Традиционное духовное воспитание детей. Урок 2

Творение видимого мира

Ребята! Начнем наш урок с молитвы. Все встали. Строим благоговейно, как перед троном Всемогущего Царя (икона Пресвятой Троицы). Он смотрит на нас, слышит нас. Слышит молитву каждого из нас. Во имя Отца (пальчики на лоб), и Сына (на живот), и Святого Духа (на правое плечо и на левое плечо). Аминь (поклон). Господи, благослови нас на добрый урок.

А теперь споем: Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. (Повторить по одному нескольким ребятам). Садитесь.

Прошлый раз мы говорили о том, как Единый Бог своим Божественным словом сотворил невидимый мир — мир прекрасных невидимых ангелов, сияющих вечной любовью к Единому Богу, Пресвятой Троице.

Пришло время, ребята, побеседовать нам о сотворении видимого мира, на который мы ежедневно смотрим, и который от привычки так мало ценим. А между тем этот мир есть чудное творение Божие. Но, для чего нам нужно знать: как, откуда появился мир? Для того, чтобы узнавши происхождение его — благоговеть пред Творцом, знать цену вещам и с благодарностью пользоваться всем, что имеем и что окружает нас [11, I, c.43].

Как мы любим маму, папу — они подарили нам жизнь. А Бог даровал нам все — и маму, и папу, и солнышко, и звезды, и землю. Вы только подумайте, если бы не бесконечная Божья любовь не было бы ни меня, ни вас, ни того, что нас окружает.

Вначале все было погружено во мрак, света не было, не было звезд, не было Земли. Бог сотворил видимый мир за шесть божественных дней. Какой длительности были эти дни, мы не знаем, может быть миллионы лет, может быть больше [28, с.106].

В первый день Господь Бог сотворил из ничего жидкое, водо-образное вещество вселенной [11, c.80]. А над этим веществом, похожим на воду, носился Дух Божий и вливал в нее жизнь [11, I, c.47],а потом — из этого вещества произвел и устроил в шесть дней весь мир [11, c.80].
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Так всесильно слово Творца [11, c.47]

Во второй день сказал Бог: «Да будет твердь». И стала твердь. Твердь — это воздушное пространство или видимое небо [28, c.112] со множеством огромных шаров, тогда еще темных [11, c.80]. Это были будущие звезды, которые еще не светились.

В третий день сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша». Тотчас появились горы, а затем впадины, в которые собралась вода. В этот день повелел Бог Земле произрастить все деревья и растения [11, c.81].

В четвертый день дал Бог свет и теплоту солнцу и звездам. Днем засветилось солнышко, а ночью засияли бывшие темные шары — звезды.

В пятый день повелел Бог воде произвести из себя рыб и птиц. Покажите, как полетели птички [11, I, c.81].

В шестой день сказал Бог: «Да изведет земля душу живую» [11, I, c.81]. И появились все животные.

Переменка.

Покажите, как побежали косолапые мишки.

Но когда все это — земля, небо и море — составило мир, нужен стал зритель Премудрости Божией и благоговейный царь земной, то есть нужен стал человек. Тогда сказал Сын Божий: Пространное небо населяют уже чистые служители, добрые Ангелы немолчно воспевающие Мою славу. Но земля украшается одними неразумными животными. Поэтому угодно Мне создать разумного человека, в котором будет невидимый мир, как у Ангелов, и видимое тело, как у животных, т.е. чтобы человек увеселялся бы Моими делами, был бы песнопевцем Моего могущества и Моего ума [11, I, c.90].

Взял Сын Божий горсточку земли и создал человека, у которого были невидимая душа, дух и видимое тело. Но Бог хотел создать человека похожим на Себя, по образу Своему и подобию. И тогда Бог вдунул в лицо первого человека Адама свое Божественное дыхание, Благодать Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего. Вспомните три Лица Пресвятой Троицы: первое — Бог Отец, как солнце, второе — Бог Сын, как луч солнца, третье — Бог Дух Святой, как тепло от солнца согревает человека своей благодатью. Благодать — это самое доброе, хорошее, самое нужное, жизненно необходимое. И стал человек с благодатью Духа Святого не похожим на неразумных животных, а похожим на Бога.

Душа Адама стала совершенно во всем Богу подобной и такой как Он, на веки веков бессмертной. И произрастил Бог для него на земле прекрасный сад — рай. Все на земле было покорено ему как любимцу Божию, как царю. Вода его не топила, огонь не жег, звери его слушались. От благодати Духа Святого, которую дунул Адаму в лицо Бог, Адам стал так умен, премудр, что не было никогда от века, нет и да едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее его. Когда Господь повелел ему дать имена всему живому — то он дал такие названия, которые показывают все свойства животного, растения, которые они имеют от Бога [18, c.21].

Поставил Адам перед собою рядами все растения, стал посреди них, и каждому дереву, цветку, травке, былинке говорил его название и для чего оно назначено. Только один цветочек стоял безмолвно в большом смущении. Подняв на Великого Творца, Единого Бога свои голубенькие глазки и открыв Ему свое золотое сердечко, он в блаженном восторге все позабыл, кроме Бога, и не мог ничего запомнить, что ему сказал Адам.

Опустив к земле цветы и бутончики, голубой цветочек залился румянцем смущения и умоляющим голосом пролепетал: «Господи! Отец всего создания, прости меня, я не мог оторвать от Тебя взоров моих и позабыл самого себя. Если Тебе будет угодно повторить мое название, я никогда его не забуду». Творец Неба и земли, взглянув с любовь на этот цветочек, произнес: «Вины нет в том, что ты забыл самого себя. Меня ты только не забудь, своего Творца», — и удалился. Цветок так и остался в блаженном состоянии божественного восторга, сделался любимцем всех и каждого. Господь наградил его за любовью к Себе прекрасным именем Незабудка. Вложи в свое детское сердце завет Господа, данный Незабудке: «Меня ты только не забудь Бога твоего» [8, c.6].

Мы с вами тоже, как и Незабудка, помним своего Творца, правда? А ну-ка назовите мне имена трех Лиц Пресвятой Троицы. Верно: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Адам, благодаря благодати Духа Святого, которую ему в лицо вдунул Бог, мог видеть и понимать Господа, понимал язык всех зверей и птиц. Вскоре Адаму Бог даровал жену Еву, сотворив ее из ребра Адама. Для чего Ева бала создана из ребра Адамова? Для того, чтобы все люди были одним телом. Как мы бережем свою руку, ногу, так и люди должны беречь и любить друг друга как одно тело [33, c.31]. А чтобы Адам и Ева могли поддерживать в себе бессмертие, Он посадил дерево жизни, плоды которого давали вечную жизнь [18, c.22].

Все люди, любящие Бога, исполнены света и похожи на Господа, а идущие против Бога — исполнены мрака и похожи на врага. Жил один мальчик. Вид его был ангельский, послушный, тихий, совестливый; личико белое с румянцем, глазки светлые, голубые, добрые и спокойные (это благодать Духа Святого жила в нем). Но когда мальчик подрос, то стал жить плохо, никого не жалея, никого не любя и потерял благодать Духа Святого. И когда ему было лет тридцать, то стал он похож и на человека, и на беса, и на зверя, и на разбойника, весь вид его был страшный.

А бывают люди даже с некрасивым лицом, а от благодати Духа Святого лицо у них становится как у прекрасного доброго Ангела. [22, c.160].

Вот и у вас, если будет благодать Духа Святого, лица будут красивыми, светлыми как у Ангелов. А если будете слушаться бесов, потеряете благодать Духа Святого и станете мрачными, лицо станет злое и некрасивое.

Кому же Господь посылает благодать Духа Святого? Тем, кто Его любит. А что значит любить Бога? Это значит слушаться Его, а не просто говорить — люблю, люблю... Бог таких наказывает. Помните как скинут был с небес в ад гордый и непослушный сатана.

Кто имеет в себе хоть малую благодать Духа Святого, тому легко слушаться, тот с радостью подчиняется всякому начальству [22, c.174].

Вот вы мне скажите, бывает у вас так, мама говорит: «Одень кофту», а вы отвечаете: «Не хочу, не одену»? Бывает. Или требуете: «Хочу мороженое». А мама говорит: «Тебе сегодня нельзя мороженое». А вы капризничать, опять: «Хочу мороженое»? Да, бывает такое с каждым. Вот когда нам трудно послушаться, мы не хотим подчиниться воле старших, а хотим выше всех поставить свою волю, свое желание — значит покинула нас благодать Духа Святого, а слушаемся мы бесов.

А когда мы с первой просьбы с радостью все выполняем, о чем просит мама или учитель, — значит мы Божии, имеем благодать Духа Святого и лицо у нас как у добрых Ангелов, и слушаемся своего Ангела хранителя.

Если бы падшие ангелы, сатана и его бесы сохранили послушание, то пребывали бы на небесах и пели бы славу Господню.

Послушливую душу любит Бог, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей [22, c.175].

Помните того маленького мальчика, который упал с колокольни и его спас Ангел хранитель. В нем много было благодати Духа Святого. Когда он вырос, он стал святым Серафимом Саровским. Он спрашивал: «Какая цель нашей христианской жизни? Что мы должны сделать за нашу жизнь?». И отвечал: мы должны собрать много, много благодати Духа Святого, которую дарит нам Бог за добрые дела и послушание Богу. И тогда Царство небесное придет к нам уже здесь на земле. Нам станет везде хорошо, мы будем всем довольны, счастливы, на душе у нас будет мир и покой.

Ученик Серафима Саровского увидел своего любимого учителя в сиянии благодати Духа Святого — святой светился как солнце. Тишина, мир, сладость, радость, аромат прекрасных цветов наполнил воздух. Снег падал на плечи святого Серафима Саровского и плечи ученика, они были в одних рубашках, но от благодати Духа Святого им было совсем тепло, как в бане.

Звери не боялись Серафима Саровского. Большой бурый медведь приходил к нему из леса и лакомился из его ласковых рук хлебом.

Адам и Ева были послушными детьми Бога. Благодать Духа Святого наполняла сердца Адама и Евы любовью к Богу и друг к другу. Они были всем довольны и совершенно счастливы, никогда не болели, не умирали. Все звери их очень любили. Деревья им дарили вкусные сочные плоды. Птички услаждали их слух пением, цветы благоухали, травка мягким ковром стелилась под их ногами. Как невинные дети первые люди Богом жили, Богом утешались, Богом дышали [11, I, c.102].

Нарисуйте рай — прекрасный сад, насажанный Богом для своих любимцев, послушных детей Адама и Евы.

Очень хорошо. Давайте закончим урок. Все встали.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок.

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994 -730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991.Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру