Из разборов лирики Фета: «Это утро, радость эта…»
Стихотворение представляет собой своеобразное перечисление примет весны, синтаксически это одно перечислительное предложение, завершающееся обобщением: «Это всё – весна». Синтаксически стихотворение напоминает более раннее «Шепот, робкое, дыханье…»: оба текста состоят из одного предложения, в обоих нет глаголов. >>
Из переписки лексикографов 1920–1930-х гг. — участников русского «Лярусса» и «Ушаковского словаря» (архивные материалы)
Забытые страницы из истории отечественной лексикографии 1920–1940-х гг.

В Приложении публикуем письма участников и создателей «Толкового словаря русского языка», имеющего, как мы смогли убедиться, более чем долгую и очень непростую историю: от ленинского проекта до ТС под редакцией Д. Н. Ушакова и дискуссий о нем 1930—1950-х гг. Часть писем, относящихся к истории создания ТС, а именно: послания В. В. Виноградова Г. О. Винокуру 1930 г., в другом контексте мы опубликовали ранее (Никитин 1997, 37—40).

>>
Когда языки, распри позабыв…
Ну, конечно, народы должны распри позабыть. Но, во-первых, «народы» и значит «языки» (ударение приходилось раньше на второй слог), а, во-вторых, всякая международная распря начинается с конфликта в языке – и если бы народы понимали, что изначально было Слово, мудрое, честное, примиряющее, человечество жило бы спокойнее! Характеристикой же любого народа, объединяющей его в единую общность, является, конечно, язык. И от действий в языке зависит не в последнюю очередь благополучие любого государства. >>
Об одном мотиве в житии Александра Невского

Текст так называемой Первоначальной редакции Жития святого благоверного князя Александра Невского содержит фрагмент, в котором рассказывается о намерении короля католического Севера (Швеции) пленить землю Александрову и о восприятии известия об этом намерении русским правителем: «Се же слышавъ король части Римьскыя от Полунощныя страны таковое мужество князя Александра и помысли в собе: “Поиду и пленю землю Александрову”. И събра силу велику, и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в силе тяжце, пыхая духомъ ратным. И прииде в Неву, шатаяся безумиемь, и посла слы своя, загордевся, в Новъгородъ къ князю Александру, глаголя: “Аще можеши противитися мне, то се есмь уже зде, пленяя землю твою”.Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».


>>
Русский концепт слово-логос и его китайские аналоги дао и вэнь
Русский концепт слово имеет фундаментальное начало в духовно-сакральной традиции как Слово-Логос, т.е. божественная благодатная сила, с помощью которой Господь творит мир, наделяя человека даром слова. Эта фундаментальная идея лежит в основе философской и филологической книжности как выражении духовной культуры всех европейских народов. В духовной традиции Слово является синонимом слова Бог, что зафиксировано в известных строках Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» [Иоанн, 1,1]. Господь своим Божественным Словом творит мир (см. Книгу бытия) – и эта функция божественного Логоса как духовного начала, творящего мир, а затем наделяющего человека словом, имеет схожие корреляты в других духовных цивилизациях. >>
Из разборов лирики А.А. Фета: «Сосны»

Средь кленов девственных и плачущих берез

Я видеть не могу надменных этих сосен;

Они смущают рой живых и сладких грез,

И трезвый вид мне их несносен. >>
И.А. Гончаров в Московском университете
В 1831 году Гончаров поступает в Московский университет. В то время университет был очагом свободомыслия. А. И. Герцен, учившийся здесь с 1829 по 1833 год, писал в «Былом и думах», что «университет больше и больше становился средоточием русского образования. >>
Кто? Где? Когда? «Слово о полку Игореве»: Автор. Место. Время
Форма вопросов, поставленных в заглавии этой статьи, напоминает название и задания известной телевизионной интеллектуальной игры: «Что? Где? Когда?» Но, как известно, всякое сравнение хромает, это – на обе ноги. Если игрок, правильно ответивший на заданный вопрос, побеждает и может получить весьма ценное вознаграждение, то ученый или просто пытливый читатель «Слова…», ставя сам себе эти каверзные вопросы, рискует никогда не дать на них верного ответа. Просто потому, что такого ответа не существует. >>
Гоголь как мыслитель

Сегодня имя Гоголя нередко можно встретить в исследованиях по русской философии и даже истории русской Церкви. Выходят коллективные монографии и сборники статей, посвященные философским аспектам мировоззрения и творчества Гоголя. Вместе с тем во многом остается справедливым замечание протопресвитера профессора В. В. Зеньковского, что время «для исторически справедливой оценки Гоголя как мыслителя еще не настало».

>>
Забытые страницы из истории отечественной лексикографии 1920–1940-х гг.
Из истории обсуждения «Толкового словаря русского языка Д. Н. Ушакова Новое дыхание в жизни всей описанной нами грандиозной работы по составлению словаря — идеи, как казалось авторам после отчаянных попыток реализовать «ленинский» замысел, совсем безнадежной, появилось в 1927 года. >>

231 - 240 из 972
Начало | Пред. | 22 23 24 25 26 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру