дело – найти для этого средства. Все верно, но только отчасти. Ибо манеж, спортивный комплекс или игрушки – это лишь предметы, заполняющие некое пространство. Конечно, "детская" должна быть тихой, достаточно светлой, чтобы обеспечивать необходимый режим, распорядок дня ребенка. Ну а если условия не позволяют устроить "детскую", то функцию – при соответствующей находчивости родителей – может выполнять и кроватка малыша: если днем на время  активного бодрствования постель убрать, появиться пространство для игр.

Насколько отведенное пространство удобно для малыша зависит не только от его возраста, но и от индивидуальных особенностей малыша. Оказывается, дети по-разному реагируют на открытое пространство. Поясним на примере: психологи, с согласия родителей, часть пола заменили на зеркальное покрытие. И, оказалось, что одни малыши – ползунки в возрасте 7 - 9 месяцев - чувствовали себя уверенно, переползая с обычного на зеркальный пол, другие же так и не смогли преодолеть зеркальную "пропасть". Психологи объясняют это и разными системами воспитания, и врожденными особенностями нервной системы малыша, индивидуальной чувствительностью вестибулярного аппарата, что в большинстве случаев никак не связано с отклонениями от нормы. Конечно же, мы не призываем вас к подобным экспериментам, мы только хотели обратить ваше внимание на то, что создание ощущения защищенности, комфорта – дело сугубо индивидуальное. "Соседские" примеры не всегда помогут вам - учитесь постоянно спрашивать себя: "А нужно ли это моему малышу?".

Неприкосновенная территория

Замечательно, если, оборудуя "детскую", вы будете руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка, исходить из его интересов. Хорошо, если вы выделите в ней своеобразные "зоны влияния": мамина территория (папина территори бабушкина территория и др.) и обязательно территория ребенка. Детская территория – это пространство, которое ребенок сам убирает, поддерживает чистоту и порядок, его "святая святых", куда взрослые не допускаются, даже если там, по их мнению, царит полная "разруха". Наберитесь терпения - необходимо какое-то время, чтобы ребенок сам осознал неприглядность разбросанных вещей и игрушек. Он должен на собственном опыте убедиться, что нужные вещи легко отыскать, если они лежат на своем месте.

Поддерживая порядок в своей "зоне влияния", помните, что нельзя постоянно сдерживать естественное стремление малыша побегать, везде побывать, все пощупать, примерить на себя и т.д. – это может негативно сказаться на формировании его характера. Сверхопекаемые дети, которым запрещается  "исследовательская деятельность" даже в разумных пределах, могут вырасти пассивными, нелюбознательными, боязливыми и слишком зависимыми от окружающих. И хотя  не всегда понятно, почему ребенок, несмотря на превосходно оборудованную "детскую", предпочитает забираться к темную кладовку и на застекленную лоджию, устраивая там себе индейский шалаш или инопланетный корабль, отнеситесь с пониманием к его желанию.

По мере взросления малыша площадь "зоны влияния", возможно, будет меняться, достигая в идеале естественных границ детской комнаты. И это закономерно: пространство "детской" должно подчиняться развитию ребенка, видоизменяться вместе с ним. Если ребенок и в один год, и в пять лет играет на одном и том же "пятачке" в своей комнате, значит, вы упустили период его "великих географических открытий", и ваш контроль на этих территориях был слишком жестким. Задумайтесь, совпадает ли это с вашими целями, и если нет, у вас еще есть время исправить положение.

Цвет и настроение

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, следует обратить внимание и на цветовое решение интерьера комнаты: красный цвет возбуждает, синий – успокаивает. Но и здесь нет типовых рекомендаций: воздействие цвета зависит от многих факторов – состояния человека, устал он или хорошо выспался, ощущает ли он прилив сил, взбодрился или расслабился. Кроме того, существует индивидуальное предпочтение того или иного цвета. Так, красный может чрезмерно возбудить ребенка, сделать его неуправляемым, если он холерик, а флегматика просто привести в приподнятое, активное настроение. Следует также иметь в виду, что предпочтение цвета меняется гораздо чаще, чем представляется возможность поменять обои. Практичнее сделать стены достаточно светлыми, нейтральными, на которых вместе с малышом можно будет развесить какие-либо цветные элементы интерьера. В этом качестве могут выступать не только шторы, картины, ковры и коврики, но и поделки или рисунки вашего ребенка. Замечательно, если вы сумеете сохранить продукты творчества вашего малыша, периодически устраивая "вернисажи", и обновляя экспозиции. Таким образом ребенок вместе с вами сможет сам проследить, как развиваются его способности, как меняется мир его увлечений. Может быть, в этих овеществленных переживаниях сохранится для него и для вас летопись его детства.

Для красочного оформления интерьера можно использовать и репродукции картин известных художников. Следует при этом помнить, что в красочных экспозициях картин важно все: лирический пейзаж хорошо успокаивает перед сном, а жанровая сценка активизирует познавательную активность. Главное – наблюдайте за ребенком, чтобы быстро и правильно отреагировать на меняющиеся потребности малыша. Иногда от родителей можно услышать: на обоях – райские птицы с яркими хвостами, абажур разноцветный, а ребенок на них не смотрит. Очевидно, сработал эффект "привыкания"- значит надо менять экспозицию: что-то убрать, что- то добавить, а порой достаточно перевесить картину с одного места на другое, и она вновь "оживет" для глаз.

Итак, должно меняться не только пространство "детской", но и цветовой мир, в котором живет ребенок. В выборе цветовой гаммы следует учитывать и индивидуальные вкусы (об этом мы уже говорили) и возрастные особенности: маленьким детям, как правило, больше нравятся чистые тона, детям постарше – их смешения и всевозможные оттенки.

Дорогие мои игрушки

Для того, чтобы развитие ребенка проходило "правильно", необходимо приспосабливать "детскую" под его индивидуальность с учетом перспектив общевозрастного развития. Поэтому "детская" должна постоянно меняться: и мебель, и игрушки. Среди последних наиболее практичными и одновременно обладающими развивающим эффектом являются всевозможные конструкторы и мозаики, позволяющие и заставляющие ребенка активно манипулировать ими. Будет просто замечательно, если в детской будет созданы возможности для активных игр и физических упражнений. Для этих целей подойдут всевозможные спортивные тренажеры. Выбор в этом вопросе за вашим малышом.

А что, кроме мебели и игрушек наполняет "детскую", придает ей особую атмосферу? В каком доме детям хотелось бы жить? Обратившись с таким вопросом к дошкольникам, посещающим московский детский центр "Зюзино", мы получили множество упоминаний о технических чудесах и игрушках. Но большинство детей потеснили весь этот механический мир и впустили в свое жилье всевозможных животных, реальных и фантастических. Вероятно, это еще раз подтверждает присущее человеку желание "приручать и быть ответственным за тех, кого приручил". В этом множестве живых существ, населяющих воображаемый дом ребенка проявилось, на наш взгляд, не только стремление малыша "обладать" живой игрушкой, а определенная человеческая черта: ребенок хочет быть добрым, сильным, заботливым, нежным. Все эти стремления в отношении "братьев наших меньших" так естественны для детей. Не пренебрегайте этим наполнением "детской", уважаемые  родители!

Наше жилье, а тем более "детская" - не дворцовые апартаменты, не демонстрация состоятельности, у нее своя важная задача – создать уют и комфорт, чтобы искорки способностей и душевного богатства малыша разгорались в ней на радость родителям, чтобы свет от семейного очага грел ребенка всю его долгую и счастливую жизнь.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру