Комплексное занятие № 7 «Колокола и их судьба»

Цикл занятий по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Колокола и колокольные звоны"

Программное содержание:
Закрепить знания детей о судьбе колоколов.
Учить играть в сюжетно-ролевую игру "Составь фильм" (выбирать тему, название, распределять роли).
Практическое задание: слушание и игра на колоколах.
Воспитывать уважение и любовь к народным традициям.

Материал:
Пособия по сюжетно-ролевой игре "Составь кино". Большой колокол. Медный колокол. Работы по изодеятельности - орнаменты колоколов.

Ход занятия

Воспитатель
Вспомните, я вам уже говорила, что как у людей бывает своя судьба, своя история, так бывает своя судьба, своя история и у вещей. Вы узнаете историю наших предков, историю крепости, а я хочу продолжить рассказывать удивительную историю о судьбе колоколов. Приглашаю пройти вас на выставку.

В фойе висят картины местных художников на тему "Звонницы, храмы".

Воспитатель
Постойте в тишине и полюбуйтесь. Без чего никогда не бывает храма, церкви?

Ответы детей.

Воспитатель
Однажды мудрый человек сказал: "Храм - это молитва в камне. Икона - это молитва в красках. Колокол - молитва в звуке, звучащая икона". (Показать на ладони мини-макет храма.)

Слышится звон колокола.

Воспитатель
Послушайте этот колокольный звон, он приглашает нас.

Дети входят в зал и видят огромный макет колокола.

Воспитатель
Какое чудо у нас сегодня в зале. Он такой величественный, могучий. А что бы вам хотелось сказать ему? Может прозой, может стихами?

Гремят истории колокола, взвывая к памяти.
Гремят... гремят...

Читают дети:

1. В них голос прежних дней,
Урок, подсказка, предостереженье.
Кто слышит - не познает пораженья.
Кто помнит, тот беспамятных сильней.

2. "Здравствуй, колокол-мудрец!
Ты - это судьба России".
Я - продолжение, былинка земли предков.
Что ты мне скажешь сегодня?
Я слушать готов и о тебе рассказывать.

Слышится перезвон колокола.

Воспитатель
Слышите, это благодарит вас колокол. Вы уже знаете, что у колоколов есть уши, есть язык. На Руси вообще колокола считали живыми существами. Имя давали, даже были при крещении мать и отец. Давайте войдем в наш такой необычайный колокол, узнаем поближе его тайну.

Дети проходят под каркас колокола.
На магнитофонной записи звучит голос на фоне удара колокола.

Голос
"Тихо, тихо, дитяти! В давние времена расплатился я за свой голос своими ушами. Висел я при церкви святого Николая в Пскове. Повелел отрубить мне уши царь Иван Грозный за то, что звоном своим испугал я коня, на котором ехал царь".

Воспитатель
Откуда ты родом? Давно ли для тебя земля наша родной стала?

Голос
Появился я на Руси из стран заморских в конце десятого века. Ни один я на Руси был, пошел род колокольный, и большой и маленький. И нет больше во всем мире колокола, чем Царь-колокол, что в Москве поживает. А рождение-то наше пошло от рук людских, и мастеров таких в заморских странах не бывало. Вот и звенит наша Матушка-Россия колокольными звонами. Искусство звона передавалось из поколения в поколение.

Звучит колокольный звон.

Воспитатель
Сядем вокруг колокола, да еще поразмышляем.

Звон тише.

Воспитатель
О! Мастерство искусных звонарей,
Пленяющее город наш морозным утром.
В потоке звона, очень, очень мудром,
Та песня, что гармонию творит.

Продолжают читать дети:

1. Как хорошо, что есть ведь на Руси
Святая мощь от звонниц хоровода.
Та, что поет: "Неси, неси, неси".
Венец единства русского народа.

2. Святой перезвон может быть отзовется.
Святой перезвон не дает нам остыть.
Святой перезвон так льется и льется.
Святой перезвон невозможно забыть.

Воспитатель
Вот сейчас мы с вами слышим колокольный звон. А я в нашем городе просыпаюсь и засыпаю под колокольные звоны. А что вы можете рассказать о наших печорских колоколах.

Дети рассказывают, что на звоннице в монастыре тринадцать колоколов, три больших. Чьи имена носят. Отлиты псковскими мастерами. Как раскачивают коромысла, чтобы звонил колокол. Об орнаменте.

А теперь давайте заглянем в сердце колокола. (Воспитатель показывает схемы.)

Ответы детей.
(Начинается колокол, как и в доме, с верхушки, с матицы. Есть верхний, нижний пояса, уши, язык.)

Воспитатель
Язык для колокола - все равно, что смычок для скрипки. Если он слишком тяжел, то звук будет низкий, если слишком легок, то будет бить "по верхам", т.е. более высокий. Язык подбирают индивидуально. Для каждого колокола свой. Украшали колокола орнаментом, красивым поясом. У каждого колокола были свои орнаменты. Мы с вами делали такие пояса, давайте украсим колокола.

Дети прикладывают орнамент к колоколам-силуэтам.

Воспитатель
Посмотрите еще раз, какие все разные колокола. Да, о колоколах можно говорить много. Знать самим и другим рассказывать. Вы помните нашу идею - фильм снять о колоколах, название ему придумать. Вспомните, кто нам нужен для игры.

Ответы детей: режиссер, оператор, художник, актеры, декоратор. Детям предлагается коробка с карточками для сюжетно-ролевой игры "Кино". На картинках сюжеты из предварительных занятий. Другая группа детей - зрители.

Воспитатель
Усаживайтесь поудобнее, настройтесь на просмотр.

Показ фильма детьми "Судьба колоколов".

Воспитатель
Сейчас мы увидели фильм о судьбе колоколов, но самое большое удовольствие - слушать колокол. Да. у каждого колокола даже свой голос, но без звонаря и колокол молчит. У нас в гостях известный звонарь на всю псковскую округу.

Игра мальчиков со звонарем на звоннице.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру