Наука о звуках речи

Верь в звук слов:

Смысл тайн в них.

В. Брюсов

Фонетика (от греч. phone - "звук", phonetikos - "звуковой, голосовой") раздел языкознания, который посвящен изучению звучащей речи. Поскольку речь – сложное явление, заслуживающее всестороннего изучения, современная фонетика представляет совокупность направлений со своим объектом, целями и методом исследования. Современная фонетика рассматривает разные типы интонации, ударения, принципы деления слова на слоги и т.п., но центральным вопросом фонетики до сих пор остается учение о звуках речи.

Звук речи – минимальная, далее не делимая единица речевого потока, то есть звук имеет простую форму и не может быть разделен на составные части (сегментирован). Кроме того, лингвисты часто говорят о том, что отдельный звук речи не имеет собственного значения. Кажется поэтому, что звук – единица простая и что фонетика как наука о звуках должна быть изученной и хорошо понятной. Однако специалистам прекрасно известно, как ошибочно такое представление. Звук речи – единица совсем не простая, она многогранна, может и должна быть рассмотрена под разным углом зрения, с разных сторон. В зависимости от точки зрения на изучаемый объект наука о звуках речи представлена соответствующими разделами:

· Артикуляционная фонетика посвящена описанию и классификации звуков речи с точки зрения работы органов артикуляции. В этой связи подробно рассматривается строение речевого аппарата человека и работа определенных органов речи для производства звуков. Артикуляционная классификация звуков – это характеристика звукового строя языка с точки зрения говорящего.

· Акустическая фонетика исследует физические особенности звуков речи. Звук человеческого языка (как и любой другой звук) имеет физические параметры (высота, долгота, частота и др.), которые позволяют дать звуку акустическую характеристику и отличить один звук от другого. Акустическая классификация звуков – это характеристика звукового строя языка с точки зрения слушающего.

· Перцептивная фонетика выявляет особенности восприятия звуков слушающим и опознавание звуковых единиц.

В отдельную дисциплину лингвисты выделили фонологию ( или функциональную фонетику), которая определяет значимость звука в языковой системе. Кроме того, лингвисты изучают историческое изменение звуков того или иного языка (историческая фонетика), а также закономерности освоения звуков детьми (возрастная фонетика) и особенности произнесения звуков у больных при нарушениях речи и т.п.

Рассмотрим подробнее перечисленные фонетические дисциплины.

Артикуляционная фонетика

Речевой аппарат человека одинаково устроен у всех людей, однако его возможности образования звуков речи не одинаково используются носителями разных языков. Универсальные закономерности работы речевого аппарата и особенности артикуляционных жестов в разных языках мира исследует общая фонетика.

Подавляющее большинство звуков производится при выдохе, при этом воздух идет из легких по бронхам, трахее, попадает в гортань, затеем в надгортанные полости (носовую и ротовую) и выходит наружу.[1] Гортань представляет собой трубку из поставленных друг на друга хрящей, соединенных мышечной тканью. На пути воздушной струи расположены прикрепленные к хрящам голосовые связки, которые активно участвуют в образовании звуков.

· Если голосовые связки напряжены и сомкнуты, они начинают колебаться под воздействием струи воздуха, в результате чего образуется тон. Этот процесс называется фонацией. Тоновая составляющая является яркой отличительной особенностью всех гласных звуков, сонорных и звонких согласных.

· Если голосовые связки расслаблены и слегка разведены в стороны – образуются глухие звуки. Такое же положение голосовых связок характерно при шепоте[2].

Из гортани струя воздуха попадает в надгортанные полости (глотка, ротовая и носовая полости). Если в гортани образуется фонация (тон), то в надгортанных полостях происходит собственно артикуляция звуков, то есть их непосредственное образование, те индивидуальные характеристики, которые позволяют отличить один звук от другого. Надгортанные полости называют резонаторами, потому что в них в результате резонанса образуются обертоны, которые наслаиваются на основной тон (образуемый в гортани в результате колебания голосовых связок). Тембр звука (его индивидуальная характеристика) зависят от объема и формы резонатора, от напряженности мышечных стенок резонатора и т.п.(см. Акустическая фонетика).

Степень участия названных надгортанных полостей при артикуляции звуков различна. Самая активная – ротовая полость, которая может менять объем и форму, что оказывает значительное влияние на образуемые звуки.

Носовая полость не меняет ни формы, ни объема, она может лишь участвовать в произношении звука или не участвовать. За подключение носовой полости к образованию звука отвечает маленький язычок (увула), который может слегка опускаться, открывая проход для струи воздуха. При этом образуются носовые звуки (гласные или согласные). При произнесении ртовых звуков увула приподнята и смыкается с задней стенкой носоглотки, закрывая, таким образом, проход в полость носа.

Артикуляционные возможности глотки (фарингс – греч. pharynx) меньше, чем у ротовой полости, однако она, имея мышечные стенки, также может менять форму и объем. Увеличение объема глотки и напряжение стенок глоточного резонатора способствуют образованию более глубоких звуков. При произнесении фарингальных звуков корень языка может сдвигаться назад и приближаться к задней стенке глотки. В русском языке такая артикуляция малоупотребительна, она более распространена в английском языке.

В ротовой полости находится наиболее важный орган артикуляции – язык,[3] поскольку именно он обладает возможностью активно двигаться в ротовой полости, меняя конфигурацию этого резонатора, а также язык может образовывать различного рода преграды на пути воздушной струи (см. Акустическая фонетика).

В зависимости от наличия преграды на пути воздушной струи все звуки делятся на гласные и согласные. Отсутствие такой преграды характеризует гласные звуки, а ее наличие – согласные звуки.

Гласные звуки (система вокализма)

Поскольку при образовании гласных нет преграды на пути воздушной струи, гласные являются звуками свободного прохода. Отличаются гласные друг от друга тембровыми характеристиками, которые зависят от положения языка в ротовой полости.

Гласные русского языка можно представить в виде следующей таблицы.

Гласные звуки

Переднего ряда

Среднего ряда

Заднего ряда

Верхнего подъема

и

ы

у

Среднего подъема

е


о

Нижнего подъема


а


Язык может подниматься к небу, образуя гласные верхнего подъема или опускаться вниз - гласные нижнего подъема. Произнося последовательно звуки и, е, а, мы можем заметить, как язык с самого верхнего положения (звук и) опускается до гласного нижнего подъема (а); или наоборот, при произнесении звуков а, о, у - язык поднимается вверх. Этот эффект использовал В.Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:

Били копыта.

Пели будто:

- Гриб

Грабь.

Гроб.

Груб.

Мы видим, что порядок следования гласных и, а, о, у соответствует топоту копыт: копыто опускается на землю и поднимается вновь, так и звуки в словах: гласный верхнего подъема (и) и нижнего подъема (а) , затем следуют гласные среднего (о) и верхнего подъема (у).

Кроме того, тело языка может продвигаться вперед к зубам (гласные переднего ряда) или отодвигаться назад к задней стенки глотки (гласные заднего ряда). Произнося последовательно звуки и, ы, у, мы можем проследить, как тело языка сдвигается назад. Особенностью русского языка является то, что только гласные заднего ряда имеют дополнительную артикуляцию лабиализации (огубленности).

В русском языке произнесение гласных зависит от позиции. Под ударением гласные произносятся четко, а в безударной позиции они подвергаются редукции (меньше всего редуцируется русский звук [у]). Редуцированные гласные произносятся менее четко, менее напряженно.

После твердых согласных гласные а и о, подвергаясь редукции, нейтрализуются (звучат одинаково): сáм – сóм (под ударением без редукции), а в безударной позиции: самá [сʌмá] – сомá [сʌмá].

После мягких согласных в безударной позиции большинство русских гласных нейтрализуются в звуке [и]:

лис [л'ис] – лисá

[л'исá]

лес [л'eс] – лесá

нёс [н'ос] – несла [н'исла]

вяжет [в'ажет] – вязал[в'изал]

Из-за совпадения разных русских гласных в безударной позиции иностранцы воспринимают русское произношение как вялое, неотчетливое. В других языках мира (например, в некоторых современных европейских языках) редукция или значительно меньше, или вообще отсутствует. Например, в итальянском языке гласные в безударной позиции произносятся также напряженно, как под ударением.

Согласные звуки (система консонантизма)

Согласные звуки образуются путем наличия преграды на пути воздушной струи. В зависимости от вида преграды и способа ее преодоления согласные в языках мира делятся на следующие типы (по способу образования):

1. Звуки, при образовании которых образуется сужение органов артикуляции на пути воздушной струи - щелевые звуки. В зависимости от конфигурации щели они бывают круглощелевые (с, з) или плоскощелевые (ш, ж).

2. Звуки, при образовании которых на пути воздушной струи образуется полная смычка органов артикуляции - смычные звуки. Поскольку смычка по-разному может преодолеваться струей воздуха, смычные делятся на:

· Смычно-взрывные – струя воздуха мгновенно преодолевает смычку, образуя взрыв (п, б, к);

· Носовые – смычка в ротовой полости остается, однако воздух проходит в обход, в носовую полость (м, н);

· Дрожащие – смычка то прерывается струей воздуха, то вновь образуется (р);

· Боковые – смычка в ротовой полости остается, но струя воздуха обходит ее в обход с двух сторон (л);

· Аффрикаты – смычка сначала мгновенно преодолевается струей воздуха, образуя взрыв (как у смычных), а затем струя воздуха проходит сквозь сужение органов артикуляции - щель (как у щелевых). Аффриката, таким образом, является звуком двойного образования – смычно-щелевым. В русском языке аффрикаты в глухие (ц, ч), а в другие языках могут быть звонкими (например, в английском j - John).

Кроме того, при образовании согласных звуков наблюдается локализация мышечного напряжения в ротовой полости, а при образовании гласных звуков такой локализации нет, мышечное напряжение разлито по всей ротовой полости[4]. Локализация мышечного напряжения происходит в месте образования преграды на пути воздушной струи. Преграда может быть образована разными органами артикуляции, при этом активный орган артикуляции (губы, язык) приближается или соприкасается с пассивным органом артикуляции (зубы, небо). В зависимости от этого согласные классифицируются по месту образования[5]:

· Губные (лабиальные) согласные

Более подвижная нижняя губа может образовывать смычку, соприкасаясь с верхней губой (б, п) - губно-губные или с верхними зубами (в, ф) - губно-зубные.

· Язычные согласные

Язык как самый активный орган артикуляции образует преграду, смыкаясь (или приближаясь) к зубам или к разным частям неба. По традиции язык делится условно на части: кончик языка, передняя, средняя и задняя часть спинки языка, а также корень языка. Нёбо (пассивный орган артикуляции), соответственно, также делится на части: альвеолы (бугорки за верхними зубами), твердое небо (передняя часть неба за зубами), мягкое небо и маленький язычок – увула.[6]

Кончик языка и передняя часть спинки языка принимают наибольшее участие в образовании разных звуков речи. При этом они корреспондируют с передними зубами (образуя зубные или дентальные согласные) и твердым небом (образуя небные согласные). В русском языке передняя часть спинки языка соприкасается с зубами, образуются переднеязычно-зубные звуки (т, д)[7].

Что касается средней части спинки языка, то она приподнимается к твердому небу, образуя звук j. Это единственный средненебный звук в русском языке, однако, как дополнительная артикуляция поднятие средней части спинки языка к твердому небу используется в русском языке при образовании мягких согласных.

Смыкание или приближение задней части языка к мягкому небу характеризует образование задненебных (заднеязычных) согласных (к, г, х).

· Гортанные

В русском языке гортанные звуки не встречаются, однако они широко распространены, например, в арабском языке, в некоторых кавказских языках. В английском языке к гортанным согласным традиционно относят спирант [h].

Коартикуляция

(влияние звуков друг на друга в потоке речи)

В любом языке мира звуки произносятся не изолированно, а взаимно влияют друг на друга в речевом потоке. Коартикуляция – взаимное приспособление, частичное пересечение артикуляции следующих друг за другом звуков. Например, произнесение [т] или [д] перед носовым [н] как единого сложного звука: [тн] [дн]: одна.

Если в потоке речи разнородные звуки влияют друг на друга (гласные и согласные), то такое явление называется аккомодацией (от лат. accomodātio – «приспособление»). Если друг на друга влияют звуки одного типа (только гласные или только согласные) - такое явление называется ассимиляцией (от лат. assimilātio – «уподобление»)[8].

Аккомодация

Ярким примером аккомодации в русском языке является влияние мягких согласных на гласные непереднего ряда. После мягкого согласного, перед мягким, а особенно в позиции между мягкими согласными, гласный непереднего ряда (а, у, о) продвигается вперед (появляется и-образный призвук): тот – тётя, тук - тюк, мат - мять и т.п. В транскрипции такой гласный обозначается точкой над гласным: мат [мат] – мять[м'äт'].

Мы видим, что в современном русском языке гласные звуки приспосабливаются к согласным, потому что именно согласные определяют фонетический облик слова – его каркас, а в древнерусском языке, наоборот, согласные звуки приспосабливались к гласным. Процесс изменения заднеязычных задненебных согласных К, Г, Х перед гласными переднего ряда называется палатализацией (от лат. palatum твердое небо), потому что звуки заднего образования К, Г, Х продвигаются вперед, превращаясь в шипящие или свистящие. Первая, самая ранняя палатализация, превращала К, Г, Х в шипящие звуки: ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕЧЕ, ДРУГ – ДРУЖЕ, ДУХ – ДУШЕ, а вторая (более поздняя) – в свистящие: РУКА – (В) РУЦЕ, БОГ – (В) БОЗЕ, ДУХ – (о) ДУСЕ. В современном русском языке этот фонетический процесс уже не действует, следы этих звуковых процессов осознаются как исторические чередования звуков.

Ассимиляция

В русском языке распространено влияние согласных звуков друг на друга, так как часто встречается скопление согласных, а скопления гласных (зияния) русский язык старается избегать[9].

Итак, в русском языке последующий согласный звук влияет на предыдущий (ассимиляция регрессивная). Звуки в русском языке приспосабливаются друг к другу по разным признакам:

· Звонкость – глухость: сбить [збить], лодка[лотка]

· Твердость – мягкость: дверь [д'в'ерь]

· Место и способ образования: сшить [ш:ыт'ь]

Самым распространенным типом влияния согласных друг на друга является ассимиляция по звонкости (озвончение) и по глухости (оглушение). Оглушение и озвончение также встречается в других языках, например в английском: cats [cats]– dogs [dogz].

Ассимиляция согласных звуков очень распространена в разных языках, однако есть языки, в которых влияние гласных звуков друг на друга – также явление вполне обычное.[10]

Акустическая фонетика

Звук человеческой речи, как и любой другой звук (вой ветра, скрип двери, стук ветки в окно и т.п.) можно охарактеризовать с точки зрения физических параметров (громкость, длительность, высота, тембр). Звук речи имеет источник образования и различные характеристики, преобразующие звук в зависимости от конфигурации надгортанных полостей.

Звуки речи могут иметь следующие источники:

· голосовой

· импульсный

· турбулентный

При голосовом источнике звук образуется в результате колебания тела (голосовых связок) в воздушной среде. В результате этого появляется тон (голос) – именно так образуется гласный звук.

Импульсный источник представляет собой взрыв в результате преодоления преграды на пути воздушной струи. Если при этом голосовые связки расслаблены и не образуется тон, мы слышим глухой взрывной звук (п, т, к). Если голосовые связки напряжены и вибрируют, образуя тон, звук имеет комбинированный источник звука – импульсно-голосовой, в результате чего мы слышим звонкий взрывной (б, д, г).

Турбулентный источник возникает, если органы артикуляции не образуют плотной смычки, а всего лишь сближаются, при этом поток воздуха с шумом проходит сквозь щель. Турбулентный источник имеют щелевые (или фрикативные) звуки. В зависимости от конфигурации щели звуки отличаются друг от друга (свистящие или шипящие). Если турбулентный источник является единственным, образуется глухой фрикативный (с, ш, х), а если к нему добавляется голосовой (работа голосовых связок) - образуется звонкий фрикативный (ж, з). Такие звуки имеют турбулентно-голосовой источник.

Некоторые звуки имеют более сложную акустическую характеристику, поскольку образуются при помощи комбинации импульсного и турбулентного источника. Такие звуки (смычно-щелевые) в артикуляционной классификации называются аффрикатами. При этом аффрикаты бывают глухими (без голосового источника) – ц, ч и звонкими - дж, дз, то есть характеризуются голосовым, импульсным и турбулентным источником.

Итак, голос образуется в результате колебания голосовых связок. Колебания имеют силу (громкость звука), частоту (высота звука) и длительность. Кроме того, звук всегда представляет собой сложное явление, так как на основной тон наслаиваются обертона (гармоники), которые образуются, в том числе, в резонаторе и зависят от его объема и формы.

Звуки, образованные в большом резонаторе, с точки зрения акустики являются низкими, а звуки, образованные в маленьком резонаторе – высокими[11]. Поэтому все лабиализованные гласные (губы округлены и вытянуты в трубочку) являются низкими. Тембр гласных звуков зависит не только от объема резонатора, но и от его формы[12]. Форма ротового резонатора зависит от положения языка как при образовании гласных (движение языка по вертикали и по горизонтали), так и при образовании согласных.

С точки зрение акустики наличие любой преграды на пути воздушной струи сопровождается появлением шума (явление антирезонанса – поглощение частот). Поскольку гласные - это звуки открытого прохода (нет преграды на пути струи воздуха), они характеризуются только тоном (шума нет). Если органы артикуляции смыкаются, но струя воздуха обходит преграду, то образуются звуки с преобладанием тона: сонорные согласные (л, н, м, р, й). Если преграда на пути воздушной струи представляет собой смычку или сужение, возникает характерный для согласных шум, однако при работе голосовых связок этот шум сопровождается тоном (звонкие согласные), а при отсутствии тона образуются глухие согласные.

Известны попытки классификации звуков речи по различным акустическим характеристикам.[13] Часто акустические особенности звуков невозможно определить на слух.[14] Однако некоторые оттенки звуков слушающий воспринимает (иногда неосознанно).

Например, высокие звуки, которые образуются в меньшей по объему и расчлененной ротовой полости (гласные переднего ряда, мягкие согласные) способствуют созданию радостного, светлого настроения, а низкие звуки, произносимые в большой и менее расчлененной полости (огубленные гласные заднего ряда, губные и задненебные согласные) воспринимаются, наоборот, как мрачные и тревожные. Особенно восприимчивыми к акустическим оттенкам звуков речи оказываются поэты. Например, французский поэт Стефан Малларме в работе «Кризис стиха» отмечал, что он чувствовал себя глубоко обманутым тем, что значение «день» ошибочно приписывалось слову jour, а значение «ночь» - слову nuit вопреки темной окраске первого и светлой окраске второго слова. Поэт вынужден «восполнять дефект языка», окружая слово nuit словами с низкими гласными, тем самым затемняя акустический образ, а слово jour, наоборот, употреблять в контексте высоких звуков, придавая ему яркость. Что касается русского языка, то здесь слово «день», содержащее мягкие согласные и гласный переднего ряда, поэтому характеризуется высоким тоном, который создает радостное, светлое настроение, а «ночь», в составе которого огубленный гласный, носовой согласный и аффриката,[15] создают темную, мрачную картину. Явление соответствия акустической характеристики звуков значению слова принято называть звуковым символизмом.

В последнее время в лингвистике стала бурно развиваться фоносемантика – наука о значении звуков. Еще М.В. Ломоносов в руководстве к красноречию писал: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и пышности,… учащение письмени Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательности или малых величин». Действительно, что-то есть в звучании такое, что позволяет назвать звук «твердым» или «мягким», «высоким» или «низким». Говорящие по-русски отмечают, что А «приятнее», чем Щ, О «светлее» Ы и т.п.

Оказывается, что звуки, из которых состоят слова, могут указывать на разные признаки обозначаемого словом объекта. Исследователь детской речи А.М.Шахнарович предложил маленьким детям сравнить два слова: КОТ и КИТ (важно было, чтобы дети не знали значение слова КИТ и при оценке слова опирались лишь на звучание). На вопрос, какое животное больше, дети дружно отвечали, что КОТ больше. Звук И в слове КИТ ассоциировался с чем-то очень маленьким. В звуковом облике слова ребенок пытался найти отражение свойств предмета.

Специалист по психолингвистике И.Н.Горелов провел эксперимент. В газете были изображены 2 фантастических существа: одно округлое и добродушное (улыбающееся), а другое – колючее, с длинными лапами и хоботком. Были предложены два названия: ЖАВАРУГА и МАМЛЫНА. Задача состояла в том, чтобы соотнести рисунки с названиями. Большинство участников эксперимента назвали первое существо МАМЛЫНОЙ, а второе – ЖАВАРУГОЙ. Оказалось, что звуки М, Л, Н вызывают представление о чем-то округлом, мягком, приятном, а звуки Ж, Р, Г – об угловатом и страшном. Подобные эксперименты повторялись с разными парами слов: МУРХ и МУОРА, ПЛЮК и ЛИАР, ОЛОФ и ГБАРГ и т.п., но всегда оказывалось, что фонетический облик слова в сознании говорящих соотносится со значением слова.

А.П.Журавлев в книге «Звук и смысл» показывает, как звучание различных слов влияет на судьбу слова в языке. Например, непривлекательный фонетический облик слова ЖЕНЩИНА (наличие шипящих) способствует тому, что слово это не может стать принятой в обществе формой обращения к даме средних лет. Также в слове ЮНОША первый звук вносит оттенок женственности, слабости, поэтому более употребительным является обращение МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК.

Звуковой состав слова влияет на понимание этого слова и на отношение говорящих к предмету, этим словом обозначаемому. Например, среди хищных птиц СОКОЛ и ЯСТРЕБ благодаря фонетической оболочке ассоциируются с положительными мифологическими персонажами, а КОРШУН незаслуженно стал олицетворением злых сил. Хотя на самом деле сокол и ястреб – самые кровожадные и добычливые из пернатых хищников, по сравнению с ними коршун – безобидная птица.

Оказывается, что носители языка не безразличны к звуковому облику слова, он обязательно учитывается, влияет на наше восприятие и оценку обозначаемых словом явлений.

Перцептивная фонетика

Чтобы процесс коммуникации протекал успешно необходимо не только то, чтобы говорящий отчетливо произнес звуки, но и чтобы слушающий правильно понял обращенную к нему речь. Воспринять сообщение слушающему могут мешать различные помехи (при разговоре по телефону, в транспорте, на шумной улице и т.п.) при этом адресат может услышать вовсе не то, что передал ему говорящий, то есть может неправильно отождествить услышанное. В результате таких помех возникают ослышки – неверно понятые слова.

произнесено

услышано

у них дом выше

у них дома мыши

Таня была

та не была

толстый немножко

с толстыми ножками и т.п.

Анализ ослышек помогает выявить некоторые особенности фонетической системы языка. Восприятие слова, как правило, обусловлено речевым контекстом и ситуацией в целом. Оно зависит также от индивидуального опыта слушающего (искажение незнакомых слов и отождествление их с уже известными). Проблема восприятия и распознавания речи случающим является мало изученной областью лингвистики, потому что для решения этой задачи языкознанию необходимо тесно сотрудничать с психологией, физиологией, когнитивистикой, физикой и др. Остается надеяться на то, что совместные усилия разных специалистов помогут пролить свет на эту загадочную область речевого сознания человека.

Фонология (функциональная фонетика)

Функциональная фонетика определяет роль звуков речи в системе языка. Звуки отличаются различной функциональной нагрузкой: одни звуки выполняют смыслоразличительную функцию (это фонемы), а другие звуки, несмотря на разные акустические и артикуляционные характеристики, отождествляются в сознании носителей языка и различают морфемы и слова.

Речевой аппарат у всех людей устроен одинаково, человек способен произнести любой звук неизвестного ему языка, однако каждый язык использует ограниченное количество звуков, поэтому говорящий на том или ином языке «привыкает» к определенным артикуляционным движениям. Речевой аппарат человека оказывается натренирован для произнесения артикуляций, свойственных именно его языку, при этом ухо человека также настроено на различение определенных звучаний, так что человек может не услышать тех оттенков звуков, которые характерны для других языков. Так говорящие по-русски всегда заметят звонкость или глухость, твердость или мягкость согласных, однако русский может не обратить внимание, например, на придыхательность согласного.

В звуковых системах языка самыми важными признаками звуков (для говорящих и слушающих) являются те, которые используются для смыслоразличения, то есть для противопоставления слов и морфем. Эти признаки (называемые фонологически существенными или дифференциальными) образуют фонему. Если звук представляет собой совокупность различных признаков и оттенков звучания (интенсивность, громкость, длительность, звонкость, твердость, место и способ образования и т.п.), то фонема – абстрактная единица языка, которая характеризуется только фонологически существенными признаками.

Для того, чтобы определить состав фонем того или иного языка нужно найти минимальные пары (оппозиции слов или морфем), которые отличались бы только одним звуком. Например, в русском языке есть слова

· том – дом, которые отличаются только одним звуком, значит д и т – разные фонемы, а признак, который их различает (звонкость/глухость – фонологически существенный).

· том – тём – слова, которые различаются фонемами т и т', а дифференциальным признаком является твердость/мягкость.

· том – сом – слова, которые различаются фонемами т и с (т - смычный взрывной, а с – щелевой). Следовательно, способ образования также является фонологически существенным признаком.

· том – ком противопоставлены при помощи фонем т и к, которые отличаются местом образования (т – переднеязычный зубной, а к – заднеязычный). Следовательно, место образования в русском языке – дифференциальный признак.

В другом языке (например, английском) набор фонологически существенных признаков будет иным. Для англичанина несущественным будет противопоставление по твердости – мягкости согласных, зато в английском долгота гласных способна различать слова: ship [i] («корабль») sheep [i:] («овца»). В хинди (как и в других индийских языках) придыхательные и непридыхательные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию: khiil «зерно» - kiil «ноготь».

Таким образом, каждый язык обладает уникальным (свойственным только ему) составом гласных и согласных фонем.

Фонологическая типология

Известный русский лингвист Н.С.Трубецкой в работе «Основы фонологии» попытался обнаружить общие закономерности строения фонологических систем разных языков, заложив тем самым основы фонологической типологии.

Есть языки, в которых мало гласных фонем (бедная система вокализма). Например, в арабском языке всего три гласные фонемы, которые можно представить как вершины треугольника.

i u

a

В русском языке также мало гласных фонем (всего 5 фонем по МФШ или 6 - по ЛФШ)[16].

и (ы) у




е о

а

Европейские языки, как правило, имеют богатую систему вокализма. Треугольник гласных может усложняться за счет увеличения количества рядов и подъемов гласных. Так в немецком и французском языках есть лабиализованные гласные переднего ряда, а во французском языке есть две фонемы /е/ - закрытая /е/ и открытая /ε/:

Гласные переднего ряда

нелабиализованный

гласный

пример

лабиализованный

гласный

пример

верхнего подъема

i

midi [midi]

«полдень»

y

lune [lyn]

«луна»

верхне-среднего подъема

e

été [ete]

«лето»

ø

feu [fø]

«огонь»

средне-нижнего подъема

ε

tête [tεt]

«голова»

œ

neuf [nœf] «новый»

В некоторых языках (например, в польском и во французском) имеются носовые гласные. Так, французские слова vent [vã] «ветер», son [sõ] «звук» и др. содержат носовые гласные. В английском и немецком есть дифтонги (в английском встречаются и трифтонги). Например, в английском языке boy [boj], coat [kout], house [haus] и др.

В некоторых языках системы согласных звуков просты и насчитывают небольшое количество согласных фонем, зато система вокализма довольно обширна. Такие языки называются вокальными. Например, во французском языке 17 согласных фонем и 18 гласных, а в финском – 14 согласных и 16 гласных фонем.

Напротив, консонантные языки имеют разветвленную систему согласных фонем, при этом гласных фонем мало. Так, в русском языке 34 согласных фонем и всего 5 гласных, в цыганском языке 37 согласных фонем и также всего 5 гласных.

В целом можно сказать, что некоторые языки имеют бедную систему звуков, а другие, наоборот, богатую звуковую систему. Так, в языке аранта (Австралия) всего 13 фонем (10 согласных и 3 гласные фонемы), а в абхазском языке насчитывается 71 фонема (68 согласных и также всего 3 гласных фонемы).

Что касается организации системы вокализма, то мы видим, что индоевропейские языки (санскрит, современные германские, романские и славянские языки (в том числе русский язык) имеют систему вокализма, которую условно можно изобразить в виде треугольника (или трапеции), так как гласных верхнего подъема (в русском языке это и, ы и у) больше, чем гласных нижнего подъема (в русском языке - а). При этом в составе слова в индоевропейских языках могут встречаться гласные разной фонетической характеристики:

· гласные верхнего и нижнего подъема (тина, ракушки и др.),

· переднего и непереднего ряда (корабли и др.),

· лабиализованные и нелабиализованные (труба, ледокол и т.п.).

Основным просодическим средством, которое объединяет, «цементирует» (по выражению И.А. Бодуэна де Куртенэ) индоевропейское слово, является ударение.

Однако есть языки (тюркские, финно-угорские и др.), в которых слово устроено совсем по-другому. Основным средством, цементирующим слово (то есть оформляющим слово, отделяющим одно слово от другого о потоке речи) является гармония гласных (сингармонизм) в слове.

Сингармонизм – (от греч. syn«вместе» и harmonia«созвучие») – это принцип единообразного вокалического оформления слова, суть которого заключается в том, что в слове употребляются только гласные звуки сходной артикуляционно-акустической характеристики. Например,

· только гласные переднего ряда или только гласные непереднего ряда (сингармонизм по ряду),

· гласные только верхнего подъема или нижнего подъема (сингармонизм по подъему)

· и менее распространенный сингармонизм по лабиализации (только лабиализованные или нелабиализованные гласные).

Выбор гласных звуков в слове определяется, как правило, по первому гласному корня. Например, если в венгерском языке в корне – гласный переднего ряда, то и все последующие аффиксы также будут содержать гласный переднего ряда. И наоборот, если в корне гласный непереднего ряда, аффиксы, соответственно, также будут содержать гласный непереднего ряда. Такая морфемная структура слова предполагает наличие аффиксов-дублетов (с передним и непередним гласным).

Например, в венгерском языке суффикс множественного числа представлен следующими вариантами: -ek / -ok. В зависимости от гласного корня, мы выбираем необходимую огласовку аффикса:

Az város (тот город) – azok városok (те города), но ezek városok (эти города);

Ez térkép (эта карта) – ezek térképek (эти карты), но azok térképek (те карты)

Такая система вокализма имеет, как правило, симметричное строение (каждый звук имеет пару по артикуляционно-акустическим признакам). Графически такую систему легко условно представить в виде прямоугольника.

Именно Н.С.Трубецкой, как уже было сказано, высказав впервые мысль о противопоставлении треугольных и четырехугольных систем вокализма в языках мира, заложил основы фонологической типологии языков.

Фонетика и наука о детской речи

Когда человек изучает тот или иной язык, он постепенно приобретает способность слышать и воспроизводить фонемы нового языка (будь то иностранный язык для взрослого или родной язык для ребенка)[17]. Однако Трубецкой замечает: «Недостаточно приучить органы к новой артикуляции, необходимо, кроме того, приучить фонологическое сознание правильно оценивать эти новые артикуляции…»[18].

Американский лингвист Г.Глисон пишет: «Речевой аппарат человека способен производить огромное количество разнообразных звуков, отличающихся друг от друга многими признаками. Вначале ребенок не придает им никакого значения и просто лепечет, произнося все возможные звуки, которые он только способен выговорить. Постепенно он начинает различать некоторые звуки из своего запаса и понимать полезность ряда звуковых последовательностей…Так ребенок начинает говорить. Этот процесс заключается не в приобретении способности произносить звуки, но в приобретении умения их различать.

Моя дочь довольно рано научилась различать губные и негубные взрывные. Позже она стала различать глухие и звонкие взрывные. Различие же между t и k пришло, однако, гораздо позднее. Эти звуки не различались ею в течение довольно долгого периода, хотя в то же время они различала уже столько других фонем, что речь ее была понятна по крайней мере ее родителям… Так cake «пирожное» звучало обычно как [teyt], а иногда как [keyt], [teyk] или даже [keyk]. Эти звучания воспринимались взрослыми как различные, но, по-видимому, для нее они были одинаковыми. Иными словами, с ее точки зрения, во всех этих случаях здесь произносился один глухой негубной взрывной /Т/, который мог звучать как [t] и [k] или как разные другие звуки…Через некоторое время ребенок обнаружил различие между данными звуками и со все возрастающей точностью стал разграничивать эти четыре произношения, употребляя их уже правильно. Когда разграничение стало таким же регулярным и последовательным, как в речи взрослых, ее старая фонема /Т/ уступила место /t/ и /k/. Она совершила еще один шаг по пути к овладению фонематической моделью английского языка…Стимулом к усвоению различий между /t/ и /k/ была прежде всего необходимость в различении таких слов, как cake, take, Kate и Tate

Если бы ребенок усваивал арабский язык, результат был бы иным. Арабский ребенок мог бы пройти все те же ступени и дойти до фонемы /К/, которая охватывала бы примерно тот же круг звуков, что и английское /k/, но процесс бы на этом не закончился. В арабском языке имеется большое количество минимальных пар, в которых противопоставляются две разновидности [k]-подобных звуков. Их можно изобразить как /k/ и /q/: [k] – звук более передний, [q] – более задний. Наличие таких пар, как kalb «собака» и qalb «сердце», заставило бы ребенка рано или поздно разделить его младенческую фонему /K/ на два ряда звуков – [k] и [q]…

Слушая английскую речь, араб, возможно, отождествит звук [k] в английском key, поскольку он более передний, со своим звуком [k], а звук [k] в caw со своим [q], поскольку он более задний…А это приведет к тому, что араб откажется признать тождественными начальные согласные этих слов. Короче говоря, воспринимая английскую речь, он слышит, по крайней мере частично, фонемы арабского, а не английского языка»

Ученые выяснили, что первоначально ребенок реагирует не на звуки родного языка, а на интонацию, на мелодику речи в целом, поэтому можно говорить с ребенком на иностранных языках с привычной интонацией, и ребенок не замечает «подмены». Постепенно у маленького ребенка постепенно формируется фонематическое восприятие – особый тип слухового восприятия, в основе которого лежит фонематических слух – способность «узнавать» фонемы родного языка в потоке речи, а чувствительность к звукам чужих языков снижается.

В речи детей первым появляется звук а, самые первые согласные – губные смычно-взрывные, затем ребенок начинает различать носовые и ртовые губные (мама – папа), затем противопоставляет губной и переднеязычный-зубной (мама – нана, тата), Постепенно ребенок научается отделять сонорные согласные от шумных, твердые от мягких, носовые от плавных сонорных, среди плавных самым сложным является противопоставление л и р. Очевидно, что развитие фонематического слуха идет по пути от грубых слуховых различий ко все более тонким.

На ранних этапах освоения звуковой структуры слова ребенок воспроизводит (часто искаженно) ритмический слоговой скелет: «какой киску» - «закрой крышку», «попи попаляти» - «поезд отправляется» и т.п. Интерес маленьких детей к песенкам, стишкам, потешкам, считалкам и т.п. объясняется способностью наблюдать мелодику речи, ее ритмическую организацию.

В речи детей часто наблюдается сокращение слов: пропуски слогов (слоговая элизия: «ди» - «иди», «бака» - «собака»; или отдельных звуков (звуковая элизия): «кука» – «кукла» и т.п. Кроме того, специалистам хорошо известны метатезы (перестановки слогов или звуков) в слове: «мотолок» - «молоток» и т.п. Вероятно, ребенок осознает ритмическую, слоговую структуру слова, но в условиях спонтанной речи не успевает в нужной последовательности выстроить отдельные слоги и звуки, произвольно их переставляя.

Итак, все дети, осваивающие человеческий язык, проходят определенные этапы в своем фонетическом развитии. Конечно, время освоения звуков у каждого ребенка свое, но последовательность появления артикуляционных навыков одинакова. Любопытно заметить, что у людей с нарушениями речи (различные виды афазии) утрата навыка порождать и распознавать речь происходит в противоположном направлении. Если ребенок одним из последних осваивает различие плавных л и р, то самые незначительные нарушения речи приведут к неспособности больного различать именно эти звуки, а самыми стойкими, сопротивляющимися разрушению, окажутся губные согласные и гласный а. Восстановление же звуков при выздоровлении точно соответствует становлению детского языка. Таким образом, формирование звукового языка ребенка и разрушение языка афатика проходят одни и те же этапы ( ступени), что свидетельствует о наличии общих звуковых законов, отражающих соотношение мыслительных и языковых структур.



[1] Некоторые звуки (например, в африканских языках) образуются на вдохе. Это щелкающие или цокающие звуки (так называемые кликсы). В русском языке такие звуки тоже есть, однако они не являются отдельными фонемами, а выполняют эмотивную функцию (например, цоканье языком для выражения сожаления и т.п.).

· [2] На греческом языке гортань называется ларинкс (larynx), а звуки, образуемые в гортани – ларингальными. Например, ларингальным является гортанный взрыв – кнаклаут (от нем. Knacklaut – «щелкающий звук»): если голосовые связки плотно сомкнуты, то на пути воздушной струи образуется преграда – смычка, которая резко преодолевается потоком воздуха. Такие звуки активно используются в немецком языке (так называемый твердый приступ у гласного звука).

Если у человека заболевает горло при простуде (ларингит), воспаленные голосовые связки не могут колебаться, соответственно, не образуется тон и человек вынужден говорить шепотом.

[3] О важности этого органа артикуляции свидетельствует тот факт, что его анатомическое название часто используется и для обозначения языка как универсального средства коммуникации. Кроме того, как известно, распространенным наказанием за разглашение секретов в древности было лишение человека языка, поскольку отсутствие этого органа делало невозможным артикуляцию звуков, а следовательно, общение. Однако в лингвистической литературе описаны случаи, когда лишенный языка человек находил способы речевого общения, что свидетельствует о компенсаторных речевых возможностях гортани, глотки и резонаторных полостей.

[4] Ср. например, различную артикуляцию при произнесении гласного верхнего подъема [и] и палатального согласного [j]. И гласный и согласный одинаково образуются путем поднятия спинки языка к твердому небу, однако при произнесении согласного звука наблюдается локализация мышечного напряжения в месте образования, кроме того, согласный характеризуется бόльшим шумом, возникающим при прохождении воздушной струи сквозь сужение органов артикуляции.

[5] Если согласные классифицируются по активным органам артикуляции, они делятся на губные (лабиальные) и язычные, если же по пассивному органу артикуляции, то различаются зубные (дентальные) и небные.

[6] В классификации по месту образования разряды звуков могут называться по активному органу артикуляции (язычные) или по пассивному органу артикуляции (нёбные).

[7] В разных языках переднеязычные звуки t d произносятся неодинаково, потому что передняя часть языка (или кончик языка) может касаться неба в разных местах: в немецком кончик языка прикасается к верхней десне, образуя дентально-гингивальные звуки (t, d), а в английском кончик языка смыкается с альвеолами – при этом образуются дентально-альвеолярные согласные (t, d), в хинди есть ретрофлексные согласные, при образовании которых кончик языка загибается вверх к твердому небу (ṭ , ). Кроме того, эти звуки могут произноситься с разной интенсивностью, сопровождаться придыханием и т.п.

[8] Очевидно, что аккомодация может быть лишь частичной, так как гласные и согласные способны лишь более или менее приспособиться друг к другу, тогда как ассимиляция (уподобление) может быть как неполной (частичной), так и полной, при которой два звука (гласные или согласные) становятся одинаковыми (при этом в русском языке предшествующий звук уподобляется последующему). Например, сжечь, с Шурой, отдал и т.п.

[9] Если иностранное слово содержит несколько гласных звуков подряд, то в русском языке между гласными звуками вставляется согласный звук, который устраняет зияние гласных: India - Индия [indija], radio – радиво, Иоанн - Иван и т.п.

[10] Например, в санскрите широко распространено изменение звуков (как гласных, так и согласных) на стыке слов или морфем (внешние и внутренние сандхи). Приведем примеры.

Если встречаются одинаковые гласные (краткие или долгие), то в результате сандхи образуется долгий гласный звук:

 +  = ā

 +  = ī

 +  = ū

Однако если одно слово оканчивается, например, на гласный [а], а следующее за ним начинается с гласного [i], то образуется [e]: kanyā iva = kanyeva «как девушка»; в результате ассимиляции гласных [a] и [u] получается гласный [o]: rājā uvāca = rājovāca и т.п.

[11] Ср. объем резонатора музыкальных инструментов напрямую влияет на высоту звуков. Например, звучание контрабаса, виолончели и скрипки.

[12] Ср. форма резонатора народных струнных инструментов влияет на тембр звука. Например, звучание балалайки, домры и т.п. Наиболее сложный, насыщенный звук образуется в двойных резонаторах (гитара, скрипка и т.п.). Примерно так же устроен резонатор надгортанной трубы (глотка и ротовая полость).

[13] Например, звуки, представляющие собой результат гармонических колебаний голосовых связок, являются вокальными. Все остальные звуки – невокальные. По наличию препятствия на пути воздушной струи, которое с точки зрения акустики обеспечивает явление антирезонанса, звуки делятся на консонантные (есть антирезонанс), а все остальные - неконсонантные. Гласные звуки являются вокальными и неконсонантными. Согласные, наоборот, невокальными и консонантными. Плавные согласные (л и р) являются вокальными и консонантными и т.п.

[14] Тогда на помощь человеку приходят технические средства, которые позволяют увидеть тончайшие акустические особенности, отличающие оттенки звуков, неразличимые человеческим ухом. Благодаря преобразованию речевого сигнала в электрический, акустические характеристики звуков становятся отчетливо видны на спектрограммах и осциллограммах.

[15] Огубленный (лабиализованный) гласный является низким за счет увеличения ротового резонатора (вытянутые губы), носовой согласный – также низкий (добавляется еще один резонатор – носовая полость), а аффриката – звук резкий (смычно-щелевой) воспринимается как мрачный и тревожный.

[16] Как известно, МФШ (Московская фонологическая школа) и ЛФШ (Ленинградская фонологическая школа) расходятся в трактовке фонемного статуса звуков [и] и [ы]. Ленинградская школа, опираясь на звуковое сознание говорящих, считает Ы самостоятельной фонемой, а Московская школа рассматривает [ы] как позиционно обусловленную вариацию фонемы < И >, т.к. [и] употребляется после мягких согласных, а [ы] – после твердых согласных: дим [д'им] - дым [дым].

[17] Г.Глисон Введение в дескриптивную лингвистику. М.: «Прогресс», 2002. С. 229-231.

[18] Н.С.Трубецкой Основы фонологии. М.: «Аспект пресс». 2000. С. 70.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру