Занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни

Игры-занятия с предметами-орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего детства. Такие игры не только забава - занягия с предметами-орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребенка. Он учится выполнять на какую-либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, рычажок, сачок, совочек и пр.), воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставагь из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.

"Так что же здесь трудного?" - спросят озадаченные родители. Ответ и прост, и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Орудийные предметы используются в том случae, если выполнить действие рукой невозможно, неудобно или если этого требуют общепринятые нормы поведения, например брать еду из тарелки не рукой, а ложной. Ложка  является одним из первые оруднйных предметов, с которым знакомится ребенок. С помощью взрослого он усваивает способ ее употребления, т.е. приобретает опыт функционального использования конкретного предмета-орудия как части материальной культуры общества.

Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка?

Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач исполъзует преднеты-орудия целесообразно, не только совершенствует "ручную" умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата.

Когда же появляются первые орудийные денсгвия?

Вспомним, в начале жизни ребенок совершал преимущественно простейшие манипуляции с предметами: перекладывал их из руки в руку, ощупывал, рассматривал, поглажевал. Затем появляются новые действий, в которых; ребенок использует внещние свойства предметов. Постепенно его начинает интересовать, для чего тот или иной предмет служит, кaк его можно использовать. Самостоятельно понять, как используется данный предмет, малыш не в состоянии. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, ребенок не может "изобретать" их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражая взрослому, который передает ему опыт социальной жизни в практическом освоении. И в этом смысле малыш является наследником материальной и духовной культуры общества (А. Н. Леонтьев). Заботясь о полноценном психическом развитии маленького ребенка, взрослый должен помочь ему овладеть способами применения прежде всего предметов быта: посуды, одежды, постели…

В результате ко второму году жизни предметные действия ребенка уже отличаются от простейших манипуляций, приобретают характер, соответствующий свойствам предметов: коляску катает, а не стучит ею, как раньше; куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол, из кубиков или кирпичиков пытается сложить дорожку, заборчик, автомобиль и т.д.

Одновременно в конце первого и - в большей степени - на втором году жизни в деятельности детей наблюдаются попытки воздействовать предметом на предмет с тем, чтобы вызвать их перемещение, звучание и т.п. Именно к этому виду деятельности относится использование таких; предметов-орудий, как палочки, ложечки, совочки, молоточки и т.п. Осваивая их и другие предметы обихода, малыш совершенствует движения кисти руки, что является пропедевтикой формирования трудовых изобразительных умений и навыков письма.

Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую – овладеть далеким предметом с помощью палочки, позновательную - познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначение и практический смысл этих действии.

На втором году жизни речь ребенка еще недостаточно развита, и его опыт постижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребенку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Так, например, научившись палочкой доставать закатившийся под диван мячик, малыш использует этот способ, чтобы достать машинку или притянуть к себе колечко и т.п. Конечно, такой "перенос" действия в новую ситуацию способствует развитию сообразительности, формирует самостоятельность в выборе средств достижения цели. Ребенок стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добивается нужного результата. Практическое установление связи между действием и его результатом помогает умственному развитию малыша.

Игры-занятни с предметами-орудиями способствуют развитию таких личностных качеств ребенка, как настойчивость, целеустренленность и т.п. Ощущение собственной умелости и радость от самостоятельного достижения результата являются залогом формирования положительного отношения к труду и учебе.

Показав способы употребления определенного предмета, мама побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Не следует поправлять ребенка, если он понял, что предметом можно пользоваться как вспомогательным средством, но делает это по-своему (не так, как было показано). Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребенка. Мама не должна натаскивать его, формировать действие по строго принятой схеме. Пусть он сам добьется желаемого результата, испытает радость "победы", удачного действия, что рождает эмоциональный "всплеск", желание пережить эти чувства еще и еще раз.

С детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев, умеющими самостоятельно ходить, проводятся игры-занятия подготовительного характера на которых они знакомятся с простейшими приспособлениями; веревочками, привязанными к игрушкам, палками-рукоятками, закрепленными на каталках, и др. Игры-занятия "Звени колокольчик!", "Покатаем куклу", игры с автомобилем и воздушными шариками на веревочке, демонстрация подвижной куклы Петрушки подготавливают ребенка н использованиею предметов-орудий.

С детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев проводятся игры-занятия с. простейшими вспомогательными предметами: "Достань колечко", "Что и трубке лежит?". "Поехала куколка в гости", "Ловись, рыбка!", "Достань шарик", игры с песком. Полезны игры с предметами, имитирующими орудия труда взрослых: деревянный молоточек и втулочки, деревянные винты и отвертка. Такие игры интересны и детям старше 2 лет.

Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным покати и пояснениями взрослого формируют умения занять себя, используя предметы-орудня. Большое значечие имют не только участие мамы в игре, но и общение с другими детьми. Например, играя в песочнице, малыш с интересом наблюдает за теч, как сосед печет куличики, и пытается повторить эти игровые действия.

Вспомним, что в народной педагогике издавна существовали декоративно выполненые игрушки-забавы: петрушка, медведь-кузнец, рыбак, обезьянка-акробат и др. Демонстрация этих игрушек позабавит малыша и вместе с тем поможет ему связать воедино целый ряд впечатлений. Часто ребенок становнтся свидетелем смекалки и умелости взрослых видит, "как дядя стучит молотком - чинит забор", "как тетя красит забор (или скамейку) краской к кистью", "как папа с помощью насоса надувает колесо машины", "как дедушка достает из колодца воду", "как бабушка перышком смазывает пирожки" и т.п. Как правило, использование предметов в качестве вспомогательных средств для решения прантических задач очень часто сопровождает деловую жизнь взрослых а ребенок, подражая, выполняет покожие игровые действия с помощью игрушек (действует молоточком, сачком или совочком).

Мама должна обращать внимание ребенка на происходящее в окружающем - совмесные. наблюдения расширяют его кругозор. Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.

В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребенка. Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом-орудием, начинает понимать простые предложения: "Достань кольцо палочной", "Придвинь к себе коляску" и т.п.

Обогащение словаря ребенка во многом зависит от мамы. Все игры-занятия должны сопровождаться четкими и простыми словесными пояснениями. Показывая предметы-орудия (палочки, черпачки, молоточек, формочки и совочек), необходимо называть их, а выполняемые действия должны совпадать с поясняющим словом.

Подготовительные игры-заиятмл с детьми и возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев

Звени, колокольчик!
Цель. Научить пользоваться веревочкой с целью вызвать звучание колокольчика.

Материал. Яркие крупные колокольчики, бубенчики, грохотушки, ленточки, тесьма, шнур.

Ход занятия. Подвесьте колокольчик в легко доступном месте (самодельные воротца, турникет - на улице; веревочка от стены до стены - в комнате и т.п.) так, чтобы ребенок не мог достать его рукой. Привяжите к язычку колокольчика ленту или шнурок. Обратите внимание малыша на яркий блестящий предмет, покажите, как, дергая за веревочку, межно звонить. Пусть он поиграет с ним. Повторите показ, затем оставьте колокольчик для самостоятельных игр.

Покатаем куклу
Цель. Научить пользоваться тесемкой для катания различных игрушек на колесах.

Материал. Игрушки на колесах - автомобиль, коляска, тележка; тесемки или шнуры
длиной около 1 м.

Ход занятия. Предложите малышу поиграть автомобилем или другой игрушкой на колесах. Затем покажите тесемочну и скажите: "А теперь привяжем к автомобилю (к коляске, тележке и т.п.) веревочку и покатаек куклу". Привяжите тесемку к автомобилю, посадите в него куклу и катайте ее, приговаривая: "Вот как Ляля катается в машинке!".

Затем привяжите тесемки ко всем выбранным для игры игрушкам и предложите ребенку покатать их по квартире или во дворе во время прогулки.

Примечание. Мама должна четно знать цель каждого последующего занятия, готовить игрушки и материал для его проведения. Например, цель игр-занятий с каталками; научить малыша правильно пользоваться рукояткой каталки, которую он должен перемещать самостоятельно перед собой. В связи с этим подготавливается соответствующий материал - разнообразные каталки с удобными ручками.

Игры-занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Достань колечко
Цель.
Научить с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы, формировать понимание назначения орудия, развивать глазомер и координацию движений.

Материал. Палочки длиной 25-30 см с круглым сечением диаметром 0.5-1 см, цветные кольца диаметром 5-8 см.

Ход занятия. Положите на край стола палочки, а на середину - цветные кольца. Обратите внимание ребенка на них, пусть он попытается достать кольцо рукой. Затем покажите, что и вы не можете его достать; скажите "Ой, не могу достать колечко!" Возможно, ребенок сам догадается придвинуть кольцо палочкой. Если же он потянется к кольцам рукой, покажите, как нужно действовать: возьмите палочку, заведите ее конец внутрь кольца и придвиньте его к себе. Если малыш использует другон прием, не поправляйте его, а похвалите за находчивость. Доставайте кольца, пока малышу интересно.

В этой игре формируется глазомер - умение пространственно соотнести конец палочки с удаленным предметом, умение управлять палочкой, сохраняя правильное направление.

Помните для умственного развития ребенка важно, чтобы он замечал связь между совершенным действием и полученным результатом.

Что в трубке лежит?
Цель.
Научить пользоваться палочкой как орудием в новык условиях.

Материал. Палочки длиной 25-30 см, диаметром 1 см: полые картонные трубки длиной 25-30 см, диаметром 4-5 см.

Ход занятия. Положите внутрь трубки завернутую в цветную бумагу или яркую ткань игрушку. Покажите трубку малышу, спросите: "Интересно, а что там лежит?". Если он не догадается сам воспользоваться палочкой, покажите, как с ее помощью можно вытолкнуть сверток. Разверните его и покажите игрушку, назвав ее.

Затем дайте такую же трубку малышу и предложите самому извлечь игрушку. На следующем занятии в трубку можно положить цветные кружочки и предоставить ребенку возможность действовать без предварительного показа, помогая ему при необходимости.

Особенно интересно так играть с трубкой из прозрачного небьющегося материала.

Поехала куколка в гости
Цель. Научить пользоваться орудием с приспособлением, учитывая особенности предмета-цели.

Материал. Палочка длиной 25-30 см, на одном конце которой есть металлическое колечко диаметром 5 см; тележка на колесиках длиной около 10 см с вертикальным стержнем длиной 5 см; кукла-матрешка или любая легкая мягкая игрушка.

Ход занятия. Поставьте на стол тележку с куклой. Пусть ребенок некоторое время рассматривает ее. Накиньте кольцо палочки на стержень и потяните тележку на себя, скажите: "Кукла поехала в гости'".

Затем предложите ребенку так же покатать куклу, приговаривайте: "Едет кукла к Саше (имя ребенка) в гости".

Если ребенок не надевает кольцо палочки на стержень, а толкает тележку или старается зацепить ее сбоку, то следует повторно показать правильный способ действия, обращая внимание малыша на кольцо на конце палочки и на то, как нужно надевать его на стержень и подтягивать тележку.

Повторяйте это занятие время от времени.

Примечание. Можно использовать пособия заводского производства или изготовить их своими руками.

Ловись, рыбка!
Цель. Научить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Материал. Таз или надувной бассейн, сачок диаметром 10-15 см, ручка не должна быть длиннее 40-50 см.

Ход занятия. Поместите в таз с водой целлулоидных рыбок (или уточек), покажите их малышу и скажите: "Посмотри, как рыбки в воде плавают". Затем ловите рыбок сачком, приговаривая: "Поймаем рыбку". Дайте сачок ребенку, сопровождайте его действия словам "Ловись, рыбка большая и маленькая!".

На этом занятии малыш учится применять приобретенные ранее навыки в новых условиях. Сачок внешне напоминает палку с кольцом на конце, но теперь кольцо нужно не накидывать на стержень сверху, а подводить его под плавающую рыбку так, чтобы она попала в сачок и ее можно было бы вынуть из воды.

После игры покажите ребенку народную деревянную игрушку "рыбак", которая Haпомнит ему собственную "ловлю" рыбок, а также поможет активизировать его речь, пополнить пассивный, а затем активный словарь: рыбка, ловись и пр.

Повторяйте занятие через некоторые временные промежутки.

Достань шарик
Цель. Научить пользоваться черпаком для вылавливания шарика из воды.

Материал. Черпак диаметром 4-5 см с вертикальной ручкой длиной 20-25 см; шарик диаметром 3 см; высокие сосуды, заполненны водой на две трети.

Ход занятия. Бросьте в банку с водой шарик, скажите: "Ой, шарик упал в воду! Давай достанем шарик!". Покажите, как можно его выловить с помощью черпака. Затем усадите малыша за стол или на пол. Поставьте перед ним банку с водой и предложите бросить в нее шарик. Еще раз покажите, как действовавть черпаком, а потом предложите ребенку самому выловить шарик. Не разрешайте разбрызгивать воду, пусть он играет спокойно. Повторите игру несколько раз.

Примечание. В летние теплые дни такие игры с водой, а также с песком можно проводить на свежем воздухе. Помните, что игра с совочком и формочками относится к разряду игре с предметами-орудиямими, а значит, оказывает существенное воздействие на умственное развитие ребенка.

Внимание! Все игры должны проходить под наблюдением взрослого.

Журнал "Дошкольное воспитание" № 8, 2004


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру