Русская сказка в домашнем театре

Русская сказка в домашнем театре

Мудрый голос сказки

Государи мои, люди русские! Какая бы тень не набежала на вашу жизнь…
вспомните о русской сказке, прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу.

И.А. Ильин

Заглянем в детскую, где играет наш ребенок. Прислушаемся и внимательно понаблюдаем за ним. Вcкоре мы поймем, что игра его не хаотична, а имеет вполне определенный сюжет. И в этом сюжете, как в зеркале, отражается все, чем живет ребенок, — его открытия, желания, увлечения. А еще — впечатления от знакомства с новой книжкой или мультиком.

Не секрет, что сегодня на книжных полках в детских комнатах можно увидеть не столько сказки, сколько иллюстрированные энциклопедии и атласы. Они, конечно, раскрывают перед ребенком окошко в увлекательный окружающий мир природы, истории, науки и техники. Но разве могут они заменить тихий голос сказки?

Может быть, сказка отжила свой век? Может быть, сегодня сказки нужны только как развлечение для малышей-несмышленышей? Что могут сказки дать современным детям? В какой мир открывают дверь?

Послушаем, дорогие родители, как отвечают на эти вопросы люди именитые.

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений», — это слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского.

«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое», — так писал о сказке русский писатель и общественный деятель начала ХХ века князь Е.Н. Трубецкой.

«Правда сказок в том, что хотя и говорится в них о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации — тем сказки и интересны… Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Это выразительный художественный прием», — свидетельствует видный ученый В.П. Аникин.

«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, … она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды», — подмечает русский философ И.А. Ильин.

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем», — так пишет о сказке известный современный психолог Л. Ф. Обухова.

Нужно отдать должное: дети по-прежнему любят не только слушать сказки, но и разыгрывать сказочные истории со своими куклами, а также наблюдать за ними в театральном действии, когда куклами управляет взрослый. О возможностях домашнего театра мы и поведем речь.

Для того чтобы сказка засверкала сегодня во всей своей красоте в домашнем чтении и театре, послужила благодатным источником сюжетов для ролевых игр детей более, чем диснеевские мультики, очевидно, нужно внимательнее прислушаться к народной сказке. Цель сказки — не только развлечение, но извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Однако урок этот до сих пор остается загадкой и для многих взрослых, и для слушающих их детей.

Куда катится колобок? Зачем строится теремок? Почему льются слезы по разбитому яичку?.. Ответить на эти и другие вопросы поможет специальная литература (список читатель найдет в конце нашей книжки) и семинары для родителей. В московском семейном клубе «Рождество», например, с воспитательными возможностями традиционной культуры родители знакомятся на лекционно-практических курсах «Семейная педагогика», «Ключи к русской сказке» и др.

Впрочем, при отсутствии времени и возможности обратиться к поучительному чтению и занятиям стоит обратиться к старому испытанному средству: вдумчивому чтению и здравому размышлению.

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Вот как использован этот прием в авторской программе «Воспитание сказкой» Психолого-медико-социального центра «Феникс»:

«Репка»
«Там, где дружат, — живут, не тужат»

«Колобок»
«Лесть без зубов, а с костьми съесть»

«Теремок»
«В тесноте, да не в обиде»

«Кот и петух»
«Друг познается в беде» 

«Муравей и голубка»
«Сам погибай, а товарища выручай» 

«Маша и медведь»
«Глупый киснет, а умный все промыслит»

«Гуси-лебеди»
«Придет беда — не купишь ума»

«Каша из топора»
«Смекалка — второе счастье»

«Два мороза»
«С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»

«Лисичка-сестричка и волк»
«Первой касатке не верь»

«Морозко»
«Как проживешь, так и прослывешь»

«Двенадцать месяцев»
«Доброму Бог помогает» 

«Зимовье зверей»
«Согласного стада волк не берет», «В согласии жить — никто не одолеет»

«Заюшкина избушка»
«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»

«Летучий корабль»
«Добро ввек не забудется»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Умей обождать», «Мир не без добрых людей»

«Сивка-бурка»
«За добро добром платят»

«Царевна-Несмеяна»
«Долг платежом красен»

Этот список можно продолжить.

Ясное понимание урока конкретной сказки дает возможность верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя», создать соответствующие образы кукольных персонажей, отразить в простейших декорациях особенности обстоятельств, характеров и атмосферы, в которой происходит действие. Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

Сказка сказке - рознь

Восприятие сказки маленьким ребенком отличается от восприятия взрослого человека тем, что, сопереживая действию, ребенок становится на позицию героя, пытается преодолеть стоящие у того на пути препятствия, словно отождествляя себя с ним. И это чрезвычайно важно для личностного становления: ведь чертами истинно положительных сказочных героев являются высокие нравственные качества: бескорыстность, совестливость, сострадательность, милосердие, преданность родной земле, а также тяга к особой, внежитейской мудрости. При выборе сказки для постановки в домашнем театре важно не попасться «на удочку» захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями иного толка.

До чего удивительно составлены порой сборники сказок! Так и кажется, что составители адресовали их не ребенку, а опытному взрослому, который путешествует по сказочному миру, где не все безупречно.

С одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви, которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего, все переносит и никогда не кончается (сказка «Безручка»), соседствуют сказка «Семь Симеонов» (из нее мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор: ему и милости царские в благодарность за пригодившееся «ремесло»). Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного порядка.

Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством неудивительно. Ведь сказка — явление культуры, в которой сплетено высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. И взрослый человек принимает их или отвергает — в соответствии со своей жизненной позицией, теми ценностями, которые были заложены в детстве. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный и избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения малыша.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизнечувствия, как бы три «этажа» сказки: нижний, средний и высший.

Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е.Н. Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» — стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..

Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственны особое вдохновение и внежитейская мудрость. Примитивный идеал житейского благополучия не для них. Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречаются обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Оттого-то на «высших ступенях» сказки подъем к чудесному превращается в подъем молитвенный. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки».

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения и театра будем остерегаться таких сюжетов, в которых присутствует романтизация воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи «легкого хлеба», а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над святыней, добродетельностью, порядочностью и простодушием.

Опасность такого смеха подмечена авторами литературных сказок. Мы помним, какая перемена произошла с мальчиком Каем — героем сказки Андерсена, — когда в его сердце и глаза попали осколки дьявольского зеркала: он стал высмеивать недостатки людей, передразнивать их, и это доставляло ему радость. Да и коварство самого зеркала заключалось именно в том, чтобы посмеяться над всем, что есть в мире. Все прекрасное становилось в нем предметом искажения. Примечательно, как Андерсен подмечает широту такого глумления троллей: «И вот, они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и Господом Богом…»

Последствия такого смеха хорошо известны — оледенение сердец.

С безобидного вроде хохота начинается и сказка Н. Вагнера «Смирение царевны». Причиной всеобщего смеха становится появление невесть откуда взявшегося хорошенького (!) мальчика с черными плутовскими, лукавыми глазками: куда бы ни упали брошенные им блестящие искры, люди начинали хохотать неистово… «Так что, наконец, ничего не осталось на земле и на небе, над чем бы люди не посмеялись. Все было осмеяно».

Смех такого рода можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи и обманщики («Хи-хи! Битый небитого везет!»), а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся со священнослужителями и церковной службой.

Вот как объясняет причину подобного смеха один из видных ученых — исследователей фольклора Юрий Иванович Юдин: «Смех снимает страх перед темной силой преисподней и освобождает самодеятельные силы ума и воли трудового человека, направляемые на трезвую оценку своего реального социального бытия». Нельзя не возразить, что недавняя история советского периода свидетельствует о той духовной бездне, куда эти «силы ума и воли» могут завести человека, лишенного святыни.

Предупреждают об опасности и иные народные сказки. Так, с молчаливого согласия одного горшечника, наладил в его мастерской производство сам нечистый с чертенятами. И выгодное дело оказалось: всего за три ночи сорок тысяч новеньких горшочков готовыми стояли. И продал их горшечник весьма прибыльно: полный мешок денег домой привез. Да только после того вся жизнь его наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали («Знаем мы твои горшки! С виду казисты, а нальешь воды — сейчас и развалятся!»). И каков итог? Стал горшечник с горя «по кабакам валяться».

Добрый разум наживают не разом

Возникает вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку? Попробуем разобраться.

От знакомства со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить ее усвоение — пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Марина Цветаева, вспоминая свои детские впечатления от прочитанных стихов, пишет: «Когда мать не спрашивала — я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми».

Датский психолог и психиатр Б. Бетельхейм отмечает парадоксальную вещь: реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как сказка; чем больше в них причинно-следственных объяснений, тем более непонятны, психологически неправдоподобны они для малыша.

Конечно, «понимание» ребенка сильно отличается от взрослого. Но детские впечатления ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования. Попытки совместного его анализа — дело школьного возраста. До этого опытные бабушки могут вспоминать сказочные коллизии, что называется, «к слову»: «Куда это ты, точно колобок, покатился? Смотри, как бы не нашлась на тебя «лиса», и т.п. Отвечать же нужно на те вопросы, которые по ходу «сказывания» ребенок задаст вам сам.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру