Застенчивый ребенок

Свою книгу о застенчивости американский психолог Ф. Зимбардо начинает с примеров, в которых описываются мучительные переживания детей, испытывающих страх перед другими людьми. Одна из этих историй знакомит нас с мальчиком, который из-за паралича ног вынужден был носить распорки. Недуг развил в нем болезненную застенчивость, которая заставляла его прятаться под кровать или за дверь, как только в доме появлялись посторонние. Это продолжалось и после того, как распорки были сняты. Когда пришла пора отдать мальчика в школу, он беспрерывно плакал, цеплялся за мать, утыкался головой ей в подол, лишь бы не соприкасаться с учителями и детьми. Тогда мать придумала способ, чтобы отвлечь сына от сосредоточенности на себе. Она решила сделать ему маску, позволяющую скрыть лицо. Мальчик с удовольствием принял эту игру и начал называть себя "Одиноким Ковбоем". Остроумный прием матери неожиданно сработал. Учителя и дети также приняли эту игру, и постепенно пальчик вошел в группу, хотя и чувствовал себя несколько отстраненно. В течение целого года он каждый день надевал свою маску и снимал только тогда, когда за ним приходил кто-то из родных. Постепенно росла его уверенность в себе, накапливался опыт общения с людьми и, наконец, наступил момент, когда он согласился отказаться от маски, чтобы превратиться в здорового и счастливого ребенка.

Это история со счастливым концом. Но как много на свете людей, которые так и не смогли преодолеть в себе застенчивость, которым во время не помогли справиться с тяжкими переживаниями, связанными с нею. Проведенный Ф. Зимбардо опрос среди взрослых американцев показал, что более 80% опрошенных отметили, что в один из периодов своей жизни они были застенчивы, из них более 40% считали себя застенчивыми в настоящее время, и примерно четверть опрошенных отнесла себя к хронически застенчивым. Среди проблем, которые их особенно беспокоят, они отметили такие, как трудности в установлении контактов, выражении своего мнения и отстаивания своих прав, неумение заводить друзей, чрезмерная сосредоточенность на себе, негативные переживания одиночества, тревожности и депрессии.

Как видим, жизнь застенчивого человека заполнена мучительными переживаниями. Но если взрослый может поделиться с кем-то своими проблемами, попытаться сознательно разрешить их с помощью друзей, обратиться за помощью к психологу, познакомиться с психотерапевтической литературой, то как быть маленькому ребенку, на трудности которого взрослые часто просто не обращают внимания, либо борются с ними слишком прямолинейно? Ведь так часто, обращаясь к застенчивому ребенку, родители или воспитатели настойчиво твердят: "Ну чего ты боишься? Расскажи нам стишок, - ведь ты его прекрасно знаешь. Нельзя быть таким трусливым". И стараются не замечать, как ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за спину взрослого, забыв все, что он действительно хорошо знает и может рассказать в эмоционально безопасной для себя ситуации. Как много психических травм получают эти, как правило, тихие и послушные дети от безграмотного и часто резкого и нетерпеливого обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Иногда в детском саду на застенчивых детей перестают вообще обращать внимание: "Все равно от него слова не дождешься. Пусть себе играет один". Если же ребенок стесняется не только взрослых, но и сверстников, он фактически оказывается в изоляции. Конечно, есть люди, которые предпочитают общению одиночество, но в том-то и беда застенчивого человека, что он хочет общаться с другими людьми, но не может, а иногда и не умеет преодолеть внутреннее напряжение, мешающее просто и естественно принять участие в беседе, совместном деле.

Как правило, застенчивость появляется в детстве. Как и в чем она проявляется? В каких ситуациях ребенок чаще всего ведет себя застенчиво? И, наконец, какова сердцевина застенчивости, ее психологическая природа? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в исследовании застенчивости у детей дошкольного возраста.

Опрос родителей 3-хлетних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников. Как видим, эти данные близки тем, которые получены Ф. Зимбардо. Совпадение этих цифр может свидетельствовать о том, что, по-видимому, застенчивость, возникнув в детстве, сохраняется и в последующие годы.

Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда они ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше, часто они оказываются вне поля зрения родных, зато хорошо известны воспитателям. Эти ситуации связаны с необходимостью общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В подобных случаях ребенок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой. Вот как может выглядеть его поведение в случае, когда в группу детского сада заходит посторонний взрослый.

Трехлетний Дима играет с машинкой рядом со сверстниками. При появлении взрослого он внимательно смотрит на него, но встретив его взгляд, смущенно отворачивается. Взрослый просит мальчика подойти к нему. Дима улыбается, быстро встает, делает несколько шагов навстречу, останавливается и смущенно топчется на месте, вертит в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывает на взрослого. На повторное подзывание он вновь делает два шага, затем идет вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, стоящих в группе, и останавливается в нескольких шагах от взрослого, снова отходит, затем бежит в туалет, выходит из него, издали вопросительно смотрит на взрослого. Подходит к нему после четвертого подзывания, стоит рядом и смущенно поглядывает в глаза взрослого, накручивает на палец волосы. В ответ на предложение взрослого поиграть, Дима охотно соглашается и идет в игровую комнату. Однако, усевшись за столик, мальчик вновь внутренне сжимается и сидит в неподвижной позе, глядя в пол, иногда поднимая глаза и робко поглядывая на взрослого, поводя плечами и смущенно улыбаясь. Разложенные на столе игрушки и книжки привлекают его, он робко дотрагивается до них, но не решается взять или попросить разрешения поиграть или посмотреть книжки.

Мы так подробно описали поведение ребенка, казалось бы, в самой элементарной ситуации, чтобы показать, как трудно застенчивому малышу совершить такое простое действие, как подойти к доброжелательно настроенному взрослому. Здесь перед нами предстает вся симптоматика поведения застенчивого ребенка. В целом он доброжелательно относится к взрослому, готов общаться с ним, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в его нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда ребенок вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребенок чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

 Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. В этом возрасте взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. В одном из наших экспериментов детям предлагалась игра-драматизация "Корабль и море", в которой ребенок должен был играть роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: "Я не боюсь тебя, море! Улетай ветер! Затихни, буря!". Все застенчивые дети вели себя в этой ситуации одинаково: смущенно опускали голову, прятали руки за спину, напряженно смотрели на взрослого, иногда пытались прошептать нужные слова, но так и не решались произнести их громко, испуганно и виновато повторяя: "Я не могу".

Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен что-то рассказать о себе. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Если ребенок занят какой-либо деятельностью, например, собирает "Лего", сооружает что-то из деталей конструктора и пр., малейшее порицание педагога может вызвать у него всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Застенчивые дети более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их незастенчивые ровесники. Такое поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания взрослого, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает ребенка. Он ведет себя застенчиво и в ситуациях, в которых сам ожидает неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, он смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто застенчивые дети как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому в их высказываниях, предшествующих деятельности и по ходу ее нередко звучат слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своему успеху, но не решается сказать об этом.

Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако наши опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, самым лучшим, т.е. отношение к себе как к личности у него самое положительное. Его проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже – с точки зрения взрослых – родителей и воспитателей. При этом, чаще всего, оценки воспитателей и педагогов оказываются намного ниже, чем родителей. Этим и обусловлено во многом застенчивое поведение детей на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я. Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированию особого типа личности застенчивого ребенка. Его особенность заключается в том, что все, что делает ребенок, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем Я часто заслоняет содержание его деятельности. Ребенок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет как протекание самой деятельности, так и общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор может уходить в тень, а в общении с воспитателями, педагогами, посторонними людьми он четко выступает на первый план, подчас провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в "уходе в себя", в принятии "маски равнодушия", а подчас, как это ни покажется парадоксальным, в агрессивном поведении. Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить часто очень хорошие способности, выразить свои переживания. В ситуациях, когда ребенок забывает о себе, чувствует себя защищенным, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Многие проблемы застенчивых детей определяются характером их взаимоотношений с близкими людьми. Об этом свидетельствуют, например, детские рисунки. Остановимся на этом чуть подробнее. В нашем эксперименте детям предлагалось нарисовать свою семью. Оказалось, что многие застенчивые дети вообще не рисуют себя в семье. Просьба объяснить свое отсутствие на рисунке вызывала либо смущение, либо уклончивые ответы: "Не хватило места". Иногда все же удавалось получить объяснение. Так, шестилетняя Маша смущенно призналась: "Мне не хочется себя рисовать… Места не хватило…Потому что они не разрешают с ними ходить никуда…А меня не взяли. Плохо себя вела". Родителей и бабушку Маша рисовала охотно, с любовью, но на рисунке они изображены взявшимися за руки со множеством пальцев, при этом мама четко доминирует в черной одежде, а папа нарисован с большим ртом ("Папа зубастый, ругается на маму"). Рисунок создает впечатление сплоченной и агрессивной группы взрослых, вытесняющих Машу из семьи. Тема злой и наказывающей мамы часто всплывала и в беседах девочки с экспериментатором. Об одиночестве в семье, ее разобщенности свидетельствует и рисунок пятилетней Риты. Эта девочка отличалась особой застенчивостью не только в общении с незнакомыми взрослыми, но и с воспитателями, и с детьми. Она была молчалива, робка, покорно шла на эксперимент, но всегда брала с собой маленькую мягкую игрушку, с которой никогда не расставалась и прижимала к себе в случаях особых затруднений. На рисунке семьи она изобразила "праздничный стол", заставленный посудой, и сидящих за ним маму и подругу. Рисунок сделан черным карандашом, выглядит мрачно и совсем не празднично. Мама и подруга сидят неустойчиво, на самом краю стульев, у мамы большой рот и указующий жест руки. Состав семьи искажен. На протяжении нескольких лет Рита рассказывала экспериментатору о том, что мама считает, что в семье должно быть двое детей. Реальное отсутствие второго ребенка Рита постоянно заполняет кем-то из своих подруг, часто путая их с несуществующей сестрой. Видимо, она ощущает неудовлетворенность матери неполным составом семьи, чувствует свою недостаточную ценность в ней. Поэтому ее нет на рисунке. Нет на нем и отца. Рита объясняет это так: "Мы с папой играем, там не видно. Мы в другой комнате". На рисунке, сделанном через год, девочка нарисовала себя в семье но все ее члены расположены далеко друг от друга и совершенно разобщены. Лицо Риты густо зарисовано черным карандашом.

Рисунки семьи, на которых дети включают себя в ее состав также дают возможность судить об их самоощущении и возможных причинах застенчивости. В этом отношении показательны рисунки Оксаны. На рисунке семьи, сделанном в 5-летнем возрасте, она изобразила в верхней части листа маму, папу и старшую сестру. Рисовала она их радостно, со множеством ласковых комментариев. Закончив рисунок, отложила карандаш и сообщила: "Все". На вопрос экспериментатора, кого здесь не хватает, Оксана смущенно улыбнулась: "Меня". Затем продолжила: "Я маленькая-премаленькая. Я только родилась…Я такая родилась…одна челка была и больше ничего. Я себя большой не хочу рисовать. Хочу быть маленькой. Вот и я, маленькая-премаленькая". Говоря это, Оксана нарисовала крошечное спеленатое существо в нижнем крае листа. Таким образом, хотя девочка и не высказала негативных эмоций по поводу своего места в семье, рисунок показывает ее пока еще не осознаваемое изолированное положение в ней. Рисуя свою семью через год, в 6 лет, Оксана расположила свою фигуру уже между мамой и папой, но вновь изобразила себя очень маленькой. Ее фигурка выглядит одинокой на фоне высоких, во весь лист. Родителей. Все трое идут не рядом, а друг за другом. Интересен комментарий девочки к рисунку: "Бабушка и сестра дома останутся. Только мама, папа и я гуляют. Я маленькая, никак не могу до мамы дотянуться, чтобы ее взять за руку. У меня закрытые глаза, хочу идти с закрытыми глазами… Немножко открытые, чтобы не споткнуться о камни. Ручки такие маленькие, даже до мамы не могу дотянуться". Грустный рисунок, сделанный черным карандашом, уже более явственно передает ощущение слабости, одиночества и незащищенности.

В целом, рисунки семьи дают возможность выделить некоторые причины, по-видимому, обусловливающие появление застенчивости. Среди них такие как излишняя строгость и авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребенка, слабая эмоциональная поддержка, приводящие к формированию у него чувства своей слабости и изолированности от других.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру