Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников

Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений

Тема. Родина и чужбина

Основная идея: Родина для человека – место, где он родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на ее защиту.

Содержание темы: Наша Родина – Россия (в старину – Русь). Почему Русь называлась святой? Герб и флаг России. Родина и ее защитники. Какими должны быть защитники (смелыми, честными, отважными, мужественными).

Ключевые слова и фразы: род, Родина, родители, родственники, родился.

Практический материал для работы в детском саду: прослушивание песен военных лет; организация выставки рисунков по теме «Моя Родина»; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: рассказать детям о родных, защищавших Родину, помогавшим в трудные военные годы, о стойкости и подвигах духа и сердца.

Литературный ряд для детского сада: новеллы В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», «Могилы героев», «Заповедь дедушки».

Зрительный ряд: репродукции известных художников по теме «Защитники Отечества», портреты защитников земли Русской Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.; фотографии родных пейзажей.

Тема. Дружба и вражда

Основная идея: друг – такой же, как ты, человек, равный тебе, другой ты; дружбой надо дорожить, с другом ты становишься вдвое сильнее, умнее, добрее.

Содержание темы: Дружба – взаимная привязанность людей, основанная на любви и уважении. Кого можно назвать настоящим другом. Какой я сам друг и товарищ. Что такое верность, в чем она выражается. Отзывчивость, чуткость, взаимопомощь, терпимость. Значение пословицы "Нет друга – так ищи, а нашел – береги".

Ключевые слова и фразы: дружба, верность, чуткость, отзывчивость, доброжелательность.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «За что я люблю своего друга»; игры «Острова», «Пираньи», «Цветы дружбы»; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды; подобрать пословицы и поговорки о дружбе.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Земляника для Наташи», «Большое ведро», «Жестокость», В. Осеева «Синие листья», «До первого дождя», А. Мидта «Шарик в окошке», Ю. Дорофеев «Муравей и голубка».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Катаев «Цветик- семицветик», К. Сергиенко «До свидания, овраг», В. Дьяченко «Тайна», Н. Калинина «О хороших товарищах», Л. Толстой «Лев и собачка».

Тема. Верность и предательство

Основная идея: человек должен стараться держать свое слово и чувствовать ответственность за исполнение какого-либо решения.

Содержание темы: Верный друг – человек, на которого можно надеяться, он поможет в беде и порадуется счастью друга. Предательство – измена. Как человек может совершать в жизни ошибки. Каким образом мы предаем самих себя, свою честь. Как удержать себя от предательства. Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки. Значение пословиц «Открыть тайну, погубить верность», «Грехи любезны, доводят до бездны».

Ключевые слова и фразы: предательство и верность, верный друг, надежный человек.

Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; драматизация сюжетов произведений; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: придумать сюрприз для друга, доставить ему радость.

Литературный ряд для детского сада: В. Драгунский «Друг детства», детская библия, В.А. Сухомлинский «Две матери», «Стакан воды», «Трудно быть человеком».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Оторвали мишке лапу», В.А. Сухомлинский «Самое важное – заставить себя чувствовать», «Каждый человек должен».

Зрительный ряд: Н.Н. Ге «Тайная вечеря».

Тема. Обличение и осуждение

Основная идея: надо справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их.

Содержание темы: Осуждение – обвинение, признание виновным. Имеем ли мы право осуждать. «Не судите - и не судимы будете». Правила «тройного решета»: правда ли то, что ты хочешь сказать; хорошо ли то, что ты хочешь сказать; нужно ли это знать другим. Обличение – показать другу истинное лицо его проступка так, чтобы он почувствовал твое доброе отношение к нему. Значение пословицы «Глупый осудит, а умный рассудит».

Ключевые слова и фразы: осуждение, «Не судите - и не судимы будете», лик, лицо, обличить.

Практический материал для работы в детском саду: закрепление правила разговоров:
- правда ли то, что ты хочешь сказать;
- хорошо ли то, что ты хочешь сказать;
- нужно ли это знать другим;

Решение проблемных ситуаций; игра «Тройное решето»; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: читать библейские рассказы; приучать не осуждать других людей.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Красивое и уродливое».

Литературный ряд для домашнего чтения: Гофман «Волшебные очки».

Тема. Сдержанность и вольность

Основная идея: сдержанность человеку нужна, чтобы не нарушать правило «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Содержание темы: Содержание понятия «воздержание». Сдерживаться – ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел. Примеры воздержания благочестивых людей. Правило «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Вольность – нарушение правил добрых дел, нежелание думать о благе близких людей. Значение пословицы «Что плохо – того бегай, что добро – тому следуй».

Ключевые слова и фразы: сдержанность, воздержание, своеволие.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Что такое хорошо и что такое плохо»; игры-этюды по правилу «Не делай другому того, чего не желаешь себе»; обсуждение проблемных ситуаций; тест-шутка; игра «Светофор».

Практический материал для работы дома: побуждать сдерживать себя от плохих слов и дел; приучать делать как можно больше добра окружающим людям.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Посмеялись над бабушкой», «Капля воды», «Лесной домик», «Протоптали дорожку», «Несмелый мальчик».

Литературный ряд для домашнего чтения: Жития святых, П.П. Поляков «О воздержании», «Две силы», И. Рутенин «Абрикосовый пирог», В.Г. Дьяченко «Брат и сестра».

Зрительный ряд: Храмовые иконы. Видеофильм А. Владимиров «О посте».

Тема. Прощение и обида

Основная идея: прощая других людей, мы освобождаем себя от обиды, злости, жестокости.

Содержание темы: Почему мы обижаемся, что такое обида. Как мы понимаем слово «прощение». Зачем необходимо просить прощение. Замечаем ли мы, как обижаем, раним близких. Правила жизни (см. приложение). Справедливое отношение к допустившим ошибку. Значение пословицы «Тому тяжело, кто помнит зло».

Ключевые слова и фразы: прости меня, пожалуйста; я рад, что мы снова дружим.

Практический материал для работы в детском саду: тренинг «Как перестать ссориться и что делать, чтобы простить других»; использование выражений: «ты согласен?», «ты доволен?»; обсуждение житейских ситуаций; фронтальная экспресс-диагностика; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: рассказать о Прощеном воскресении, о том, что необходимо делать в этот день; каждый день просить прощение у тех, кого обидел или огорчил.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Я больше не буду», «70 раз 7», «Раскаяние», «Мой жаворонок в окошко улетел».

Литературный ряд для домашнего чтения: В.Г. Дьяченко «Наследство», Ч. Диккенс, В. Белый «О прощении».

Зрительный ряд: В.Д. Поленов «Христос и грешница», Рембрандт «Возвращение блудного сына».

Тема. Память

Основная идея: память о родных и близких, их делах и поступках помогает человеку быть добрым, жить по правилам своего народа.

Содержание темы: Что такое «память», «памятование», «беспамятство». Память как способность человека сохранить в своих мыслях и чувствах образы родных и друзей, их дела и поступки. След человека на земле. Праздники Руси (календарные, храмовые, трудовые, семейные). Памятные даты истории. Значение пословицы «Доброму – добрая память».

Ключевые слова и фразы: память, воспоминания, помнить родных, добрые дела, памятник.

Практический материал для работы в детском саду: памятные даты истории (просмотр репродукций, медалей); рассказ о близком человеке; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: вспомнить об ушедших от вас родственниках, о том, какой след оставили они на земле; составить календарь истории семьи; изготовить открытки, сувениры к памятным датам родных и друзей.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Седой волосок», «Самое важное – заставить себя чувствовать», «Огонек в окне», «Жизнь», «Он придет», «Недописанное письмо».

Литературный ряд для домашнего чтения: Житие святых в рассказах для детей П. Поляков «О геройстве», «Победа», Е. Горская «Колин папа».

Зрительный ряд: народный календарь, храмовые иконы, репродукции картин А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле», С.В. Герасимов «Мать партизана», М.Б. Греков «Тачанка», В.М. Васнецов «Три богатыря» и др.

Тема: Чистое сердце

Основная идея: милосердие, смирение, щедрость, мужество помогают человеку очистить сердце от зависти, себялюбия, жадности, лжи, упрямства, лени.

Содержание темы: Какие бывают сердца у людей? Понятие «любящее сердце», «милое сердце», «чистое сердце», «каменное сердце». Что значит любить? Любить – получать, любить – служить. Заповедь любви: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Что мешает любви? (зависть, себялюбие, жадность, ложь, упрямство, лень). Правила доброго, любящего сердца (см. приложение).

Ключевые слова и фразы: милосердие, смирение, щедрость, мужество.

Практический материал для работы в детском саду: напоминание правил доброго любящего сердца; приучение следовать им в повседневной жизни; закрепление определения понятий «милосердие», «смирение», «щедрость», «мужество»; игры «Волшебные следы», «Острова», «Цветы моего сердца»; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: обсудить с членами семьи правила доброго любящего сердца.

Литературный ряд для детского сада: О. Уайльд «Мальчик-звезда», В.А. Сухомлинский «Каменное сердце», П. Поляков «Искорки», В.Г. Дьяченко «Христианочка», «Тайна».

Литературный ряд для домашнего чтения: А. Владимиров «Моя первая исповедь», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), Г.Х. Андерсен «Великая перемена», О. Уайльд «Счастливый принц».

Зрительный ряд: иконы святых.

Примерное тематическое планирование занятий.

Сентябрь
Тема: Имя
Примерное кол-во занятий 2

Октябрь
Тема: Семья
Примерное кол-во занятий 2
Тема: Слово
Примерное кол-во занятий 4
Тема: Совесть
Примерное кол-во занятий 2

Ноябрь
Тема: Благодарность
Примерное кол-во занятий 2
Тема: Добро и зло
Примерное кол-во занятий 4
Тема: Щедрость и жадность
Примерное кол-во занятий 4

Декабрь
Тема: Правда и ложь
Примерное кол-во занятий 3
Тема: Зависть
Примерное кол-во занятий 2
Тема: Послушание
Примерное кол-во занятий 3

Январь
Тема: Трудолюбие
Примерное кол-во занятий 2
Тема: Милосердие
Примерное кол-во занятий 2

Февраль
Тема: Родина
Примерное кол-во занятий 3
Тема: Дружба и верность
Примерное кол-во занятий 3
Тема: Предательство
Примерное кол-во занятий 2

Март
Тема: Осуждение
Примерное кол-во занятий 3
Тема: Воздержание
Примерное кол-во занятий 3

Апрель
Тема: Прощение
Примерное кол-во занятий 3
Тема: Память
Примерное кол-во занятий 3

Май
Тема: Честное сердце
Примерное кол-во занятий 4

Итого
Примерное кол-во занятий 54

Приложение

Правила почитания и уважения старших

Нельзя:
- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;
- бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;
- смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;
- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;
- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
- допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то, что запрещают старшие;
- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;
- обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы

- Не домогайся первенства среди друзей. Не позволяй брать себе все самое лучшее.
- Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т.д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.
- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом не обвиняя и не осуждая его.
- Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.
- Не наушничай, не доноси на товарища.
- Умей принять помощь и советы от других ребят.

Правила доброго любящего сердца

Любящее сердце:
- милосердствует, никогда никому не причиняет зла;
- не превозносится над другими, не гордится;
- много терпит, все переносит без уныния, без печали;
- не гневается, не раздражается, не мыслит зла;
- не завидует, не ищет своего;
- не радуется неправде, а порадуется истине;
- не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;
- неизменно, не зависит от настроения, удобств или других обстоятельств;

Правила добрых дел

- Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.
- Не твори добра на показ.
- Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.
- Старайся искоренять плохие привычки.
- Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.
- Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.
- Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.
- Без разрешения ничего не бери.
- Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.
- Примиряй ссорящихся.
- Утешай в печали, скорби, болезнях.
- Никогда не произноси плохих злых слов, оскверняющих душу человека.
- Не будь жадным, негостеприимным.
- Говори то, что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).
- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).
- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости

- Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.
- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.
- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.
- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.
- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Правила воспитания щедрости

- Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими, а затем с незнакомым человеком.
- Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.
- Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.
- Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.

В процессе реализации программы возможно достижение следующих результатов:
1. первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);

2. нравственные потребности, стремления, чувства:
- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

3. нравственные умения и привычки:
- следовать традиции празднования именин;
- составлять рассказ о своем имени;
- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;
- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;
- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;
- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);
- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;
- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;
- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;
- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.

Оценить эффективность использования программы авторы предлагают по некоторым методикам и тестам. Этот материал можно найти в рубрике "Психолог и логопед в детском саду".

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру