Традиционное духовное воспитание детей. Урок 11

О четвертом члене Символа веры

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок.

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося.

Закончилась Тайная Вечеря, на которой Господь даровал Святое Причастие. Чистые любящие сердца апостолов приняли в себя Господа и стали еще ближе к своему любимому Учителю. Но злобное сердце Иуды не впустило Господа в себя и вошел в него сатана. Забыл Иуда все доброе, что сделал ему Господь. Поспешил на свое черное дело — предательство Господа.

Тем временем Иисус Христос со своими любимыми учениками вышел в Гефсиманский сад [7, c.147].

Тихо, не шелохнет,
Птички не поют,
Лишь поток Кедронский
Тихо так течет.
Иисус усталый
На гору взошел,
Преклонив колена
Так молился Он:
«Отче, если можно,
Воля в том Твоя,
Пусть пройдет та чаша
Горькая Моя.
Выпить Мне ту чашу
Должно за людей,
Горести, страданья
Много, много в ней!
Если невозможно,
Воля не Моя,
То в страданьях тяжких
Подкрепи Меня».
В ту минуту в небо
Дивный свет блеснул:
Ангел белоснежный
Ризою сверкнул.
Пал челом на землю
Иисус Христос,
Ревностно молился
И скорбел без слез.
Кончил Он молитву,
К ученикам пришел,
К спящим подошедши
С кротостью сказал:
«Встаньте, пробудитесь!
Вот предатель Мой —
И идет Иуда
С зверскою толпой.
Кончено, проснитесь,
Наступил Мой час.
Для спасенья мира...
Оставляю вас!»...

Ведет предатель Иуда толпу врагов в Гефсиманский сад, чтобы схватить Господа нашего Иисуса Христа.

На кого вы идете? — можно задать им вопрос. На разбойника ли? Ведь это Богочеловек! Невинный! Творец и Создатель Вселенной! Но безумные не внимают совести своей. Они подходят ко Иисусу Христу. Иуда сказал им: «Кого я поцелую Тот и есть Иисус». И подошел он ко Христу, обнял Его лицемерно, поцеловал [16, c.38].

Христа, «как злодея», проводят в дом первосвященника Анны, чтобы обвинить Его и предать смерти. «Он считает себя Сыном Бога! Он повинен смерти!» Нечестивые люди плевали в пречистое лицо Спасителя, ударяли Его палками. Потом отвели Его к судье Понтию Пилату. «В чем вы обвиняете Этого Человека?» — спросил судья Понтий Пилат. «Он развращает народ наш, — отвечали фарисеи, — смерть Ему!»

Прислушайтесь, что они говорят?! «Он развращает народ.» Чем же Он развращает народ? Тем, что исцелял больных, что воскрешал мертвых, что напитал пять тысяч людей пятью хлебами?! Этим ли развращает Господь народ?! Вот она, величайшая ложь, направленная против правды. [13, c.40]

Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать. Так они гнали величайшего Праведника, Солнце правды, Господа нашего Иисуса Христа [11, I, c.218-219]. Но Господь заранее утешил всех Своих верных друзей — обещанием изгнанных правды ради, всем мученикам за правду — величайшей награды на небесах, вечного Царства Небесного. И наперед Сам претерпел жесточайшие мучения и смерть, оставив всем нам пример мужества и терпения при гонении за правду. Блаженны изгнанные правды ради: яко тех есть Царствие Небесное... Радуйтесь и веселитесь, большая награда вам на небесах. [11, I, c.220]

Судья Пилат понял, что перед ним стоит невинный человек. Он говорит толпе: «Хотите, я могу отпустить на свободу или Этого Иисуса, или разбойника Варраву? — Отпусти нам разбойника, а Иисуса распни». Безумная толпа три часа кричала: «Смерть Ему!»

Совершился суд, и Христос был отдан на истязание. Невыразимые муки перенес Спаситель мира от своих крестных страданий. Страшна боль от ударов, наносимых жестокими воинами. Но все претерпел ради нашего спасения Спаситель мира. [13, c.20]

Ведут Христа на распятие. Ведут Его из Иерусалима на гору Голгофу. И шло за Ним множество народа. все плакали и рыдали.

Переменка.

Все встали. Пойдем рядом с Господом. Будем плакать о Его страданиях. Несет Он тяжелый крест. Падает Христос Спаситель под тяжестью креста. И вот она, Голгофа. Страшное место, похожее на человеческий череп. Жестокие воины вонзают Ему в руки и в ноги железные гвозди и вбивают их тяжелым молотком. Живоносный крест Господень. На нем вознесена величайшая жертва Сына Божьего за спасение человечества. [13, c.43]

Рядом с Христом распяли двух разбойников. Три креста возвышались над горой Голгофой. Один разбойник смеялся и ругался над Иисусом. А второй поверил, что на кресте Сын Божий. Раскаялся, попросил прощения за свои плохие дела и сказал: «Помяни меня Господи, когда придешь в царство Твое». Иисус Христос отвечал ему: «Говорю тебе, сегодня будешь со Мною в раю».

А в это время толпа кричала: «Э! Спаси Себя. Сойди с креста. Сойди, и мы тогда уверуем в Тебя!» — смеялись они.

Среди этой безумной толпы рядом с распятым Христом стояла Божья Матерь Пречистая Дева Мария и Его любимый ученик Иоанн. Видит Богородица страшные страдания Своего Сына. Капли крови медленно текут по бледному лицу Иисуса Христа, которое когда-то в минуты детской нежности Он так доверчиво прижимал к Ее охраняющей груди. Волосы, спутанные ветвями терна, были теми самыми локонами, которые Она гладила рукою во дни Его детства [24, c.56]. Это был час величайшего страдания Богоматери, оружие прошло Ее сердце и терзало Ее израненную душу. И вот Господь взглянул на Нее и указывал глазами на своего любимого ученика Иоанна, который не побоялся стоять у Его Креста — ведь его тоже могли распять. Затем сказал Божьей Матери — это Твой сын. Этими словами Он позаботился о Матери — поручил заботиться о Ней Иоанну, как о родной матери. Иоанну Господь сказал: это твоя мать. И Богородица стала матерью апостола Иоанна, но не только матерью апостола Иоанна, но и матерью всех людей и нас с вами. Господь как бы говорит Ей: прими в Свое сердце всех тех людей, которые поверя в Меня сочтут Тебя своею матерью [24, c.60]. И стала Божья Матерь нашей заступницей, защитой, помощницей. Она слышит каждого из нас и приходит на помощь каждому из нас.

Страдал Христос на кресте, терпел насмешки, ругань толпы. Он любил людей любовью Бога. Да, они злые, да, они грешники, но они не понимают, что они делают, душа их болеет, ничего не видит, ничего не слышит. И просил Господь своего Отца небесного: «Отче! Прости им, не знают они, что делают!»

Вот божественная кротость и смирение Христово!

Кротость есть тихое настроение души, утвердившейся во Иисусе Христе верою и любовию. Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится. Добрая беленькая овца кротка, незлобива, терпелива, таковы должны быть и мы. Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как овечки [11, I, c.173-174]. Счастливы, блаженны кроткие, они наследуют землю.

Всемогущий Бог Иисус Христос мог одним словом уничтожить всю безумную толпу врагов, а Он тихо страдает за спасение этих безумных людей и нас с вами, и просит: Отец небесный, не наказывай их за мои страдания. Прости их! Они не понимают, что делают. Любой простой человек любит тех, кто делает ему добро. Сын Божий любит всех: и тех, кто делает добро, и тех, кто делает зло. Как солнце, которое греет и добрых, и злых, а дождик моет и хороших, и плохих. Такой любви учит нас Господь.

Он говорит нам (все встали, послушаем Слово Божие, Евангелие от Матфея. Слава Тебе Господи, слава Тебе!).

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных [Мф. 5, 39-45], научитесь от Меня ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11, 29].

«Совершилось!» — возгласил Господь. Совершилось спасение человеческого рода на Кресте. Господь пригвоздил человеческий грех, чтобы он больше не убивал человека [16, c.172]. Грех не может не убивать. Господь принял его на себя. Мы согрешили, а умер за нас Христос. Смерть Богочеловека открыла врата вечной жизни для всех людей. Иисус Христос победил смерть.

И едва только испустил Спаситель дух Свой в руки Бога Отца, как завеса в храме раздралась, земля затряслась, солнце померкло и мертвые восстали из своих гробов, чтобы потом явиться в Иерусалим и сказать о победе жизни над смертью.

Все встали. Повторяйте за мной слова Символа Веры о Великой Жертве, которую принес за нас с вами Сын Божий, чтобы простил Бог Отец человечество: «Распятого же за ны при Понтийстем пилате, и страдавша, и погребенна».

Наступил вечер. Пришел тайный ученик Христов — Иосиф. Он пошел к судье Пилату и попросил разрешить взять тело Христово [13, c.91]. Теперь перед Крестом стояли трое — Божья Матерь, Иосиф и Никодим. Благоговейно снимают они пречистое тело Христово с креста, а Божья Матерь смотрит в закрытые очи Богочеловека и рыдает: «Сыне мой! Сыне мой! Для чего Ты оставляешь теперь Меня, Матерь Свою? Ведь Ты недавно благовествовал Мне о том, что Ты есть Царь и Господь, что Ты разрушишь врата адовы, а теперь Ты лежишь на коленях Моих бездыханный. Где Твоя красота, где Твоя слава, Сыне мой? Не могу, не могу Я оставаться здесь. Возьми Меня с Собой!» И таинственный Божественный глас возвестил в Ее сердце: «Мати Моя, не плачь, не рыдай, ибо надлежит Мне низойти во ад, да изведу оттуда всех праведников. Я для того и пришел на землю, для того кровь проливал, чтобы исцелить человечество от греха и смерти» [13, c.114].

Пречистое тело Господа нашего Иисуса Христа положили на Плащаницу. Плащаница — это крепкая ткань, полотно, которым оборачивали умерших. Тело Иисусово намазали душитой мазью, спеленали пеленами, обернули плащаницею.

У Иосифа близ Голгофы был сад, где Иосиф велел в каменной скале сделать пещеру и хотел, чтобы его самого похоронили в этой пещере. Эта пещера называлась гробом. Добрый Иосиф так любил Иисуса Христа, что не пожалел для него своего нового гроба, в котором еще никто не был похоронен. В эту-то пещеру (гроб) Иосиф с Никодимом отнесли тело Иисуса Христа и положили. Вход в пещеру они завалили большим камнем [29, c.354].

Когда тело Спасителя лежало в гробе, Господь сошел Своим Божеством в ад.

Переменка.

Все встали из-за парт. Мы в аду. Темно, ничего не видно. Учитель читает:
В час полуночи проник в те мрачные месте и воссиял свет, как солнце, и все души праведных осветились и увидели друг друга. Подобно грому, раздался громкий голос: «Идет Царь славы!» И отвечал ад: Кто есть сей Царь славы? И отвечали силы небесные: «Господь крепок и силен, Господь силен во брани!» («брань» значит «битва», «бой»). И вместе с этим словом врата медные сокрушились и железные запоры сломались, и все связанные мертвые освободились... И вошел Царь славы, и все темницы ада просветились. И повелел Он Ангелам связать сатану, взял заруку праотца Адама и сказал: «Идите со Мною все». И повел их из ада (Троицкие листки, 215).
Смотрите как радуются Адам и Ева. 5 тысяч лет они мучились в аду. Как они ждали своего избавителя от царства смерти. Наконец смерть побеждена. Иисус Христос Сын Божий, Спаситель мира — Победитель смерти. Порадуемся и мы с вами вместе со всеми праведниками, которые так долго мучились в аду.
Выбегайте. Слава, слава Иисусу Христу победителю смерти! Слава Тебе Господи за свет жизни!

Рисуем сошествие Господа в ад. Сегодня мы можем выучить новые слова молитвы, которую вы хорошо уже знаете. Коля нам начнет молитву, а мы дальше ее продолжим: «Верую... и вочеловечевшегося, Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по писанием».

Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением).

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994. - 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993.- 528 с., Т.2. СПб., 1994.- 726 с., СПб., 1994. - 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру