Цикл студийных занятий с детьми 5 – 6 лет

Цикл VI. «Весенний»

Календарь занятий

Занятие 1. Семейный концерт «Песни над колыбелью»
Занятие 2. Ко Дню Победы
Занятие 3. Ко Дню Победы
Занятие 4. Ко Дню Победы
Занятие 5. Прощальное
Занятие 2а. Возможно участие некоторых детей в общеклубном «Вечере военной песни»

Основные темы цикла:
– «Наш семейный корабль» («Моя семья»);
– Солдатское братство;
– Церковь – семья.

Основные задачи:
Раскрыть понятие «Мать – Родина».
Заложить впечатления о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны через тему «Мои родные во время войны» и песни о войне.
Показать значение иерархии взаимоотношений в семье, важность взаимопомощи и общих усилий в достижении цели (через основные темы цикла, а также тему «венка игр» – «У каждого есть дело на нашем корабле»).
Раскрыть понимание Церкви как Божьей семьи.
Работать с политической картой мира; научить разбираться в некоторых условных обозначениях (реки и города нашей страны, моря, океаны).
Совершенствовать изобразительные способности в рисовании красками на большом листе.

Занятие 1
Семейный концерт «Песни над колыбелью»

I. Приветствие в кругу

II. Запев пасхальный:

К нам пришла весна! (2 р.)
С солнечным ликом,
С Пасхой великой –
Всех пробуждая от сна!

Поем 2 – 3 раза, идя по кругу или в центр и обратно.
Переходим к иконному уголку.

III. Тематическая беседа «После Воскресения»
Зажигаем красную свечу перед иконой Воскресения Христова с песней:

Чудо выше всех чудес:
Христос воскрес!
Смерти нет, и страх исчез:
Христос воскрес!
Хоры ангелов с небес
Прославляют Божий Крест!
Христос воскрес! Христос воскрес!

– Поем пасхальный тропарь.
– Слайд-фильм – беседа «Вознесение Господне».

Слайды и контекст беседы:
1. Икона «Сошествие во ад». – Что видим? – Воскресшего Христа, сходящего во ад и выводящего оттуда праведников во главе с Адамом и Евой.

2. Изображение «Христос среди учеников». «Уверение Фомы». – Что было потом?– Спаситель явился ученикам, говорил с ними, учил их о Небесном Царствии – сорок дней был с ними.

3. Икона «Вознесение Господне». – Что было потом? Рассматриваем икону, объясняем событие. – Где Господь после Вознесения? – Везде. Невидимо присутствует одновременно везде. Всегда слышит наши молитвы, незримо помогает, когда нам это действительно нужно.

4. Изображение «Спаситель с книгой». - Каждый из нас может стараться подражать Христу добрыми словами и делами – тогда мы станем настоящими христианами и после смерти соединимся с Господом в прекрасной Вечной жизни.

IV. Вспоминаем пасхальные игры
– Все крашенки съели? Раздарили? Куличами угощали? Пасочки доели? Вспоминаем веселые праздничные игры: «Кулич», «Грачи и куличи».

V. Семейный концерт «Песни над колыбелью»
Садимся отдохнуть перед колыбелькой с игрушечным малышом, зажигаем свечечку. Вспоминаем о том, как после забот и хлопот дня сладко засыпается под мамину колыбельную. Слушаем колыбельные песенки, приготовленные семьями...

VI. Трапеза

VII. Музыкальная часть
Собираемся у пианино на скамеечках.

Вспоминаем, как шили кукольную семью Великим постом. Говорим о чаяниях всех мам и всех пап на земле: чтобы детки росли добрыми, крепкими телом и духом, спокойно спали по ночам в своих кроватках и колыбельках.
– Что для этого нужно?
– Чтобы на земле был мир и не было войны.
– Смотрим военные фотографии Дня Победы. Чему люди радуются?
– Закончилась долгая война, наступил мир, Победа.
– Что это за война, когда была?
– Великая Отечественная война. Она была, когда наши дедушки и бабушки были молодые.
– Почему война называется «Отечественная»?
– Защищали Отечество.
– От кого наши прадедушки защищали Отечество в Великой Отечественной войне?
Кратко – о нападении Германии.
– Почему война «Великая»?
– Длилась целых четыре года. Путь к Победе был трудный, долгий, великий.
– Смотрим плакаты времен Отечественной войны и фотографии (бойцы; проводы на фронт; оружие; победа).
– Что помогало бойцам переносить тяготы войны?
– Вера в то, что их очень ждут дома их жены и детки, думают о них, молятся за них. Когда знаешь о том, что кто-то очень-очень любит тебя, – не страшна никакая темная военная ночь.
– Слушаем, подпеваем, учим песню «Темная ночь».

VIII. Домашнее задание:
1. Принести фотографии воевавших родных, узнать о них и о том, что делали во время войны бабушка, дедушка.

2. Принести бумагу для рисования (А-3), гуашь (синюю, фиолетовую, черную, желтую, оранжевую, красную), кисти: широкую и среднюю, губку, фартук.

IX. Совместная прогулка на улице

Занятие 2

I. Приветствие в кругу

II. Лингвистические игры:
«Назови правильно»:
– Ландыш, пион, мак – это ягоды? И т. п.
Обобщения: ягоды, овощи, фрукты; цветы, деревья; птицы, звери, насекомые. Задача детей ответить «Да!» или «Нет!».

«Род войск»:
– На самолетах летают –...
– Летчики!
– На кораблях плавают –...
– Моряки!

III. Запев Пасхальный

IV. Тематическая беседа «Наш семейный корабль»
Вспоминаем, как Великим постом шили куколок.
– Каких?
– Маму, папу, малыша!
– Как назвать их всех вместе?
– Семья!
– Кто еще может быть в семье?
– Братья, сестры, бабушки, дедушки!..
– У кого в семье есть брат? Братья? Сестренка? Сестры? Бабушки? Дедушки?
– Размышляем, какие разные бывают семьи: большие и маленькие. Чем все семьи похожи?
– В них есть взрослые и дети.
– Каждая семья похожа на корабль: у всех одни заботы, радости и горести – «один за всех, и все за одного».
– У каждого члена семьи свои особые обязанности, как и у членов экипажа корабля…
(Называем, какие обязанности у радиста; какие у механика и т.д.)
– Какие у мамы? У папы? У деток?
– В каждой семье есть свой Капитан, глава семьи, которого все уважают и слушаются; кто это?
– Папа!
– Складываем руки «корабликом» (каждый) и по очереди называем «пассажиров семейного корабля», тех, кто составляет семью каждого ребенка.
– Представим себе, что произошло бы с кораблем, если бы каждый член экипажа захотел командовать, быть капитаном, отказался бы делать то, что нужно, а стал бы делать только то, что хочется?
– Корабль бы погиб, разбился, сбился с правильного курса...
– Что же нужно делать, чтобы наш семейный корабль уверенно «плыл» по житейскому морю?
– Слушаться старших, помогать друг другу...

Домашнее задание: рисуем красками на листах формата А-3 на тему «Моя семья» (можно в виде корабля).


V. «Венок игр» «Корабельный»

Запев Пасхальный. (Хоровод, сходимся на припеве к центру круга и обратно...)

Игра «Не боимся мы воды»
Вот бежит ручьем вода, (Бежим «ручейком» по залу.)
Нету снега, нету льда, (Образуем круг.)
Светит солнышко, (Идем к центру круга.)
Колоколнышко. (Обратно.)
Ой, лады-лады-лады! (К центру...)
Не боимся мы воды! (Обратно.)
Ой, люли-люли-люли! (Соединяем, вытянув перед собой руки, пальцы («нос корабля»).)
Мы построим корабли!

Игра «Идем по дворику»
Припев:
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу на плече.)
Мы несем, несем топорики.
Ой, лужица! Обойдем! (Внезапная остановка. «Обходим», «перепрыгиваем» препятствия.)
Припев:
Ой, ручеек! Перепрыгнем!
Припев:
Ой, первый цветочек! Понюхаем.

Игра «Топорище»
Возьмем топорище – (Две руки – ладонь к ладони – над головой.)
Будет кораблище! (Руки перед собой, локти в стороны.)
И-и-и-и-и-и-ух! («Приноравливаемся».)
Бух!.. Бух!.. (И опускаем «топор».)
Тюк!.. (Падаем на колени. Встаем, пробуем «ударить» опять: ладошкой по лбу – «отскочил топор»…)

Игра «Топорик»
Топорище не для нас!.. (Руки вместе, ладонь к ладони, согнуты в локтях перед грудью.)
Я топорик нам припас. 
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу.)
Мы несем, несем топорики!
Возьмем топоришко –
Будет кораблишко!

Игра «Колотушки»
На скамеечке сижу - (Локоток на локоток.)
И топор в руках держу, - (Одна рука вверх)колотим одной рукой по другой)
Колотушки (3 р.) колочу! - (Колотим одной рукой по другой)                             Приколачиваю, заколачиваю! - (Руки перед грудью согнуты в локте.)
На ступенечке сижу – (Ладошка на ладошку перед грудью.)
Топорок в руках держу, - (Одна ладошка – вверх, колотим по другой.)
Колотушки (3 р.) колочу! - 
Приколачиваю, заколачиваю!
На приступочке сижу,
Топорок в руках держу,
Колотушки (3 р.) колочу! – (Указательными пальцами…)
Приколачиваю, заколачиваю!
На порожке сижу,
Топорок в руках держу:
Колотушки (3 р.) колочу! – (Мизинчиками...)
Приколачиваю, заколачиваю!
И заколотил! – Плывет, плывет – (Две ладошки – лодочкой – от себя...)
Лодка -
Белая лебедка!

Игра «Команда и капитан»
Команда к плаванию готова? – («Команда» выстраивается шеренгой.)
Стройся!
Сегодня капитаном будет –...
Капитан, приветствуй команду!
Капитан: - (Далее – действия по тексту.)
– Здрасть!
Команда:
– Здравия желаем!
Ведущий:
А я буду адмиралом!
Проверим, как вы к плаванию
готовы:
Первое задание будет –
на сообразительность,
Второе – на готовность к пути,
Третье – на умение управлять
кораблем.

Первое испытание:
Если речка голубая пробудилась
ото сна,
Значит, к нам пришла...
– Весна! – (Команда называет нужное слово – отгадку.)

Если снег везде растаял
И везде трава видна,
Значит, к нам пришла...
– Весна!
Если солнышко румянит
Наши щечки докрасна,
Значит, к нам пришла...
– Весна!

Второе испытание:
Что возьмем с собою в плавание? – (Команда называет необходимые вещи и для чего они предназначены.)
Карту?
Бинокль?
Флаг?
Телевизор?
Парашют?
Весла?
Грабли?..

Третье испытание:
«Корабль плывет!» Игра на внимание и координацию.
Команда:
– Корабль плывет? - (Повторяем вопросы и ответы несколько раз, в зависимости от вариантов движения, заданных капитаном.)
Адмирал: (на последующих занятиях – капитан – из детей)
– Плывет!
Команда:
– С чем плывет?
Адмирал:
– С повертушкой!
– С потоптушкой!
– С похлопушкой!
(Варианты:
Одна «повертушка» – крутим одной согнутой в локте рукой;
две «повертушки» – крутим двумя;
одна «потоптушка» – притопываем ногой;
одна «похлопушка» – хлопаем рукой по ноге и т. д.)
Белый кораблик – синий флот 
Быстро к берегу плывет!
(Под песенку крутим-вертим руками, прихлопываем, притопываем, подпрыгиваем, поочередно или одновременно, в зависимости от названных вариантов движений.)

Игра «Корабель плывет»
Как по синим по волнам – (Садимся друг за другом, имитируем под песню греблю.)
Корабель плывет! - (Покачиваемся из стороны в сторону.)
Корабель плывет –
Ветер парус рвет!
Ветер парус рвет –
А корабель плывет!
А на этом корабле –
Целый полк ребят!
Целый полк ребят –
Все рядком гребут-сидят!
А кто ж у них капитан,
Шитый золотом кафтан?
У нас ... командир – (Называем имя одного из ребят.)
Шитый золотом мундир!

Игра «Иван – капитан»
«Проверим: хорошо ли наш Иван-капитан знает свою команду!»
Встаем в круг, капитан – в центре.
– Ой, Иван – капитан! – (Идем хороводом.)
Где ты утром пропадал?
Что ты дома не бывал?
– То я дома не бывал, не бывал, не бывал:
Я на речке пропадал, пропадал, пропадал,
Там кораблики пускал, пускал, пускал.
– Ой, Иван – капитан, капитан, капитан,
Ты на речке пропадал, пропадал, пропадал,
Там кораблики пускал, пускал, пускал…
(Завязываем капитану глаза, раскручиваем его.)
Кто тебя с собой позвал?
- Эй! – (Один из ребят зовет капитана.)
Задача капитана – отгадать, чей это был голос. Если капитан отгадывает верно, он меняется местами со звавшим его.

Игра «У руля»
Матросы драют палубу, - (Имитация действий: руки от себя – к себе.)
Радисты держат связь, - (Закрываем ладошками уши.)
Механик чистит двигатель, - (Крутим согнутыми в локтях руками.)
А доктор мажет мазь. – («Мажем» на ладошку.)
Штурман карту изучает, - («Разворачиваем» на весу карту.)
Рулевой штурвал вращает: - (Взгляд – вверх-вниз. «Беремся» за штурвал.)

3 – 4 раза:
Право руля! – (Шаг вправо и поворот штурвала.)
Лево руля! – (Шаг влево.)
Прямо по курсу! – (Шаг вперед.)
Полный назад! - (Ведущий может показывать неправильно.)
У каждого есть дело – (Идем хороводом.)
На нашем корабле,
Плывем, плывем по рекам,
По родной земле!

Игра «Карта»
А как же капитану правильно проложить курс от города к городу по реке?
– Нужна карта!

Раздаем несколько одинаковых листов с одинаковой картой водных «магистралей» России между Каспийским, Черным, Балтийским морями и выделенными названиями городов, 6 корабликов с заданиями-маршрутами: «Киев – Тверь», «Киев – Владимир», «Рязань – Тверь», «Новгород – Нижний Новгород», «Тверь – Муром», «Тверь – Суздаль».

Делим детей на команды по количеству корабликов с заданиями–маршрутами.

Мамы отмечают на картах соответственно заданию отправную и конечную точку пути; задача детей – провести свой кораблик водным путем из города в город; мамы называют детям реки и моря, по которым лежит путь.

Звучит фонограмма. Спрашиваем у каждой команды: Из какого города начали путь? Куда направлялись? По каким рекам плыли? Вспоминаем, что уже знаем о некоторых городах и реках (Муром – родина Ильи Муромца; город Владимир назван в честь князя Владимира Красное Солнышко; Днепр – река, где крестилась Русь; Киев – главный город Древней Руси, куда съезжались богатыри…).

Игра «У большой карты»
Ищем на географической карте Россию, изучаем обозначения рек и морей, их названия.
На последних занятиях выясняем:
 – Что больше – моря или океаны?
Находим и называем океаны земли.

Игра «К берегу!»
Пора домой, к родным берегам! – (Все идут змейкой за ведущим.)
Белый кораблик, - (3 – 4 раза)
Синий флот
Прямо к берегу плывет!
Выходи из корабля,
Ждет нас матушка-земля!

VI. У «столика сказки»
«Родина – матушка Россия»
Вспоминаем, какого праздника ждут люди в эти дни.
– Дня Победы!
– Кто помнит Великую Отечественную войну в наших семьях?
– Бабушки и дедушки!
– Какими они тогда были?
– Молодыми, такими, как сейчас мамы и папы.
– Они не жалели своих сил и жизни для Победы, старались жить как одна семья.

Смотрим фотографии военных лет: бойцы провожают в последний путь павшего смертью храбрых товарища – солдатское братство; ушедших на фронт мужчин заменили на заводах подростки, женщины, старики.

Рассматриваем плакат «Родина–Мать зовет!».

– Родиной мы зовем Россию потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать...

Когда на родную землю нападают враги, то люди поднимаются на защиту матери – Родины.

– Диафильм «Сын полка» (I часть) (к теме солдатского братства, «Солдатская семья»).

VII. Трапеза

VIII. Музыкальная часть
«Наши родные во время войны»: смотрим принесенные фотографии, ставим в ряд Памяти.

Вспоминаем о том, сколько длилась война, где шли последние бои (в Берлине – главном немецком городе). Смотрим фотографии – «Флаг над Рейхстагом».

Поем, учим песню М. Ножкина, из к/ф «Освобождение» – «Последний бой».

Вспоминаем о том, что придавало особые силы солдату в бою – верность родных и любимых, которые ждут, надеются, молятся о солдате.

Поем песню «Темная ночь».

IX. Рукоделие
Тема: «Темная ночь и Вечный огонь нашей памяти» (совместное творчество).

Необходимые материалы:
– у каждого ребенка: лист формата А-3, вода, широкая кисть, краски;
– нарезанные полоски красной клеящейся бумаги, похожие на язычки пламени (по количеству детей);
– готовая форма в виде звезды – чаши (для аппликации);
– клей ПВА.
Порядок работы:
Говорим о судьбе солдат-воинов:
– вернулся героем с войны;
– пал смертью храбрых;
– пропал без вести.

Смотрим соответствующие фотографии, в том числе рассматриваем изображение Вечного огня у могилы Неизвестного солдата. Ставим задачу и определяем порядок работы:
– заполняем лист красками ночи, делаем звезды (набрызгом или касанием по мокрому фону) – «Темная ночь»;
– соединяем листы каждого ребенка в единое полотно (на стенде);
– раздаем каждому «огонек памяти» – язычок пламени из красной бумаги;
– приклеиваем «чашу для будущего огня»;
– приклеиваем по очереди «огоньки», образуя единый Вечный огонь – под песню «Темная ночь».

X. Домашнее задание
1. Рисунок «Моя семья».
2. Принести краски, кисти, бумагу (формата А-3), карандаш, ластик.

XI. Прощание

Занятие 3

I. Приветствие в кругу

II. Лингвистические игры
1. «Род войск»
– По врагу из пушек стреляли...
– Артиллерия – артиллеристы!
– На конях в атаку скакали...
– Кавалерия – кавалеристы!
– На кораблях сражались...
– Моряки!
– На самолетах летали...
– Летчики!
– Танками управляли...
– Танкисты!
– Из пулемета строчили...
– Пулеметчики!
– По военным дорогам пешком шли...
– Пехотинцы!
– По вражеским самолетам из зениток стреляли...
– Зенитчики! (И т. п.)

2. «Экипаж корабля»
– Кто держит связь?
– Радист!
– Кто намечает курс?
– Штурман! (И т.д.)

III. Запев пасхальный (поем до Вознесения)
Переходим к скамеечкам в иконном уголке.

IV. Тематическая беседа «Церковь – семья»
Рассматриваем домашние рисунки «Моя семья» («Наш семейный корабль»).

Беседуем на тему «Божья семья»:
– Все семьи разные, но у каждого христианина есть и другая семья – большая-большая. Это – Церковь, Божья семья.
– Кто в ней глава?
– Бог! Отец наш Небесный.
– Кто как Мать нам всем?
– Матерь Божия! Богородица – Заступница.
– А кто мы друг другу?
– Братья и сестры.
– Святые – нам родные.
«Храм – Божий дом»
– У каждой семьи – свой дом. У народа Божьего – храмы...

Рассматриваем похожую на форму корабля форму храма и «паруса» внутри храма (слайды).
– Куда плывет этот корабль, куда ведет народ Божий?
– В Небесное Царство, к Богу. (Слайд «Корабль веры».)
– Одному, без помощи Церкви, можно сбиться с правильного пути. Нужно стараться быть в храме, причащаться каждое воскресенье и праздники. Когда мы причащаемся всей семьей – принимаем Святые дары Господа, – то Сам Господь входит с нами невидимо в наши дома...

Домашнее задание: нарисовать «Что я вижу в храме».

V. «Венок игр» «Корабельный»

VI. Диафильм «Сын полка» (II часть)

VII. Трапеза

VIII. Музыкальная часть
Вспоминаем песню «Последний бой», учим «Катюшу» (песню о верности).

IX. Рукоделие
Рисунок на тему «Свет в окошке нашего дома, где друг друга ждут».

Необходимые материалы:
– бумага формата А-3;
– гуашь;
– кисти широкая и средняя;
– карандаш, ластик.

Порядок работы:
– определяем тему, ставим задачу, уточняем порядок работы;
– рисуем карандашом (почти на весь лист) прямоугольное окошко в раме (с треугольным или фигурным верхом) с занавесочкой и свечой на подоконнике;
– проводим карандашом полосочки – бревнышки или рисуем кирпичную кладку (крупно) на всем оставшемся листе;
– обсуждаем, какого цвета возьмем краски, чтобы нарисовать свет, стены, занавесочки, цветы на подоконнике и под окном;
– красками рисуем свечу, свет от нее, занавесочку, раму, бревнышки; разноцветные цветы под окном (в технике набрызга или касания), стебель – в технике процарапывание по краске.

X. Домашнее задание:
1. Рисунок «Что я вижу в храме?».
2. Принести краски, кисти, карандаш, ластик, бумагу.

XI. Прощание

Занятие 4

I. Приветствие в кругу

II. Лингвистические игры
1. «Назови лишнее» (цветы – ягоды – грибы – насекомые).
2. «Экипаж корабля».

III. Запев пасхальный (до Вознесения)

IV. Тематическая беседа «Что мы видим в храме?»
Рассматриваем и обсуждаем рисунки – домашнее задание.

Контекст обсуждения:
– В храме мы видим иконы.
Иконы – изображения Самого Господа, Богородицы, ангелов, святых, важных событий. Первый образ – Нерукотворный образ Спасителя (рассказываем об исцелении царя Авгаря); рассматриваем икону «Спас нерукотворный».
– На подсвечниках перед иконами в храме горят свечи.
Слайд «Подсвечник».
Огонек свечи тянется верх – так наша молитва тянется к Богу.
Каждая зажженная свеча – молитва человека, который ее поставил.
– Куда ставим свечи?
– Перед иконами.
– Почему?
– Молимся тому, кто изображен на иконе.
– Ставим свечи и на канун перед Распятием – молимся об умерших родных Господу, чтобы Он принял их души в Небесном Царстве.
И так далее по рисункам детей.

Рассматриваем слайды – «Иконостас храма», «Праздничный ряд» – вспоминаем и называем по нему праздники прошедшего года.

Вспоминаем, что все люди в Церкви – братья и сестры.

Домашнее задание: готовим подарки и добрые пожелания каждому на следующее, прощальное перед летом занятие на память о своей маленькой «семье».

V. «Венок игр» «Корабельный»

VI. Сказка
Рассказываем и показываем с детьми сказку – мамам на радость и в благодарность за те сказочные истории, которые они рассказывали нам на занятиях прошедшего года.

«Цыпленок» (по сказке К.И. Чуковского)
Ведущий рассказывает сказку, после его слов: «Вот так:...» – дети показывают происходящее под характерную музыку (фортепиано). Сказка один раз проигрывается с детьми без мам, затем мамы приглашаются на «спектакль».

– Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой: «Пи-пи, пи-пи-пи!...»
Ходим на корточках, «хлопаем крылышками».

– Но цыпленок думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так: «Пи-пи, пи-пи-пи!..»
Важно задираем голову, ходим на корточках, «хлопаем крылышками».

– И была у него мама. Мама была вот такая: «Куд-куда, куд-куда, цып-цыпленок, ты куда?»
Встаем в полный рост, быстро передвигаемся «вразвалочку», «хлопая крыльями».

– Мама цыпленка очень любила и кормила его червячками. Червячки были вот такие...
Ложимся на пол, ползем...

– Но вот как-то раз вышел во двор Черный кот. Он был вот такой: «Мяу... Мяу!»
Показываем кота – охотника.

– Увидел Кот маму-курицу, выгнул спину – вот так: «Ш-ш-ш!» А потом, как бросился и погнал ее прочь со двора. Вот так: «Мяу!»
Быстро бежим на четвереньках.
Один из детей – Цыпленок – возвращается к «забору» – скамеечке.

– Остался Цыпленок у забора один. Нахохлился – вот так...
Садится на корточках около скамейки – «забора», жалобно поет: «Пи-пи-пи-пи-пи!»

– Вдруг видит Цыпленок (быстро возвращаемся и садимся за скамейку – «забор»): взлетел на забор красивый большой Петух – вот так (мальчики забираются на скамеечку), вытянул шею – вот так, захлопал крыльями – вот так, и во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Я ли не удалец? Я ли не молодец? Кукареку!»

– Как понравилось это Цыпленку! Он тоже попытался взлететь на забор – вот так, подпрыгнул, и так, и так! И вытянул шею, и что было силы запищал «Пи-пи-пи! Я тоже удалец! И я тоже молодец!»

– Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так (валится на бочок).

– А в луже сидела лягушка. Она увидела мокрого взъерошенного Цыпленка и засмеялась вот так: «Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Далеко тебе до петуха! Ква-ха-ха!»
Девочки, подпрыгивая на корточках, выходят из-за скамейки, опираясь руками об пол, вместе с мальчиками изображают лягушек.

– Опять загрустил Цыпленок. Вот так: «Пи-пи-пи... Пи-пи-пи...»
На корточках, жалобно.

– Но вдруг из дальнего конца двора раздалось кудахтанье, которое Цыпленок узнал бы из сотен других, вот такое...
Мамы: «Кудах!.. Кудах!..»

– Это мама! Цыпленок бросился к ней – вот так!
Подбегаем к мамам.

– Мама пожалела и приласкала его. Вот так.

VII. Музыкальная часть
Вспоминаем песенку прошедшего года «Пойте, детки, Господу».

Пойте, детки, Господу
Радостную песнь –
Что еще мы можем – (2 раза)
Господу принесть?

Все на свете видимом
Все Господь нам дал –
Каждую травиночку – (2 раза)
Наш Господь создал.

Кошечку и пташечку
И большого льва,
Небо, звезды, облако – (2 раза)
Все Его дела!

Пойте, детки, весело,
Славьте без конца
Единого, Бессмертного – (2 раза)
Господа-Творца!

VIII. Рукоделие
Рисование по выбору на тему «Прекрасный Божий мир» (поднебесье, суша, воды).

Рассматриваем картинки с изображением обитателей поднебесья (птицы); суши (животные, бабочки над цветами); вод (рыбы).

Вспоминаем, что это – мир нерукотворный.
– Чье это прекрасное творение?
– Господа!..

Детям предстоит разделиться на три подгруппы, выбрав ту или иную тему для рисования:
а) «Обитатели поднебесья» (птицы в небе над полоской земли);
б) «Обитатели вод» (рыбы в воде среди морских камушков и растений);
в) «Суша» (летний пейзаж с бабочками над цветами или звери – по выбору ребенка).

Договариваемся о помощниках – взрослых (желательно рисующих) в каждой из трех групп.

Необходимые материалы:
– бумага для рисования плотная (формат А-3), карандаш, ластик, гуашь, баночка с водой.

Порядок работы:
– Намечаем карандашом на листе, в зависимости от выбранной темы:
а) линию горизонта (примерно 10 см от нижнего края листа), птиц (условно, «галочками») или птичью стаю;
б) большие округлые камни внизу листа (дно), листья подводных растений, тянущиеся вверх, рыбу или рыб;
в) линию горизонта (посередине листа), большую бабочку над землей или зверя – по выбору ребенка.
– Работаем с красками, подбираем оттенки:
а) небо – облака – птицы – лес (крупные хаотичные мазки разных оттенков зеленой краски внизу листа);
б) вода – рыба – камни – растения;
в) небо – облака – земля (поле с цветами – крупные хаотичные мазки разных оттенков зеленого; цветы – желтые, белые и т. п. Изображаются «касанием кисти»; стебли – «процарапыванием» от цветка по зеленому фону).
– По ходу работы взрослые-помощники могут подсказывать и показывать общие изобразительные приемы, а также помогать индивидуальному творчеству каждого (или не вмешиваться в него) – по ситуации и возможностям детей.
– Собираем в одну линию работы общей темы.

IX. Прощание

Занятие 5 – Прощальное

Вариант I (занятие проводится в зале)
I. Приветствие

II. Слайд-беседа «Праздники года»
1. Рассматриваем слайд с изображением праздничного ряда иконостаса – Что мы видим в храме?

Рассматриваем фотографии-слайды с изображением моментов церковных праздников с сентября по май, вспоминаем, называем, поем по одному–два куплета, связанных с ними песен.

2. Игры лета (огородные хлопоты):
«Редька»,
«Коршун»,
«Тетеря»... (играем)

3. Песенка к лету – поем, учим «Садила баба лук, чеснок».
Учим хороводный ход «под воротца».

III. Трапеза

IV. Слайд–беседа «Праздники лета»
Рассматриваем слайды с изображением икон праздников лета (Троица; День Петра и Павла; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы), кратко рассказываем о летних праздниках и связанных с ними традициях.
– Когда встретимся снова?
– Осенью, после Успения, к Рождеству Пресвятой Богородицы.

V. Круг пожеланий и подарков друг другу

VI. Прощание

Вариант II (занятие проводится на улице, на территории Воробьевых гор)
1. Со смотровой площадки разглядываем Москву, ищем знакомые места (Андреевский монастырь – там мы выпускали птиц на Благовещенье; Храм Христа Спасителя, дома детей и т.д.).
2. Спускаемся к реке, на поляне смотрим альбом с нашими фотографиями: вспоминаем, называем праздники.
3. Играем в летние игры.
4. Костер, круг пожеланий и подарков друг другу.
5. Общая трапеза.
6. Садимся на теплоход, плывем до Кремля. (Вспоминаем: кто нужен, чтобы пароход плыл?)
7. Прощаемся.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру