Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)
Текст публикуется с сокращениями
2.2.2. Основные интонационные модели в молитве
Как было показано в предыдущем разделе, в результате членения молитвенного текста выделяются минимальные речевые отрезки – синтагмы. Каждая из них имеет определенное звуковое оформление, которое выражается в различном взаимодействии акустических компонентов интонации и может быть описано в виде интонационной модели, то есть схемы соотношения частоты основного тона (ЧОТ), интенсивности и длительности.
В этом разделе дается характеристика интонационных моделей молитвенного чтения с точки зрения их формы. Семантические признаки интонационного оформления молитвы подробно раскрываются в 3-й главе.
Исходя из понимания ведущей роли частоты основного тона в оформлении мелодической целостности синтагмы (Цеплитис 1974; Торсуева 1977; Брызгунова 1977б; Светозарова 1982), мы дифференцируем интонационные модели молитвы в зависимости от типа мелодического контура, то есть совокупности характерных для каждой модели изменений ЧОТ (Светозарова 1982: 40).
При описании модели учитывается ее внутренняя структурированность, а именно: наличие интонационной вершины, которая маркирует наиболее важное в смысловом отношении слово синтагмы и выделяется изменением одного из компонентов интонации (ЧОТ, длительности, интенсивности) и/или их сочетанием ; довершинной части (от начала синтагмы до вершинного слова); завершинной части (от конца вершинного слова до конца синтагмы).
[Используемые нами термины "интонационная вершина" и "вершина синтагмы" соотносятся с такими употребляемыми в интонационных исследованиях понятиями, как "синтагматическое ударение" (Зиндер 1979; Светозарова 1982); "фразовое ударение" (Николаева 1969; 1977); "смысловое ударение" (Всеволодский-Гернгросс 1922); "логическое ударение" (Цеплитис 1974); "центр ИК" (Брызгунова 1977б); "акцент" (Bolinger, 1958).]
Кроме того, обращается внимание на иерархию акустически выделенных линейных единиц, входящих в синтагму, в связи с чем различаются основные и факультативные вершины синтагмы. В современных исследованиях речевой интонации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой основные вершины могут иметь моновершинный или двувершинный характер (см.: Ковтунова 1976: 49; Светозарова 1982: 123; Русская разговорная речь 1973: 143; Николаева 1977: 243–246; Русская грамматика 1980: II, 203; Бондаренко и др. 1989: 180–181; Фонетика спонтанной речи 1988: 163–164). Противопоставление основных и факультативных вершин строится на учете слитности произношения слов в синтагме. Факультативные вершины появляются в условиях ослабления линейных связей между единицами речевого потока.
При описании интонационных моделей в данной работе дифференцируются их структурные варианты, различающиеся количеством вершин в синтагме. Выделяются моновершинные варианты (с одной вершиной), двувершинные варианты (с двумя вершинами) и поливершинные варианты (с тремя и более вершинами).
Анализ мелодических изменений в интонационной модели строится с учетом следующих характеристик: 1) направления движения тона (ровное, восходящее, нисходящее); 2) формы движения тона (выпуклая или вогнутая кривая в пределах вершинного гласного и окаймляющих его звуков); 3) характера интервала (величина подъема или падения тона для отдельных участков синтагмы); 4) скорости изменения тона (постепенное, плавное, резкое повышение или понижение); 5) диапазона движения тона, или амплитуды колебаний основного тона (обычный, расширенный, суженный); 6) регистра, или уровня (средний, верхний, нижний) базового тона (несущего тона – см.: Кривнова 1976), в рамках которого происходят изменения мелодического контура.
Как показывает анализ имеющегося в нашем распоряжении материала, к числу наиболее частотных и благодаря этому приобретающих статус стилистических маркеров канонического молитвенного чтения относятся четыре интонационные модели.
1. Мономелодическая модель характеризуется ровным движением тона в рамках синтагмы
[При обозначении м о н о м е л о д и ч е с к о й модели в интонационной транскрипции используются следующие знаки: ровное движение тона в среднем регистре передает знак "РС", ровное движение тона в верхнем регистре – "РВ", например:
РС
Отче наш иже еси на небесех/... (242N);
РС
...просветителей словенских/... (87F).
В специальной литературе произнесение речи "в один тон" называется монотонией, которая бывает либо полной, если мелодия "имеет лишь одну ноту (один тон)", либо приблизительной, если "повышения и понижения не имеют четких контуров" (Цеплитис 1974: 115–116). В каноническом молитвенном чтении зафиксирована полная монотония, что подтверждается визуализацией речевого материала при инструментальном анализе.
Интонационные модели, характеризующиеся ровным средним или ровным высоким тоном, без каких-либо изменений мелодического контура, относятся исследователями либо к числу просодических средств выражения эмоциональных значений высказывания (Волконский 1913: 100; Суренский 1941: 116–122), либо трактуются как сигналы "второстепенности, малозначительности соответствующего речевого отрезка" (Черемисина 1976: 74), независимости, незаконченности фрагмента речевой цепи (Иванова-Лукьянова 1990: 8). Монотонные мелодические фигуры, оформляющие конечные и неконечные синтагмы, зафиксированы в некоторых севернорусских говорах, где интонационная монотония обычно сочетается с переключением звучания высказывания в верхний регистр (Касаткина 1988: 290291). Однако в современные классификации русской интонации интонационные модели с ровной мелодикой не включаются (см., например: Русская грамматика 1980: I, 96–122; Просодический строй 1996: 85–123).
РВ
"...Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь/" (73М)
Ровное движение тона в пределах синтагмы наблюдается при каноническом молитвенном чтении в двух регистрах – среднем (РС) и верхнем (РВ). Так, например, в следующем фрагменте из малого славословия мономелодическая модель использована в сочетании с повышением регистра, отрывок из второго молитвословия произнесен в среднем регистре:
РВ
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу/... (297M);
РС
Яко милостив и человеколюбец Бог еси/... (363F).
По своей структуре мономелодические модели двувершинны. Первая вершина располагается на ударном слоге первого фонетического слова, вторая – на ударном слоге последнего фонетического слова синтагмы. Акустически обе вершины маркируются увеличением длительности ударного гласного, например:
РВ
Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе
РВ
Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом,/ Духом Твоим
Святым, Имже освятил еси Твоя ученики/ (97N).
Как видно из транскрипции, отсутствие тональных изменений в мономелодических синтагмах компенсируется актуализацией других фонетических признаков (акустических компонентов интонации), прежде всего длительности. В произносимых ровным тоном в верхнем регистре синтагмах из молитвы святого Антиоха вершины выделены продлением инициальных ударных гласных и увеличением длительности гласных в ударном и заударном слогах финального слова. При этом растяжка ударного гласного маркирует интонационную вершину, а удлинение заударного гласного (в первой синтагме) является сигналом границы минимального речевого отрезка.
В современной русской звучащей речи появление двувершинной интонационной модели, или рамочной акцентной структуры (термин см., например: Русская грамматика 1980: II, 203), возможно, как правило, в инверсивных синтаксических структурах стилистически окрашенной прозаической речи (Ковтунова 1976: 49; Светозарова 1982: 123; Русская разговорная речь 1973: 143; Русская грамматика 1980: II, 202–203; Бондаренко и др. 1989: 180–181; Фонетика спонтанной речи 1988: 163–164).
Вместе с тем, как показали исследования, посвященные изучению архаических стихотворных форм, наличие двух фразовых ударений – одно в начале, другое в конце строки – отличает просодическую модель праславянской стихотворной строки (Иванов, Топоров 1963). Эта модель имеет общеславянский характер и свойственна всем славянским просодическим структурам, что подтверждают экспериментальные данные (Николаева 1977: 243–246). По мнению Т.М. Николаевой, восходящая к фразовому оформлению стихотворной строки рамочная обрамленность славянской фразы "соответствует самой древней форме фразово-интонационной модели" (Николаева 1979: 157). Таким образом, двувершинная интонация, характерная для канонического молитвенного чтения, отражает особенности древней просодической системы.
Анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, показывает, что мономелодическая модель представлена в каноническом молитвенном чтении не только двувершинными, но и поливершинными вариантами:
РВ
/1/ ...и Божественная Крове недостоин есмь, Христе, причащения/... (239Т);
РС
/2/ Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело/...
(122N);
РС
/3/ ...слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки
веков. Аминь/ (297M);
РС
/4/ Воскресе из мертвых Христос истинный Бог наш/... (87F).
Из приведенных транскрипций видно, что обязательному выделению подвергаются ударные слоги инициальных и финальных фонетических слов в синтагме, образуя интонационную рамку. В качестве сигнала факультативной вершины здесь используется один акустический признак – длительность. При этом количество вершин внутри просодической рамки не является строго определенным и варьируется.
2. Нисходяще-восходящая модель (НВ) включает средний ровный тон в довершинной части, понижение тона на гласном (ударном или безударном), предшествующем вершинному, и повышение тона на гласном вершины (интервал тональных изменений, как показывает инструментальный анализ, может составлять от 20 до 45 Hz); завершинная часть произносится на высоком ровном тоне (см. рис. 2 на с. 50) . [В интонационной транскрипции нисходяще-восходящая модель передается знаком "НВ".]
Приведем примеры:
НВ
Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице,/
НВ
надеющиися на Тя да не погибнем, да избавимся Тобою от
бед/... (191N).
Нисходяще-восходящая модель не имеет аналогов в современной звучащей речи. В каноническом молитвенном чтении она представлена моновершинными, двувершинными и поливершинными вариантами.
В моновершинных вариантах нисходяще-восходящих моделей вершина, расположенная обычно в начале синтагмы, маркируется мелодическими понижениями и повышениями тона, например:
Н –- РС
...трепещу приемля огнь, да не опалюся яко воск, и яко трава/ оле
страшнаго таинства/... (320)R);
НВ
...Пресвятая Троице, помилуй нас/... (272Т).
НВ
В двувершинных вариантах нисходяще-восходящих моделей основная вершина располагается в инициальной части синтагмы, а факультативная – в финальной, например:
НВ НВ НВ
Источник благих,/ причащение, Христе,/ бессмертных Твоих
НВ
ныне Таинств/ да будет ми свет, и живот, и бесстрастие,/ и к
НВ
преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия
ходатайственно/... (174R);
РС НВ
Под Твое прибег благоутробие, Блаже,/ со страхом зову Ти/... (244T);
НВ НВ
...молитв ради Пречистая Твоея Матере, / преподобных и Богоносных
отец наших/... (116M).
Как видно из транскрипции, акустическим сигналом факультативных вершин в этой интонационной модели является продление ударного гласного в последнем слове синтагмы.
Кроме того, в двувершинных вариантах нисходяще-восходящей модели обе вершины могут быть мелодическими и маркироваться нисходяще-восходящим движением тона на первом и последнем фонетическом слове синтагмы. В качестве примера приведем фрагмент богородичного тропаря из канона, входящего в Последование ко Святому Причащению:
НВ (НВ)
...очисти всего от скверны плоти и духа/ (310R).
По нашим наблюдениям, такая разновидность нисходяще-восходящей модели с двумя мелодическими вершинами наиболее характерна для завершающих молитвословие синтагм, например:
НВ
Трепещу приемля огнь, да не опалюся яко воск, и яко трава/...
РВ
како Божественного Тела и Крове брение причащаюся,/ и не-
НВ (НВ)
тленен сотворяюся/ (244Т).
Транскрипция показывает, что при чтении троичного тропаря из канона, входящего в Последование ко Святому Причащению, рамочная структура первой синтагмы создается инициальным нисходяще-восходящим движением тона и финальным продлением ударного гласного, тогда как в завершающей тропарь синтагме обе вершины отмечены мелодически.
Поливершинные варианты нисходяще-восходящей модели характеризуются обязательной просодической выделенностью начала и конца синтагмы, например:
НВ
/1/ ...небесных, и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Тайн,/
НВ
и Божественныя Твоея и тайныя вечери/... (216R);
НВ
/2/ ...Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми твоими и
НВ
всесильными мольбами/ отжени от мене смиреннаго и окаяннаго
НВ
раба Твоего/ уныние, забвение, неразумение, нерадение/... (270М);
НВ НВ
/3/ ...хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити/ очисти
(НВ)
всего от скверны плоти и духа/... (310R).
Как видно из транскрипции, акустическими сигналами факультативных вершин в поливершинных вариантах нисходяще-восходящей модели являются длительность и тон. Так, во фрагменте 8-й песни канона из Последования ко Святому Причащению /1/ и в молитве ко Пресвятой Богородице из чина утренних молитвословий /2/ факультативные вершины маркируются увеличением длительности ударного гласного. Во фрагменте из богородичного тропаря /3/ факультативные вершины выделяются мелодически или растяжкой ударного гласного.
3. Восходящая модель (В) состоит из среднего ровного тона в довершинной части, восходящего движения тона на вершинном гласном и ровного высокого тона в завершинной части . [Для обозначения восходящей модели в интонационной транскрипции используется знак "В".] Например, в следующем фрагменте из молитвы Господней повышением мелодического контура на интонационной вершине оформлена первая синтагма:
4.
В РС
...да будет воля Твоя,/ яко на небеси и на земли/... (242М).
По своей структуре эта интонационная модель может быть моновершинной (см. рис. 3) и двувершинной (И восресшаго в третий день по Писанием/..." ).
Моновершинный вариант восходящей модели соотносится с ИК-6 в системе интонационных средств, разработанной Е.А. Брызгуновой (см.: Русская грамматика 1980: I, 118). Он представлен в следующем фрагменте из молитвы Макария Великого:
В В
...но избави мя от лукаваго- и да будет во мне воля Твоя/... (61М).
В двувершинных вариантах восходящей модели просодически выделяются начало и конец синтагмы (. "...Таковей страшней тайне послужившей/..." 79S).
Основная вершина двувершинного варианта восходящей модели, расположенная в инициальной части синтагмы, выделяется повышением тона. Сигналом факультативной вершины могут быть два акустических компонента интонации: тон и длительность. Приведем примеры:
В В
/1/ ...да неосужденно отверзу уста моя недостойная- и восхвалю
В
имя Твое Святое/ Отца, и Сына, и Святаго Духа... (61М);
РС В (НВ)
/2/ ...радуйся, яко еси Царево седалище:/ радуйся, яко носиши Нося-
РС В
щаго вся./ Радуйся, звездо, являющая Солнце:/ радуйся, утробо
(НВ)
Божественнаго воплощения/... (42S);
(НВ)
/3/ ...или кто станет на месте святем Его/... (128R).
Транскрипция показывает, что в молитве Макария Великого из утренних молитвословий /1/ факультативные вершины в двувершинных вариантах восходящих моделей отмечены удлинением ударного гласного в последнем слове синтагмы, тогда как в двух других фрагментах молитвословий финальные вершины выделены мелодически. В первом икосе Акафиста ко Пресвятой Богородице /2/ и в отрывке из 23-го псалма /3/ сигналом факультативных вершин восходящих моделей является нисходяще-восходящее движение тона.
3.1. Квантитативная модификация восходящей интонационной модели характеризуется средним ровным тоном в довершинной части, повышением тона на гласном вершины с одновременным его удлинением, высоким ровным тоном в завершинной части (в интонационной транскрипции к в а н т и т а т и в н а я модификация восходящей интонационной модели передается знаком "В") , например:
ВC В В
Премудрость/ Пресвятая Богородице,/ спаси нас/ (266F).
Приведенная транскрипция молитвословия, обращенного к Богородице, показывает, что вторая и третья синтагмы оформлены здесь квантитативной модификацией восходящей интонационной модели, так как вершины этих синтагм отмечены не только восходящим движением тона, но и растяжкой вершинного гласного.
Квантитативная модификация представлена в каноническом молитвенном чтении тремя структурными вариантами: моновершинным, двувершинным и поливершинным. Так, например, в следующем фрагменте три синтагмы, завершающие молитвословие, оформлены моновершинным вариантом квантитативной модификации восходящей модели:
РС НВ РВ РВ В
...еще молимся/ о милости, жизни// мире// здравии// спасении//
В В
просвещении// прощении/... (148F).
Кроме моновершинных вариантов, квантитативная модификация восходящей модели в каноническом молитвенном чтении реализуется, как показывает анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, в двувершинных вариантах. Примером может служит звучание следующего фрагмента молитвы "Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом...":
В
...ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне благоутробен/... (122N).
Из приведенной транскрипции видно, что маркером факультативных вершин в квантитативных модификациях восходящих интонационных моделей является удлинение ударного гласного.
В нашем материале квантитативная модификация восходящей модели встречается и в поливершинном варианте. В качестве примера приведем транскрипцию звучания одного из фрагментов второго икоса из Акафиста ко Пресвятой Богородице:
РC (Н)
...радуйся, совета неизреченнаго таиннице:/ радуйся, молчания
В РC
просящих веро./ Радуйся, чудес Христовых начало:/ радуйся,
(Н) В РC
велений Его главизно./ Радуйся, лествице небесная, еюже сниде
(Н) В
Бог:/ радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо/... (283S).
Следует отметить дистрибуцию акустических компонентов интонации, выделяющих интонационные вершины в поливершинных вариантах квантитативной модификации восходящей модели: первая вершина, располагающаяся в инициальной части синтагмы, маркируется удлинением ударного гласного; вторая вершина находится в медиальной части синтагмы и отмечается нисходящим движением тона; третья вершина размещается на последнем ударном слоге в синтагме, ее сигналом является повышение тона в сочетании с растяжкой ударного гласного.
4. Восходяще-нисходящая модель характеризуется средним ровным тоном в довершинной части, восходяще-нисходящим движением тона на вершинном слове, средним ровным тоном в завершинной части [в интонационной транскрипции восходяще-нисходящая модель канонического чтения обозначается как "ВС" (В интонационной транскрипции восходяще-нисходящая модель канонического чтения обозначается как "ВС").
( :
РС ВС
...веровах тем же возглаголах,/ аз же смирихся зело/... (72R).
В отличие от близкой по изменениям мелодики ИК-3, описание которой можно найти, например, в Русской грамматике 1980 года (Русская грамматика 1980: I, 111, 114), эта модель в завершинной части произносится не на низком ровном тоне, как ИК-3, а на среднем ровном тоне ("...для начальствующих/..." (148F)).
Страница
7 - 7 из 10
Начало
|
Пред.
|
5
6
7
8
9
|
След. |
Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru