«Дуэль» А.С.Грибоедова с Н.И.Гнедичем
Предмет статьи – известная полемика 1816 года о переводе П.А.Катениным баллады Г.Бюргера «Ленора» («Ольга»), ранее переведенной В.А.Жуковским («Людмила»). В ходе нее и произошел обмен критическими уколами между Грибоедовым и Гнедичем, но не по обычной дуэльной схеме «Грибоедов против Гнедича», а немного сложнее: Гнедич – выпад против Катенина, а Грибоедов – ответный выпад против Гнедича и Жуковского. Вопреки Ю.Н.Тынянову, включившему эту полемику в общую картину борьбы «младших архаистов» с карамзинским направлением в литературе», близкий к кругу «Беседы» Гнедич неожиданно выступает здесь против «архаиста» Катенина в защиту «арзамасца» Жуковского. В статье показано своеобразие литературно-эстетической позиции Гнедича, которые объясняют его участие в этой «четверной дуэли», и причины его поражения в противостоянии с будущим автором «Горя от ума». >>
Очерк истории изучения памятников русской деловой письменности (XVIII–XX вв.)
XX век в истории русской деловой письменности Изучение языка памятников деловой письменности нашло широкое отражение в традиционной области лингвистики — исторической грамматике. Классические труды советских ученых, младшего поколения дореволюционной школы отечественной науки, сумели переместить акцент с модных в 1920–1930-е годы социологизаторских исследований и борьбы теорий в исконно русскую область. >>
Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: замысел, смысл эпиграфа и авторская позиция
В 1877 г. Толстой закончил свой второй роман  — «Анну Каренину» (опубликован в 1876-1877 гг.). Заканчивая работу над романом, писатель говорил жене Софье Андреевне: «Мне теперь так ясна моя мысль <…>.  Так в “Анне Карениной” я любил мысль семейную, в “Войне и мире” любил мысль народную, вследствие войны 12-го года <…>» (Толстая С.А. Дневники: В 2 т. М., 1978. Т. 1. С. 502. >>
Поэтическая эстетика Дельвига
Существует, по-видимому, какая-то закономерность в том, что поэты романтической эпохи в России много и самым серьезным образом занимались эстетикой и литературной критикой. В этом смысле Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831) был вполне сыном своего времени: склонность к тому, чтобы судить о произведениях искусства, проявилась у него почти одновременно с поэтическим талантом. Будучи же вдобавок еще ближайшим другом и сподвижником Пушкина, Дельвиг активно включился в намеченную Пушкиным программу создания в России силами самих писателей «истинной критики». Глубоко поэтическая личность, он не только стал одним из ярких поэтов пушкинской эпохи, но и оставил богатое, своеобразное и до сих пор по-настоящему не осмысленное критическое наследие. >>
Очерк истории изучения памятников русской деловой письменности (XVIII–XX вв.)
Формально-грамматическое направление и его основные идеи

Изучение языка памятников деловой письменности нашло широкое отражение в традиционной области лингвистики — исторической грамматике. Классические труды советских ученых, младшего поколения дореволюционной школы отечественной науки, сумели переместить акцент с модных в 1920–1930-е годы социологизаторских исследований и борьбы теорий в исконно русскую область.

>>
Русская «Антология» от романтизма до авангарда
В статье рассматривается история русской антологической поэзии – стихотворений, созданных в подражание «наивным» эпиграммам Греческой Антологии. Этот род русской поэзии, нередко сохраняющий древний размер (элегический дистих), зародился в ней еще в эпоху романтизма (К.Н.Батюшков, Н.И.Гнедич, А.А.Дельвиг, В.А.Жуковский) и дожил до 1920-х годов (А.А.Блок, И.А.Бунин, Вяч.И.Иванов, В.Я.Брюсов, О.Э.Мандельштам, К.К.Вагинов). Его исторические судьбы оказались близкими к судьбам классической лирики вообще: антологическая поэзия была не только неотъемлемой частью, но и одним из ее формообразующих элементов. Художественные приемы, выработанные антологической поэзией, нанесли свой особый отпечаток на общий характер русской классической лирики. >>
А. М. Селищев. Архивные материалы. Часть III. Документы о деятельности А. М. Селищева в конце 1920-х – начале 1940-х гг.
Предисловие, публикация и комментарии О. В. Никитина В данную подборку архивных документов включены разнообразные материалы, представляющие А. М. Селищева как научного работника, исследователя и педагога. >>
А.Чехов и О.Дымов
Творчество писателя Осипа Дымова (псевдоним И.И.Перельмана, 1978-1959) до недавнего времени оценивалось исключительно как подражательное, претенциозное и поверхностное. Хотя следует помнить, что первые его шаги в литературе были восприняты с энтузиазмом, и лишь некоторое время спустя появились критические ноты. >>
«Милая Таня…»
Чеховские мотивы в творчестве Т.Л. Щепкиной-Куперник Так назвал Татьяну Львовну Щепкину-Куперник (1874-1952) в одном из самых первых писем Антон Павлович Чехов. Потом на протяжении всей переписки обращения варьировались: то «милый мой collègue, Татьяна Львовна», и далее шутливое: «великая писательница земли русской», то «милый дружок», «драгоценная моя девочка», а приглашение увидеться с ней и Яворской вызвал у него упоминание о «двух белых чайках». >>
Эсхатологические и апокалиптические мотивы в сочинениях протопопа Аввакума
Эсхатологические, связанные с идеей конца света, и апокалиптические, заключенные в себе представления о грядущем Страшном суде, мотивы, естественно, проходят через множество произведений старообрядцев XVII в., воспринявших обрядовые изменения, осуществленные по указанию патриарха Никона, как свидетельства возросшей власти дьявола над лежащим во зле миром и как знамения грядущего пришествия антихриста, которое должно произойти незадолго до конца света. Никон первоначально был осознан как сам антихрист, искушающий людей под видом пастыря Христова, а затем — как антихристов предтеча: антихрист уже народился, но еще не пришел в мир. >>

311 - 320 из 972
Начало | Пред. | 30 31 32 33 34 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру