Возвращение песочницы

Возвращение песочницы

Кто не знает наших городских песочниц? Унылые и замусоренные, они оказываются не очень годными для детских игр. Между тем, идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать ощущение разнообразия природы, возможностей собственного тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Но песочницу можно переместить с улицы в дом, снабдить ее незамысловатыми аксессуарами — и тогда она сможет раскрыть все богатство песочной игры.

Какой принцип положен в создание этой игры? Для многих людей облечение мыслей и чувств в слова затруднено, особенно это касается детей. Однако помимо словесного языка существует язык мимики, жеста, тела, способный тонко выразить те или иные ощущения, чувства и представления. В то же время в рисунке и пластике рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами, когда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. На этих принципах основаны методы анализа детского творчества - свободного детского рисунка, лепки, аппликации. Именно этот принцип положен в основу методики "Песочница", песочной терапии.

Главное отличие "Песочницы" от этих приемов в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать картину мира в "живом" трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Оборудование для работы с "Песочницей"

На столике помещается ящик размером 70 - 75 см шириной, 55 - 60 см длиной и 15 - 18 см глубиной, до половины наполненный чистым речным песком. Для имитации воды дно ящика выкрашено в голубой цвет. На полочке или в коробках помещены различные предметы и миниатюрные фигуры — основные составляющие картины мира: мир неживой природы (камни, минералы, ракушки); растительный мир (деревья, цветы, шишки); животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные); социальный мир (фигурки людей различных эпох, культур, профессий, взрослых и детей); фантастический мир (сказочные персонажи и пр.); рукотворный мир (дома, здания, мосты, строительные материалы, транспорт); мир символов (сакральные предметы); различные предметы, могущие "быть всем" — тряпочки, палочки, шарики... Предметов не должно быть слишком много, они должны быть доступны для детей; детям должна быть предоставлена возможность смачивать песок, чтобы он лучше формовался.

Методика рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна групповая работа, при которой группа сверстников (или ребенок и взрослый) получает возможность совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, кооперация в процессе моделирования, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может проходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предлагать различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей: конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную или заданные темы ("Сотворение мира", "Добро и зло", "Наше будущее"). Кроме того, можно предложить воспроизвести сюжеты на христианские мотивы ("Рождество", "Притча о блудном сыне", "Притча о добром самарянине" и др.).

Известный американский педагог христианской ориентации С.С. Куломзина прямо отмечает влияние песочной игры на духовное становление ребенка. "Ребенок, находясь в храме, чувствует себя так же, как играя в песочнице" — говорила она, подчеркивая творческий одухотворенный характер этих двух различных проявлений жизнедеятельности ребенка. Творческое моделирование на песке дает возможность в трехмерном пространстве воссоздать события Священной истории, раскрыть смысл евангельских притч, овладеть сложнейшими понятиями христианской этики: добро и зло, грех, покаяние, милосердие.

Как показали исследования и наш опыт, песочная игра обладает и психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем.

"Песочница" не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но и ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение морального пространства собственного бытия, построение образа мира, который связан с внутренним изменением сознания, поскольку можно сказать, что "создавая образ мира, мыслящий человек одновременно изменяет и самого себя".

Песочные композиции, созданные детьми, позволяют понять отношения в детских группах, помогают позитивно перестроить сознание и поведение. В процессе работы с детьми было обнаружено следующее: негативные эмоции, внутренние конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках, либо в прямом (изображение смерти, убийств), либо в символическом виде (выбор фигурок-монстров и других символов страхов, чрезмерное использование загородок). На начальном этапе почти для каждой детской группы были характерны яркие конфликты, нередко заканчивающиеся слезами (для девочек) или драками (для мальчиков). Спустя некоторое время в процессе совместного создания песочных картин негативные тенденции ослабевали, а затем и исчезали, как бы "уходили в песок", отношения становились более ровными, гуманными. Сами песочные картины меняли свою семантику, гармонизировались и упорядочивались.

Используемая в методике христианская символика, так много говорившая нашим предкам — взрослым и детям, — сегодня оказывается достоянием немногих. Вернуть утраченные и забытые смыслы с помощью древней игры в песок, помочь детям эмоционально сопереживать вечные истины христианства — важная воспитательная задача, решение которой позволит поставить заслон на пути распространения детской жестокости и гармонизировать детскую картину мира.

Вместо заключения

Помогая ребенку обустроить его мир игры, родители должны осознавать, что важнейший сенсорный канал — зрение — сегодня психологически оккупирован Экраном-идолом, внедряющим в детское сознание и подсознание антиценности, греховные страсти: культ силы, экспансии, агрессии (вестернизация), культ денег, вещизм, приобретательство (меркантилизация), культ тела, плотской жизни (сексологизация). В Евангелии от Матфея сказано: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Мф. 6, 22 - 23). Сейчас детское око загрязнено, как никогда.

Кроме того, нельзя не обеспокоиться тем обстоятельством, что идет полным ходом демонизация детского сознания через все сенсорные каналы, через все органы чувств, это — важнейший фактор духовного и душевного нездоровья современных детей и молодежи. Судите сами: звуковая какофония современного города, агрессивная рок-музыка с ужасающими текстами типа: "Я должен жить для сатаны, я иду в ад, не удерживай меня, мама", обилие бранной лексики в общении, включая мат — язык демонов. Одежда детей изобилует сюжетами и символикой смерти, фантастическими монстрами; даже детские лакомства облекаются в специфические обертки, например, детский обед в Макдональдсе упакован в картонный "сундучок" с изображением привидений, домовых и прочей нечистой силы.

Современные игры и игрушки также ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление ко всему греховному: к насилию и ненависти, блуду и распущенности, стяжательству и скверноприбытчеству, готовности подчиниться бесам. Вопрос стоит так: либо дети окажутся способными воспринять, пережить и применить в своей жизни те начала, которые предлагаются христианским сознанием (т.е. попросту — любить Бога, Церковь, слышать без отвращения и скуки слово Божие, радостно чувствовать воздух церковной жизни, уметь хоть сколько-нибудь неформально переживать молитвенное слово), либо отвлекающие и увлекающие воздействия мира возьмут свое и победят.

Хочется обратиться ко всем взрослым — церковным и нецерковным, верующим и неверующим, старым и молодым, образованным и не очень словами православного поэта Елены Потехиной:

Взрослые, не учите детей своих подлости.
Властные, не учите их злобе и гордости.
Сильные, не учите звериной жестокости.
Мудрые, не толкайте детей к пропасти.
Грешные, научите детей состраданию,
Слабые, научите любви и вниманию.
Старые, научите терпенью и кротости.
Слышите?! Оттащите детей от пропасти!

Состояние духовного здоровья детей России подвергается серьезной опасности. Каждый родитель и каждый педагог часто сталкивался с ситуацией, когда очень трудно, а иногда почти невозможно защитить ребенка от напастей, оградить его от агрессии, соблазнов и искушений недоброго мира. Здесь можно пожелать воспитателям, родителям - всем нам выполнять завет рано ушедшего от нас священника, ученого и педагога о. Глеба Каледы: "...Детей надо готовить ко встрече с миром. К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от мира, в них надо воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту среди грязи и греха".

Давайте употребим все силы и всю любовь, на какую способны, чтобы сделать это для наших детей.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру