Цикл студийных занятий с детьми 5 – 6 лет

Цикл VI. «Весенний»

Календарь занятий

Занятие 1. Семейный концерт «Песни над колыбелью»
Занятие 2. Ко Дню Победы
Занятие 3. Ко Дню Победы
Занятие 4. Ко Дню Победы
Занятие 5. Прощальное
Занятие 2а. Возможно участие некоторых детей в общеклубном «Вечере военной песни»

Основные темы цикла:
– «Наш семейный корабль» («Моя семья»);
– Солдатское братство;
– Церковь – семья.

Основные задачи:
Раскрыть понятие «Мать – Родина».
Заложить впечатления о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны через тему «Мои родные во время войны» и песни о войне.
Показать значение иерархии взаимоотношений в семье, важность взаимопомощи и общих усилий в достижении цели (через основные темы цикла, а также тему «венка игр» – «У каждого есть дело на нашем корабле»).
Раскрыть понимание Церкви как Божьей семьи.
Работать с политической картой мира; научить разбираться в некоторых условных обозначениях (реки и города нашей страны, моря, океаны).
Совершенствовать изобразительные способности в рисовании красками на большом листе.

Занятие 1
Семейный концерт «Песни над колыбелью»

I. Приветствие в кругу

II. Запев пасхальный:

К нам пришла весна! (2 р.)
С солнечным ликом,
С Пасхой великой –
Всех пробуждая от сна!

Поем 2 – 3 раза, идя по кругу или в центр и обратно.
Переходим к иконному уголку.

III. Тематическая беседа «После Воскресения»
Зажигаем красную свечу перед иконой Воскресения Христова с песней:

Чудо выше всех чудес:
Христос воскрес!
Смерти нет, и страх исчез:
Христос воскрес!
Хоры ангелов с небес
Прославляют Божий Крест!
Христос воскрес! Христос воскрес!

– Поем пасхальный тропарь.
– Слайд-фильм – беседа «Вознесение Господне».

Слайды и контекст беседы:
1. Икона «Сошествие во ад». – Что видим? – Воскресшего Христа, сходящего во ад и выводящего оттуда праведников во главе с Адамом и Евой.

2. Изображение «Христос среди учеников». «Уверение Фомы». – Что было потом?– Спаситель явился ученикам, говорил с ними, учил их о Небесном Царствии – сорок дней был с ними.

3. Икона «Вознесение Господне». – Что было потом? Рассматриваем икону, объясняем событие. – Где Господь после Вознесения? – Везде. Невидимо присутствует одновременно везде. Всегда слышит наши молитвы, незримо помогает, когда нам это действительно нужно.

4. Изображение «Спаситель с книгой». - Каждый из нас может стараться подражать Христу добрыми словами и делами – тогда мы станем настоящими христианами и после смерти соединимся с Господом в прекрасной Вечной жизни.

IV. Вспоминаем пасхальные игры
– Все крашенки съели? Раздарили? Куличами угощали? Пасочки доели? Вспоминаем веселые праздничные игры: «Кулич», «Грачи и куличи».

V. Семейный концерт «Песни над колыбелью»
Садимся отдохнуть перед колыбелькой с игрушечным малышом, зажигаем свечечку. Вспоминаем о том, как после забот и хлопот дня сладко засыпается под мамину колыбельную. Слушаем колыбельные песенки, приготовленные семьями...

VI. Трапеза

VII. Музыкальная часть
Собираемся у пианино на скамеечках.

Вспоминаем, как шили кукольную семью Великим постом. Говорим о чаяниях всех мам и всех пап на земле: чтобы детки росли добрыми, крепкими телом и духом, спокойно спали по ночам в своих кроватках и колыбельках.
– Что для этого нужно?
– Чтобы на земле был мир и не было войны.
– Смотрим военные фотографии Дня Победы. Чему люди радуются?
– Закончилась долгая война, наступил мир, Победа.
– Что это за война, когда была?
– Великая Отечественная война. Она была, когда наши дедушки и бабушки были молодые.
– Почему война называется «Отечественная»?
– Защищали Отечество.
– От кого наши прадедушки защищали Отечество в Великой Отечественной войне?
Кратко – о нападении Германии.
– Почему война «Великая»?
– Длилась целых четыре года. Путь к Победе был трудный, долгий, великий.
– Смотрим плакаты времен Отечественной войны и фотографии (бойцы; проводы на фронт; оружие; победа).
– Что помогало бойцам переносить тяготы войны?
– Вера в то, что их очень ждут дома их жены и детки, думают о них, молятся за них. Когда знаешь о том, что кто-то очень-очень любит тебя, – не страшна никакая темная военная ночь.
– Слушаем, подпеваем, учим песню «Темная ночь».

VIII. Домашнее задание:
1. Принести фотографии воевавших родных, узнать о них и о том, что делали во время войны бабушка, дедушка.

2. Принести бумагу для рисования (А-3), гуашь (синюю, фиолетовую, черную, желтую, оранжевую, красную), кисти: широкую и среднюю, губку, фартук.

IX. Совместная прогулка на улице

Занятие 2

I. Приветствие в кругу

II. Лингвистические игры:
«Назови правильно»:
– Ландыш, пион, мак – это ягоды? И т. п.
Обобщения: ягоды, овощи, фрукты; цветы, деревья; птицы, звери, насекомые. Задача детей ответить «Да!» или «Нет!».

«Род войск»:
– На самолетах летают –...
– Летчики!
– На кораблях плавают –...
– Моряки!

III. Запев Пасхальный

IV. Тематическая беседа «Наш семейный корабль»
Вспоминаем, как Великим постом шили куколок.
– Каких?
– Маму, папу, малыша!
– Как назвать их всех вместе?
– Семья!
– Кто еще может быть в семье?
– Братья, сестры, бабушки, дедушки!..
– У кого в семье есть брат? Братья? Сестренка? Сестры? Бабушки? Дедушки?
– Размышляем, какие разные бывают семьи: большие и маленькие. Чем все семьи похожи?
– В них есть взрослые и дети.
– Каждая семья похожа на корабль: у всех одни заботы, радости и горести – «один за всех, и все за одного».
– У каждого члена семьи свои особые обязанности, как и у членов экипажа корабля…
(Называем, какие обязанности у радиста; какие у механика и т.д.)
– Какие у мамы? У папы? У деток?
– В каждой семье есть свой Капитан, глава семьи, которого все уважают и слушаются; кто это?
– Папа!
– Складываем руки «корабликом» (каждый) и по очереди называем «пассажиров семейного корабля», тех, кто составляет семью каждого ребенка.
– Представим себе, что произошло бы с кораблем, если бы каждый член экипажа захотел командовать, быть капитаном, отказался бы делать то, что нужно, а стал бы делать только то, что хочется?
– Корабль бы погиб, разбился, сбился с правильного курса...
– Что же нужно делать, чтобы наш семейный корабль уверенно «плыл» по житейскому морю?
– Слушаться старших, помогать друг другу...

Домашнее задание: рисуем красками на листах формата А-3 на тему «Моя семья» (можно в виде корабля).


V. «Венок игр» «Корабельный»

Запев Пасхальный. (Хоровод, сходимся на припеве к центру круга и обратно...)

Игра «Не боимся мы воды»
Вот бежит ручьем вода, (Бежим «ручейком» по залу.)
Нету снега, нету льда, (Образуем круг.)
Светит солнышко, (Идем к центру круга.)
Колоколнышко. (Обратно.)
Ой, лады-лады-лады! (К центру...)
Не боимся мы воды! (Обратно.)
Ой, люли-люли-люли! (Соединяем, вытянув перед собой руки, пальцы («нос корабля»).)
Мы построим корабли!

Игра «Идем по дворику»
Припев:
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу на плече.)
Мы несем, несем топорики.
Ой, лужица! Обойдем! (Внезапная остановка. «Обходим», «перепрыгиваем» препятствия.)
Припев:
Ой, ручеек! Перепрыгнем!
Припев:
Ой, первый цветочек! Понюхаем.

Игра «Топорище»
Возьмем топорище – (Две руки – ладонь к ладони – над головой.)
Будет кораблище! (Руки перед собой, локти в стороны.)
И-и-и-и-и-и-ух! («Приноравливаемся».)
Бух!.. Бух!.. (И опускаем «топор».)
Тюк!.. (Падаем на колени. Встаем, пробуем «ударить» опять: ладошкой по лбу – «отскочил топор»…)

Игра «Топорик»
Топорище не для нас!.. (Руки вместе, ладонь к ладони, согнуты в локтях перед грудью.)
Я топорик нам припас. 
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу.)
Мы несем, несем топорики!
Возьмем топоришко –
Будет кораблишко!

Игра «Колотушки»
На скамеечке сижу - (Локоток на локоток.)
И топор в руках держу, - (Одна рука вверх)колотим одной рукой по другой)
Колотушки (3 р.) колочу! - (Колотим одной рукой по другой)                             Приколачиваю, заколачиваю! - (Руки перед грудью согнуты в локте.)
На ступенечке сижу – (Ладошка на ладошку перед грудью.)
Топорок в руках держу, - (Одна ладошка – вверх, колотим по другой.)
Колотушки (3 р.) колочу! - 
Приколачиваю, заколачиваю!
На приступочке сижу,
Топорок в руках держу,
Колотушки (3 р.) колочу! – (Указательными пальцами…)
Приколачиваю, заколачиваю!
На порожке сижу,
Топорок в руках держу:
Колотушки (3 р.) колочу! – (Мизинчиками...)
Приколачиваю, заколачиваю!
И заколотил! – Плывет, плывет – (Две ладошки – лодочкой – от себя...)
Лодка -
Белая лебедка!

Игра «Команда и капитан»
Команда к плаванию готова? – («Команда» выстраивается шеренгой.)
Стройся!
Сегодня капитаном будет –...
Капитан, приветствуй команду!
Капитан: - (Далее – действия по тексту.)
– Здрасть!
Команда:
– Здравия желаем!
Ведущий:
А я буду адмиралом!
Проверим, как вы к плаванию
готовы:
Первое задание будет –
на сообразительность,
Второе – на готовность к пути,
Третье – на умение управлять
кораблем.

Первое испытание:
Если речка голубая пробудилась
ото сна,
Значит, к нам пришла...
– Весна! – (Команда называет нужное слово – отгадку.)

Если снег везде растаял
И везде трава видна,
Значит, к нам пришла...
– Весна!
Если солнышко румянит
Наши щечки докрасна,
Значит, к нам пришла...
– Весна!

Второе испытание:
Что возьмем с собою в плавание? – (Команда называет необходимые вещи и для чего они предназначены.)
Карту?
Бинокль?
Флаг?
Телевизор?
Парашют?
Весла?
Грабли?..

Третье испытание:
«Корабль плывет!» Игра на внимание и координацию.
Команда:
– Корабль плывет? - (Повторяем вопросы и ответы несколько раз, в зависимости от вариантов движения, заданных капитаном.)
Адмирал: (на последующих занятиях – капитан – из детей)
– Плывет!
Команда:
– С чем плывет?
Адмирал:
– С повертушкой!
– С потоптушкой!
– С похлопушкой!
(Варианты:
Одна «повертушка» – крутим одной согнутой в локте рукой;
две «повертушки» – крутим двумя;
одна «потоптушка» – притопываем ногой;
одна «похлопушка» – хлопаем рукой по ноге и т. д.)
Белый кораблик – синий флот 
Быстро к берегу плывет!
(Под песенку крутим-вертим руками, прихлопываем, притопываем, подпрыгиваем, поочередно или одновременно, в зависимости от названных вариантов движений.)

Игра «Корабель плывет»
Как по синим по волнам – (Садимся друг за другом, имитируем под песню греблю.)
Корабель плывет! - (Покачиваемся из стороны в сторону.)
Корабель плывет –
Ветер парус рвет!
Ветер парус рвет –
А корабель плывет!
А на этом корабле –
Целый полк ребят!
Целый полк ребят –
Все рядком гребут-сидят!
А кто ж у них капитан,
Шитый золотом кафтан?
У нас ... командир – (Называем имя одного из ребят.)
Шитый золотом мундир!

Игра «Иван – капитан»
«Проверим: хорошо ли наш Иван-капитан знает свою команду!»
Встаем в круг, капитан – в центре.
– Ой, Иван – капитан! – (Идем хороводом.)
Где ты утром пропадал?
Что ты дома не бывал?
– То я дома не бывал, не бывал, не бывал:
Я на речке пропадал, пропадал, пропадал,
Там кораблики пускал, пускал, пускал.
– Ой, Иван – капитан, капитан, капитан,
Ты на речке пропадал, пропадал, пропадал,
Там кораблики пускал, пускал, пускал…
(Завязываем капитану глаза, раскручиваем его.)
Кто тебя с собой позвал?
- Эй! – (Один из ребят зовет капитана.)
Задача капитана – отгадать, чей это был голос. Если капитан отгадывает верно, он меняется местами со звавшим его.

Игра «У руля»
Матросы драют палубу, - (Имитация действий: руки от себя – к себе.)
Радисты держат связь, - (Закрываем ладошками уши.)
Механик чистит двигатель, - (Крутим согнутыми в локтях руками.)
А доктор мажет мазь. – («Мажем» на ладошку.)
Штурман карту изучает, - («Разворачиваем» на весу карту.)
Рулевой штурвал вращает: - (Взгляд – вверх-вниз. «Беремся» за штурвал.)

3 – 4 раза:
Право руля! – (Шаг вправо и поворот штурвала.)
Лево руля! – (Шаг влево.)
Прямо по курсу! – (Шаг вперед.)
Полный назад! - (Ведущий может показывать неправильно.)
У каждого есть дело – (Идем хороводом.)
На нашем корабле,
Плывем, плывем по рекам,
По родной земле!

Игра «Карта»
А как же капитану правильно проложить курс от города к городу по реке?
– Нужна карта!

Раздаем несколько одинаковых листов с одинаковой картой водных «магистралей» России между Каспийским, Черным, Балтийским морями и выделенными названиями городов, 6 корабликов с заданиями-маршрутами: «Киев – Тверь», «Киев – Владимир», «Рязань – Тверь», «Новгород – Нижний Новгород», «Тверь – Муром», «Тверь – Суздаль».

Делим детей на команды по количеству корабликов с заданиями–маршрутами.

Мамы отмечают на картах соответственно заданию отправную и конечную точку пути; задача детей – провести свой кораблик водным путем из города в город; мамы называют детям реки и моря, по которым лежит путь.

Звучит фонограмма. Спрашиваем у каждой команды: Из какого города начали путь? Куда направлялись? По каким рекам плыли? Вспоминаем, что уже знаем о некоторых городах и реках (Муром – родина Ильи Муромца; город Владимир назван в честь князя Владимира Красное Солнышко; Днепр – река, где крестилась Русь; Киев – главный город Древней Руси, куда съезжались богатыри…).

Игра «У большой карты»
Ищем на географической карте Россию, изучаем обозначения рек и морей, их названия.
На последних занятиях выясняем:
 – Что больше – моря или океаны?
Находим и называем океаны земли.

Игра «К берегу!»
Пора домой, к родным берегам! – (Все идут змейкой за ведущим.)
Белый кораблик, - (3 – 4 раза)
Синий флот
Прямо к берегу плывет!
Выходи из корабля,
Ждет нас матушка-земля!


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру