Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)

Текст публикуется с сокращениями

Восходяще-нисходящая модель в каноническом молитвенном чтении представлена моновершинными, двувершинными и поливершинными вариантами, которые имеют рамочную структуру. Обычно в двувершинных вариантах основная вершина, расположенная в инициальной части синтагмы, выделяется мелодикой, а факультативная – увеличением длительности финального гласного в последнем слове синтагмы, например:

       ВС                          ВС         НВ
 ...для начальствующих/ учащих/ и учащихся/ (148F).

Однако возможно и мелодическое маркирование обеих вершин в этой модели. При этом характер тональных изменений на факультативной вершине варьируется, например:

          ВС                   (ВС)
 ...и оставлении грехов рабов Божиих/... (148F);
  ВС                        (НВ)
...да будет же ми в живот вечный/... (337R).

Как показывает транскрипция, в первой синтагме обе вершины синтагмы отмечены восходяще-нисходящим движением тона; во второй синтагме мелодическую рамку создают восходяще-нисходящая мелодика в инициальной части и нисходяще-восходящая в финальной.

В нашем материале отмечаются и поливершинные варианты восходяще-   нисходящих моделей. Для них так же характерна рамочная структура, которая создается благодаря обязательному просодическому маркированию начального и конечного ударного слогов в синтагме:

        ВС                         ВС
 Помилуй нас Боже/ по велицей милости Твоей молимся Боже
 Святый/... (118 F1).

Как видно из приведенной транскрипции, во второй синтагме выделяются две факультативные вершины, сигналами которых является удлинение ударных гласных.

Анализ интонационного оформления синтагм в неканоническом молитвенном чтении позволяет констатировать широкую распространенность трех интонационных моделей.
 1. Восходящая модель (В) представляет собой последовательность, состоящую из ровного движения среднего тона в довершинной части, плавного повышения тона на гласном вершины и ровного движения высокого тона в завершинной части, например:

        В                    В               Н
 Богу нашему слава/ во веки./ Аминь/ (136D).

Восходящая модель в неканоническом молитвенном чтении так же, как и в каноническом, представлена двумя структурными вариантами – моновершинным и двувершинным.

Примером моновершинных вариантов восходящей интонационной модели может служить оформление всех синтагм в первом фрагменте /1/ и трех синтагм в начале второго фрагмента /2/ следующих молитвословий:

     В             В                                       В
/1/ Господи/ Иисусе Христе, Сыне Божий/ помилуй меня/... (117С);
   

              В                        В                                 В

/2/ ...благослови меня/ и благослови этот день/ и помоги мне его/
                  Н’
провести в добрых делах/ (103С2).

Двувершинные варианты восходящей модели в неканоническом молитвенном чтении образуются двумя интонационными вершинами, акустическими сигналами которых являются восходящее движение тона на основной вершине и усиление словесного ударения на факультативной:

                                  (’)          В             (’)                    В
/1/ Окроплением воды сей освященной/ в бегство да претворится/

         (В)         (В)            Н’
все лукавое бесовское действо/... (237F1).
                  (’)       В                (В)                  (В)              Н

/2/ ...честнейшую Херувим/ и славнейшую без сравнения Серафим/...
 (144А).
Транскрипция показывает, что двувершинным вариантам восходящей модели свойственна рамочная структура, когда акустически выделяются первый и последний ударные слоги в синтагме. Вместе с тем интонационная рамка, охватывающая всю синтагму, не является обязательной. Так, в молитвословии /1/ при оформлении двух первых синтагм использованы двувершинные восходящие модели, из которых лишь одна имеет рамочную структуру.

1.2. Квантитативная модификация восходящей интонационной модели (В) характеризуется ровным движением среднего тона в довершинной части, плавным повышением тона на гласном вершины в сочетании с его растяжкой и ровным движением высокого тона в завершинной части, например:

      В                          В
 ...да исполнится/ с Твоей Господи/... (133Е).

В материале, который находится в нашем распоряжении, эта модификация восходящей модели встречается в трех структурных вариантах: моновершинном, двувершинном и поливершинном.

Моновершинный вариант представлен квантитативной модификации восходящей модели, например, в следующих фрагментах молитвословий:

    В                              (В)          Н

/1/ Господи,/ Иисусе Христе Сыне Божий/... (170D);
             В                       В                 (В)            Н’

/2/ Господи,/ Иисусе Христе Сыне Божий,/ помилуй меня грешную/... (117C1).


Как видно из транскрипции, начальные синтагмы в /1/, а также инициальная и медиальная синтагмы в /2/ оформлены восходящим движением тона на вершинном гласном с одновременным его удлинением.

В двувершинных вариантах квантитативных модификаций восходящих моделей сигналами факультативных вершин являются динамический и количественный компоненты интонации. Так, например в следующем фрагменте благодарственной молитвы, обращенной ко Спасителю, инициальная вершина первой синтагмы, оформленной двувершинным вариантом квантитативной модификации восходящей модели, выделена усилением словесного ударения:

                (’)                                 В                 В
...благодарю Тебя за прошедшую ночь,/ благослови меня/ на се-
                   Н’
годняшний день/ (103C1).

Инициальная вершина в первой синтагме из другого молитвословия маркирована двумя акустическими компонентами интонации: интенсивностью и длительностью (сочетанием усиления словесного ударения с одновременной растяжкой вершинного гласного):

                        (’)               В             Н’
Окроплением воды сей освященной/ в бегство да претворится/ 
          (’)                (В)  Н’
все лукавое бесовское действо/ (237F3).

В отличие от двувершинных вариантов, в поливершинных квантитативных модификациях восходящей модели в качестве маркера факультативной вершины используется преимущественно динамический компонент интонации:

       (’)        (’)     В                      Н’
...во имя Отца и Сына,/ и Святаго Духа/... (67А).

Инициальная и медиальная вершины в первой синтагме приведенного фрагмента молитвословия отмечены усилением словесного ударения. Транскрипция дает возможность увидеть, что поливершинные варианты квантитативных модификаций имеют здесь рамочную структуру, когда акустически выделены начало и конец синтагмы. Как показывает анализ имеющегося в нашем распоряжении материала, внутри интонационной рамки расположение и количество факультативных вершин может варьироваться.

2. Восходяще-нисходящая модель при неканоническом чтении отличается средним ровным тоном в довершинной части, восходяще-нисходящим движением тона на вершинном слове и низким ровным тоном в завершинной части (в интонационной транскрипции  в о с х о д я щ е - н и с х о д я щ а я  модель неканонического чтения обозначается как "ВН") , например:

        ВН
Спаси, Господи/ (312D);
        Вн               В
Храни вас всех/ Господь/ (339J);
  ВН                          В
Дай мне, Господи,/ кончину благую/... (141С).

Восходяще-нисходящая модель по своей структуре моновершинна и соотносима с ИК-3 в системе интонационных средств, представленной в Русской грамматике 1980 года (см.: Русская грамматика 1980: I, 114).

3. Нисходящая модель характеризуется ровным средним движением тона в довершинной части, нисходящим движением тона на вершинном гласном и ровным низким движением тона в завершинной части (В интонационной транскрипции для обозначения  н и с х о д я щ е й  модели используется знак "Н".) . Она соотносима с интонацией законченных повествовательных предложений (см.: Светозарова 1982: 154; Русская грамматика 1980: I, 109). Вершина в этой модели наряду с понижением мелодического контура может маркироваться сочетанием нисходящего движения тона с усилением словесного ударения. Приведем в качестве примера транскрипцию краткой молитвы, обращенной ко Пресвятой Богородице:

   ВН                                   В                          Н
Матерь Божия,/ благодарю тебя/ за прошедшую ночь,/
                      В                           Н
благослови меня/ на сегодняшний день/ (189С).

Из транскрипции видно, что вершины в синтагмах, оформленных нисходящей моделью, выделены понижением тона.

Как показывает анализ, в неканоническом молитвенном чтении нисходящая модель представлена в трех структурных вариантах: моновершинном, двувершинном и поливершинном. Примерами моновершинной нисходящей модели может служить интонационное оформление следующих молитв:
                                В         В       Н

/1/ ...Богу нашему слава/ во веки,/ аминь/ (136D);
                     В                                Н                    В

/2/ ...благодарю Тебя/ за прошедшую ночь,/ благослови меня/ на
                     Н

сегодняшний день/ (189С).

Из транскрипции видно, что в завершающей синтагме славословия /1/ и во 2-й и 4-й синтагмах благодарения /2/ наблюдается понижение тона на гласном вершины.

 Двувершинные варианты нисходящей модели характеризуются тем, что факультативные вершины в них, как показывает анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, отмечаются мелодически: восходящим либо восходяще-нисходящим движением тона:

            (В)           Н                        (В)     Н
/1/ ...Иисусе Христе Сыне Божий,/ помилуй нас/ (118E);
      
                 (В)        Н
/2/ ...и помоги вам Бог/... (152F);
     (В)                 Н
/3/ Господи, помоги/ (123C);
              (В)                 Н
/4/ Да поможет нам Господь/... (136D1);
            ВН              Н’            (ВН)      Н
/5/ ...моли// Христа Бога/ спастись душам нашим/ (261А).

Как видно из транскрипции, двувершинные варианты нисходящей модели могут образовывать просодическую рамку в пределах синтагмы, когда акустически выделенные вершины располагаются на ударных слогах инициального и финального фонетических слов синтагмы.

 Названные структурные варианты нисходящей модели не исчерпывают всех ее проявлений в молитвенном чтении. Как показывает анализ, возможны и поливершинные синтагмы, в которых два или три мелодических повышения завершаются понижением тона в финальной части синтагмы. Например, в молитве, обращенной к Богородице, нисходящему движению тона в синтагме предшествует два мелодических повышения на первом и втором фонетических словах:

         (В)                        (В)            Н

...и славнейшую без сравнения Серафим/... (144А).

Во фрагменте из малого славословия довершинная часть синтагмы содержит три мелодических повышения:

      (В)     (В)     (В)            Н’

 Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа/ (67F).

Следует отметить, что в поливершинных вариантах нисходящих моделей сохраняется просодическая рамка, поскольку интонационные вершины располагаются таким образом, что маркированными оказываются начало и конец синтагмы.

 3.1. А к ц е н т н а я  модификация нисходящей модели состоит из ровного среднего тона в довершинной части, нисходящего движения тона на гласном вершины, низкого ровного тона в завершинной части. Она отличается усилением ударения на вершинном гласном:

                              Н’
 Храни вас всех Господь/ (339J);
         Н’
...да приидет Царствие Твое/... (242А) (В интонационной транскрипции  а к ц е н т н а я  модификация нисходящей интонационной модели передается знаком "Н’". .

В нашем материале акцентная модификация нисходящей модели представлена в двух структурных вариантах: моновершинном и двувершинном. Моновершинный вариант наблюдается, например, в интонационном оформлении следующего фрагмента благодарственной молитвы:

                                                     В                        В
 ...благодарю Тебя за прошедшую ночь,/ благослови меня/ на се-

                Н’
годняшний день//... (103С2).

Здесь, как показывает транскрипция, вершина последней синтагмы отмечена нисходящим движением тона в сочетании с усилением ударения. Моновершинный вариант нисходящей модели соотносится с ИК-2 в системе интонационных средств, разработанной Е.А. Брызгуновой (см.: Русская грамматика 1980: I, 109–111).

Кроме моновершинного варианта, нисходящая модель представлена в неканоническом молитвенном чтении в двувершинном воплощении. При этом мелодическая вершина располагается в финальной части синтагмы, а в инициальной части возможно усиление ударения на первой вершине синтагмы, например:

      (’)                        Н’
 ...Господи Иисусе Христе/... (118А).
Рамочная структура нисходящей модели может представлять собой также сочетание двух мелодических изменений: восходящего движения тона на первой вершине и нисходящего – на второй, например:

          (В)              Н’
 ...помилуй меня грешную/... (117С);

           (В)                Н’
 Да поможет нам Господь/... (136D);

                     (В)          Н            (В)       Н
...Иисусе Христе, Сыне Божий,/ помилуй нас/ (118Е).

Высокая частотность плавных мелодических повышений и понижений сближает неканоническое звучание молитв с декламационным произносительным стилем (см.: Труфанова 1986; Прохватилова 1996), актуализирует изначальное стихотворное начало молитвы.

Вместе с тем поливершинность молитвенного чтения, стремление молящегося к пословному интонационному выделению дает возможность констатировать сохранение и в неканоническом звучании молитвы следов древней просодической системы музыкально-тонического типа. В такой интерпретации языковых фактов мы опираемся на данные исследований фразовой интонации славянских языков и суперсегментной фонетики севернорусских говоров (Брызгунова 1977а; Николаева 1977; 1979; 1993; Пауфошима 1985). По наблюдениям Т.М. Николаевой, тенденция к пословному построению интонационного контура фразы свойственна наиболее архаичным славянским системам и находит отражение в словацком, македонском и белорусском языках (Николаева 1977). На материале русского языка это фонетическое явление было обнаружено в ряде вологодских говоров (Брызгунова 1977а: 262; Пауфошима 1985: 95–96) и рассматривается как коррелят старого музыкального ударения (Пауфошима 1985).

Мелодическое оформление молитвословий в каноническом и неканоническом типе чтения имеет сходства и различия. Общим для двух разновидностей звучания молитв является наличие двувершинных и поливершинных структурных вариантов, подавляющее большинство которых образует просодическую рамку, выделяющую начало и конец синтагмы. Эта закономерность интонационной организации обоих типов молитвенного чтения свидетельствует о сохранении в звучании современной православной молитвы черт древнеславянской фонетической системы, для которой была свойственна рамочная обрамленность фразово-интонационной модели. Различия в каноническом и неканоническом звучании молитвословий проявляются, как показывает таблица, в преобладающем использовании тех или иных интонационных моделей, а также в соотношении акустических компонентов интонации, маркирующих вершинные слоги в синтагмах.

Для звукового оформления и канонического, и неканонического молитвенного чтения используется по четыре интонационных модели, некоторые из которых имеют модификации, дифференцирующиеся в зависимости от акустических признаков, выделяющих ударный слог основной вершины в синтагме. Общими для двух разновидностей звучания молитвословий являются только восходящая модель и ее квантитативная модификация. Важно отметить, что неканоническое молитвенное чтение обеспечивается, в основном, интонационными моделями, коррелирующими, как было показано в процессе анализа, с типами интонационных конструкций, которые составляют основу современной интонационной системы русского языка и свойственны нейтральному и декламационному произносительным стилям; тогда как каноническое чтение отличает преимущественное использование при оформлении синтагмы специфических мелодических контуров, не имеющих аналогов в современной звучащей речи.

Компоненты интонации – тон, интенсивность, длительность – не в равной степени принимают участие в выделении интонационных вершин в каноническом и неканоническом молитвенном чтении. Так, в каноническом молитвенном чтении при маркировании основных и факультативных вершин в интонационных моделях зафиксировано использование двух компонентов интонации – длительности и тона. Это свидетельствует о сохранении в звучании канонического молитвенного чтения следов древней музыкально-тонической фонетической системы, для которой признаки "тон" и "длительность" являются релевантными.

В неканоническом молитвенном чтении наблюдается иная дистрибуция акустических компонентов интонации. Здесь в качестве просодических сигналов вершинного слова в синтагме преимущественно используются такие компоненты интонации, как тон и интенсивность, что соответствует их статусу релевантных признаков современной акцентно-мелодической фонетической системы.

В неканоническом молитвенном чтении при выделении основных и факультативных вершин в некоторых модификациях интонационных моделей используется и количественный компонент интонации – длительность. Это дает основания утверждать, что и в неканоническом звучании православной молитвы частично сохраняются черты древней музыкально-тонической фонетической системы, для которой долгота, наряду с тоном, была ведущим акустическим признаком.

Таким образом, для обоих типов молитвенного чтения характерно сочетание просодических признаков, присущих как древней, так и современной фонетическим системам русского языка. Их разное соотношение определяет специфику звучания православной молитвы. В каноническом молитвенном чтении отмечается преобладание признаков, релевантных для древней музыкально-тонической системы. В неканоническом молитвенном чтении наблюдается доминирование компонентов интонации, релевантных для современной акцентно-мелодической системы.




 


Страница 8 - 8 из 10
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру