Традиционное духовное воспитание детей. Урок 14

О девятом и десятом члене Символа веры

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Господи, благослови нас на добрый урок.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И возшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего яко Спаса родила еси душ наших.

Ребята, скажите мне в какой праздник все храмы христиане украшают зелеными ветками? (Дети отвечают, большинство — Рождество, но двое ответили верно.) В праздник Пресвятой Троицы. В этот день мы славим Бога Отца, пославшего Святого Своего Духа в виде огненных языков на святых апостолов, мы славим Сына — умолившего Отца дать апостолам и всем в Него верующим Утешителя; и славим Бога Духа Святого [11, I, c.391]. Почему же мы украшаем храм зелеными ветками? Потому, что Святой Дух дарит всему жизнь. От чего распускаются весной листики, растет трава? От тепла, которое исходит от солнца. Как от тепла просыпается весной вся природа, так и от Духа Святого оживает бессмертная человеческая душа, соединяется она с Богом для вечной жизни в Царстве Небесном. Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия, нет правды, святости, истинной радости и блаженства [11, I, c.391]. Сошел Дух Святой на апостолов в виде огненных языков, и стали они первыми священниками. В этот день множество людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, крестились. Так родилась христианская Церковь. «Церковь — это богочеловеческий организм во главе с Господом нашим Иисусом Христом» [14, c.6]. Богочеловеческий — значит, соединяющий Бога и человека вместе. Как голова соединена с телом. Так Господь наш Иисус Христос соединен с телом Своим — Христианской Церковью. Христианская Церковь — это тело Господа нашего Иисуса Христа. Из кого же состоит тело Господне, Церковь Христианская? Из нас, православных христиан, сейчас живущих на Земле и отшедших в Царство Небесное — святых, праведников, ангельских небесных сил бесплотных. Все православные христиане соединены между собой православную верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами [33, c.56]. В Таинствах нам дается благодать Святого Духа. Поэтому в нас всех единый Дух — Святой.

Вот какое крепкое тело Христово — Церковь. У всех нас, миллионов православных христиан, один Дух — Святой Дух. Ребята, а что управляет в нас с вами всем телом? Мозг. Скажите ноге: «поднимись», и она поднимется. Так и в церковном теле есть управление — священноначалие, то есть священниками. Все мы клеточки, кусочки единого тела, живем в послушании, слушаемся одного закона Божиего и имеем одну Православную веру. Итак, давайте повторим все вместе.

Церковь — это тело Христово. Это мы — христиане — сейчас живущие на Земле и в Царстве Небесном. Мы соединены православной верою, законом Божиим, имеем одно управление — священноначалие и единые Таинства.

Итак, Церковь имеет одно духовное тело, одну главу и живет одним Духом Святым. Поэтому мы называем ее Единой Церковью.

Еще Церковь называется «Святою», потому что освящена Самим Иисусом Христом [14, c.9]. Земля наша большая, в ней много стран и в каждой стране есть православные христиане. Они тоже живут одним с нами Духом Святым, верят в Господа Иисуса Христа, участвуют в (семи) Таинствах Православной Церкви. Поэтому эти христиане часть большого единого тела Христова — часть Христианской Церкви. Как у нас отдельно есть рука, нога, нос... а вместе все это — один человек. Так и все христиане в мире собраны в одно тело Христово. Поэтому наша Церковь Соборная.

А кто были первыми священниками нашей Церкви? Апостолы. Поэтому мы называем ее Апостольской. Церковь Православная верно хранит учение Апостолов. Сейчас встаньте и повторяйте за мной новую строчку Символа веры:

Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Христос — Глава Церкви и Спаситель тела, значит, чтобы спастись, войти в Царство Небесное, необходимо быть членом Его тела, Соборной Церкви. Вне Церкви нет спасения [Евр. 5, 23]. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец [26, с.86]. Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от Бога [11, I, c.434].

Невозможно переплыть море без корабля. А Святая Христова Церковь в мире — то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля — Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий — Единородный Сын Его, благоприятный ветер — Дух Святой.

Смотрите на эту картину видите какой прекрасный корабль. Может ли корабль плыть, если не будет ветра — нет. Стоять он будет. Так и Дух Святой, как ветер для парусов. Не будет Духа Святого не доплывет наш корабль до Царства Небесного. Хозяин корабля — Бог Отец, капитан — Бог Сын, ветер — Бог Святой Дух. А кто же первые помощники капитана? Дети отвечают: подчиненные правители этого корабля — Апостолы и преемники их: пастыри и учители церковные. Плывущие на этом корабле. Кто? — Все мы. Все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера во Святую Троицу. Верим мы с вами в Пресвятую Троицу? Да. Значит есть у нашего корабля дно и основание. Бока корабля, передняя часть его и кормило означают правые догматы веры. Что такое «правые догматы веры»? Это то во что мы верим, что мы говорим с вами в Символе веры, что мы верим в единого Бога, Творца Неба и Земли, видимого и невидимого, и в Сына Божьего Господа Иисуса, и в Духа Святого...

Итак, бока корабля, передняя его часть и кормило означают правильную веру, заповеди Божии, предания Церкви, правила Апостолов и Вселенских Соборов, мачта — Святой крест Христов, которым в Церкви все скрепляется и утверждается; паруса — любовь. Может корабль плыть без парусов? Нет. Так и наш корабль спасения — Православная Церковь — не поплывет без любви); якорь у корабля — надежда. Этот духовный корабль — Церковь — из разных стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в Небесное Царство и, хотя обуревается многими ветрами и волнами (мучений и гонений), никогда не подвергнется крушению. Сколько врагов и гонителей ни восставало на Святую Церковь, она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» [Cв. Иоанн Златоуст. 31, с.138].

Как же нам с вами попасть на этот спасительный корабль, который не боится ни бури, ни крушений?

Сначала нужно уверовать, что Иисус Христос есть Сын Божий, есть истинный Господь и истинный человек. Поверить, что Он единственный капитан нашего корабля спасения, Глава всей Церкви. Уверовав, принять таинство святого крещения. Через это таинство войти в Тело Христово в Православную Церковь — наш корабль. В таинстве крещения очищаемся мы от всего греха и получаем жизнь от Духа Святого [13, c.218].

Первое священное действие Христианской Церкви — первое Таинство святого Крещения. «Крещение» значит омовение. Видите, мама и папа принесли младенца в храм, и священник взял его на руки и три раза опускает в воду. Когда человека крестят, то во время погружения в воду очищаются все грехи. Как это происходит — никто не знает. Это тайна. Поэтому называется Таинство Крещения, из воды выходит новый человек. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие [Ин. 3,5]. Не может стать членом тела Христова. Не может стать пассажиром корабля спасения.

Таинство Миропомазания. Священник кисточкой помазует крестообразно тело новокрещаемого и произносит: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Как в виде огненных языков сошел Святой Дух на Апостолов, так на каждого новокрещенного в Таинстве Миропомазания сходит Дух Святой.

В конце совершения Таинств Крещения и Миропомазания, когда младенца трижды обносят вокруг купели (если взрослый — то сам обходит), поется о том, что те, которые крестились во Христа облеклись. С этого момента человек делается родным чадом Божьим, т.к. в нем живет Христос и почиет Дух премудрости, радости, света и ведения, силы и крепости и страха Божия, как на Самом Христе [27, c.42]. Итак, мы рождаемся водою и Духом в нового человека, Божия человека. А сколько раз можно родиться? Один. Значит и креститься можно только один раз.

Встали, повторим еще одну строчку Символа веры:

Итак, мы говорим, что веруем во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Едино крещение, одно крещение очищает нас от греха, с которым мы рождаемся от Адама и Евы и от всех наших грехов. В крещении мы соединяемся с Богом, как ветвь соединяется со стволом, у винограда ствол называется лоза.

Господь сказал так: Я есть виноградная лоза, а вы ветви. И если будете во Мне, то много принесете плодов. Отец Мой виноградарь и всякую ветвь, которая приносит плод, Отец Небесный очищает, чтобы еще больше принесла плодов. А та ветвь, которая не приносит плодов, отсекается от лозы и бросается вон на сожжение. [13, c.217]

Смотрите на это растение (вьющееся комнатное растение) — видите, это ствол (лоза) — Господь Бог, а это листики — мы с вами. После крещения листик прирастает к стволу. Значит эти листики — все уже крещеные православные христиане. Придет виноградарь — Бог Отец — и посмотрит на нас, где наши плоды? Если плодов не найдет, отсечет нас от лозы и бросит вон на сожжение. Какие же плоды должны мы показать Богу Отцу, без которых никто не вошел в Царство Небесное? Плоды Духа Святого. Какие это плоды — любовь, вера, простота, воздержание. У кого эти плоды есть, на кого похож — на овцу. А какая овца? Добрая, смиренная, кроткая. Господь наш Иисус Христос указал нам 9 послушаний, которые говорят нам, как стать счастливым — овцой Божией. Тот кто их выполняет, тот похож на Сына Божьего Господа нашего Иисуса Христа, который говорит: научитесь у Меня. Будьте как Я, кротки и смиренны. Какие это 9 заповедей блаженства, каким должен стать человек, чтобы войти в Церковь Божию? Нужно быть:

1. смиренным, нищим духом;

2. нужно плакать о своих грехах;

3. нужно быть кротким — тихим в душе, никого не раздражать и не раздражаться;

4. нужно желать правды Божией, хотеть чтобы Бог оправдал нас на страшном суд;

5. нужно быть милостивым — дарить свою милость — помогать, прощать близких;

6. нужно иметь чистое сердце — это значит не иметь злых мыслей и чувств на сердце;

7. нужно быть миротворцем — всех мирить, чтобы никто не ссорился;

8. нужно иметь терпение, когда гонят на за правду Божию;

9. не только терпеть гонения, но даже быть готовым умереть за имя Христово и правду Божию.

Если не будем стремиться выполнять эти 9 заповедей блаженства (т.е. истинного счастья), то не будем похожи на Сына Божьего, значит, мы чужие ему — козлища.

Как же мы можем быть листиками на лозе? Все листики одинаковые, похожие на Бога, а чужой листик отпадает, засыхает, и его сжигают. Будем похожи на Бога, крепко-крепко прирастем к Нему и войдем вместе с Ним, как тело Христово, в Царство Небесное. А почему козлы идут в ад? Потому, что они похожи на кого? На беса. К нему прирастают, становятся его листиками. И с ним идут куда? В ад. Правильно. Вот куда попадают те, кто не выполняет 9 заповедей блаженства.

Итак, все прекрасно — над нами совершилось Таинство Крещения, Миропомазания. Мы чистенькие, радостные. Мы уже пассажиры нашего спасительного корабля, листики лозы Господней. Все замечательно. Пришли мы домой и совершили грех, например, обманули маму. Что будет с нашей душой? Правильно, она станет грязной, от грязи листик может засохнуть и отпасть от ствола своего. Что же нам делать, как отмыть свою душу от грязи греха? Мылом же ее не вымоешь, ведь душа невидима. (Дети пытаются отвечать.) Правильно, нужно тут же попросить прощения у Бога. И что станет с грязным пятном греха? Оно исчезнет. Бес заглянет в свою книгу, где записывает ваши грехи а там что будет? Чисто, исчезнет запись. Как же называется это чудо? Это Таинство Покаяния. Пока вы еще не ходите в школу, ваши грехи исчезают сразу как только вы искренне попросите у Бога прощения за свой грех. А когда вы вырастете, вам нужно будет не только сразу просить у Бога прощения, но и запомнить свои грехи, сходить в храм на таинство покаяния, на исповедь к священнику. Видите, на этом рисунке (19, рис.3) священник покрывает голову человека священническим облачением, произносит молитву и Господь прощает наши грехи. Господь — врач нашего тела и души. Как врачу нужно обязательно сказать, где у вас болит, чтобы он помог вам, так и Господу нужно сказать, где у вас болит душа. Обман — это одна болезнь, воровство — другая болезнь, грубость — третья и таких болезней очень много. Не пожалуетесь, не назовете свой грех, не будет вас лечить Господь. Злые свойства человека должны быть исправлены покаянием [27, с. 41]. Покаяние — это война вашей доброй души и Бога с одной стороны, ваших грехов и бесов с другой стороны. С кем Бог, тот всегда победит. Господь всех сильнее. Он подаст вам силы поможет справиться с вашей вредной привычкой, злом, которое мучает вас, если вы стараетесь изо всех сил исправиться, честно называете свои болезни души. Нет такой душевной и телесной болезни, которой Христос не мог бы исцелить, только бы сам больной желал того и просил Его (святитель Тихон Задонский) [31, c.140]. Очистил Господь душу вашу, и тогда можете приступать к Таинству Причащения. Что вы видите на картине — Тайную Вечерю — Господь даровал нам на Тайной Вечере Таинство Причащения.

Слушаем Слово Божие. Евангелие от Матфея. Все встали. Слава Тебе Господи, слава Тебе!

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил ии, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подав им и сказал: пийте из нея вси, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28)

Сам Господь под видом вина и хлеба входит в очищенную покаянием душу, питает ее благодатью, укрепляет ее, делает подобной Себе бессмертной. Кто не вкушает тела Христова и не пьет крови Его, тот не будет иметь в себе жизнь вечную. А что бывает с теми, кто не очистил свою душу покаянием и в грязную душу принял Причастие? Что стало с Иудой, который думал предать Господа и при этом принялСвятое Причастие? Вошел в него сатана. Вот как страшно причащаются в осуждение.

Повторите мне, какие мы с вами перечислили спасительные Таинства, которые устроил Господь для нашего спасения в Православной Церкви (показываем рисунки):

1. Таинство крещения.

2. Миропомазание.

3. Покаяние.

4. Причащение.

Здесь мы видим свадьбу, венчание. Правильно таинство венчания — Господь благославляет Духом Святым пару, жениха и невесту, соединяет навечно мужа и жену;

Таинство священства. Святитель возлагает руки — рукополагает достойного человека, читает особую молитву и Дух Святой сходит на этого человека, и с этой минуты этот человек становится священником. Он слуга Божий в доме Божием, в храме он служит божественные службы, совершает таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, венчания, елеосвящения. Сам священник, как и мы человек грешный. Один Господь без греха. Но когда он совершает божественную службу — сам Святой Дух через него совершает все таинства и службу Богу;

Таинство елеосвящения, если кто заболеет, то призывает священника, и он помазывает его с молитвами святым маслом. Через святое масло — елей — и призывание благодати Божией исцеляется больной от болезней тела и души.

Вот эти 7 столбов — 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние, Причащение, венчание, елеосвящение, священство. На них утверждена наша Церковь. Семь таинств даны Господом для нашего спасения. Не будет этих столбов, рухнет дом. Так и у человека. Душа, как дом, держится на 7 столбах. Нет покаяния — рухнул один столб, нет причащения — рухнул второй столб; не ходит в храм, где совершает таинства священник — третий столб рухнул; живут муж и жена без венчания — еще один столб рухнул. Так все столбы рухнут и останутся одни развалины в душе человека, и ждет его вечная погибель, оторвется он от корабля спасения, могучего непобедимого корабля Единой Святой Соборной нашей Церкви и утонет в бушующем море зла, среди сетей, расставленных сатаной.

А где же эти сети? Сети эти расставлены везде. Вот идете вы в метро, а вам вручают приглашение на «божественное собрание» такие симпатичные, культурные люди. Вы даже и не подумаете, что их уже поймали бесы, заткнули им уши и глаза. И они уже их лучшие друзья. Вот они подходят ко всем, показывают Слово Божие Евангелие, говорят, что любят Бога, но только в храм православный не ходят, иконы не признают, святых не признают. У них своя секта. И если вы с ними заговорите, то сразу завьются вокруг вас сети сатаны. Да, да. Это очень опасно. Вот, в Америке таких ловушек сатаны, их называют секты, более 3 тысяч. В нашем городе более 200. Врачи, которые лечат больных головой людей (у которых болен ум, сумасшедших людей), предупреждают нас с вами, что нельзя разговаривать с сектантами. Они не услышат ваши слова, они больны, уши и глаза их закрыты бесами. Нужно только молиться и быстренько от них уходить. Сейчас даже по домам они стали ходить. Звонят прямо в дверь — все открывают, а там, очень милые с виду люди, очень, очень больные — свидетели Иеговы. Их секта очень опасна и запрещена во всех странах мира. Закрывайте сразу дверь и ни в коем случае не разговаривайте с ними.

Вот недавно тысячи молодых девушек и юношей были пойманы в сети секты «Белого братства». Они ушли от мам и пап. Хотели себя сжечь. Вот почему врачи громко предупреждают: уходите от сектантов, иначе попадете в психиатрическую больницу. Если же вы попали с ними в один вагон поезда и вам не уйти от них, отвернитесь и читайте про себя молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешного».

Держитесь нашей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Она есть тело Христово, глава ее Сам Господь Иисус Христос. Она единственный корабль, на котором вы будете в безопасности. На этом корабле тысячи лет спасались наши деды, прадеды, лучшие люди Земли русской. Только соединившись со Христом, мы сможем получать живительные соки Духа Святого, очищать себя от грязи греховной и таким образом достигнем вечного спасения во Христе Иисусе Господе нашем. [13, c.219]

Рисуем корабль спасения, см. на картину: с парусом, который есть любовь, с ветром — Святой Дух, мачта — крест святой, якорь — надежда. Господин корабля — Бог Отец — рисуем солнце; капитан — Сын Божий, Иисус Христос и себя нарисуйте — пассажира. А одного пассажира нарисуйте утопающего, это тот кто по своей воле отпал от спасительного корабля, попал в секту и тонет. Корабль рисуйте крепким. Дно — это вера в Пресвятую Троицу, бока — это то, во что мы веруем, заповеди Божьи, правила Апостольские. Вот какой замечательный корабль спасения — Православная Церковь.

Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали.:
 
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением)

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992. 3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994. — 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру