Византия и «Третий Рим» в поэзии Осипа Мандельштама.
К интерпретации стихотворений «Айя-София» и «На розвальнях, уложенных соломой...»
И «западничество», и изоляционизм мыслятся Мандельштамом — автором стихотворения как два полюса единой русской души. «Третий Рим» оказывается формулой, способной описывать и самодостаточность, обособленность России, и её устремлённость к Западу и западной культуре. >>
Типологическая классификация языков мира
Классификация языков с точки зрения строения слова
Эпоха великих географических открытий дала возможность европейским лингвистам расширить круг исследуемых языков за счет неизвестных до этого науке языков: азиатских, африканских, американских, а затем австралийских и полинезийских. Европейские лингвисты, работы которых сводились к описанию классических языков (древнегреческого и латыни), стали впервые сравнивать различные языки между собой. В конце XIX – в начале XX века стали создаваться сводные словари всех известных науке того времени языков мира. >>
Путешествие ко Гробу Господню
Гоголь действительно переселился в Горний Иерусалим и там из своего чудного, но таинственного и неведомого нам далека, у Престола Господня, молится за всю Русскую землю, чтобы непоколебимо стояла она в Православной вере и чтобы больше было в ней правды и любви, – ведь это и являлось главной заботой великой души великого русского писателя. >>
Судьба гуманизма в XXI столетии
Мы не можем сейчас предвосхитить, какой станет как бы светская картина мира. Мы только должны признать, что она станет совсем другой, нежели нынешняя. И что в каком-то смысле на основе этой другой картины возможно глубокое и содержательное сближение людей религиозных и светских. Причем речь пойдет, безусловно, о взаимном сближении. Динамику которого, опять же, предвосхитить невозможно. >>
Кто, где и когда написал «Слово о полку Игореве». Очерк гипотез, версий и "научных фантазий"
Бесспорное установление автора значимо для картины словесности и репутации писателя, если речь идёт о создании «Тени Баркова» (Пушкин или не Пушкин?) или «Тихого Дона» (Шолохов или Крюков, или Платонов, или «коллективное авторство»). В случае со «Словом…» имя автора — это не ключ к тексту. Только поняв, что это за текст, каковы его жанр и функция, мы получили бы некий компас, указывающий, конечно, не на личность творца, а на возможную социальную и культурную среду, к которой он принадлежал.
>>
Мигель де Унамуно
Заведующий кафедрой греческой филологии, ректор Саламанкского университета – одного из самых авторитетных в Испании, Мигель де Унамуно очень не любил «приличия»: «Приличие –маска серьезности на людях, пустых по сути», - писал он в эссе «Спустившись с гор», радостно добавляя: «…Какое облегчение, какое глубокое ощущение первородной свободы несут с собой… прогулки в горы и поля, когда, отбросив всякие приличия, человек предается ребячествам!» >>
Роль метафоры в научных лингвистических текстах
Метафора как важнейшее средство художественной выразительности встречается в любых типах текстов: от поэтических произведений до бытовой разговорной речи, при этом Метафора «оживляет» текст, придает яркий колорит, образность, индивидуальность. Метафора активно используется как инструмент называния и описания понятий практически в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в науке. Более того, появление метафоры в научном сочинении не является случайностью, метафора лежит в основе формирования не только нового термина (а значит, и понятия), но новой научной теории, являясь инструментом добычи нового знания.
>>
Содержание и объем концептуального знака: обозначение явлений по степени определенности и мере осуществления
Некоторые понятия, архетипические в мышлении и сущностно важные для познания, имеют в силу этого значительные системы выражения, которые занимают сильные позиции в структуре языка и организации речи. Среди них в русском языке фундаментальным и представительным знаком является «авось». Данное слово – образ, как и некоторые подобные, соотносится с картиной мира, создаваемой языком и культурой, составляя специфику национального сознания и поведения. По своему строению это особенный тип – конструктивно сложный и содержательно ёмкий знак. >>
От бабочки к мухе: два стихотворения Иосифа Бродского как вехи поэтической эволюции
Мысль, духовное, свободное начало бытия, у Бродского ценнее и выше косной «вещи»: «Время больше пространства. Пространство — вещь. / Время же, в сущности, мысль о вещи. / Жизнь — форма времени» («Колыбельная Трескового мыса», 1975). Эта идея, одна из основных для поэта, повторена в эссе «Путешествие в Стамбул» (1977): «Что пространство для меня действительно и меньше, и менее дорого, чем время. Не потому, однако, что оно меньше, а потому, что оно – вещь), тогда как время есть мысль о вещи. Между вещью и мыслью, скажу я, всегда предпочтительнее последнее». >>
21 - 30 из 972
Начало
|
Пред.
|
1
2
3
4
5
|
След. |
Конец
|