Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)

Текст публикуется с сокращениями

2.3.  Ритм звучащей молитвы

 При анализе ритмической структуры звучащей молитвы мы исходим из понимания ритма как совокупности соизмеримых повторяющихся явлений и признания его многоуровневого иерархического характера . Такой подход позволяет раскрыть лексические, синтаксические приемы создания молитвенного ритма, а также описать ритмообразующие единицы и средства интонационно-звукового уровня.

2.3.1. Лексические и синтаксические повторы

Основным приемом ритмической организации молитвы на лексическом уровне является  с л о в е с н ы й  п о в т о р, например:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас... (255N);
Благого Царя Благая Мати... (48N).

При этом следует отметить, что в молитвословиях широко распространены анафорические повторы. Они создают специфику молитвенного стиха, которому, в отличие от обычного, в большей степени свойственны не завершающие  строку ритмические сигналы (рифмы), а начальные (см.: Козлов 1992: 7–9), например:

...помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную... (220N).

Анафорические повторы нередко используются для ритмического противопоставления содержательных компонентов молитвословия: славословий, благодарений, прошений. Так, в одной из молитв Последования по Святом Причащении две ее содержательные части (благодарение и прошение) организованы ритмически по-разному:

Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися пречистых Твоих и небесных даров сподобил еси. Но, Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших: даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, И Твоего Царствия присвоение... (49R).

Как видно из приведенного текста, анафорический повтор Благодарю Тя... наблюдается только в первой, благодарственной части молитвы и отсутствует в следующих далее прошениях.

Словесные повторы, встречающиеся в молитвословиях, могут быть двух видов:  к о н т а к т н ы е  и  д и с т а н т н ы е. При контактных – повторяющиеся лексические единицы следуют одна за другой, как это происходит, например, в одной из песен Канона к Ангелу-хранителю:

Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Ангеле (267S).

Это молитвословие начинается цепочкой следующих друг за другом однокоренных слов, что приводит к ритмической упорядоченности молитвенного зачина.

Анализ показывает, что контактные ритмические повторы маркируют семантически важные части в высказывании, поскольку при их использовании возникает контраст ритмически организованных и неритмизированных участков молитвенного текста, в результате чего усиливается лексическое значение ритмически выделенного слова, например:

Свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас... (90М).
В приведенном фрагменте славословия троичного тропаря троекратный повтор усиливает семантику оценочного компонента и ритмически противопоставляет содержательные части молитвословия – славословие Свят, свят, свят еси, Боже и следующее за ним прошение Богородицею помилуй нас.

Дистантные повторы в молитвах отличаются тем, что повторяющиеся элементы в них отделены друг от друга одним или несколькими словами:
...благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего... (144A).
С помощью дистантного повтора в молитвословиях могут создаваться ритмизированные фрагменты, построенные по принципу симметрии, например:

Слава Тебе, Боже, слава Тебе (299M).

В приведенном славословии повторяющиеся словосочетания обрамляют призывание, которое становится структурным центром молитвы.

 В нашем материале дистантно расположенные повторяющиеся лексические единицы способствуют также выделению пропорционально соотносимых частей молитвы, усиливают ее важнейшие смысловые компоненты, например:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (291R).

Как видно из приведенного Трисвятого, ритмический повтор подчеркивает обращенность молитвы ко всем трем лицам Святой Троицы. Ср.: объяснение к этой молитве, помещенное в Толковом православном молитвослове: "Под словами: Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами: Святый Крепкий – Бог Сын; под словами: Святый Бессмертный – Бог Дух Святой" (Молитвослов 1995б: 21).

Молитвенный ритм, воплощаемый лексическими средствами, дополняется и усиливается с помощью  с и н т а к с и ч е с к о г о   п а- р а л л е л и з м а. Синтаксический параллелизм как ритмический прием, по данным исследователей, входит в поэтический канон не только молитвы, но библейского стиха (Gonda 1959: 28; Якобсон 1987: 102, 105). Повторение однотипных синтаксических моделей, зачастую усиленное анафорой и силлабическим тождеством, в максимальной степени проявляет стиховую природу молитвы. Например, в молитве Господней ритмизация одного из фрагментов создается троекратным повтором повелительных предложений, построенных по одной модели:

...да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли... (242А).

 Особый ритм молитвы возникает и в результате комплексного использования лексических и синтаксических средств. Так, ритмичность молитвенному тексту придают многообразные перечислительные ряды, которые имеют в своем составе лексические повторы, например:

...и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго: радуйся, плода бессмертнаго стяжание. Радуйся, делателя делающая Человеколюбца: радуйся, Садителя жизни нашея рождшая... (171S).

В приведенном фрагменте из Акафиста ко Пресвятой Богородице во многократных обращениях к Деве Марии повторяется императивная форма радуйся, которая входит в состав синтаксического единства (императивная форма + распространенное именование Богородицы), характерного для икосов этого акафиста. Ср.:

 ...радуйся совета неизреченнаго таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо... (283S);

 ...радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, Святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое... (260S).

Перечислительные ряды в молитвословиях часто содержат контрастные по семантике бинарные компоненты, например:

...прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и в неведении, яже во дни и в нощи... (241 N).

Семантическая противопоставленность парных однородных членов приводит к семантической симметрии отдельных фрагментов молитвы. Этот прием соотносится с широко распространенным в древнерусской литературе принципом бинарности, который Д.С. Лихачев связывал с отражением восприятия мира древним русичем. Ученый отмечал, что бинарность, с одной стороны, усиливает противопоставление добра и зла, небесного и земного, материального и нематериального, телесного и духовного, а с другой – подчеркивает "всеобщность, полное распространение явления или понятия на всю область чувств, естества человека, на всю Вселенную и т.д. В этих случаях перечисление обоих сущностей бытия создает впечатление полного и всеобщего их охвата" (Лихачев 1987а: 398).

2.3.2. Ритмика фонетического слова

Ритмическая направленность лексико-синтаксической структуры молитвенных текстов не может не найти отражения в их интонационной организации, которая, как показывают наблюдения, тоже подчиняется законам ритма, то есть основывается на регулярном воспроизведении сходных компонентов звучания.

 В научной литературе существует множество классификаций просодических ритмообразующих единиц русской прозаической речи. Эти классификации включают разные по объему, частично пересекающиеся списки. Так, например, по мнению А.М. Пешковского, "мельчайшей" ритмической единицей является слог, а такт, фонетическое предложение и фонетический период относятся к числу единиц следующих ступеней (Пешковский 1925: 155). Г.Н. Иванова-Лукьянова считает, что ритм создается взаимодействием трех элементов (ударения, паузировки и интонации), которые обнаруживают себя в каждой единице речевого потока – слоге, такте, фразе и предложении (Иванова-Лукьянова 1971: 128). В работе Н.В. Черемисиной "Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь" единицами прозаического ритма называются слоги, слова и речевые синтагмы. При этом отмечается, что основной единицей, не только соотносимой с физиологическим ритмом, но и организованной интеллектуально, является синтагма (Черемисина 1982: 28–31). А.М. Антипова выделяет в качестве ритмических единиц русской прозы ритмическую группу, синтагму, ступень как объединение синтагм, фразу и сверхфразовое единство (Антипова 1990а: 129–130). В.В. Васильева анализ ритмической структуры прозаических текстов строит с учетом фоноабзаца, периода и фразы (Васильева 1992).

В общей сложности можно назвать более 10 единиц, которые разные авторы относят к номенклатуре ритмообразующих. Это слог, фонетическое слово (или такт), ритмическая группа, синтагма, предложение, фонетическое предложение, ступень, фраза, фоноабзац, фонетический период, сверхфразовое единство и т.д. Не обсуждая правомерность выделения той или иной единицы ритма, отметим лишь, что они устанавливаются, как правило, в результате анализа письменных текстов или их гипотетического звучания.

 Анализ реально звучащих молитв позволяет установить, что центральной ритмической единицей молитвенного чтения является синтагма, поскольку она отвечает всем критериям, на основании которых те или иные фрагменты речевого потока получают статус единицы ритма (см.: Черемисина 1982). В самом деле, синтагма обладает свойствами целостности, отдельности, повторяемости и представляет собой семантико-синтаксическое единство. Кроме того, являясь единицей ритма, синтагма как интонационно не членимый отрезок речи одновременно выступает и в качестве единицы суперсегментного уровня, в рамках которой реализуются основные средства интонации, принимающие участие в формировании важнейших в аспекте ритма свойств синтагмы – изоморфности и изохронности.

 Вместе с тем анализ звучащих молитвословий обнаруживает, что при каноническом и неканоническом молитвенном чтении ритмообразующей единицей, наряду с синтагмой, выступает и слог. К ритмическим приемам канонического и неканонического молитвенного чтения относится повторение сходно звучащих слогов в начале и конце синтагмы, а также равномерное произношение ударных и безударных слогов фонетического слова. Оба способа ритмизации звучания молитвы являются отражением принципов организации старославянского стихосложения и древней фонетической системы старославянского языка. Остановимся на этом подробнее.

В лингвистических исследованиях, посвященных изучению древних славянских переводных и оригинальных сакральных текстов, обращается внимание на особые приемы старославянского стихосложения (Соболевский 1910: 2; Mareš 1958; Vaillant 1958; Hamm 1964; Jakobson 1965; Filonov 1978; Hauptová 1978; Матхаузерова 1979; Топоров 1979; Станчев 1982; Верещагин 1984; 1997; Гаспаров 1989: 194–196; Рогачевская 1993), в числе которых называются сходноначатие и сходноконечность соотнесенных слов (Якобсон 1970; Топоров 1979; Верещагин 1984; 1997). Вслед за Е.М. Верещагиным, мы будем называть этот прием  к р а е с о г л а с и е м  лексики. В нашем материале звуковое совпадение начальных и конечных слогов подчеркивается синтагматическим членением: случаи краесогласия маркируются межсинтагменными паузами, например:

...радуйся, Свет неизреченно родившая:/ радуйся, еже како, ни единаго же научившая/... (283S);

...радуйся, всего мира очищение./ Радуйся, Божие к смертным благоволение:/ радуйся, смертных к Богу дерзновение/... (171S).

В приведенных фрагментах из Акафиста ко Пресвятой Богородице наблюдается рифмовка инициальных и финальных слогов в синтагмах, что приближает отдельные фрагменты этих молитвословий к метрически регулярным композиционным формам стиха.

В современном чтении молитвословий находит отражение и тенденция к  в ы р а в н и в а н и ю  ударных и безударных слогов в рамках фонетического слова, характерная для древней фонетической системы старославянского языка. Так, в каноническом чтении ритмическая симметрия составляющих слово звуковых сегментов не знает исключений и особенно ярко проявляется при произношении многосложных слов:

[богор’од’ицэj]; [ч’элов’экол’’упствовал]; [испов’’едан’ии]; [фс’эд’эрж’ыт’эл’а]; [жывотвор’аш:’аго]; [ум’илос’’эрд’ис’а]; [воплот’’ившагос’а]; [знам’эн’уjуш:’ихс’а]; [благод’арств’эн:ыjа] и т.д.

В неканоническом молитвенном чтении равномерное произношение ударных и безударных слогов проявляется в значительно меньшей степени. Анализ звучания молитвословий обнаруживает стремление верующих к воспроизведению орфоэпических норм современного русского литературного языка, например:

[пъм’ин’’и]; [пам’’илуj]; [блъгъслав’’и]; [блъгъдар’’у];

[`анг’илхран’’ит’ил’]; [съхран’’и]; [н’ипаст’ыднуjу] и т.д.

Из транскрипции видно, что безударные гласные подвергаются качественной и количественной редукции в зависимости от места гласного по отношению к ударению. Это приводит к асимметрии ударных и безударных слогов.

 Однако в единичных случаях, обычно при произношении флексий именных грамматических форм, при неканоническом молитвенном чтении возможно произношение гласных полного образования не только под ударением, но и в безударной позиции, например:

 Царствие Тв[оjэ]; доб[рого] ответа; имя Т[воjэ]; Свята[го];  лука[ваго]; я[ко]; Б[ого]родица; Т[о]бою и т.п.

для канонического молитвенного чтения характерна симметрия ударных и безударных гласных, что отражает особенности древней фонетической системы. В неканоническом молитвенном чтении наблюдается в основном последовательное контрастное произношение слогов под ударением и без ударения в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.
 
Вместе с тем, как обнаруживает анализ, неканоническое молитвенное чтение отчасти сохраняет некоторые признаки древней фонетической системы, что находит выражение в произношении гласных полного образования и под ударением, и в безударной позиции, которое отмечается для ряда словоформ.

 


Страница 9 - 9 из 10
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру