Занятие № 1«Для чего нужны колокола»

Занятие № 1«Для чего нужны колокола»

Цикл занятий по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Колокола и колокольные звоны"

Программное содержание:
Дать детям первоначальные сведения о колоколах.
Закрепить с детьми знания о строении колокола.
Воспитывать любовь к историческому прошлому.

Ход занятия

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, фотографии с изображением различных колоколов.

Воспитатель
Вы догадались, что изображено на этих фотографиях, картинах?

Ответы детей.

Воспитатель
Колокол-это ударный сигнальный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола?

Ответы детей.

Воспитатель
Мощные звуки колокола созывали народ во время беды, несчастья, извещали о приближении неприятеля, о пожаре. Раздавался удар, или как говорили на Руси – крик колокола.

В обыденной жизни звучали колокола при встрече высокого гостя, размеряли время, сообщали о важных событиях, украшали перезвоном праздники и гуляния. Звон колоколов призывал православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожал в последний путь. По этому поводу в народе даже сложилось шуточное выражение: "первый звон - чертям разгон, другой звон- перекрестись, а третий - облокись, да в церкву поторопись".

Кроме своего непосредственного предназначения, колокола иной раз использовались совершенно неожиданно. Так на псковской таможне в средние века колокола применялись при взвешивании товаров, вместо гирь. Колокола и их звоны вызывали в народе любовь и почитание.

Но что же было до колоколов?

Показ рисунка била и клепала.

Воспитатель
В древние времена на Руси для получения звуковых сигналов употреблялись била и клепала. Это металлические или деревянные доски, по которым ударяли колотушкой.

Дети рассматривают фотографию с изображением била Псково-Печерского монастыря.

Воспитатель
Это дуга длиной около 2,5 метров, которая прикреплена к столбу, по ней ударяют колотушкой.

Начало употребления колоколов приписывается египтянам. Известны были колокола в Китае, Японии. В русских летописях впервые упоминается о колоколах в 988 году. А еще на Руси колокола всегда сравнивали – уподобляли с живыми существами. И мы с вами познакомимся поближе с колоколом.

Перед детьми выставляется схема строения колокола, дети рассматривают, сравнивают составные части колокола с частями тела.

Воспитатель
Главное достоинство колокола состоит в том, чтобы он был звонок и имел густой сильный гул. А это зависит от толщины краев его тела. Если край тонок, то колокол выйдет звонкий. При большой толщине звук будет силен.

С детьми проводится дидактическая игра "Составь колокол".

Цель игры: закрепить знания детей о составных частях колокола.
Материал: 12 разрезанных колоколов (на подгруппу детей), их составляющие: уши, матица, верхний пояс, нижний пояс, язык.

Ход игры:
Детям раздают разрезанные карточки. Из составных частей составляют целое. Дети отвечают на вопросы воспитателя:
1. С чего начинается колокол? (С ушей.)
2. Что является  основой колокола? (Плечи, матица.)
3. Где располагается орнамент? (На верхнем, нижнем поясах.)
4. Что раскачивают у колокола? (Язык.)


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру