Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений

г. Курск

Основные задачи курса

Задачи и содержание курса более подробно будут даны в разделах каждой возрастной группы.

– дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;

– познакомить с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианских церквей и главных мировых религий, раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией;

– изучить историю Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия, воспитывать любовь и уважение к Родине: ее народу, культуре, святыням;

– дать знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы; донести до детей их смысловое и системообразующее значение, способствовать активному освоению детьми православного искусства;

– приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви; научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты;

– ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Курс охватывает широкий возрастной диапазон: дошкольников, школьников, учащихся профтехучилищ. В связи с этим постепенно расширяется объем понятий в изучении аналогичных тем с внешних описательных сюжетов в сторону их содержательного осмысления. И если в дошкольном возрасте рекомендуется сообщить детям элементарные сведения по Библейской истории и Православию, в связи с чем вполне возможно и даже разумно в основу изучения православной культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте положить православный литургический круг, то в старших классах основной упор должен быть сделан в сфере личностного осмысления мира и человека, религиозном мировоззрении.

Очень важно обратить внимание и на уменьшение – увеличение материала по разделам в зависимости от возраста учащихся.

Каждый годовой цикл предусматривает 35 уроков из расчета один урок в неделю. Учитывая психологические особенности детей, можно выделить 4 условные возрастные группы, преподавание разрабатываемого курса в которых будет иметь свою специфику.

Это следующие группы:
1) группа 4–6(7) лет – подготовительная (детский сад);
2) группа 6(7)–10 лет – младшая (1–3/4 класс);
3) группа 11–15 лет – средняя (5–9 класс);
4) группа 16–17 лет – старшая (10–11 класс, ПТУ).

Данная программа призвана дать основу содержания курса православной культуры. Опираясь на эту программу, преподаватели православной культуры при выпуске курсов должны будут составить свои программы для классов и групп, в которых они намерены вести этот предмет. Утверждение программы комиссией даст право преподавателю вести курс православной культуры в конкретном классе или группе.

Возрастные особенности изучающих этот курс предполагают многообразие форм, методов и средств обучения.

Среди форм обучения, наряду с уроками в классе, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в знаменитые монастыри и к святыням, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

Столь же важно не ограничить методы обучения только словесным изложением материала, но продуктивно использовать самые активные методы обучения, включить детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.

Многообразными должны быть и средства обучения. Так, изучение книг Ветхого и Нового Заветов вводит детей в мир великих истин и современных идей, высочайших нравственных идеалов. В художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты. Знакомит с историей, обычаями, образом мыслей народов, населявших древнейшие культурные центры.

Кроме книг Священного Писания, в разрабатываемом курсе предполагается использовать исследования по истории Православия, образцы житийной литературы. При этом особое внимание надо обратить на житийную литературу, любимое чтение в Древней Руси, потому что в жизнеописаниях святых мы найдем примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества – святые князья Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение – преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине – патриарх Гермоген, семейные добродетели – святые Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют эти труды и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.

Большое значение имеет изучение православного как церковного, так и светского искусства: архитектуры, иконописи, изобразительного искусства, художественной литературы, преданий, сказок, образцов музыкального и поэтического творчества.

Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая воедино мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы.

Примерный тематический план

I. Основные религиозные понятия и представления.
Введение.
1. 1. Бог.
1. 2. Мир и его творение.
1. 3. Человек в православной картине мира.
II. История религий.
Введение.
2. 1. История Ветхого Завета.
2. 2. История Нового Завета.
2. 3. История христианских церквей.
2. 4. История двух главных мировых религий.
2. 5. Тоталитарные секты: их угроза человеку и обществу.
III. История православия.
Введение.
3. 1. История Православной Церкви.
3. 2. Жития (биографии) известных святых (в том числе и земли Русской).
3. 3. Роль православия в судьбе нашего Отечества.
IV. Церковь и храм. Искусство.
Введение.
4. 1 Понятие Церкви.
4. 2. Церковный храм и его устройство.
4. 3. Церковная служба.
4. 4. Икона.
4. 5. Песнопения. Колокольный звон.
V. Православная этика.
Введение.
5. 1. Смысл и сущность православной морали.
5. 2. Отношение к Богу, миру, людям в православии в отличие от других вероисповеданий.
5. 3. Семья. «Домострой».
5. 4. Труд.
5. 5. Родина и защита Отечества.
VI. Основные православные праздники.
Введение.
6. 1. Главные православные праздники (их содержание и история возникновения).
6. 2. Церковные обряды.
6. 3. Православие и народная культура в праздниках (церковные и народные традиции, их взаимосвязь).
6. 4. Русская культура православных праздников. Культура убранств.

Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса современного образования

Если представить в целом наиболее заметные явления в отечественном образовании второй половины XX века, то можно констатировать следующее. Очевиден количественный рост: увеличение числа самого разного рода учебных заведений и учащихся; расширение границ обучения (сегодня реальностью становится непрерывное образование); демократизация системы образования, сделавшая получение образования доступным на любой ее ступени и любому человеку, если у него есть к тому способности.

В то же время фактически не произошло глобальных изменений в качестве образования: эксперименты, даже самые обеспеченные (от философских проработок до материального оснащения), так и остались локальными экспериментами; повсеместное усложнение содержания образования привело к перегрузкам учащихся, да и учителей, к разрушению прежде существующего, достаточно совершенного с педагогической точки зрения, содержания (у нас это можно проследить с особой ясностью на примере наших учебников естественно-математического цикла); введение новых предметов, вроде сексологии, большей частью либо не оправдало себя, либо осталось частным делом отдельных школ.

Что же касается воспитания, то его ухудшение признается всеми, и особенно ухудшение нравственного воспитания.

Таковы наиболее заметные явления современного образования. И это при том, что многие страны мира в качестве приоритетных политических задач поставили задачу глобального изменения образования.

Уясняя сущность православной культуры и феноменологию этого явления, следует учитывать прежде всего то, что именно православие является историеобразующей, культурообразующей, смыслообразующей религией для России.

Историю Православия, а следовательно, и православной культуры, можно исчислять шестнадцатью (если брать за точку отсчета I Вселенский Собор 325 г.) или двенадцатью (если вести отсчет с VII Вселенского Собора 787 г.) веками. В любом случае этот возраст исключительно почетен и ни одна другая европейская культура не может похвастать подобным сроком.

Именно восточные, т.е. православные богословы – отцы церкви развивали христианское богословие: все семь вселенских соборов проходили именно на греческом, византийском Востоке, латинские же иерархи Запада лишь соглашались с тем, что им предлагалось. Именно православные богословы обеспечили синтез античной философии и Библейского Откровения. Практически все отцы церкви были блестящими знатоками языческой философии, а византийская христианская культура включала в качестве составляющей и античное наследие. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому великому духовному наследию, которое, к сожалению, мало востребовалось прежними поколениями русских людей.

За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал, лишать современного человека возможности осваивать его – значит несказанно его обеднять. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, заданные храмом Св. Софии в Константинополе, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство: богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, традиции которого живы до сих пор.

Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно-моральной, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век. Познакомить подрастающее поколение с многообразным миром православия и значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры.

Курс православной культуры вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве. При этом крайне важно сохранить это органическое единство знаний о православии, не ограничиваться только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае в тени остается сам смысл и содержание художественных творений, т.е. здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: «Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли».

Место православной культуры в общем пространстве школьного образования

Итак, православная культура, сопряженная со всей культурой русского народа, должна занять важное место в образовании, но, прежде чем определить конкретное содержание этого курса, мы должны очертить его реальное место в общем пространстве образования, отделив его от религиозного воспитания, что требует от нас Российская Конституция и российские законы (правда, выигрывает при этом воспитание, лишаясь важнейшего источника своего существования, – это еще вопрос).

Главное, принципиальное отличие православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что православная культура есть знание, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает воспитание веры. Знание и вера – вот принципиальный раздел между православной культурой и православным воспитанием, между православной культурой и православной религией.

Православное воспитание: смысл исторического опыта

Поскольку православная культура как предмет только входит в школу, то есть смысл обратиться к анализу опыта изучения не этого предмета, а истории русского православного воспитания. В его истории можно выделить три главных, несхожих между собой периода: от принятия христианства до начала XVIII века, с реформ Петра I до Октябрьской революции, и современный период.

В первый период все развитие знания идет в рамках православного мировоззрения, это период целостного (разумеется, на уровне культуры того времени) православного воспитания.

Второй период, начавшийся с реформ Петра I, – период разделения всех сфер общественной жизни, секуляризация общества в целом и образования в частности, что уже имело место в Западной Европе, когда все религиозное воспитание свелось к преподаванию Закона Божия. Преподавание этого предмета в школах дореволюционной России всегда оставляло желать лучшего. Причину недостатков его изучения чаще всего видят в педагогических несовершенствах, особенно в схоластическом методе его преподавания. Однако в начале XX в. были подготовлены достаточно совершенные, даже с современной точки зрения, учебники Закона Божьего и методики его преподавания, но это положения не изменило или не успело изменить.

Представляется, что главной причиной неудовлетворительного преподавания названного предмета в школах была оторванность его от реальной жизни, и религиозной особенно, замкнутость его в самом себе.

Современная же практика православного воспитания, особенно в воскресных школах, – это попытка войти в реальную жизнь, связать воспитание с религиозной жизнью, потому что в качестве приоритетной большинство школ провозглашает задачу воцерковления детей. Тем самым современное православное воспитание существенно отличается от дореволюционного воспитания и в важнейших своих чертах оно ближе к древнерусскому воспитанию.

Необходимость введения православной культуры в общеобразовательных учебных учреждениях

Хотя первые опыты работы воскресных школ обнадеживают, но возможности их ограничены: малочисленность церквей и священников, православных педагогов; перегрузка детей, которым приходится учиться практически без выходных и т.п.

В этой ситуации представляется вполне уместным и целесообразным организовать изучение православной культуры в образовательных учреждениях, что не противоречит Конституции и законам России.

Конкретная организация педагогического эксперимента

Определяя в качестве ведущего направления экспериментальный поиск, мы должны максимально оградить его от педагогического риска, тем более педагогического брака. Это достигается: во-первых, организацией самого эксперимента, когда все преподаватели православной культуры будут работать в этом режиме; во-вторых, общей программой, определяющей основные направления поисков, и программой каждого преподавателя, утвержденной экзаменационной комиссией курсов подготовки этих преподавателей; в-третьих, стандартностью педагогической ситуации – курс православной культуры вводится как общеобразовательный предмет, факультатив, а потому планирование и организация его осуществляется по общепринятой схеме (задачи, содержание, формы, методы и т.д.); в-четвертых, достаточно высоким профессиональным уровнем преподавателей, большинство из которых имеют высшее гуманитарное образование; в-пятых – и это самое главное – идеальным содержанием самого курса, и поэтому так важно при преподавании выдвинуть на первое место не столько методическое мастерство преподавателя, сколько само содержание курса.

Задачи и содержание курса в подготовительной группе

Подготовительная группа охватывает детей дошкольного возраста. Причем нижняя граница этого периода по своим психологическим качествам сильно отличается от верхней. Но общей и важной тенденцией этого возрастного периода является закладывание и активное развитие психических структур личности ребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения.

Курс православной культуры, преподаваемый в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшего обучения в старших группах. Он должен включать основные представления, на которые необходимо будет опираться в дальнейшей работе.

Вместе с тем ни в коем случае нельзя рассматривать преподавание этого курса в подготовительной группе как узкую подготовку к его изучению в школе, подобно тому, как детство нельзя рассматривать как подготовку к жизни взрослой. И так как детство есть самоценный, но прорастающий во взрослость и потому ничем не заменимый период человеческой жизни, так же и изучение православной культуры в дошкольном возрасте имеет свое, непреходящее значение. И компенсировать его нельзя.

Представляется, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по-новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: “Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или другое событие” (К.Д. Ушинский, соч. в 10-ти т. Т. 6, С. 321–322).

Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божьем, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, нравственно умозрительное и практическое.

Исторический раздел программы будет представлен изучением эпизодов Библейской и Церковной истории, которые в себе отражают течение истории общечеловеческой.

Изучение храма будет более эффективным, если посещение его будет происходить в праздники, в дни торжеств, а само посещение будет заранее подготовлено. Важно посетить храм и вне службы для знакомства с его устройством. Столь же важно ввести в программу произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир духовно-нравственных образов, располагающих к воспитанию возвышенных чувств.

Очень важно ввести ребенка в координаты высших нравственных ценностей, задать алгоритмы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы, а также организация такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию.

В поведении ребенка 3–4-х и даже 5- летнего возраста произвольный элемент еще слаб. Логические составляющие весьма просты. Поэтому курс православной культуры должен быть сориентирован на активное проживание.

Само же преподавание в этот период нужно вести, опираясь на краткие составляющие: всего одну-две главные мысли, эпизоды из Библейских повествований, которые должны преподноситься в яркой образной форме. Формулировать эти мысли следует очень просто, с использованием понятных и знакомых ребенку слов. Особенности психики детей этого возраста таковы, что урок может проходить продуктивно всего 10–12 минут. В течение этого времени ребенок должен быть включен в те или иные запланированные учителем виды деятельности, которые позволят ему усвоить главную мысль учебной темы. Дети в этом возрасте прекрасно учат наизусть. Кроме разучивания стихов и песен, ребенку можно давать задание нарисовать то, что он слышал от учителя. Некоторые ситуации целесообразно проигрывать в ролевых играх-сценках.

Основное содержание

Раздел I. Основные религиозные понятия и представления
Бог. Его существование. Творение мира и человека.

Раздел II. История Ветхого и Нового Завета
Ветхий завет. Изгнание из рая, непослушание и грех в жизни людей. Потоп. Призвание Авраама. Исаак и его дети. История Иосифа. Моисей, исход из Египта, земля обетованная. Самсон. Давид и Голиаф. Царь Соломон. Вавилонское пленение, пророк Даниил.

Новый завет. Рождество и Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Детство Иисуса Христа. Крещение Господне. Нагорная проповедь. Чудесное насыщение. Благословение детей. Иисус Христос на море. Притча о блудный сын. Исцеление десяти прокаженных. Закхей. Иисус Христос в доме Марии и Марфы. Притча о немилосердном должнике. Притча о милосердном самарянине. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Прощальная беседа с учениками (Тайная Вечеря). Предательство Иуды. Распятие и смерть Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Господне. Рассказы о деяниях апостолов. Проповедь апостола Петра и обращение нескольких тысяч человек. Архидиакон Стефан, его мученическая смерть. Гонитель Савл и его обращение.

Раздел III. История православия в России
Историю русского православия желательно представить в рассказах, доступных пониманию детей этого возраста, на примере чудесных деяний великих святых русской земли: кн. Владимира, Феодосия Печерского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского и др.

Раздел IV. Церковь и храм. Искусство
Церковь. Храм. Зачем люди ходят в церковь. Молитва. Устройство храма.
Иконостас. Иконы. Происхождение икон. Различие икон. Богородичные иконы.
Церковная музыка. Пение. Колокола и колокольный звон.
Священник. Понятие о церковной службе. Помощники священника: диакон, псаломщик. Дети в храме.

Раздел V. Православная этика
Отношение ребенка к родным. Отношение ребенка к воспитателям. Отношение ребенка к сверстникам. Отношение ребенка к природе и всему живому. Требования Православной Церкви к поведению ребенка. Беседы о поведении ребенка на примере евангельских притч и примеров из жизни святых.

Раздел VI. Главные православные праздники и события
Рождество Богородицы – 21 сентября. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. Праздник Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября. Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил – 21 ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря. День памяти святитель Николая Чудотворца – 19 декабря. Рождество Христово – 7 января. Память преподобного Серафима Саровского – 15 января. Крещение Господне – 19 января. Сретение Господне – 15 февраля. Прощеное Воскресенье – переходящий праздник. Великий пост. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – переходящий праздник. Воскресение Христово (Пасха) – переходящий праздник. Вознесение Господне – переходящий праздник. День Святой Троицы, Пятидесятница – переходящий праздник. Рождество Иоанна Крестителя – 7 июля. Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. День памяти Преподобного Сергия Радонежского – 18 июля. Память Казанской иконы Божией Матери – 21 июля. Память равноапостольного князя Владимира – 28 июля. Память Преподобный Серафима Саровского – 1 августа, пророка Илии – 2 августа. Преображение Господне – 19 августа. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Организация занятий в группах детей 3-5 лет проходит в форме эпизодических мероприятий: слушания коротких библейских рассказов, проведение утренников и праздничных занятий (светское), возможно в форме специально организованной игры; бесед на нравственные темы, рисования, разучивания стихов и песенок духовного содержания, посещений храма, встреч со священником и т. п. В старшей группе детского сада (возраст детей 5-6 лет) возможно, при наличии хорошо подготовленного воспитателя и учебно-методического обеспечения, организовать более систематическое проведение занятий.

Эти занятия с соответствующей корректировкой можно организовать по плану, аналогичному тематическому плану в подготовительной группе.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь.
1 неделя. 1 занятие. Беседа. Бог. Его существование. Творение мира и человека. (Возможно чтение соответствующего рассказа из детской Библии. Возможно рисование на тему – творение мира.)

2 неделя. 2 занятие. Церковь и храм. Зачем люди ходят в церковь. Молитва. Как заходить в храм. (Рассказ учителя. Рисование и раскрашивание.)

3 неделя. 3 занятие. Праздник Рождества Богородицы. (Рассказ учителя.) Возможно организовать праздник или беседу об отношении ребенка к родителям и близким.

4 неделя. 4 занятие. Если у детей есть некоторые сведения о земной жизни Спасителя, то можно построить занятие в форме рассказа о празднике Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Если нет, то чтение рассказов из детской Библии (Быт. 3–11 главы). ( Рисование.)

Октябрь.
1 неделя. 5 занятие. Призвание Авраама. Исаак и его дети. История Иосифа. (Рисование.)

2 неделя. 6 занятие. Праздник Покров Пресвятой Богородицы. (Рассказ воспитателя. Беседа с детьми об изменениях в природе и о том, как празднует народ этот праздник. Празднование этого праздника в детском саду.)

3 неделя. 7 занятие. Моисей. Выход из Египта. Земля обетованная. (Чтение. Игра или рисунок.)

4 неделя. 8 занятие. Жизнь евреев в Израильском государстве. Самсон. Давид и Голиаф. Царь Соломон. (Чтение.)

5 неделя. 9 занятие. Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Возвращение из плена.

Ноябрь.
1 неделя. 10 занятие. Праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября). Иконы. Происхождение икон. Различие икон. Богородичные иконы. Казанская икона Божией Матери.

2 неделя. 11 занятие. Церковная музыка, пение. Колокола и колокольный звон. (Беседа учителя или посещение храма.)

3 неделя. 12 занятие. Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил. Рассказ: кто такие Ангелы. Забота Ангелов о людях. Архистратиг Михаил – Небесный Покровитель российского войска. (Рисование.)

4 неделя. 13 занятие. Жизнь евреев после возвращения из плена. Завоевание их греками и римлянами. Ожидание Мессии.

Декабрь.
1 неделя. 14 занятие. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Рождество Пресвятой девы Марии. Введение ее в храм. (Чтение.)

2 неделя. 15 занятие. Храм и его устройство. (Рассказ учителя. Показ слайдов или посещение храма.)

3 неделя. 16 занятие. Праздник святителя Николая Чудотворца. Святые – кто они? Святитель Николай Чудотворец – его житие и деяния. (Рассказ учителя.)

4 неделя. 17 занятие. Рождество Иисуса Христа. (Рассказ учителя.)

5 неделя. 18 занятие. Подготовка к Новому году и Рождеству Христову.

Январь.
1 Неделя. 19 занятие. Праздник Рождества Христова. (Празднование. Возможно приглашение священника.)

2 неделя. 20 занятие. Праздник Преподобного Серафима Саровского. Рассказ учителя о Серафиме Саровском и его деяниях.

3 неделя. 21 занятие. Праздник Крещения Господня. (Рассказ учителя.)

4 неделя. 22 занятие. Священник. Понятие о церковной службе. Помощники священника: диакон, псаломщик. Дети в храме. (Желательно посещение храма.)

Февраль.
1 неделя. 23 занятие. Отношение ребенка к людям: к родным, воспитателям, взрослым, младшим, сверстникам. (Беседа.)

2 неделя. 24 занятие. Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа. История Праздника Сретения Господня. (Рассказ воспитателя.)

3 неделя. 25 занятие. Проповедь на горе. Основные правила христианской жизни. (Рассказ воспитателя. Беседа.)

4 неделя. 26 занятие. Притча о блудном сыне. Исцеление десяти прокаженных. (Рассказ учителя. Беседа.)

Март.
1 неделя. 27 занятие. Масленица. Прощеное Воскресенье. Начало Великого поста. (Рассказ воспитателя. Опыт проживания.)

2 неделя. 28 занятие. Отношение ребенка к природе и всему живому. Наблюдения в природе, выделение признаков наступления весны.

3 неделя. 29 занятие. Закхей. Иисус Христос в доме Марфы и Марии. (Рассказ воспитателя.)

4 неделя. 30 занятие. Беседа о поведении ребенка на примере евангельских притч и примеров из жизни святых. Немилосердный должник. Милосердный самарянин. Воскрешение Лазаря. (Продолжение бесед о поведении ребенка.)

Апрель.
1 неделя. 31 занятие. Праздник Входа Господня в Иерусалим. Празднование этого события Православной Церковью, народные традиции.

2 неделя. 32 занятие. Подготовка к празднованию Пасхи. Рассказ учителя или чтение о последних земных днях Спасителя: Пасха; прощальная беседа с учениками; предательство Иуды; распятие и Крестная смерть Иисуса Христа.

3 неделя. 33 занятие. Празднование Воскресения Христова.

4 неделя. 34 занятие. Русская Православная Церковь. Начало истории. Великий князь Владимир.

Май.
1 неделя. 35 занятие. Преподобный Феодосий Печерский. (Рассказ о его жизни.)

2 неделя. 36 занятие. Святые Сергий Радонежский и Димитрий Донской. (Рассказ воспитателя.)

3 неделя. 37 занятие. Подготовка к празднику Вознесения Господня. Рассказ о деяниях апостолов.

4 неделя. 38 занятие. Праздник Вознесения Господня.

5 неделя. 39 занятие. Подготовка к празднику Святой Троицы. Рассказ об истории праздника. Церковное празднование. Народные традиции.

Июнь.
1 неделя. 40 занятие. Праздник Святой Троицы. Пятидесятница. Празднование его в детском саду. (В случае, если выпуск детей состоится раньше, то возможно в конце мая рассказать им об этом празднике.)
Для детей, которые остаются летом в детском саду, возможны следующие занятия или празднование церковных событий.

2 неделя. 41 занятие. Праздник. День Святого Духа.

3 неделя. 42 занятие. Посещение храма. Беседа со священником.

4 Неделя. 43 занятие. Святой благоверный князь Александр Невский. Его подвиги. (Рассказ воспитателя.)

5 неделя. 44 занятие. Икона Божией Матери “Владимирская”. (Рассказ воспитателя.)

Июль.
1 неделя. 45 занятие. Рождество Иоанна Крестителя (7 июля). (Чтение.)

2 неделя. 46 занятие. Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).

3 неделя. 47 занятие. Праздник Казанской Иконы Божьей Матери.

4 Неделя. 48 занятие. Память святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира. (Чтение.)

Август.
1 неделя. 49 занятие. Преподобный Серафим Саровский. Пророк Илия. (Для жителей Курска – желательно посещение Сергиево-Казанского собора, построенного родителями преподобного Серафима Саровского.)

2 неделя. 50 занятие. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский. (Рассказ воспитателя.)

3 неделя. 51 занятие. Праздник Преображения Господня (19 августа). (Празднование в детском саду.)

4 неделя. 52 занятие. Праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). (Рассказ воспитателя.)

Литература:
Библия.
Библия для малышей. М., 1990.
Детская Библия.
Священник Артемий Владимиров Молитвослов для самых маленьких. М., 1995.
Моя первая русская история. М., 1992.
Моя первая Священная история. М., 1992.
Жития святых в изложении для детей. М., 1995
Закон Божий. Сост. С. Куломзина. М., 1994.
За что мы любим Бога. Евангелие для маленьких детей. М., 1990.
Православные богослужения, молитвы и обычаи. Белосток, 1992.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру