Застенчивый ребенок

Свою книгу о застенчивости американский психолог Ф. Зимбардо начинает с примеров, в которых описываются мучительные переживания детей, испытывающих страх перед другими людьми. Одна из этих историй знакомит нас с мальчиком, который из-за паралича ног вынужден был носить распорки. Недуг развил в нем болезненную застенчивость, которая заставляла его прятаться под кровать или за дверь, как только в доме появлялись посторонние. Это продолжалось и после того, как распорки были сняты. Когда пришла пора отдать мальчика в школу, он беспрерывно плакал, цеплялся за мать, утыкался головой ей в подол, лишь бы не соприкасаться с учителями и детьми. Тогда мать придумала способ, чтобы отвлечь сына от сосредоточенности на себе. Она решила сделать ему маску, позволяющую скрыть лицо. Мальчик с удовольствием принял эту игру и начал называть себя "Одиноким Ковбоем". Остроумный прием матери неожиданно сработал. Учителя и дети также приняли эту игру, и постепенно пальчик вошел в группу, хотя и чувствовал себя несколько отстраненно. В течение целого года он каждый день надевал свою маску и снимал только тогда, когда за ним приходил кто-то из родных. Постепенно росла его уверенность в себе, накапливался опыт общения с людьми и, наконец, наступил момент, когда он согласился отказаться от маски, чтобы превратиться в здорового и счастливого ребенка.

Это история со счастливым концом. Но как много на свете людей, которые так и не смогли преодолеть в себе застенчивость, которым во время не помогли справиться с тяжкими переживаниями, связанными с нею. Проведенный Ф. Зимбардо опрос среди взрослых американцев показал, что более 80% опрошенных отметили, что в один из периодов своей жизни они были застенчивы, из них более 40% считали себя застенчивыми в настоящее время, и примерно четверть опрошенных отнесла себя к хронически застенчивым. Среди проблем, которые их особенно беспокоят, они отметили такие, как трудности в установлении контактов, выражении своего мнения и отстаивания своих прав, неумение заводить друзей, чрезмерная сосредоточенность на себе, негативные переживания одиночества, тревожности и депрессии.

Как видим, жизнь застенчивого человека заполнена мучительными переживаниями. Но если взрослый может поделиться с кем-то своими проблемами, попытаться сознательно разрешить их с помощью друзей, обратиться за помощью к психологу, познакомиться с психотерапевтической литературой, то как быть маленькому ребенку, на трудности которого взрослые часто просто не обращают внимания, либо борются с ними слишком прямолинейно? Ведь так часто, обращаясь к застенчивому ребенку, родители или воспитатели настойчиво твердят: "Ну чего ты боишься? Расскажи нам стишок, - ведь ты его прекрасно знаешь. Нельзя быть таким трусливым". И стараются не замечать, как ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за спину взрослого, забыв все, что он действительно хорошо знает и может рассказать в эмоционально безопасной для себя ситуации. Как много психических травм получают эти, как правило, тихие и послушные дети от безграмотного и часто резкого и нетерпеливого обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Иногда в детском саду на застенчивых детей перестают вообще обращать внимание: "Все равно от него слова не дождешься. Пусть себе играет один". Если же ребенок стесняется не только взрослых, но и сверстников, он фактически оказывается в изоляции. Конечно, есть люди, которые предпочитают общению одиночество, но в том-то и беда застенчивого человека, что он хочет общаться с другими людьми, но не может, а иногда и не умеет преодолеть внутреннее напряжение, мешающее просто и естественно принять участие в беседе, совместном деле.

Как правило, застенчивость появляется в детстве. Как и в чем она проявляется? В каких ситуациях ребенок чаще всего ведет себя застенчиво? И, наконец, какова сердцевина застенчивости, ее психологическая природа? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в исследовании застенчивости у детей дошкольного возраста.

Опрос родителей 3-хлетних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников. Как видим, эти данные близки тем, которые получены Ф. Зимбардо. Совпадение этих цифр может свидетельствовать о том, что, по-видимому, застенчивость, возникнув в детстве, сохраняется и в последующие годы.

Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда они ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше, часто они оказываются вне поля зрения родных, зато хорошо известны воспитателям. Эти ситуации связаны с необходимостью общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В подобных случаях ребенок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой. Вот как может выглядеть его поведение в случае, когда в группу детского сада заходит посторонний взрослый.

Трехлетний Дима играет с машинкой рядом со сверстниками. При появлении взрослого он внимательно смотрит на него, но встретив его взгляд, смущенно отворачивается. Взрослый просит мальчика подойти к нему. Дима улыбается, быстро встает, делает несколько шагов навстречу, останавливается и смущенно топчется на месте, вертит в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывает на взрослого. На повторное подзывание он вновь делает два шага, затем идет вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, стоящих в группе, и останавливается в нескольких шагах от взрослого, снова отходит, затем бежит в туалет, выходит из него, издали вопросительно смотрит на взрослого. Подходит к нему после четвертого подзывания, стоит рядом и смущенно поглядывает в глаза взрослого, накручивает на палец волосы. В ответ на предложение взрослого поиграть, Дима охотно соглашается и идет в игровую комнату. Однако, усевшись за столик, мальчик вновь внутренне сжимается и сидит в неподвижной позе, глядя в пол, иногда поднимая глаза и робко поглядывая на взрослого, поводя плечами и смущенно улыбаясь. Разложенные на столе игрушки и книжки привлекают его, он робко дотрагивается до них, но не решается взять или попросить разрешения поиграть или посмотреть книжки.

Мы так подробно описали поведение ребенка, казалось бы, в самой элементарной ситуации, чтобы показать, как трудно застенчивому малышу совершить такое простое действие, как подойти к доброжелательно настроенному взрослому. Здесь перед нами предстает вся симптоматика поведения застенчивого ребенка. В целом он доброжелательно относится к взрослому, готов общаться с ним, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в его нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда ребенок вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребенок чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

 Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. В этом возрасте взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. В одном из наших экспериментов детям предлагалась игра-драматизация "Корабль и море", в которой ребенок должен был играть роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: "Я не боюсь тебя, море! Улетай ветер! Затихни, буря!". Все застенчивые дети вели себя в этой ситуации одинаково: смущенно опускали голову, прятали руки за спину, напряженно смотрели на взрослого, иногда пытались прошептать нужные слова, но так и не решались произнести их громко, испуганно и виновато повторяя: "Я не могу".

Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен что-то рассказать о себе. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Если ребенок занят какой-либо деятельностью, например, собирает "Лего", сооружает что-то из деталей конструктора и пр., малейшее порицание педагога может вызвать у него всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Застенчивые дети более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их незастенчивые ровесники. Такое поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания взрослого, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает ребенка. Он ведет себя застенчиво и в ситуациях, в которых сам ожидает неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, он смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто застенчивые дети как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому в их высказываниях, предшествующих деятельности и по ходу ее нередко звучат слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своему успеху, но не решается сказать об этом.

Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако наши опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, самым лучшим, т.е. отношение к себе как к личности у него самое положительное. Его проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже – с точки зрения взрослых – родителей и воспитателей. При этом, чаще всего, оценки воспитателей и педагогов оказываются намного ниже, чем родителей. Этим и обусловлено во многом застенчивое поведение детей на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я. Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированию особого типа личности застенчивого ребенка. Его особенность заключается в том, что все, что делает ребенок, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем Я часто заслоняет содержание его деятельности. Ребенок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет как протекание самой деятельности, так и общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор может уходить в тень, а в общении с воспитателями, педагогами, посторонними людьми он четко выступает на первый план, подчас провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в "уходе в себя", в принятии "маски равнодушия", а подчас, как это ни покажется парадоксальным, в агрессивном поведении. Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить часто очень хорошие способности, выразить свои переживания. В ситуациях, когда ребенок забывает о себе, чувствует себя защищенным, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Многие проблемы застенчивых детей определяются характером их взаимоотношений с близкими людьми. Об этом свидетельствуют, например, детские рисунки. Остановимся на этом чуть подробнее. В нашем эксперименте детям предлагалось нарисовать свою семью. Оказалось, что многие застенчивые дети вообще не рисуют себя в семье. Просьба объяснить свое отсутствие на рисунке вызывала либо смущение, либо уклончивые ответы: "Не хватило места". Иногда все же удавалось получить объяснение. Так, шестилетняя Маша смущенно призналась: "Мне не хочется себя рисовать… Места не хватило…Потому что они не разрешают с ними ходить никуда…А меня не взяли. Плохо себя вела". Родителей и бабушку Маша рисовала охотно, с любовью, но на рисунке они изображены взявшимися за руки со множеством пальцев, при этом мама четко доминирует в черной одежде, а папа нарисован с большим ртом ("Папа зубастый, ругается на маму"). Рисунок создает впечатление сплоченной и агрессивной группы взрослых, вытесняющих Машу из семьи. Тема злой и наказывающей мамы часто всплывала и в беседах девочки с экспериментатором. Об одиночестве в семье, ее разобщенности свидетельствует и рисунок пятилетней Риты. Эта девочка отличалась особой застенчивостью не только в общении с незнакомыми взрослыми, но и с воспитателями, и с детьми. Она была молчалива, робка, покорно шла на эксперимент, но всегда брала с собой маленькую мягкую игрушку, с которой никогда не расставалась и прижимала к себе в случаях особых затруднений. На рисунке семьи она изобразила "праздничный стол", заставленный посудой, и сидящих за ним маму и подругу. Рисунок сделан черным карандашом, выглядит мрачно и совсем не празднично. Мама и подруга сидят неустойчиво, на самом краю стульев, у мамы большой рот и указующий жест руки. Состав семьи искажен. На протяжении нескольких лет Рита рассказывала экспериментатору о том, что мама считает, что в семье должно быть двое детей. Реальное отсутствие второго ребенка Рита постоянно заполняет кем-то из своих подруг, часто путая их с несуществующей сестрой. Видимо, она ощущает неудовлетворенность матери неполным составом семьи, чувствует свою недостаточную ценность в ней. Поэтому ее нет на рисунке. Нет на нем и отца. Рита объясняет это так: "Мы с папой играем, там не видно. Мы в другой комнате". На рисунке, сделанном через год, девочка нарисовала себя в семье но все ее члены расположены далеко друг от друга и совершенно разобщены. Лицо Риты густо зарисовано черным карандашом.

Рисунки семьи, на которых дети включают себя в ее состав также дают возможность судить об их самоощущении и возможных причинах застенчивости. В этом отношении показательны рисунки Оксаны. На рисунке семьи, сделанном в 5-летнем возрасте, она изобразила в верхней части листа маму, папу и старшую сестру. Рисовала она их радостно, со множеством ласковых комментариев. Закончив рисунок, отложила карандаш и сообщила: "Все". На вопрос экспериментатора, кого здесь не хватает, Оксана смущенно улыбнулась: "Меня". Затем продолжила: "Я маленькая-премаленькая. Я только родилась…Я такая родилась…одна челка была и больше ничего. Я себя большой не хочу рисовать. Хочу быть маленькой. Вот и я, маленькая-премаленькая". Говоря это, Оксана нарисовала крошечное спеленатое существо в нижнем крае листа. Таким образом, хотя девочка и не высказала негативных эмоций по поводу своего места в семье, рисунок показывает ее пока еще не осознаваемое изолированное положение в ней. Рисуя свою семью через год, в 6 лет, Оксана расположила свою фигуру уже между мамой и папой, но вновь изобразила себя очень маленькой. Ее фигурка выглядит одинокой на фоне высоких, во весь лист. Родителей. Все трое идут не рядом, а друг за другом. Интересен комментарий девочки к рисунку: "Бабушка и сестра дома останутся. Только мама, папа и я гуляют. Я маленькая, никак не могу до мамы дотянуться, чтобы ее взять за руку. У меня закрытые глаза, хочу идти с закрытыми глазами… Немножко открытые, чтобы не споткнуться о камни. Ручки такие маленькие, даже до мамы не могу дотянуться". Грустный рисунок, сделанный черным карандашом, уже более явственно передает ощущение слабости, одиночества и незащищенности.

В целом, рисунки семьи дают возможность выделить некоторые причины, по-видимому, обусловливающие появление застенчивости. Среди них такие как излишняя строгость и авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребенка, слабая эмоциональная поддержка, приводящие к формированию у него чувства своей слабости и изолированности от других.

Можно ли помочь ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

Мы описали основные "болевые точки" застенчивого ребенка и, исходя из них, предлагаем некоторые рекомендации для воспитателей и педагогов.

Пожалуй, самое главное – это поднять самооценку ребенка в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Проанализируйте свое отношение к ребенку, спросите себя, нравится ли он Вам. Скорее всего, он вызывает у вас симпатию. Ведь застенчивые дети редко доставляют взрослым хлопоты и неприятности. Но всегда ли Вы выражаете свое хорошее отношение к нему в реальном поведении? И не только за его хорошие поступки, а просто потому, что он Вам нравится? Может быть, ему не хватает выражения Вашей похвалы и поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на детей лишь тогда, когда они что-то делают неправильно и не замечаем их достижений, хороших поступков. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Они не умеют заявить об этом открыто, но потребность в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развито очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития – доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослые должны воспитывать в себе умение быть внимательными к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

Что такое поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш. Комментируя его действия, мы даем ему понять, что заметили его старания, успехи, и что это нам нравится.

Способы поддержки несложны. Вот ребенок приходит утром в детский сад. Подойдите к нему, присядьте рядом и скажите: "Я рада тебя видеть. У нас сегодня будет столько интересных дел". Идя мимо играющего ребенка, скажите ему: "Я вижу, ты строишь гараж для машины" или "По-моему, тебе нравится играть с песком". Если ребенок долго пытался натянуть ботинки и это удалось ему, похвалите его: "Ты так старался надеть ботинки, и у тебя получилось. Замечательно!". Ребенок не обязательно ответит на Ваше одобрение благодарностью, он может и промолчать, но будьте уверены, что оно небесполезно. Причем, мальчикам такое внимание нужно не меньше, чем девочкам.

Застенчивые дети часто бывают ласковыми, но им трудно выразить свою любовь к взрослому. Попробуйте сами обращаться к ребенку с лаской. Возможно, он охотно откликнется на нее, и это усилит его доверие к Вам. Конечно, здесь нужен такт. Если ребенка тяготят объятия, можно ограничиться легким прикосновением к его плечу, руке, дружеским похлопыванием по спине. Тактильный контакт важен для маленьких детей и мы советует осуществлять его не только родителям, но и воспитателям.

Поддержка взрослого должна быть искренней и корректной. Застенчивые дети очень уязвимы, если взрослые иронизируют по их поводу. Ирония может больно задеть ребенка, обидеть его, оттолкнуть от Вас. То же самое и с чрезмерным восторгом. Чувствительный ребенок сразу же распознает неискренность, неискренняя похвала смутит его еще больше. Бывает достаточно сказать: "Мне нравится с тобой разговаривать" или "Так приятно видеть тебя веселым", и Вы увидите, как ребенок расслабится и улыбнется Вам.

Следующая задача – помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности – на занятиях и в свободное время. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, или давая ему какое-то задание, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и Вы всегда поможете ему вместе преодолеть трудности. Если Вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь Вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элементы воображения. Только помните, что острие юмора должно быть направлено не на личность ребенка, а на ситуацию. Например, если ребенку не удается собрать пирамидку или фигурку из лего, сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей. Поговорите с ним от имени придуманного вместе персонажа, разыграйте смешную ситуацию. Если это групповое занятие, не бойтесь, что нарушится дисциплина. Удовольствие от игры испытают все дети. Игровая ситуация разрядит напряженность, отвлечет малыша от переживания своей неуспешности, придаст ему смелости.

Замечено, что застенчивые дети чувствуют себя увереннее, если рядом с ними находятся их сверстники. Если вы хотите, чтобы застенчивый ребенок отвечал, стоя перед всей группой, вызовите его вместе с другим ребенком и попробуйте организовать диалог между детьми или их совместный ответ. Распределенное внимание поможет малышу не чувствовать себя одного в центре ситуации, придаст ему смелости.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в наших экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как незастенчивые малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь над тем, не слишком ли часто Вы ограничиваете свободу детей, их непосредственность и любознательность. Не сочтите за кощунство совет иногда нарушить правила: Ваше гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. Постоянно организовывайте творческие виды занятий, стимулируя застенчивых детей проявлять фантазию, выдумку. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Часто ли вы играете с детьми в подвижные игры? Считается, что игры в прятки, жмурки – это такие развлечения, в которых участвуют одни лишь дети. К тому же вы, скорее всего, опасаетесь, что такие игры излишне возбуждают детей, вносят беспорядок в жизнь группы. Это не верно. Подвижные игры со взрослыми не только помогут ребенку выразить свои эмоции, отреагировать их активизировать жизненную энергию, но и установить более непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. А игры – соревнования в кегли, мяч, стрельбу из лука с присосками, в преодоление препятствий, борьбу и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, шутливыми угрозами партнеров, смехом, также помогут застенчивому ребенку отреагировать свои эмоции, снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности. Организуя такие игры, старайтесь создать для застенчивого ребенка ситуацию успешности, а после завершения игры похвалите застенчивого ребенка, подчеркните его смелость и ловкость, выразите удовольствие от совместной игры. Вы можете возразить, что в подвижные игры дети играют на занятиях по физкультуре. Это, конечно, так. Но на этих занятиях с детьми занимается педагог, эти занятия также в большой степени регламентированы, а Ваша задача – внести элементы новизны, веселья, раскрепощения в повседневную жизнь группы и, кроме того, самим стать равноправным участником детских игр и занятий. Эмоционально-непосредственное взаимодействие с детьми облегчит застенчивым детям снятие внутренних зажимов, боязни порицания и чрезмерных запретов. Что же касается дисциплины, то Ваше педагогическое мастерство поможет Вам установить баланс между занятиями и свободной игрой детей.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, например, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем", "Кто к нам пришел" "Куклы пляшут", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Мы уже говорили о том, что взрослые – и родители, и воспитатели, - часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают их выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Ребенок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

Если вы решили попробовать помочь ребенку в решении его проблем с помощью таких придуманных историй, советуем вам руководствоваться следующими правилами.

1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.

2. Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?

3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка ( например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, вы можете сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим, что все будут смеяться над ним. Из-за этого он боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.

4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.

5. Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог между ребенком и помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения ребенка, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором в придумывании истории.

6. Придуманная история должна иметь положительный результат.

7. После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него придуманная история. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.

8. Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него побольше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

9. Обязательно подключите к своей работе родителей. Хорошо, если они обсудят с ребенком придуманную историю, предложат свой вариант ее развития, включая в сюжет те ситуации, которые они наблюдали дома, в гостях и пр.

Предложенный способ можно использовать в любое свободное время, например, во время прогулки детей.

Для того чтобы убедить вас в пользе фантазирования, сочинения всяких историй, сошлюсь на мнение известного писателя Жоржа Сименона. В жизни он был крайне застенчивым и боязливым человеком. Он для того и придумал бесстрашного комиссара Мегрэ, чтобы компенсировать недостатки своего характера. Многие годы писатель жил в изоляции от внешнего мира, создавая свои замечательные романы, герой которых проявлял чудеса изобретательности и храбрости в поисках преступников. И наступил такой момент, когда Сименон почувствовал себя уверенным человеком, не нуждающимся во втором Я. После этого он потерял интерес к своему герою и свой писательский талант направил на написание мемуаров. Свое творчество он определял не только талантом, "но всей жизнью, которая была посвящена постепенному избавлению от унаследованных страхов". Проигрывая в уме страшные истории, наказывая зло в своих литературных фантазиях, автор постепенно освобождался от излишней робости и неуверенности, что и позволило ему в конце концов обрести самого себя.

Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые детям герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослым роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски свой собственной жизни и овладеет приемами борьбы со своими страхами и тревогами. Хорошо, если вы вместе с ребенком изготовите маски для таких игр, с их помощью ребенку будет легче войти в роль, "спрятаться" за маской.

Можно организовывать игры в "детский сад", где ребенок, его сверстник и взрослый также поочередно разыгрывают роли воспитательницы и детей, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Как правило, застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них: "Быстрые ответы" Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится воспитатель, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому из детей легкие для них вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета 1-2-3 (например, можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил и пр.). Дети могут отвечать на вопросы как угодно – и серьезно и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?" и т.д. При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания других. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным перед воображаемой или реальной опасностью. После того, как все дети добьются успеха и в группе играющих сложится непосредственная атмосфера, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из детей. Другой вариант игры – "Мяч в кругу". Участники игры – взрослые и дети (хорошо, если вы привлечете к этой игре кого-то из педагогов и родителей) - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условием игры является следующее: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик" и пр. Для старших детей можно усложнять игру, вводя в нее ограничение на слова, например, называя только цвета или предметы одежды, мебели, посуду и пр. Такая игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ.

Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру